Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010
Орфография. Принципы русского правописания
Лексика и фразеология
§ 23. Многозначность слова
Многозначностью называется свойство слов употребляться в разных значениях. Так, слово ядро в современном русском языке имеет несколько значений: 1) ‘внутренняя часть плода в твердой оболочке’: А орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд (П.); 2) книжн. ‘основа чего-либо’: Под Сталинградом было уничтожено ядро фашистской армии; 3) спец, ‘центральная часть чего-либо’: ядро атома', 4) ‘старинный орудийный снаряд в виде круглого литого тела’: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.). Смысловая связь всех значений с основным очень тесная, поэтому все они и рассматриваются как значения одного многозначного слова.
Слово в процессе своего исторического развития, кроме исходного, основного (номинативного) значения, может приобретать новые, производные значения.
Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть:
1) путем переноса названия по сходству: ручка (человека) — ручка (двери), голова (человека, животного) — голова (отряда), зерно (пшеницы) — зерно (истины), золотой (браслет) — золотой (характер), высокий (дом) — высокий (пост);
2) в результате обозначения по смежности; например, слово обозначает не только материал, но и изделия из этого материала, не только процесс, но и результат
этого процесса: выплавили чугун (название материала) — купили большой чугун (изделие из этого материала);
3) в результате сходства выполняемых функций: перо (гусиное) — перо (стальное), кондуктор (‘должностное лицо, сопровождающее поезд’) — кондуктор (техн. ‘приспособление, направляющее инструмент’).
101. Прочитайте предложения и укажите различные значения существительного земля.
1. Земля движется вокруг Солнца. 2. После многих дней плавания вахтенный матрос увидел наконец землю. 3. Тщательная обработка земли обеспечивает высокие урожаи. 4. При посадке некоторых пород плодовых деревьев землю смешивают с песком и глиной. 5. С детства он мечтал о путешествиях, хотел посмотреть чужие земли. 6. За тем лесом тянутся заброшенные земли.
102. Прочитайте предложения и укажите различные значения прилагательного тяжёлый.
1. Носильщик с трудом поднял тяжёлый чемодан. 2. После смерти родителей на долю старшего брата выпала тяжёлая обязанность воспитывать маленькую сестрёнку. 3. Сзади нас слышались чьи-то тяжёлые шаги. 4. Трудно сладить с человеком, у которого тяжёлый характер. 5. За тяжёлое преступление полагается и тяжёлое наказание. 6. Рана оказалась весьма тяжёлой. 7. Вся местность кругом после пожара представляла собой тяжёлое зрелище. 8. К месту боя торопились тяжёлые танки.
103. Прочитайте предложения и укажите различные значения глагола идти.
1. Придётся идти пешком: последний автобус уже ушёл. 2. Обычно в это время года лёд уже идёт по реке. 3. Если все уроки сделаны, можешь идти гулять. 4. Мы
уверенно идём к намеченной цели. 5. Нельзя идти против воли большинства. 6. Письма, отправленные авиапочтой, идут очень скоро. 7. После починки мои часы идут хорошо. 8. Не успели кончиться морозы, как уже идёт весна. 9. Целый день сегодня идёт дождь. 10. Речь идёт о новых кинофильмах. 11. Сначала дорога идёт лесом, затем полем. 12. Из раны всё ещё идёт кровь. 13. В ответ на ход белых чёрные идут конём. 14. На этот летний костюм идёт три метра полотна. 15. Вам очень идёт новая шляпа. 16. В драматическом театре сегодня идёт новая пьеса. 17. Готовые изделия идут в продажу. 18. Половодье кончилось, вода идёт на убыль.
104. Прочитайте словосочетания и укажите, в каких из них прилагательные употреблены в прямом, а в каких — в переносном значении.
1. Высокое мнение, высокий порыв, высокий долг, высокий холм, высокая честь.
2. Глух к просьбам, глухая осень, глухая стена, глухое место, глухой мальчик.
3. Горячая беседа, горячая лошадь, горячее участие, горячий спор, горячий суп.
4. Железная дисциплина, железная руда, железная стружка, железное здоровье, железный характер.
5. Заячий мех, заячьи следы, заячья душа, заячья натура, заячья шубка.
6. Золотое кольцо, золотое сердце, золотые дни детства, золотые руки, золотые слова.
7. Свежая мысль, свежие краски на картине, свежие новости, свежие силы, свежие фрукты, свежий номер газеты.
8. Тонкая тетрадь, тонкая шутка, тонкие пальцы, тонкий намёк, тонкий слух, тонкое наблюдение.
9. Холодная душа, холодная красота, холодное впечатление, холодное сердце, холодные краски, холодные отношения, холодный ответ, холодный чай.
