Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010
Орфография. Принципы русского правописания
Правописание согласных в корне
§ 11. Звонкие и глухие согласные в корне
Для проверки написания звонкого или глухого согласного в корне надо так изменить слово или подобрать такое родственное слово, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный либо согласный л, м, н или р: везти (везу), плод (бесплодный).
В отдельных случаях такая проверка невозможна: общий, футбол, винегрет и др.
52. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Книги лежали впереме..ку с тетрадями, что создавало большой беспорядок. 2. Состоялась очередная игра на первенство страны по фу..болу. 3. Собравшиеся на
во..зале приветствовали д..л..гатов конференции. 4. Высоко летел, размахивая длинными крыльями, ко..чик. 5. Оконечность позвоночника называется ко..чиком. 6. Винтовая ле..тница вела на чердак. 7. Необходимо было заделать отверстие в стене. 8. На земле валялась сгнившая деревя.жа. 9. К обеду были поданы копчу..ки. 10. А..бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 11. На стёклах окон вывела свои узоры изморо..ь. 12. Началось время ко..ьбы. 13. Двери музея украшены художественной ре..ьбой.
§ 12. Двойные согласные в корне
1. В слове, образованном от корня, оканчивающегося на две одинаковые согласные, эти согласные перед суффиксом сохраняются: группа —> группка, класс —> классный.
2. В первой части сложносокращенного слова, которая представляет собой основу, оканчивающуюся двумя одинаковыми согласными, пишется только од-на согласная: грампластинка <— граммофонная пластинка.
53. С данными словами составьте предложения.
Вожжи, дрожжк, жжёт, жужжать, можжевельник, ссора.
54. К данным словам подберите однокоренные. (Воспользуйтесь орфографическим словарем русского языка.)
Агрессор, аппетит, грамматика, дифференциация, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, интеллигенция, касса, класс, коллегия, коллектив, колосс, комментарий, коммунизм, кристалл, масса, металл, пассажир, пассив, пессимизм, прогресс, профессия, территория, эффект.
55. От основ данных существительных образуйте новые слова.
1. Уменьшительные существительные с суффиксом -к-: группа, программа, телеграмма.
2. Прилагательные-, галл, гунн, класс, киловатт, компромисс, металл, прогресс.
3. Глаголы с суффиксом -ировать: апелляция, ассоциация, баллотировка, дистилляция, дифференциация, иллюстрация, комментарий, корректор, оккупация, оппонент, режиссёр, сумма.
56. Объясните написание выделенных согласных в каждой группе слов.
1. Кристалл — кристальный; колонна — колонка; тонна — пятитонка; оперетта — оперетка; финн — финка, финский.
2. Коммерческий банк — комбанк; коллективное хозяйство — колхоз; групповой организатор — групорг; классный комитет — класком; граммофонная запись —
грамзапись.
57. (повторение). Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Договор был ан..улирован. 2. Парижские ком..унары сражались на бар..икадах. 3. Аудитории распол..жены по обеим сторонам кор..идора. 4. В ц..рке показывают
новый ат..ракцион. 5. Любимцем ип..одрома был молодой ж..кей. 6. К сложносокращённым словам относятся буквенные и звуковые аб..ревиатуры. 7. Производится
монтаж нового аг..регата. 8. Доставленные с юга р..стения ещё не ак..лиматизировались. 9. Ученик обладал кал..играфическим почерком. 10. Картинная гал..ерея
пополнилась новыми экспонатами. 11. Опубликовано ком..юнике о ходе переговоров. 12. Мебель была расставлена сим..етрично. 13. В драм..этических произведениях
важно развитие действия. 14. В журнале помещён ряд удачных кар..икатур. 15. В некоторых отр..слях производства успешно используются сур..огаты. 16. Дипломатическая мис..ия преобразована в посольство. 17. Гостям на дес..ерт подали мороженое. 18. В период работы съезда публиковались информационные бюл..етени. 19. Многие изделия делаются из ал..юминия. 20. Коэф..ициент полезного действия оказался весьма высоким. 21. В курсе высшей математики изучается диф..еренциальное исчисление. 22. Ш..ф..ёр нажал на тормо.. и остановил машину. 23. Открыто движение трол..ейбусов по новой линии. 24. Наша страна обладает неисчерпаемыми рес..урсами. 25. Ни в науке, ни в ис..кус..тве нельзя быть дил..етантом. 26. К дому примыкала тер..аса.
§ 13. Непроизносимые согласные
58. Перепишите слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Образец: устный — уста.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, гнусный, горестный, громоздкий, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, интересный, комендантский,
корыстный, косный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, свиснуть, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный,
шефствовать, явственный, яростный.
59. Перепишите, вставляя пропущенные буквы,
1. Следует соблюдать правила технической безопас..ности. 2. В воздухе чу..ствовался запах гари. 3. Домой вернулись поз..ним вечером. 4. Да здра..ствует дружба народов! 5. Он считался искус..ным пловцом. 6. В природе всё безмол..ствовало. 7. Собравшиеся тепло че..твовали юбиляра. 8. Поступившие в школу почти все были ровес..никами. 9. Скот выгнали на летние пас..бища.
60. Прочитайте текст и объясните написание выделенных слов (сформулируйте правило написания слов с непроизносимыми согласными).
В ненастный день пришлось дежурить сержанту Василию Бойко. Стоит он на мосту и видит, как ползут по небу тучи, словно ужасные гигантские чудовища.
Вдруг на мост, подобно лавине, ворвался тяжеловесный состав. Небывалая скорость обеспокоила пограничника. Мимо него мелькали вагоны, гружёные платформы. В одном из тамбуров Бойко успел заметить человека. Тот лихорадочно крутил рукоятку тормоза. Решение родилось мгновенно: вскочить на другую площадку и тоже тормозить. Ведь до станции близко, а на стрелках могут столкнуться вагоны, и тогда...
Сержант ухватился за поручни лестницы, но не удержался — его отбросило на землю. Он присвистнул от неожиданности, но тут же повторил опасную попытку,
на этот раз удачно. Однако в тамбуре тормоза не оказалось. Тогда сержант взобрался на крышу вагона. Надо было отыскать оборудованную тормозной рукояткой площадку. Но где она? Бойко увидел, что по крышам от локомотива кто-то бежит. «Там, там!» — кричал помощник машиниста. Под ногами Бойко вагоны бешено раскачивались, но он перепрыгивал с одного на другой, каждую секунду рискуя сорваться. Сердце его билось сильно, стучало в висках. Наконец он добрался до тормоза и вскоре с облегчением почувствовал, как состав постепенно снижает скорость. Поезд удалось остановить почти у самых стрелок.