Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Орфография. Принципы русского правописания
Правописание гласных в корне

Основным принципом русского правописания является морфологический принцип. Это значит, что общие для родственных слов их значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое начертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в
состав морфем.

Вне зависимости от произношения морфологический принцип правописания применяется при написании-корней (ср.: ход — [хот], ходок — [хад]о́к, ходовой —
и[хъд]ово́й), суффиксов (ср.: дубовый — дуб[о́в]ый, липовый — ли́п[ъв]ый), приставок (ср.: подписать — [път]писа́ть, подпись — [по́т]пись) и окончаний (ср.: на
реке — на рек[э́], на речке — на ре́чк[ъ]).

Помимо морфологического принципа, в русской орфографии применяются также фонетические написания, т. е. написания, соответствующие произношению.

Наиболее наглядным примером таких написаний является написание приставок, оканчивающихся на з. При произношении конечный звук [з] в приставках без-,
воз-, из-, низ-, раз-, чрез-/через- перед глухим согласным корня оглушается, что и находит отражение на письме; ср.: бездушный — бестолковый, возглавить — воскликнуть, издать — истолковать, низвергать — ниспослать, разбить — расформировать, чрезмерный — чересседельник.

Наконец, существуют еще традиционные, или исторические, написания, являющиеся пережитком прошлого. Примером такого написания может служить употребление буквы и после ц и шипящих ж, ш: цирк, жизнь, ширина. В древнерусском языке звуки [ж], [ш] и [ц] были мягкими и написание после них буквы и было закономерным, так как соответствовало произношению.

Правописание гласных в корне

§ 6. Проверяемые безударные гласные в корне

В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, которая произносится в этой части слова под ударением: знамёна развеваются (веять); события развиваются
(развитие).

Запомните: безударные гласные о // а в кор- не глагола совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида на -ывать / -ивать: кормить
(кормит, хотя выкармливает), проглотить (глотка, хотя проглатывать).

20. Прочитайте. Проверьте безударные гласные в корнях выделенных слов.

1. Первые свои стихи поэт посвятил детям. 2. Мальчик посветил нам в тёмном коридоре. 3. Бельё необходимо полоскать несколько раз. 4. Детям хотелось поласкать пушистую собачонку. 5. Не давайте козам залезать в огород. 6. Убежавший волк пытался зализать рану. 7. Следует разредить частые всходы. 8. Пришлось разрядить ружьё. 9. Ласточка свила гнездо под крышей дома. 10. Мать свела ребёнка по лестнице за руку. 11. Не следует умалять значение этого факта. 12. Раненый продолжал умолять о помощи. 13. Лёгкий ветерок обвевал лицо. 14. Плющ обвивал ствол дерева. 15. Сестра примеряла новое платье. 16. Учительница примиряла поссорившихся школьников.

21. Прочитайте слова и объясните написание выделенных гласных.

Возрождение, долина, залепить, наслаждаться, обнажать, обновлённый, ознаменовать, обстоятельство, определение, остановиться, поглощать, пренебрежительный, преподаватель, распространять, растолковать, растрепать, сокращение, увлечение.

22. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наступление развевалось по всему фронту. 2. Волосы разв..вались на ветру. 3. Раск..ли железо, прежде чем его ковать. 4. Раск..ли поленья и подбрось их в огонь. 5. Скр..пите разрозненные листы. 6. Не скр..пите перьями. 7. Осл..пительный свет молнии озарил небо. 8. Глаза сл..пались от усталости. 9. Усевшись у костра, ребята зап..вали в..сёлые песни. 10. Лекарство зап..вают водой. 11. Лесоруб закл..нил топор. 12. Зря не кл..ните судьбу. 13. Нельзя об..жать слабых. 14. Попробуйте об..жать эту территорию. 15. Не так легко ст..чать сапоги. 16. Нужно было ст..чить зазубрину на ноже.

§ 7. Непроверяемые безударные гласные в корне

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые беспроверочные написания. Среди них есть слова
исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю.

Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: винегрет, возражать, дилемма, дирижёр, иждивенец, кавычки, наваждение, обаяние, обоняние, панорама, периферия, пескарь, смятение, тоннель, тоннельный, тоннельщик (в настоящее время такое написание употребительнее, чем написание туннель,
туннельный, туннельщик), утилитарный и др.

23. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Арт..ллерия, б..тальон, б..нзин, б..седа, б..чёвка, б..дон, велос..пед, вер..ница, в..стибюль, вин..грет, гардероб, гастр..ном, гр..мадный, делегат, д..сциплина, иде..ло-
гия, интеллигенция, к..блук, к..лач, к..рниз, к..нфорка, к..рнишон, л..леять, мач..ха, м..тель, нав..ждение, об..яние, об..няние, од..леть, п..л..садник, папор..тник, п..скарь, предв..рительный, проп..ганда, сков..рода, сн..гирь, стипендия, т..бурет, ур..ган, ф..нарь, экзаменатор, экспл..атация.

24. С данными словами составьте предложения. Обратите внимание на выделенные буквы.

Балагур, ватрушка, гегемония, гигиена, дизентерия, инженер, кавычки, колчан, манифест, привилегия, университет, ярмарка.

§ 8. Чередующиеся гласные в корне

Корень гар- / гор-

В корне гар- / гор- под ударением пишется буква а, без ударения — буква о: загар, загореть. Исключения: специальные и областные слова: выгарки (‘остатки от
сгорания, перетопки’), изгарь (‘что-либо перегоревшее’), пригарь (‘привкус гари’).

25. Образуйте невозвратные и возвратные приставочные глаголы от корня гор-.

26. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мрачно шагали пог..рельцы, стаскивай в кучу уцелевшую домашнюю утварь. (М. Г.) 2. Загорелись огни в окнах соседних дач. (Гайд.) 3. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг..рели. (С.-Щ.) 4. Всё ещё никак не мог разгореться день. (Саян.) 5. Свеча сильно наг..рела. (Кор.) 6. Сложив все бумаги в походный нёсг..раемый ящик, он пошёл в свою землянку. (Ов.) 7. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г..рело электричество. (Эр.)

Корень зар- / зор-

В корне зар- / зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится; без ударения — буква а: зарево, зорька, зарница, зарянка. Исключение: зоревать.

27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Горит восток з..рею новой. (П.) 2. На минуту оз..рённый молнией, перед нами — ствол берёзы. (М. Г.) 3. А потом её будто что оз..рило. (Т.) 4. Лица оз..ряются пламенем костра.

Корень кас- / кос(н)-

В корне кас- / кос(н)- пишется буква о, если после гласной следует согласная н, в остальных случаях пишется буква а: касаться, коснуться.

28. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Имел он счастливый талант без принуждения в разговоре к..снуться до всего слегка. (П.) 2. Проведите касательную к окружности. 3. В своей жизни ему пришлось соприкасаться с различными людьми. 4. Прикосновение к оголённому электропроводу опасно для жизни. 5. Ветви ивы почти к..сались воды.

Корень клан- / клон-

В корне клан- /клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — буква о: кланяться, поклон, наклониться.

29. Образуйте невозвратные и возвратные приставочные глаголы от глагола клонить, а также отглагольные существительные с суффиксом -ени(е).

30. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. После обеда никто и ничто не могло откл..нить Обломова от лежанья. (Гонч.) 2. Накл..нившись к окну, Поляков подставил лицо ветру. (Рыб.) 3. Бойченко подошёл
к старушке и покл..нился ей поясным поклоном. (Ант.) 4. Под самым окном, наклонясь над водой, росла развесистая берёза. (Акс.) 5. Учительница по-прежнему сидела, низко склонившись над толстой книгой. (Гл.) 6. Конечно, без потерь дело не обойдётся, ибо укл..ниться от боя мы не сможем. (Степ.)

Корень лаг- / лож-

В корне лаг- (перед г) пишется буква а, если в слове есть суффикс -а-.

В корне лож- (перед ж) пишется буква о: предлагать, предложить. Исключение: полог.

31. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Надо изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я не располагаю свободным временем. 5. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. 6. Предположения не оправдались. 7. На Иванова возложили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. На юного музыканта возл..гали большие надежды. 10. Прил..жение — это особый вид определения.

Корни мак-, мок-

Корень мак- имеют глаголы со значением ‘погружать в жидкость’: макать сухарик в чай.

Корень мок- имеют глаголы со значением ‘пропускать жидкость’: обувь промокает.