10. Угловатое лицо, угловатые движения, угловатые плечи, угловатый жест, угловатый камень, угловатый человек.
§ 24. Омонимы
Омонимами называются слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию: мир1 — ‘согласие, отсутствие войны’
и мир2 — ‘вселенная’; коса1 — ‘сельскохозяйственное орудие’, коса2 — ‘заплетенные волосы’ и коса3 — ‘узкая полоса земли, идущая от берега’; стан1 — ‘корпус, туловище’ и стан2 — ‘лагерь’. Ср. также: клуб дыма — молодёжный клуб; водопроводный кран — подъёмный кран и т. п.
105. Прочитайте стихотворения, найдите в них омонимы и выясните их значение.
1. Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
(Я. Козловский.)
2. Когда на мартовских полях
лежала толща белая,
сидел я с книгой, на полях
свои пометки делая,
и в миг, когда моё перо
касалось граф тетрадочных,
вдруг журавлиное перо
с небес упало радужных.
А в облаках летел журавль,
и не один, а стаями,
крича скрипуче, как журавль,
в колодец опускаемый.
На север мчался птичий клин
и ставил птички в графике,
обыкновенный город Клин
предпочитая Африке.
Журавль был южный, но зато
он в гости к нам пожаловал!
Благодарю его за то,
что мне перо пожаловал.
(С. Кирсанов.)
§ 25. Синонимы
Синонимы — это слова, тождественные или близкие по своему значению, но различающиеся оттенками значения или стилистической окраской: смелый, отважный, мужественный, храбрый; глаза, очи. Синонимы используются для придания речи выразительности, устранения повторения одних и тех же слов.
106. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания или предложения.
Говорить, хотеть, труд, храбрый, холод, большой, блестеть, бросать, враг, бояться.
107. С данными синонимами составьте предложения.
1. Близкий, ближний, близлежащий, смежный, соседний, недальний.
2. Прилежный, работящий, старательный, трудолюбивый, усердный.
3. Выдающийся, замечательный, знаменитый, известный, славный.
4. Аккуратный, опрятный, чистоплотный.
5. Бесполезный, излишний, напрасный, тщетный.
6. Броситься, рвануться, кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.
7. Возникать, зарождаться, начинаться, появляться.
8. Думать, мыслить, размышлять, рассуждать, соображать.
9. Защищать, оберегать, оборонять, ограждать, отстаивать, охранять.
10. Горевать, грустить, печалиться, скорбеть, тосковать, тужить.
108. Данные синонимы расположите по возрастающей степени признака.
1. Большой, гигантский, громадный, исполинский, колоссальный, огромный.
2. Карликовый, крошечный, маленький, микроскопический, миниатюрный, небольшой.
3. Быстро, вмиг, в мгновение ока, в минуту, мгновенно, моментально.
4. Беспокойство, тревога, волнение.
5. Безобразный, невзрачный, неказистый, некрасивый, непривлекательный, уродливый.
6. Беда, бедствие, катастрофа, несчастье.
7. Отворить, раскрыть, распахнуть.
109. К данным прилагательным-синонимам подберите определяемые существительные.
Образец: коричневый, карий — коричневый портфель, карие глаза.
1. Длинный, длительный, долгий, продолжительный.
2. Беззвучный, безмолвный, бесшумный, тихий.
3. Грубый, обидный, оскорбительный, резкий.
4. Заграничный, зарубежный, иностранный.
Для справок: 1) взгляд,доклад, молчание, одиночество, отсутствие, пауза, переписка, перерыв, песня, разлука; 2) беседа, будни, звук, ночь, нрав, переулок, плач, погода, поклон, походка, свидетель, смех, стук, тишина; 3) выходка, замечание, критика, намёк, насмешка, обращение, окрик, ответ, правда, предложение, равнодушие, слова, смех, сравнение, упрёк; 4) валюта, делегация, изделия, командировка, оборудование, пароход, паспорт, печать, подданный, поездка, происхождение, страны, языки.
110. К данному существительному подберите прилагательное-определение из синонимического ряда.
1. Почерк — определённый, разборчивый, четкий, ясный.
2. Поток — быстрый, поспешный, скорый, стремительный.
3. Документ — секретный, скрытый, тайный.
4. Смысл — действительный, настоящий, подлинный, реальный.
111. Из данных прилагательных-синонимов (слева) и существительных (справа) образуйте словосочетания.
112. Из данных глаголов-синонимов (слева) и существительных и сочетаний слов (справа) составьте словосочетания.
113. Исправьте предложения: используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.
1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина тёмного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4, Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 7. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнём.
§ 26. Антонимы
Антонимы — это слова, имеющие противоположные значения. Антономические пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например,
в парах здоровье — болезнь; радость — печаль; белый — чёрный; румяный — бледный; весёлый — грустный; вежливый — грубый заключены противоположные значения в области качества, состояния, свойства предметов и явлений.
