Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или более частей (простых предложений), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.
По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения.
Союзные предложения подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Различие между этими типами сложных предложений основано на различной синтаксической функции соединяющих союзов — сочинительных и подчинительных. Кроме того, при сочинении части сложного предложения сохраняют свою смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие: ...Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна(Ч.), тогда как при подчинении частей одна из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинена другой: Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Ф.).
В сложносочиненном предложении каждая из его частей носит характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость, возможна перестановка частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. В сложноподчиненном предложении одна из частей носит характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с другой частью сложного целого.
§ 79. Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами:
1) соединительными: и, да (в значении ‘и’), ни...ни;
2) противительными: а, но, да (в значении ‘но’), однако, же, зато, а то, не то;
3) разделительными: или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то;
4) присоединительными: да, да и, тоже, также;
5) пояснительными: то есть, а именно.
1. Между частями сложносочиненного предложения, соединенного союзом, ставится запятая: Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова (Л. Т.); Не то пыль, не то дым (Некр.).
2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами и и да.в значении ‘и’ лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город — в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч.); У меня была только синяя краска, но, несмотря На это, я затеял нарисовать охоту (Л. Т.); Мне послышалось, что он заплакал, а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слёз не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.).
3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то
между частями ставится тире: Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулемётов — и фашисты уже не могут стрелять (В. С.); Я спешу туда ж — а там уже весь город (П.).
4. Запятая перед союзами и, да (в значении ‘и’), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится:
1) если части имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги; Когда началась гроза, игра прекратилась и дети, бросились бежать домой.
Запятая между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общую придаточную часть, ставится, если эти части соединены повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжёлые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы;
2) если обе части являются назывными предложениями: Прогулка в лесу и катанье на лодках;
3) если обе части являются вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?;
4) если обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.
422. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. (П.) 2. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища да ветер волнует хлеба на нивах. (Кор.) 3. Глядел
мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила. (Т.) 4. Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их. (П.) 5. Дубровский держал в руке открытую книгу но глаза его были закрыты. (П.) 6. Мы ехали берегом Лены а зима догоняла нас с севера. (Кор.) 7. Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (П.) 8. Ученье и обед делали дни очень интересными но вечера же проходили скучновато. (Ч.) 9. Положим он знает лесные дорожки гарцует верхом не боится воды зато беспощадно едят его мошки зато ему рано знакомы труды. (Н.) 10. Надо смотреть практически на жизнь а то всегда в дураках будешь. (Л. Т.) 11. Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дали возмутит. (Л.) 12. То длинный сук её за шею зацепит вдруг то из ушей златые серьги вырвет силой то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок то выронит она платок. (П.) 13. То ли вода ещё была холодная то ли Кадошка [охотничья собака] ещё молод и глуп только остановился он у воды и не может дальше идти. (Пришв.)
423. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Тут раздался лёгкий свист и Дубровский умолк. (П.) 2. С колесницы пал Додон охнул раз и умер он. (П.) 3. Ещё напор и враг бежит. (П.) 4. Ещё одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть. (Г.) 5. Вавила бросил что-то в костёр притоптал и тотчас же стало очень темно. (Ч.) 6. Мгновение и всё опять тонуло во мраке. (Кор.) 7. Один прыжок и лев уже на спине буйвола. (Купр.) 8. Треск разрываемой рубахи и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза. (М. Г.) 9. По крыше выложили жесть и дом готов и крыша есть. (М.) 10. Короткая команда пущенные на полный ход моторы стремительно с ближней дистанции торпедный залп и с одним немецким транспортом а через пятнадцать секунд со вторым было покончено. (Сим.)
424. Перепишите, расставляя знаки препинания. В сложносочиненных предложениях подчеркните общий второстепенный член или общую придаточную часть.
1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (П.) 2. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение. (Т.) 3. В сенях пахло
свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры. (Л. Т.) 4. В гавани огни фонарей столпились в разноцветную группу и видны были стволы мачт. (М. Г.) 5. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми лёгкими и пятна солнца прорвавшиеся сквозь листву на столики освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки. (Фед.) 6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату. (Л. Т.) 7. Когда Аню провожали домой то уже светало и кухарки шли на рынок. (Ч.) 8. Зловещий блеск и пестрота дерев. (Тютч.) 9. Это кто такие и что им надобно? (17.) 10. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. (Ч.) 11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной. (Т.) 12. Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.) 13. В такие ночи даже широко раскрытые зрачки не могут одолеть темноты и люди движутся ощупью вслепую рискуя в любой канаве свернуть голову. (Н. О.)
425. (повторение). Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 2. Сон одолел меня и я Заснул в каком-то блаженном упоении. (Акс.) 3. Утки вдруг поднимались кверху и с криком улетали. (Т.) 4. Он стоял передо мной неподвижно и я начал рассматривать черты его лица. (Л.) 5. И вот в туманной вышине запели птички и восток озолотился. (Л.) 6. Уж луна вверху сияла и одна лишь тучка кралася за ней. (Л.) 7. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. (Ч.) 8. Ветер стихал
и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. (Т.) 9. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму. (Гонч.) 10. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен лачужки и внизу с беспрерывным рокотом плескались тёмно-синие волны. (Л.) 11. У судьи губы находились под самым носом и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было. (Г.) 12. Вдруг впереди показалась пыль и мимо дилижанса крупной рысью проехал небольшой отряд конных стражников. (Кат.) 13. Я видел только верхушку лозняка да извилистый край противоположного берега. (Ч.) 14. Вдали поле с рожью точно горит огнём да речка блестит и сверкает на солнце. (Гонч.) 15. Звонко кукушка вдали куковала да как безумная галка кричала. (Н.) 16. Иногда мёртвой змеёй проплывет жердь или бревно. (М. Г.) 17. Соловей допел свои последние песни да и другие певчие птицы почти все перестали петь. (Акс.)