Правило распространяется и на производные слова.

32. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мы вым..кли под дождём. 2. Резиновые сапоги не пром..кают. 3. Раньше в тетради всегда был вложен лист пром..кательной бумаги. 4. Обм..кните перо в чернила.
5. Вым..кшую рожь пересеяли. 6. Для чертежей нельзя пользоваться пром..кающей бумагой. 7. Нужно предупредить вым..кание озими в низинах.

Корни равн-, ровн-

Корень равн- имеют слова со значением ‘равный, одинаковый’: уравнять в правах, уравнение.

Корень ровн- имеют слова со значением ‘ровный, прямой, гладкий’: уровень, выровнять дорожки. Исключение: равнина.

33. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Всадник пор..внялся с повозкой. 2. Ср..внение было не в мою пользу. 3. Мы с товарищем р..весники. 4. Раздалась команда: «Р..внение направо!» 5. Ребята зар..вняли участок и подр..вняли клумбу посередине школьного двора. 6. За этой возвышенностью начиналась обширная р..внина. 7. Существуют неср..внимые математические величины. 8. Криво повешенные полки надо было выр..внять.

Корни плав-, плов-, плыв-

  В кор плав- всегда пишется буква а: плавучий, плавни.

  Корень плов- имеют слова пловец, пловчиха.

Корень плыв- только в словах плывун, плывунный, плывучий.

34. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Попл..вок неподвижно лежал на поверхности воды. 2. Ледокол окружали пл..вучие льды. 3. Хороших результатов в соревновании добились молодые пл..вцы.
4. По реке идёт спл..вной лес. 5. Жук-пл..вунец живёт в водоёмах. 6. Судно выдержало испытание на пл..вучесть.

Корень раст- / рос-

В корне раст- / рос- пишется буква а перед ст и перед щ; в остальных случаях пишется буква о: растение, наращение, выросший. Исключения: отрасль, росток,
ростовщик, Ростов, Ростислав.

35. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Р..стёт и крепнет движение за сохранение окружающей среды. 2. В п..л..саднике р..сли цветы. 3. Некоторые морские водор..сли употребляются в пищу. 4. Нужно было определить прир..щение скорости. 5. Р..стовщический капитал душил мелких производителей. 6. Это был человек зрелого возр..ста. 7. Необходимо беречь молодую, пор..сль. 8. Организован ряд отр..слевых научных институтов. 9. Шум потока возр..стал по мере приближения к нему.

Корень скак- / скоч-

В корне скак- пишется буква а (перед к), в корне скоч- пишется буква о (перед ч): скакать, вскочить. Исключения: скачок, скачу.

36. Образуйте приставочные глаголы от корня скак- / скоч-.

37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Дениска хотел показать, что он может проск..кать на одной ноге какое угодно расстояние. (Ч.) 2. Подск..кали всадники с факелами, соск..чили наземь. (А. Т.)
3. Скажите, кто из вас согласен ск.кать за дочерью моей? (П.) 4. Варавка в два прыжка подск..чил к нему. (М. Г.) 5. Из-за рощи выск..чил грузовик с пустыми снарядными ящиками. (Сим.) 6. Из рощи выск..кал на иноходце татарин с бельмом на глазу. (Фед.) 7. Алёша вск..чил на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск..чил ров. (Горб.)

Корень твар- / твор-

В корне твар- /твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — буква о: тварь, творчество, творить. Исключение: утварь.

38. Образуйте приставочные глаголы от глагола творить.