Антонимы могут выражать и контрастные понятия: времени (утро — вечер, рано — поздно), места (верх — низ), пространства (юг — север, близкий — далёкий), объема, размера (маленький — большой, мелкий — глубокий), чувства (любовь — ненависть, счастье — горе), возраста (старый — молодой), явлений природы (холод — жара, ветрено — тихо); ср. также: труд — безделье, победа — поражение, мир — война.
При выборе антонима учитывается возможность многозначности слова. Так, слово низкий может быть антонимом не только слова высокий (низкий дом — высокий дом), но и слов благородный (низкий поступок — благородный поступок), возвышенный (низкая цель — возвышенная цель).
Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более выразительной. Особенно широко используются антонимы в языке художественной литературы, например, в качестве названий произведений: «Война и мир», «Дни и ночи» и др.
114. Прочитайте предложения. Выпишите из них антонимы и определите их значение.
1. Мимо, из двери в дверь, вниз и вверх по лестнице, бегали служащие. (А. Т.) 2. Так же быстро зной сменяется к вечеру прохладой, а ночью — холодом. (Инб.) 3. Между маяком и. радиостанцией проведена телефонная линия, и не временная, а постоянная — на столбах. (Кав.) 4. Знание человека возвышает, а невежество —
унижает. (Посл.) 5. Зелёные и оливковые водоросли растут на мелких местах. Бурые лежат глубже на скалах, а на самых глубоких местах растут красные водоросли.
(Пауст.) 6. Врага уничтожить — большая заслуга, но друга спасти — это высшая честь. (Тв.) 7. Он в упор посмотрел ей в глаза своими постаревшими, какими-то
странными, одновременно и добрыми и злыми глазами. (Сим.) 8. Не отведав горького, не узнаешь сладкого. (Посл.) 9. Крутыми тропинками в горы, вдоль быстрых
и медленных рек, минуя большие озера, весёлый, шагал человек. (Мих.)
115. Составьте антонимичные пары: к словам, данным в левой колонке, подберите антонимы из правой колонки.
близкий густой
честь опускаться
коллективный незнакомый
редкий грядущее
действительный бесчестье
правдивый молчать
вздыматься дальний
былое вымышленный
известный индивидуальный
говорить ложный
116. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к употребленным в них прилагательным.
Активный человек; быстрое движение; зимний день; торопливая походка; конкретное существительное; разнообразные занятия; замысловатая фраза; широкий канал;
толстая книга; мужественный поступок.
117. Прочитайте словосочетания и подберите антонимы к составляющим их прилагательным и существительным.
Добрый друг; тёплая ночь; постоянное движение; утренний уход; хорошее начало; полезный труд.
§ 27. Употребление иноязычных слов
118. Исправьте предложения: замените иноязычные слова русскими.
1. В сочинении ученика много дефектов. 2. Школьная футбольная команда потерпела фиаско. 3. На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера. 4. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 5. Во время интервала между уроками в класс вошёл директор школы. 6. После инцидента со словом «гусак» ссора между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем достигла кульминации. 7. Хозяин решил презентовать своему Гостю старые часы.
119. Прочитайте. Определите уместность использования иноязычной лексики.
1. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор госпиталя. 2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 3. На соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 4. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путём компромисса был сведён на нет. 5. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 6. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 7. Никакие резоны не действовали на спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. 8. Многие интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 9. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 10. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 11. Пассажиры отдыхали в шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. 12. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед обществом. 13. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 14. Характеризуя роль отдельных видов искусства в жизни общества, нельзя игнорировать специфические их особенности.
§ 28. Фразеологизмы
В русском языке (как и в ряде других языков) слова соединяются друг с другом, образуя словосочетания. Одни из них свободные, другие — несвободные. Например,
в предложении Он взял в руки железную лопату словосочетание железная лопата — свободное, каждое слово в нем выполняет определенную синтаксическую функцию
и свободно сочетается с другими словами (деревянная лопата, железная труба, железная крыша, железный совок и т. д.). А в предложении Мы шли по шпалам железной дороги словосочетание железная дорога — неразложимое, иначе говоря, устойчивое, оно превратилось в термин и является названием одного предмета; от него
образуется прилагательное железнодорожный.
Неразложимыми являются словосочетания белый гриб, грудная жаба, писчая бумага и многие другие, превратившиеся в единое наименование предмета или явления, т. е. в термин.