426. (повторение). Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите сложносочиненные предложения с союзом и, соединяющим части, и простые предложения с однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом и.
1. Вой волка восходил вверх печальными полутонами и задерживался долго на высокой напряжённой пронзительной ноте. (Акс.) 2. Ещё одна минута объяснения и
давнишняя вражда готова была погаснуть. (Г.) 3. Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт. (Н.) 4. Он знак подаст и все хлопочут. (П.) 5. Мать слушала его
слабый вздрагивающий и ломкий голос. (М. Г.) 6. Ты всегда был строг ко мне и. ты был справедлив. (Т.) 7. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. (Купр.) 8. Чеченцы отъехали назад и стрельба прекратилась. (Л. Т.) 9. Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову. (М. Г.) 10. Часовой дошёл до противоположного угла и повернул обратно. (Ф.) 11. Сухой треск ракетницы и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня. (Перв.)
427. (повторение). Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и объясняя их постановку в сложносочиненных предложениях.
Лиза с трудом задыхаясь и раскачиваясь продвинулась вперёд цепенея от ледяной воды и не спуская глаз с двух сосенок на островке. Но не грязь не холод не дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество мёртвая тишина нависшая над болотом. Лиза ощущала почти животный ужас и ужас этот не
только не пропадал а с каждым шагом скапливался в ней и она дрожала беспомощно и жалко боясь оглянуться сделать лишнее движение.
Идти стало труднее топь до колен добралась но теперь приближался берег и Лиза отчётливо видела пень, с которого старшина в болото сиганул.
Огромный белый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно так близко от неё, что Лиза не успев вскрикнуть рванулась в сторону. Всего на шаг в
сторону а ноги сразу потеряли опору повисли где-то в зыбкой пустоте и топь мягкими тисками сдавила бёдра. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться выбраться на
тропу Лиза всей своей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. (По Б. Васильеву.)
§ 80. Сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными (относительными) словами.
Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.
Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной. Часть сложноподчиненного предложения, которой подчинена придаточная часть, называется главной.
Союз служит только средством синтаксической связи между частями сложноподчиненного предложения и членом предложения не является. Союзное слово не только
связывает части сложноподчиненного предложения, но и наряду с этим выполняет функцию одного из членов предложения. Ср: Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.) — союз служит средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения; Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.) — союзное слово является дополнением в простом предложении, представляющим собой придаточную часть.
По значению выделяются следующие виды придаточных частей сложноподчиненных предложений:
1) определительная;
2) изъяснительная;
3) времени;
4) места;
5) образа действия;
6) меры и степени;
7) причины;
8) цели;
9) сравнительная;
10) условия;
11) уступки;
12) следствия;
13) присоединительная.
428. Прочитайте предложения. В сложноподчиненных предложениях определите виды придаточных и укажите связывающие части, союзы и союзные слова.
1. Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. (Г.) 2. Если лето дождливо, то роскошная растительность степи сохраняет свою свежесть до начала июля и достигает великолепных размеров. (Акс.) 3. Как ни было легко косить мокрую и слабую траву, но трудно было спускаться и подниматься по крутым косогорам оврага. (Л. Т.) 4. Хотя было ещё рано, но ворота оказались запертыми. (Кор.) 5. Мать остановила его вопрос движением руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости. (М. Г.) 6. Трава была так густа и сочна, так ярко, сказочно-прелестно зелена и так нежно розовела от зари, как это видят люди и звери только в раннем детстве. (Купр.) 7. Когда идёшь по улице, по санной дороге, льдисто накатанной полозьями, со следами подков, снег по сторонам играет и пересыпается колкими искорками. (Гл.) 8. Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов. (А. Т.) 9. По безмолвно прыгавшим губам его было понятно, какие избранные поучения читал он нарушителям тишины. (Фед.) 10. По очертаниям облаков, по золоту листвы осенний этот день таков, что краше дня весны. (Инб.) 11. Морозка понял, что разговор окончен, и уныло поплёлся в караульное помещение. (Ф.)
§ 81. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1. В сложноподчиненном предложении придаточная часть отделяется от главной части запятой (или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внутри главной части): Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил (Буб.); Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные (Ч.).
Придаточная часть, состоящая только из одного союзного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.
2. При интонационном подчеркивании придаточная изъяснительная (а также условия с союзом ли), стоящая перед главной частью, отделяется от нее тире: Кто весел — тот смеётся (Л.-К.); Как рассказывал учитель — долго слушал у окна я (Пл.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут — кто знает (М. Г.).
3. Если в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова а именно),
перед подчинительным союзом ставится двоеточие: Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нём и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских (Л. Т.).
4. Если придаточная часть соединена с главной при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п.), то запятая ставится один раз:
1) перед союзом, если придаточная часть следует за главной: Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (Л.);
2) после всей придаточной части, если она предшествует главной части: По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.).
В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдет в состав главной части как союзное слово, а вторая будет выполнять роль союза. В таком случае запятая ставится только перед второй частью сложного союза: Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся (Акс.).
Сложные союзы тогда как, словно как, между тем как, в то время как, так что, а также сочетания даже если, лишь когда запятой не разбиваются.
5. Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не либо повторяющийся дальше сочинительный союз и, или, либо и т. п., то придаточная часть от главной запятой не отделяется: Важно не то что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой.
6. Неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п. придаточными частями не являются и потому запятой не отделяются: Во что бы то ни стало надо посадить цветы вовремя; После провала спектакля актёры вели себя как ни в чём не бывало.
429. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Ямщики подвязали колокольчики чтобы звон не привлёк внимания сторожей. (П.) 2. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней. (Кор.) 3. В небольшой комнате которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван. (Л. Т.) 4. Верчусь колесом а куда еду не знаю. (М. Г.) 5. Все возы потому что на них лежали тюки с шерстью казались очень высокими и пухлыми. (Ч.) 6. Не исполнил он этого намерения только потому что на набережной и возле самой воды было слишком много народа. (Писар.) 7. Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 8. Он раздражителен и когда болен и когда здоров. 9. Работа выполнена как следует. 10. Он ушёл и не сказал зачем. 11. Я это говорил но не помню когда.
430. Прочитайте предложения. В сложноподчиненных предложениях укажите виды придаточных обстоятельственных (места, времени и т. п.). Объясните постановку знаков препинания.
1. Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц. (Г.) 2. По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в небесах, корабль
одинокий несётся, несётся на всех парусах. (Л.) 3. Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (Ч.) 4. С реки доносились
какие-то звуки, словно тихо охала чья-то могучая, тоскующая грудь. (М. Г.) 5. Огурцы были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы отливала белизной. (Фед.) 6. Хотя казаков было мало, Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение, как и в первый, давнишний период его военной деятельности. (Ф.) 7. Лёд на реке тоже истончился и посинел, а местами уже и тронулся, так что идти на лыжах было опасно. (Павл.) 8. Как билось сердце, если нам случалось привет Москвы по радио поймать! (Л.-К.) 9. На границе, в открытом поле, часовые стоят в километре друг от друга, чтобы глазом было видно своего соседа. (Н. О.) 10. Когда по окопам прошла перекличка, когда мы за чаем беседу вели, порхнула хохлатая, серая птичка над кромкой ничьей, одичалой земли. (Сурк.) 11. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света. (Кат.) 12. Увидев Лену, он покраснел так густо и быстро, как умел краснеть только он. (Г. Н.) 13. Свежий воздух рванулся в комнату, сдул лежавшую пыль так, что поднялся серый туман. (Пол.) 14. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (П.) 15. Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул её, отчего тут же раздался оглушительный выстрел. (Ч.)
431. I. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
II. Найдите в предложениях текста обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
III. Выделите суффиксы в прилагательных журналистский, отечественный, талантливый.
В давние времена воины-конники идя в поход высылали вперёд всадника. Этот всадник скачущий впереди всех всматривающийся в (не) изведанную даль куда
держал путь отряд назывался Гайдаром. В нашей литературе таким вперёд смотрящим дозорным её был писатель Аркадий Петрович Гайдар настоящая фамилия которого Голиков.
(Не) случайно (по) видимому взял он себе этот псевдоним. (Не) случайно в июне 1941 года просил Гайдар отправить его на фронт. И когда врачи ссылаясь на
контузию полученную им ещё в годы Гражданской войны наотрез отказали ему он продолжал (по) прежнему добиваться своего пока наконец ему не позволили поехать
на передовую но только в качестве корреспондента.
Журналистский мандат корреспондента газеты «Комсомольская правда» был однако «военной хитростью» потому что писать о войне Гайдар мог только воюя.
(Не) удивительно что его очерки присланные с фронта стали событием (во) первых они были написаны человеком который вместе с разведчиками ходил в тыл
врага вместе с бойцами, поднимался в (контр) атаку и (во) вторых написаны они талантливо.
Гайдар принадлежит к числу писателей жизнь которых (не) отделима от жизни героев...
Погиб Гайдар как боец с автоматом в руках прикрывая отход товарищей в тылу врага. Это произошло в первые самые трудные месяцы Великой Отечественной войны.
§ 82. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
I. Отношения между частями сложноподчиненного предложения.
В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между частями:
1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части.
В зависимости от своего значения и их отношения к главной части придаточные могут быть однородными и неоднородными.
Однородными называются одноименные придаточные, относящиеся к одному и тому же слову (члену предложения) в главной части или ко всей главной части. Между собой эти придаточные связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчиненными. Например: Аночка пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) — две придаточные изъяснительные, соединенные между собой сочинительным союзом и, относятся к одному слову в главной части (довольная).
Неоднородными называются разноименные придаточные, т. е. относящиеся к разным типам придаточных, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным словам (членам предложения) в главной части. Такое подчинение называется параллельным. Например: В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс (Фед.) — две придаточные определительные не однородны, так как относятся к разным словам в главной части.
2. Придаточные образуют цепь: первая относится к главной части, вторая — к первой придаточной, третья — ко второй придаточной и т. д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные — соответственно придаточными 1-й степени, придаточными 2-й степени и т. д. Например: Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) — придаточная изъяснительная, относясь к главной части, в свою очередь, имеет при себе придаточную определительную.
II. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.
1. Если однородные придаточные не соединены союзом, то между ними ставится запятая: Неприятель всё ещё не хотел поверить, что вместе с Бугурусланом он потерял и свою инициативу, что конец пришёл его победоносному шествию, что теперь его будут гнать (Фурм.).
Между придаточными с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).
Если однородные придаточные соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, запятая между частями не ставится: Получили известие,
что Волга стала и что через неё потянулись обозы (Акс.).
2. Если однородные придаточные сильно распространены, особенно если внутри уже имеются запятые, между частями ставится точка с запятой: Не потерплю, чтоб развратитель огнём и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелёк; чтобы двухутренний цветок увял ещё полураскрытый (П.).
3. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при сочетании сочинительного союза и подчинительного
(или союзного слова) запятая между ними ставится, если Дальше не следует вторая часть сложного союза (то, так, но): Мечик почувствовал, что, если вновь придётся отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Ф.) — придаточную условную с союзом если можно опустить или переставить в другое место предложения, поэтому запятая между двумя союзами ставится. Ср.: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уж впоследствии времени мне трудно будет освободиться от его опеки (П.) — придаточную условия с союзом если нельзя опустить или переставить, так как рядом окажется сочетание что..то, поэтому запятая между двумя союзами не ставится.