39. (повторение) Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Работали пор..вну, пор..вну между всеми, делился доход. (Лид.) 2. Быстро и ловко она расст..лила сено, разр..вняла его, пере..жила раненого. (Закр.) 3. В руке
бл..стит высокого цилиндра глянец. (Бл.) 4. На ногах у него были нечищеные выр..стковые сапоги. (Т.) 5. И вот я плыву. И ск..чу на коне. (Рожд.) 6. Я хочу, чтобы не тлели, а г..рели слова. (Пр.) 7. Гул разговоров стоял в оживившихся и выр..внявшихся рядах. (Купр.) 8. Рудин увидел его, пор..внявшись с ним. (Т.) 9. На холмах маяки бл..стают. (Л.) 10. Всех офицеров ск..кало семнадцать человек. (Л. Т.) 11. Ветер стих, и слава з..ревая облекла вон те пруды. (Бл.) 12. Руины, всё более зар..ставшие травой, уже почти ср..внялись с землёй. (Поп.) 13. Снова зам..рло всё до рассвета. (Исак.) 14. На годовалого пусть шьёт, на выр..ст. (Соб.) 15. Да, я р..весник всем твоим векам. (В. Ф.) 16. Врач поставил точку, пром..кнул голубой пром..кашкой написанное и поднял глаза. (Аст.) 17. Разр..вняют лопатами насыпь, усядутся и выкурят по махорочной самокрутке. (Бар.) 18. А за то её зовут з..рянкой, что грудка её разукрашена цветом утренней з..ри. 19. Как-то сложатся ратные судьбы юных лейтенантов, что р..вняются в последний раз на боевой стяг училища? 20. Это был большой и гладкий круг, который вр..шался с нар..стающей скоростью. 21. Я хотел было отск..чить, но было поздно. 22. Брата узнала она по маленькому р..сточку. 23. Острый пл..вник акулы рассекает воду.

Корни бер- / бир-, дер- / дир-, мер- / мир-, пер- / пир-, тер- / тир-

В корнях бер- / бир-, дер- / дир-, мер- / мир-, пер- / пир-, тер- / тир- пишется буква и, если в слове есть суффикс -а-: убирать, задирать, замирать, запирать, стирать;
в остальных случаях пишется буква е: беру, деру, умереть, запереть, стереть.

40. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Путешественники с трудом проб..рались в густых зар..слях. 2. Старик шёл, оп..раясь на палку. 3. Все зам..рли от неожиданности. 4. Комната никогда не зап..ралась на замок. 5. Участники концерта соб..рутся к восьми часам вечера. 6. Яркие впечатления не ст..раются в памяти. 7. Я чувствовал лёгкое зам..рание сердца. 8. Пастух опасался, что волк зад..рёт овец. 9. Я переб..рал старинные рукописи.

Корни блеет- / блист-, жег- / жиг-, чет- / чит-, стел- / стил-

В корнях блеет- / блист-, жег- / жиг-, чет- / чит-, стел- / стил- пишется буква и, если в слове есть суффикс -а-, в остальных случаях пишется буква е: блистание, зажигать, вычитание, расстилаться, блестеть, выжегший, вычесть, застелить. Исключения: сочетать, сочетание.

41. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Бл..стит на солнце паутина. 2. Заж..гаются звёзды на небе. 3. Следует поч..тать старших. 4. Кругом расст..лается бесконечная р..внина. 5. Ослепительно бл..снула молния. 6. Оратор не бл..стал красноречием. 7. Пост..ли скатерть на стол. 8. Сж..гание мусора производится на специальных заводах.

Корни с чередованием а(я) / им, а(я) / ин

В корнях с чередованием а(я)/им, ин пишутся сочетания им, ин, если в слове есть суффикс -а-: сжать — сжимать, снять — снимать, начать — начинать, примять — приминать.

42. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В музее всё напом..нает о прошлом. 2. Путники прокл..нали трудности дороги. 3. Прин..майтесь скорее за работу. 4. Аудитория вн..мательно слушала лектора. 5. Заря ещё не зан..малась. 6. Сестра закл..нала меня быть осторожным. 7. Уроки нач..нались в девять часов утра.

43. (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Заг..релые тела пл..вцов напом..нали о юге, о море. 2. Небо по временам оз..рялось з..рницами. 3. Мы прекл..няемся перед героизмом русских воинов. 4. Он притв..рился, что не слышит меня. 5. Больно было прик..саться к ушибленному месту. 6. Теоретические пол..жения должны подтверждаться практикой. 7. У берега стоял пл..вучий дом отдыха. 8. Утки прятались в зар..слях тростника. 9. Упавший бегун быстро вск..чил на ноги. 10. Резиновые сапоги не пром..кают. 11. Отстающий ученик выр..внялся в учёбе. 12. Школьные товарищи часто соб..рались вместе. 13. Мальчик пот..рал руки от холода, так как пот..рял перчатки. 14. Глаза заст..лались слезами. 15. Лектор к..снулся ряда вопросов. 16. Игр..ки прил..гали все усилия, чтобы отыграться. 17. Всадники поск..кали дальше. 18. Поступили в продажу выращенные в теплице огурцы. 19. Ветераны вспом..нали м..нувшие дни.