Кроме устойчивых сочетаний терминологического характера, существуют и другие. Например, в предложениях В комнате раздавался её искрящийся смех; Она сыпала слова так быстро, что не всё было понятно; Как подумаю, что надо уезжать, тоска берёт — три неразложимых словосочетания: искрящийся смех, сыпать слова и тоска берёт. Значение каждого из слов, входящих в эти словосочетания, понятно. Однако все эти словосочетания нельзя назвать свободными, так как по значению
составляющие их слова, употребляемые в переносном смысле, очень ограничены в своих связях (нельзя, например, сказать: «искрящийся свист», «сыпать ласки», «радость берёт», «удовольствие берёт»).
И наконец, есть словосочетания неразложимые: положа руку на сердце, вверх тормашками, мелко плавать и др. Значения этих словосочетаний не определяются значениями слов, их составляющих (положа руку на сердце — ‘откровенно’). И вот эти устойчивые, неразложимые словосочетания называются фразеологическими оборотами.
120. Прочитайте предложения и определите значения выделенных фразеологических оборотов.
1. Корабль вошёл в линию, где стояли вдоль набережной бок о бок корабли всех стран света. (Л. Т.) 2. Бывало, Иван Ерофеич строит воздушные замки: вот и так-то буду жить и этак-то. (Н. О.) 3. На Матвея с обеих сторон улицы глядели занавешенные окна домов, похожих друг на друга как две капли воды. (Кор.) 4. Сазан... вдруг рванулся изо всех сил, выскользнул, плюхнулся в воду, блеснул хвостом — и был таков. (Сер.) 5. Спать было негде. Всю ночь мы просидели у камней и клевали носами до самого рассвета. (Арс.) 6. Сам Дубенко вспыхивал внезапно, как порох, и часто по пустякам. Крайнев же долго сдерживался, кипел и потом взрывался, но быстро брал себя в руки. (В. П.) 7. Напоследок они обошли ещё раз всю больницу. Она была отремонтирована, паровое отопление действовало. Но с инструментами дело обстояло из рук вон плохо. (Герм.) 8. После отъезда Ивана Семёновича на строительстве всё пошло вверх дном. (Ант.) 9. Вчера она принесла толстую тетрадь, от корки до корки исписанную стихами. (Ант.) 10. Через двое суток Лазо уже был во Владивостоке, где скоро началась самая яркая и значительная полоса в его, до последней капли крови отданной народу, героической жизни. (Сед.)
121. Составьте предложения, используя в них данные словосочетания в их прямом значении и переносном — в роли фразеологизмов.
Образец: куры не клюют — Этот корм наши куры не клюют; Он всем старался показать, что у него денег — куры не клюют.
Опустить руки; сесть в лужу; плыть по течению; открыть глаза; показать нос; поставить в тупик; попасться на удочку; открывать новую страницу; пускать пыль в
глаза; водой не разольёшь (не разлить).
122. Укажите, с какими словами чаще всего употребляются данные фразеологизмы.
Образец: как зеницу ока — беречь, лелеять, хранить, оберегать.
Как свои пять пальцев; как рыба в воде; как снег на голову; как рак на мели; как кур во щи; как сельдей в бочке.
123. К фразеологическим оборотам, данным слева, подберите синонимичные (т. е. близкие по значению) обороты из приведенных справа.
124. К фразеологическим оборотам, данным слева, подберите антонимичные обороты из приведенных справа.
125. К данным глаголам подберите слово (или слова), с которым они образуют фразеологический оборот. Объясните значения этих оборотов.
Брать, биться, бросать.
Для справок: как рыба об лёд, вверх, в оборот, вволю, быка за рога, в руки, голыми руками, взгляд, за ум, камень в огород, измором, свет, на буксир, об заклад, пример, на ветер, на прицел, тень, себя в руки, в лицо.
126. Перечислите фразеологические обороты, в которых использованы данные слова. Объясните значение каждого оборота.
Образец:
Слово |
Фразеологический оборот с этим словом |
Значение оборота |
Лоб |
Глаза на лоб <лезут, полезли> |
Крайнее удивление, недоумение |
В лоб <спрашивать, говорить> |
Без намеков, прямо |
|
В лоб <дуть, ударить> |
Навстречу движению |
|
В лоб <наступать, атаковать> |
В упор, прямо перед собой |
|
Семи пядей во лбу |
Очень умный, выдающийся |
|
Лоб в лоб <идти, сходиться, ударять> |
Навстречу друг другу |
|
Медный лоб |
Бессмысленно упрямый, ограниченный человек, тупица |
|
Что в лоб, что по лбу |
Все равно, одинаково |
|
Лбом стену не прошибёшь |
О непреодолимом препятствии |
Волос (волосок), рот, шея, пята (пятки).
127. (повторение). Исправьте предложения, устраняя лексические ошибки.
1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы бывших целинных земель преобразовали своё лицо до неузнаваемости. 3. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения жители села выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 6. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В окраинном районе воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в неё обеими лапами. 10. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.