4. Между частями сложноподчиненного предложения может ставиться запятая и тире как единый знак препинания:
1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных, если подчеркивается распадение единого целого на две части: Делал ли что-нибудь для этого
Штольц, что делал и как делал, — мы того не знаем (Добр.);
2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения: Я знала очень хорошо, что это
был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, — муж мой, которого я знала, как самоё себя (Л. Т.);
3) между частями периода (значительного по объему сложного предложения, которое делится паузой на две части — повышение и понижение): О, если правда, что в
ночи, когда покоятся живые и с неба лунные лучи скользят на камни гробовые, о, если правда, что тогда пустеют тихие могилы, — я тень зову, я жду Лейлы: ко мне, друг мой, сюда, сюда! (П.)
Внутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой.
432. Прочитайте предложения. В сложноподчиненных предложениях определите характер подчинения частей (последовательное, параллельное, однородное).
1. Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в голове её мужа, о чём бы ей нельзя было знать. (П.) 2. Отец с
жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса. (Акс.) 3. День такой яркий,
что даже с отмели видно, как за версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя. (М. Г.) 4. Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра будет день солнечный и даже жаркий. (Арс.) 5. И наконец, пришла та последняя решающая минута, когда большинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимающегося кольца немцев. (Ф.) 6. Олег всё более сознавал, что успех или неуспех их деятельности во многом зависит от того, насколько он, Олег, сможет все предусмотреть или ошибётся. (Ф.) 7. Бей врага, чтобы он обессилел, чтобы он захлебнулся в крови, чтобы удар твой был равен по силе всей моей материнской любви. (Инб.) 8. Расскажу, как под ветром шумела тайга, как зимой по гранитным увалам крутым шли полки по горячему следу врага. (Сурк.) 9. Где трава от росы и от крови сырая, где зрачки пулемётов свирепо глядят, в полный рост над окопом переднего края поднялся победитель-солдат. (Сурк.) 10. Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далёкого морского пути ещё не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт затаив дыхание. (Чак.)
433. Начертите схемы 1, 2 и 10-го предложений из упражнения 432.
434. Составьте или подберите из художественной литературы сложноподчиненные предложения, которые соответствовали бы данным схемам.
435. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. То была на редкость лютая зима с заносами морозами буранами и такими свирепыми колючими ветрами которых даже ко всему привычная донецкая степь не
помнила. (Горб.) 2. Вот мы сидим сиротливо и не знаем куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Гл.) 3. Старик не сумел ответить что он будет делать с кладом если найдёт его. (Ч.) 4. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.) 5. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться. (Л. Т.) 6. Подбирали грибы и говорили и когда она спрашивала о чем-нибудь то заходила вперёд чтобы видеть моё лицо. (Ч.) 7. Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел когда б мне быть отцом супругом приятный жребий повелел когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый то верно б кроме вас одной невесты не искал иной. (П.) 8. Как удержать бегущих как заставить их повернуть обратно как организовать эту нестройную массу этого он пока не знал. (Сер.)
436. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься потому что ехал по весьма важному делу и сел в кибитку. (Г.) 2. Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идёт куда-нибудь или к городовому магазину куда он поставляет муку или в поле ловить перепелов. (Г.) 3. Если случится муки брать ржаной или гречневой или круп или скотины битой так уж пожалуйста не обидь меня. (Г.) 4. Нехлюдов просил собрать сходку крестьян для того чтобы условиться в цене за отдаваемую землю. (Л. Т.) 5. Слышно было как на улице скрипели полозья как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамёрзшие люди. (М.-С.) 6. Липа вдруг уловила взгляд какой Аксинья бросила на ребёнка и вдруг поняла и вся помертвела. (Ч.) 7. Катя не ответила и не пришла хотя знала что я уезжаю надолго и что может быть мы не увидимся никогда. (Кав.) 8. Вначале Листницкий испытывал некоторое стеснение за свой помятый китель и несвежую фуражку но потом решил что фронтовику пожалуй и нечего стыдиться своей внешности а тем более ему только сегодня покинувшему вагон. (Ш.) 9. Старик выделил Григория из толпы станичных парней ещё тогда когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз но казалось обидным отдать дочь за жениха небогатого и опороченного дурной славой. (Ш.)
437. (повторение). Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Челкаш чувствовал что он вор гуляка оторванный от всего родного никогда не будет таким жадным низким не помнящим себя. (М. Г.) 2. Глаза старика были красны и влажны и он чтобы разлепить их мигал ими. (Л. Т.) 3. Мечик плохо понимал зачем его послали вперёд но ему велели ехать рысью и он подчинился. (Ф.) 4. Я не знал ещё что такое голод но и при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди и я посмотрел на своих друзей точно увидел их впервые. (Кор.) 5. Подрывник успел заложить динамитный фугас и почти в тот момент как противник достиг переправы плотина взлетела на воздух. (Ф.) 6. Наконец офицеру удалось отстегнуть кобуру и почти в то же мгновение как Метелица схватил его за горло он выстрелил в него несколько раз подряд. (Ф.) 7. Садо считал своим долгом защищать гостя хотя бы это стоило ему жизни и он радовался за себя гордился собой за то что поступает так как должно. (Л. Т.) 8. Объездчик слушал со вниманием и соглашался но по выражению его фигуры и по молчанию видно было что всё что рассказывал ему старик было не ново для него что это он давно уже передумал и знал гораздо больше того что было известно старику. (Ч.)