§ 9. Гласные после шипящих и ц в корне

  1. После шипящих под ударением в корне пишется буква е (ё) (хотя произносится о), если в родственных словах пишется буква е: жёлтый (желтеть), шёпот (шептать); в остальных случаях пишется буква о: шов, обжора, чохом.

2. Во многих иноязычных словах после шипящих в безударном положении пишется буква о: шоколад, жокей, шофёр и др.

3. После ц в корне пишется буква и: цирк, цикорий, медицина. Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (и производные).

44. Перепишите, группируя однокоренные слова. Значение незнакомых слов выясните в толковом словаре русского языка.

Шов, шоры, крыжовник, чокаться, шок, шорник, мажорный, обжора, чопорность, бесшовный, шомпол, чоканье, прожорливый, шорный, чопорный, шоковый, мажор,
шорничать, чокнуться, шомпольный, крыжовенный.

45. С данными иноязычными словами составьте предложения.

Жокей, жолнёр, жонглёр, шовинизм, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия.

46. К данным словам подберите однокоренные, в корне которых на месте ударного,звука был бы безударный (или ударное е).

Образец: учёт — учесть; жёрнов — жернова.

Бечёвка, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлтый, жёлудь, жёсткий, зачёт, кошёлка, печёнка, пощёчина, пчёлка, пшённый, расчёска, решётка, счёт, тяжёлый, учёба, чёботы, чёлка, чёлн, чёрный, чёрт, чёрточка, шёпот, щёголь, щёлка.

47. С данными словами (первое слово в каждой паре — глагол, второе — существительное) составьте предложения.

Ожёг — ожог; пережёг — пережог; поджёг — поджог; прожёг — прожог.

48. Выпишите из орфографического словаря русского языка в два столбика существительные с начальным слогом ци и с начальным слогом цы.

49. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

  Ц..мбалы, «Мц..ри», противоц..нготный, ц..рюльник, моц..он, ц..трусовый, выц..ганить, вакц..на, ц..вилизация, ц..клевание, иниц..атива, пац..ент, ц..клон, пац..физм, рец..див, ц..кнуть, холец..стит, ц..гейка, ц..клоп, ц..ничный.

§ 10. Буква э

1. После согласных в корне пишется буква е: тендер, кафе. Исключения: мэр, пэр, сэр (и производные) и некоторые имена собственные (Мэри, Улан-Удэ и др.).

2. После и в корне пишется буква е: диета, пиетет.

3. После гласных (кроме и) в корне пишется преимущественно буква э: поэт, дуэль, маэстро. Но возможно и написание буквы е: проект, реестр.

50. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. На выставке было много интересных ст..ндов. 2. Открыта новая ди..тическая столовая. 3. Он укутал шею шерстяным кашн.. . 4. Чертёж сделан в про..кции. 5. Зрелище было поистине фе..рическое. 6. Не всегда легко найти ад..кватное решение. 7. Исполнялся «Р..кви..м» Моцарта. 8. На письменном столе стояла изящная стату..тка. 9. Рисунок был выполнен паст..лью.

51. (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Мач..ха хорошо относилась к падчерице. 2. Прош..л воинский эш..лон. 3. Он всем готов был говорить компл..менты. 4. Д..зертирам не было никакой пощады. 5. Ребёнок заболел д..з..нтерией. 6. Комнату нужно было прод..з..нфиц..ровать. 7. Брош..ра издана массовым тиражом. 8. Танцевали под аккомпан..мент рояля. 9. Нужно р..вняться на лучших. 10. Предпол..галось организовать вечер самодеятельности. 11. Платье было сшито из ш..тландки. 12. На мельницу доставили новый ж..рнов. 13. Ож..г причинял сильную боль. 14. Не гладьте кошку против ш..рстки. 15. Вода стекала по ж..лобу. 16. Легкий ш..рох постепенно зам..рает. 17. От недостатка витаминов заболевают ц..нгой. 18. Шуба была сш..та из ц..гейки. 19. Песни ц..ган очень мелодичны. 20. Боясь разбудить больного, мы вышли на ц..почках. 21. Среди нотных знаков имеется ди..з.