438. (повторение). Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Морозка невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни какой казалось всегда живёт Гончаренко то есть к жизни в которой нет места ненужным и праздным мыслям. (Ф.) 2. По звуку ли колокола по тому ли как тянул ветер или ещё каким-то может быть и ему самому неизвестным признакам Пётр чувствовал что где-то в той стороне за монастырём местность внезапно обрывается быть может над берегом речки за которым далеко раскинулась равнина с неопределёнными трудно уловимыми звуками тихой жизни. (Кор.) 3. Увидя что мужик трудяся над дугами их прибыльно сбывает с рук а дуги гнут с терпеньем и не вдруг Медведь задумал жить такими же трудами. (Кр.) 4. Из дальних странствий возвратясь какой-то дворянин а может быть и князь с приятелем своим пешком гуляя в поле расхвастался о том где он
бывал и к былям небылиц без счёту прилыгал. (Кр.) 5. Не успел он сойти вниз как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат которые падая спотыкаясь и крича весело и бурно бежали на батарею. (Л. Т.) 6. Хорошо сидеть одному на краю снежного поля слушая как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы а где-то далеко поёт улетая колокольчик проезжей тройки грустный жаворонок русской зимы. (М. Г.) 7. Хаджи-Мурат так задумался что не заметил как нагнул кувшин и вода лилась из него. (Л. Т.)
§ 83. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п.
1. Сравнительный оборот с союзом как выделяется занятыми:
1) если оборот обозначает только уподобление: И подлинно, как жар, Червонец заиграл (Кр.); Герасим, как лев, выступал сильно и бодро (Т.); Пили бабушкины наливки, жёлтую, как золото, тёмную, как дёготь, и зелёную (М. Г.);
2) если обороту предшествует указательное слово (так, такой и т. п.): Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте (Г.).
2. В оборотах не кто иной как и не что иное как перед как ставится запятая.
3. Обороты с как не выделяются запятыми:
1) если на первый план в обороте выступает обстоятельственное значение (обычно образа действия, отвечающее на вопрос «как?»): Как дым рассеялись мечты
(Л.); Как град посыпалась картечь (Л.); Как демон коварна и зла (Л.); обычно обороты с как в этих случаях можно заменить существительным в форме творительного падежа или наречием: рассеялись дымом; посыпалась градом; демонически коварна;
2) если основное значение оборота — приравнивание или отождествление (но не уподобление): Старайтесь смотреть на меня как на пациента, одержимого болезнью, вам ещё неизвестной (Л.);
3) если оборот образует именную часть составного сказуемого или тесно связан по смыслу со сказуемым: Одни как изумруд, другие как коралл (Кр.); Отец как отец
(С.-Щ.); Совсем как сумасшедший стал (Л. Т.); Отец и мать ей как чужие (Добр.); Она сама ходила как дикая (Гонч.); Брызги и волны были как в жизни (Фед.); Как солнышко она (Сер.). Ср. также: определить как член предложения; осознать как опасность; воспринимать как угрозы; осмыслить как новое явление; рассматривать как особый случай; представить как знакомого; выдвинуть как кандидата; отметить как перелом к лучшему; говорить как о чём-то новом; входить как неотъемлемая составная
часть.; существовать как особый вид растения; прозвучать как призыв; сложилось как традиция и т. п. — в этих случаях глаголы сами по себе не образуют сказуемого;
4) если оборот имеет характер устойчивого выражения (идёт как по маслу; льёт как из ведра; летит как стрела; побледнел как смерть; упал как подкошенный; мечется как угорелый; вертится как белка в колесе; улыбнулся как ни в чём не бывало; холодный как лёд; бел как лунь; здоров как бык; крепок как дуб; свеж как огурчик; сделать как следует; отвечать как попало и т. п.): Разбойник мужика как липку ободрал (Кр.);
5) если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, именно, просто и т. п.: поступил не как друг; волосы вьются точь-в-точь как у матери.
4. Сравнительные обороты, начинающиеся словами словно, будто, как будто, точно, что, чем, нежели и др. выделяются запятыми: На Красной площади, будто сквозь туман веков, вырисовываются очертания стен и башен (А. Т.); Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.).
5. Если обороты (не) больше чем, (не) меньше чем, (не) раньше чем, (не) позже чем и т. п. не выражают сопоставления, то они рассматриваются как цельные выражения, т. е. запятая перед союзом чем не ставится: На работу понадобится не меньше чем три часа.
6. Цельные выражения что угодно (‘всё’), кто угодно (‘любой’), какой угодно (‘всякий’), где угодно (‘везде’), откуда угодно (‘отовсюду’), что попало (‘всё’), куда попало (‘всюду’) и т. д. запятой не отделяются.
439. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он. (П.) 2. И грусть на дне старинной раны зашевелилася как змей. (Л.) 3. Под ним Казбек как грань алмаза снегами вешними сиял. (Л.) 4. Ночь приближалась и росла как грозовая туча. (Т.) 5. Как прославленного брата реки знают тихий Дон. (П.) 6. Он оглядывался на все стороны как зверь пойманный детьми. (П.) 7. И кудри их белы как утренний снег над славной главою кургана. (П.) 8. Я буду откровенна с вами как мать. (Ч.) 9. Костёр перед ним расцвёл как большой красно-жёлтый цветок. (М. Г.) 10. У Никиты глаза девичьи большие и синие как рубаха. (М. Г.) 11. Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества как холерная микроба. (Ч.) 12. Он такой же человек как и все. (Ч.) 13. Все явления природы суть не что иное как частные и особенные проявления общего. (Бел.)
440. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. К концу охоты утки словно на прощанье стали подниматься целыми стаями. (Т.) 2. Дредноут боролся будто живое существо ещё более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов. (А. Т.) 3. Ветер дул навстречу как будто силясь остановить молодую преступницу. (Л.) 4. Луна взошла сильно багровая и хмурая точно больная. (Ч.) 5. С высоты мне виделась Москва что муравейник. (Л.) 6. Пустынник наш скорее чем Мишенька устал. (Кр.) 7. И старый кот Васька был к нему кажется ласковее нежели к кому-нибудь в доме. (Гонч.)
441. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Работы оказалось гораздо больше чем мы ожидали. 2. По сравнению с обычной нормой осадков в этом месяце выпало более чем вдвое. 3. Отъезд экспедиции со-
стоится не позже чем было намечено по плану. 4. Ответ на ваш запрос вы получите не позже чем завтра. 5. Вторая серия кинофильма многим понравилась меньше чем
можно было предполагать судя по началу. 6. Составление плана у вас займёт меньше чем полчаса. 7. Такую несложную задачу решит в классе кто угодно. 8. В дороге питались чем попало.
442. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Она то ластится как змей то жжёт и пляшет будто пламень то давит мысль мою как камень. (Л.) 2. И видел он себя богатым как во сне. (Кр.) 3. Под ним как океан
синеет степь кругом. (Кр.) 4. Гляжу как безумный на чёрную шаль. (Л.) 5. Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. (Тютч.) 6. Офицерик ахнул и свернувшись сел на землю как на лету подстреленная птица. (Л. Т.) 7. И вдруг сознав сие преступление сложил руки и как малое дитя заплакал. (Леек.) 8. Он двигался сдержанно как человек умеющий хорошо обращаться со своим временем. (Фед.) 9. Разбитый в прах спасаяся побегом беспечен он как глупое дитя. (П.) 10. Воздух чист и свеж как поцелуй ребёнка. (Л.) 11. Во мраке носился ураган и его бешеный гул словно похоронный звон уныло звучал над одинокой юртой. (Сер.) 12. И сон и сладостный покой как прежде посетили мой угол тесный и простой. (77.)
443. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мы втроём начали беседовать как будто век были знакомы. (П.) 2. Чуть что и пойдёт меня есть как ржа железо. (М. Г.) 3. Оставались неподвижными только углы зала туго как подушка пером набитого гостями налитого шумом. (М. Г.) 4. Как чайка парус там белеет в высоте. (Фет) 5. Старый мост сломали и на его месте сделали цокольную прямую как палка набережную. (Л. Т.) 6. Сии светила как живые очи глядят на сонный мир земной. (Тютч.) 7. Как ребёнок душою я стал. (Т.) 8. Прозрачная вода местами очень глубокое песчаное дно разнообразное чернолесье отражавшееся в воде как в зеркале и обросшее зелёными береговыми травами всё вместе было так хорошо что не только я но и отец мой и Евсеич пришли в восхищенье. (Акс.) 9. У меня было предчувствие и убеждение что с нами случится какое-нибудь несчастье что мы или замёрзнем как воробьи или галки которые на лету падали мёртвыми по рассказам Параши или захвораем. (Акс.) 10. Я загорел как арап и одичал. (Акс.)
444. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Стёпа дюжий парень состоявший в должности лакея бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму но та ловко вывернулась из-под его пальцев и подняв хвост пустилась во все лопатки к Герасиму который в то время у кухни выколачивал и вытряхивал бочку переворачивая её в своих руках как детский барабан. (Т.) 2. Правда говорят что с Баренцевым морем нужно говорить на «вы» но мы иногда говорили с ним и на «ты» и ничего представьте себе получается даже на таких скорлупках как у меня. (Сим.) 3. Какую-то особенную ветхость заметил Чичиков на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно старо многие крыши сквозили как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер. (Г.) 4. Воздушные эскадроны мух поднятые лёгким воздухом влетают смело как полные хозяева и пользуясь подслеповатостью старухи и солнцем беспокоящим глаза её обсыпают лакомые куски где вразбитную где густыми кучами. (Г.) 5. Иван Никифорович оделся взял в руки суковатую палку от собак потому что в Миргороде гораздо более их попадается на улице нежели людей и пошёл. (Г.) 6. Хан был телом сильный как бык и храбрый как лев а душою слабый как вода. (Л. Т.) 7. Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень, редко когда же смеялась то смех её звучал как самый маленький колокольчик которого за десять шагов уже не слышно. (Кр.) 8. Людей одиноких по натуре которые как рак-отшельник или улитка стараются уйти в свою скорлупу на этом свете немало. (Ч.)
445. (повторение). Прочитайте текст и объясните расстановку знаков препинания. Укажите типы простых и сложных предложений.
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан,
сладострастным куполом нагнувшийся над землёю, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нём ни облака. В поле ни речи. Всё как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдаётся в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие тёмную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пёстрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зелёных, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! (Н. В. Гоголь)
§ 84. Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзным сложным называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей.
I. Типы бессоюзных сложных предложений.
Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений:
1) предложения, приближающиеся по выражаемым ими значениям (отношения временные, сопоставления или противопоставления действий и т. д.) к сложносочиненным предложениям;
2) предложения, в смысловом отношении (отношения объектные, определительные, причинно-следственные, условно-следственные и т. д.) приближающиеся к сложноподчиненным предложениям. Сближает бессоюзные сложные предложения этого типа со сложноподчиненными также и то, что обычно одна из частей (простых предложений) бессоюзного сложного предложения содержит основную часть высказывания (условно ее можно было бы приравнять к главной части в составе сложноподчиненного), а другая часть (или ряд частей) поясняет, раскрывает содержание первой (условно ее можно было бы приравнять к придаточной части). Например:
Жилин видит: дело плохо (Л. Т.) — вторая часть имеет объектное значение;
Ей представлялась картина: хрупкая ладья несётся по течению (Вер.) — вторая часть имеет определительное значение;
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Т.) — вторая часть выполняет функцию субъекта по отношению к первой части (поскольку слово одно, выступающее в роли формального подлежащего, лишено конкретного значения);
А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден (Кр.) — вторая часть раскрывает значение местоимения такой в первой части;
Не удалось Артёму устроить брата учеником в депо, моложе пятнадцати лет не брали (Н. О.) — вторая часть указывает на причину;
Любишь кататься — люби и саночки возить (Посл.) — первая часть указывает на условие;
Пашню пашут — руками не машут (Посл.) — первая часть указывает на время;
Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.) — вторая часть раскрывает значение местоименного наречия так — обстоятельства образа действия;
Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор... (Ф.) — вторая часть имеет значение следствия;
...Посмотрит — рублём подарит (Н.) — вторая часть имеет значение сравнения.
II. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.
1. Между частями (независимыми предложениями) бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если эти части тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря (П.).
2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).
Если бессоюзное сложное предложение распадается на крупные части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с
запятой, а внутри этих частей более мелкие части (простые предложения) разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).
3. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится двоеточие:
1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова а именно): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана (П.); Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, у которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа (Л.);
2) если в первой части при помощи глаголов видеть смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание: Я знающе вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.). Иногда указанные глаголы могут опускаться: Он подумал, понюхал [и почувствовал]: пахнет мёдом (Ч.).
Если первая часть произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.);
3) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз потому что): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.).
Чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главной части в сложноподчиненном предложении) содержится в первой части бессоюзного сложного
предложения, а во второй части (соответствующей придаточной части) приводится пояснение, раскрывается содержание первой части.
4. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире:
1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружьё дало осечку (Ч.);
2) если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части: Дуб держится — к земле Тростиночка припала (Кр.); Косили версту — выкосили грош (М. Г.);
3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (Кр.);
4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда): Пашню пашут — руками не
машут (Посл.); Лес рубят — щепки летят (Посл.);
5) если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если): Любишь кататься — люби и саночки возить (Посл.);
6) если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово — соловей поёт (Л.);
7) если вторая часть является неполным предложением: Я думал — волк.
В большинстве случаев тире в бессоюзном сложном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания (соответствующая по смыслу главной части
сложноподчиненного предложения) содержится во второй части, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение (указывает условие, время, причину, уступку). Ср.: Пора вставать: уже семь часов — во второй части указывается причина; Уже семь часов — пора вставать — во второй части указывается следствие.
446. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (П.) 2. Грачи улетели лес обнажился поля опустели только не сжата полоска одна... (Н.) 3. Между тем чай был выпит давно запряжённые кони продрогли на снегу месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в чёрные свои тучи висящие на дальних вершинах
как клочки разодранного занавеса. (Л.) 4. Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне сквозь сероватую мглу чуть видны под горой широкие луга они разрезаны Волгой перекинулись через неё и расплылись растаяли в туманах. (М. Г.)
447. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Герасим схватил Муму стиснул её в своих объятиях она в одно мгновение облизала ему нос глаза усы и бороду. (Т.) 2. За рекой разноголосо пели девчата пахло
сеном отсыревающей пылью и дымом костров. (Ф.) 3. Опять всё затихло только ветер шевелил сучья дерев то открывая то закрывая звёзды. (Л. Т.) 4. Было жарко
душно в закрытые двери стучался ветер в печке гудело слышались вздохи из кухни вздохи зловещие. (Ч.) 5. Между колёсами телег полузавешанных коврами горит огонь семья кругом готовит ужин в чистом поле пасутся кони за шатром ручной медведь лежит на воле. (П.) 6. Пред ними лес недвижны сосны в своей нахмуренной красе отягчены их ветви все клоками снега сквозь вершины осин берёз и лип нагих сияет луч светил ночных дороги нет кусты стремнины метелью все занесены глубоко в снег погружены. (П.) 7. Я ждал схватив рогатый сук минуты битвы сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. (Л.) 8. Не плавали кругами распластанные коршуны не висели в воздухе внимательно трепещущие кобчики не стрекотали на все лады кузнечики степные музыканты. (Сер.) 9. Тихий ветер сонно веет с тихой мутной Оки
качаются золотые лютики отягчённые росой лиловые колокольчики немотно опустились к земле разноцветные бессмертники сухо торчат на малоплодном дёрне раскрывает алые звёзды ночная красавица гвоздика. (М. Г.)
448. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Обычай мой такой подписано так с плеч долой. (Гр.) 2. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) 3. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) 4. На ярмарке случилось странное происшествие всё наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка. (Г.) 5. Я это сделаю так выкопаю подле самого камня большую яму землю из ямы развалю по площади свалю камень в яму и заровняю землёю. (Л. Т.) 6. Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.)
449. Перепишите, расставляя знаки препинания. В бессоюзных сложных предложениях выясните смысловые отношения между частями.
1. Невежи судят точно так в чём толку не поймут то всё у них пустяк. (Кр.) 2. В самом деле шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство воротник её уменьшался с каждым годом более и более ибо служил на подтачивание других частей. (Г.) 3. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагёз летит развевая гриву. (Л.) 4. Страшная мысль прожгла его он забыл перекинуть рычаг стрелки на главный путь по проходе товарного поезда на который теперь нёсся почтовый. (Сер.) 5. Вера Никандровна понимала что наступила зрелость сыну пошёл девятнадцатый год он переходил в последний класс. (Фед.) 6. В течение шести последующих лет он не имел никакой личной жизни вехами в его однообразных буднях служили лишь прочитанные книги. (Леон.) 7. Грише было всего двадцать два года а по лицу глядя вы дали бы ему и тридцать пять труды батрацкой жизни и страдания с оторванной в бою левой ногой наложили неизгладимые печати. (Фурм.) 8. Чапаев с Фёдором тесные друзья и неразлучные работники у себя на квартире были редко жизнь проходила в штабе. (Фурм.) 9. Григорий хлебал щи изредка взглядывал на Наталью но лица её не видел она сидела к нему боком низко опустив над вязальными спицами голову. (Ш.) 10. Зато приятно смотреть на старика Веденеева он пришёл на актив в чёрной тройке превосходного сукна хотя и старомодной. (Пан.) 11. А за переправой клубилась стена пыли от города на запад шли войска. (Сим.) 12. Дороги по которым проехало неисчислимое количество колёс стали почти непроходимыми машины то буксовали в грязи то с треском подпрыгивали на кочках и колдобинах. (Сим.) 13. Кто-то вслух пожалел что нет музыки и она как по заказу появилась Мохов уже вынимал из футляра великолепный баян. (Аж.)
450. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры скользили над строками. (Л.) 2. Сыр выпал с ним была плутовка такова. (Кр.) 3. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (Гр.) 4. Немудрено голову срубить мудрено приставить. (Посл.) 5. Солнце взошло начинается день. (Н.) 6. Волков бояться в лес не ходить. (Посл.) 7. Назвался груздем полезай в кузов. (Посл.)
451. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Брался Пика за шитво нитки путались и рвались садился в шашки играть проигрывал. (Ф.) 2. Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
(М. Г.) 3. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат что это? (Л.) 4. Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся оно нежится. (Т.) 5. Прошла неделя другая вдруг
въезжает ко мне на двор коляска. (П.) 6. Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. (М. Г.) 7. Иван Иванович подошёл к воротам загремел щеколдой изнутри
поднялся собачий лай. (Г.) 8. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку. (Л.) 9. Бой не нашею волей начат нашей
славой закончим его. (Ас.) 10. Была не была пойду. 11. Плачь не плачь потерянного не вернёшь. 12. Умру не скажу.
452. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их постановку между частями бессоюзного сложного предложения.
1. Я не знал куда деваться тут блеют овцы там ворчит собака. (Л.) 2. Лукашка ничего не ответил ему видимо досадно было это попрошайничество урядника но он
знал что этого не миновать. (Л. Т.) 3. Была особенная причина почему я не любил и боялся дедушки я своими глазами видел один раз как он сердился и топал ногами.
(Акс.) 4. Солнце ещё не вставало и Оленину показалось что на улице было необычайное волнение ходили верхом ездили и говорили. (Л. Т.) 5. И земля горит и вся приро-
да обширной русской равнины встаёт на врагов лес предаёт их болота засасывают их ветер несёт им навстречу огонь пожаров. (Кар.) 6. Эти простые слова упали вчера
в его душу как падает с высоты камень на зеркальную поверхность воды ещё за минуту она была ровна и спокойно отражала свет солнце и синее небо удар и она
всколебалась до самого дна. (Кор.) 7. Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бреет бороды а этот напротив
того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей. (Г.) 8. Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь. (П.) 9. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну. (Л.) 10. Лестница была высокая крутая но Беликов докатился донизу благополучно встал и потрогал себя за нос целы ли очки? (Ч.)
453. (повторение). Прочитайте текст и объясните постановку знаков препинания между частями сложных предложений.
Однажды вечером, кончив дневной сбор винограда, партия молдаван, с которой я работал, ушла на берег моря, а я и старуха Изергиль остались под густой тенью
виноградных лоз и, лёжа на земле, молчали, глядя, как тают в голубой мгле, ночи силуэты тех людей, что пошли к морю.
Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными чёрными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и
девушки — весёлые, гибкие, с тёмно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов... Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее.
Кто-то играл на скрипке... девушка пела мягким контральто, слышался смех...
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи. (По М. Горькому.)
454. (повторение). I. Прочитайте тексты и объясните постановку знаков препинания.
II. Перескажите тексты своими словами.
1. Хлеб... Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. Но попробуйте отыскать в нём ещё одно, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь же много-
значительное слово! Разве что слово «земля». И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их родственно — рядом: земля-матушка и хлеб-батюшка...
Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. Мы и по сей день говорим: «заработать на хлеб», хотя подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как
таковой, а весь наш жизненный достаток.
«Хлеб — всему голова!» — гласит старинная народная мудрость. «Сколько ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь». «Хлеб на стол и стол — престол, а хлеба
ни куска и стол — доска...» (По С. Шуртакову.)
2. Поклонимся же ему, человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем
как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот
хлеб... А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба». (М. Алексеев.)
§ 85. Сложные синтаксические конструкции
Сложными синтаксическими- конструкциями называются сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Возможные варианты:
1) сочинение и подчинение: Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (П.)
2)сочинение и бессоюзная связь: Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (П.)
3) подчинение и бессоюзная связь: Как ни был он подготовлен, сердце ёкнуло: всё-таки большое событие (Пан.)
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь: И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом всё уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в
Сальково, оставалась только узкая полоса в несколько десятков метров с двух сторон железной дороги (Сим.)
455. Прочитайте предложения и начертите их схемы.
1. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом
блестит. (П.) 2. Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (Л.)
3. Хаджи-Мурат остановился, загорелое лицо его буро покраснело, и глаза налились кровью. (Л. Т.) 4. Потолки были везде расписаны пёстрыми узорами, и небольшие
белые двери всегда блестели, точно они вчера были выкрашены; мягкие тропинки вели по всему дому из комнаты в комнату. (М.-С.) 5. Во всём, что наполняет комнату,
чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Г.) 6. В стенах дома, вырываясь через открытые форточки, зазвенел голосистый звонок, и тотчас переплелись в озорной хор высокие крики школьников: кончился урок. (Фед.) 7. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (Пауст.) 8. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (Кав.) 9. Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Каз.)
456. (повторение). Прочитайте текст, напишите его под диктовку, а потом сверьте написанное с напечатанным.
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным
небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой южной ночи.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали чёрные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены, — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, ещё скрытой за горными вершинами.
Тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращён к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращённой к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. (По М. Горькому.)