Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010

Синтаксис и пунктуация
Прямая и косвенная речь

§ 86. Понятие о прямой и косвенной речи

Высказывания других лиц, включенные в авторское изложение, образуют так называемую чужую речь. В зависимости от способов передачи чужой речи различаются прямая речь и косвенная речь.

Прямая речь, как правило, представляет собой дословную передачу чужого высказывания: Подошедший милиционер сказал Поле: «Нельзя так долго стоять на
мосту». С точки зрения синтаксиса прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно.

В косвенной речи, обычно воспроизводящей только содержание чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица так или иначе изменены: Подошедший милиционер сказал Поле, что нельзя так долго стоять на мосту (Леон.). А с синтаксической точки зрения косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главной части играют слова автора.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и личные формы глагола употребляются с точки зрения автора (а не говорящего). Обращения, междометия, эмоциональные частицы, употребленные в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно, причем другими лексическими средствами. Ср.:

Прямая речь

Косвенная речь

Он сказал: «Я сделаю работу для тебя».

Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Он сказал: «Приходи пораньше».

Он сказал, чтобы я пришёл пораньше.

Т ы спрашиваешь: «Когда ты вернёшь мне мою книгу?»

Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?»

Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте.

Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!».

Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной.

457. Перепишите, заменяя прямую речь косвенной.

1. «Может быть, мы никогда больше не увидимся, — сказал он мне. — Перед разлукой я хотел с вами объясниться». (П.) 2. «Скорей, скорей в город за лекарем!» —
кричал Владимир. (П.) 3. «Вот княгиня Литовская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский лад». (Л.) 4. «Лесть и трусость —
самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. (Т.) 5. «Хочешь сегодня ночью работать со мной?» — спросил Челкаш Гаврилу. (М. Г.) 6. Предложение удалено из-за оскорбительного слова. Администрация приносит извинения за неудобство. 7. Прибежал вестовой, рявкнул: «Товарищ младший лейтенант, вас полковник требует». (Эр.) 8. Когда Доронин уехал, Пузыревский, обращаясь к Корчагину, сказал: «Читай дальше, я тоже послушаю». (Н. О.) 9. «Можно видеть главного инженера Беридзе?» — спросил Батманов у Тани. (Аж.) 10. «Я могу подождать Койшова», — неуверенно сказала Женя. (Аж.) 11. «Готовьте катер!» — приказал Беридзе. (Аж.)

§ 87. Знаки препинания при прямой речи и диалоге

1. Прямая речь выделяется кавычками. Если прямая речь идет после слов автора, то перед ней ставится двоеточие и первое слово пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а так же многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка — после них (в схемах: А, а — слова автора;
П, п — прямая речь):

А: «П».

А: «П?(!)»

А: «П...»

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора пишутся со строчной буквы:

«П», — а.

«П?(!)» — а.

«П...» — а.

3. Если слова автора стоят внутри прямой речи, то знаки ставятся в зависимости от места разрыва:

1) если на месте разрыва не должно было быть никакого знака препинания или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы:

«П, — а, — п».

2) если на месте разрыва должна была стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире; первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

«П, — а. — П».

3) если на месте разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то этот знак препинания сохраняется перед словами автора и после него ставится тире; после слов автора ставятся точка и тире; первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы.

«П? — а. — П».

«П! — а. — П».

«П... — а. — П».

4. Если в словах автора имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после
слов автора, ставятся двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

«П, — а: — П».

5. Если прямая речь стоит внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая и тире (если прямая речь заканчивается вопросительным
или восклицательным знаком либо многоточием, то запятая опускается):

А: «П», — а.

А: «П?(!)» — а.

А: «П...» — а.

6. Если реплики в диалоге следуют в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней при помощи
тире:

«П». — «П».

Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается:

«П», — а. «П».

7. Если все реплики диалога даются с абзаца, то перед каждой репликой ставится тире:

— Значит, немец спокоен?

— Тишина.

— Ракеты?

— Да, но не очень часто (Каз.).

458. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания при прямой речи.

1. А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». (П.) 2. Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.) 3. Проходя
переднюю, Чичиков покрутил носом и сказал Петрушке: «Ты бы, по крайней мере, хоть окна отпер!» (Г.) 4. Через некоторое время вернулся ответ, повторенный десятками побелевших трепетных уст: «Дальше идти некуда: трясина...» (Ф.) 5. «Расскажите свою биографию, Артём», — услыхал слесарь голос Сиротенко. (Н. О.) 6. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. (П.) 7. «Пожар! Пожар!» — раздался внизу отчаянный крик. (Ч.) 8. «Ветру бы теперь дунуть...» — говорит Сергей. (М. Г.) 9. «Вот на этом поле, — сказал Ноздрёв, — русаков такая гибель, что земли не видно». (Г.) 10. «Нет, — промолвил Ермолай, — дело не ладно: надо достать лодку». (Т.) 11. «Вам придётся здесь ночевать, — сказал Максим Максимыч, — в такую метель через горы не переедешь». (Л.) 12. «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде, — подумал Павел. — Ведь если бы они его нашли, тогда мне конец». (Н. О.) 13. «Чему обучаюсь? — переспросил Макар и захлопнул книжку. — Английскому языку». (Ш.)

459. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге.

1. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». (Кр.) 2. «Обожди... — сказал Морозка угрюмо. — Давай письмо...» (Ф.) 3. «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» (М. Г.) 4. Он сказал: «Я очень устал», — и сразу же замолчал. 5. Раздался чей-то голос: «К вам можно?» — и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату. 6. «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнью зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». (Л.) 7. «Разрешите идти в первую роту?» — сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, — сказал Сабуров. — Я тоже скоро к вам приду». (Сим.)

460. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания (прямая речь выделена курсивом).

1. Женщинам я говорил без церемонии Как ты постарела И мне отвечали с чувством Как вы-то, батюшка, подурнели. (П.)

2. Столяр впадал в добродушный тон подзывал к себе Каштанку и говорил ей Ты Каштанка насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты всё равно что плотник супротив столяра. (Ч.)

3. А почём купили душу у Плюшкина шепнул ему на ухо Собакевич А Воробья зачем приписали сказал ему в ответ на это Чичиков. (Г.)

4. Женщина или девушка на велосипеде это ужасно говорил Беликов. (Ч.)

5. Мне кажется как будто эта каша говаривал обыкновенно Афанасий Иванович немного пригорела. (Г.)

6. Или продолжал Печорин я тебе совершенно ненавистен? (Л.)

7. Зачем вы повязаны платком спросил я Владимира Зубы болят. (Т.)

8. Где-то далеко-далеко слышны человеческие голоса Какой у него сейчас пульс? И ещё тише отвечал другой голос женский Пульс у него сто тридцать восемь. Температура тридцать девять и. пять. (Н. О.)

9. О как звучен как прекрасен греческий язык говорил Беликов со сладким выражением. (Ч.)

10. Знаем мы вас как вы плохо играете сказал Ноздрёв выступая шашкой. Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков подвигая тоже шашку. (Г.)

11. Это однако же странно сказала во всех отношениях приятная дама. Что бы такое могли значить эти мёртвые души? (Г.)

12. Морозка крикнул Бакланов вслед уезжавшему. Вы всё-таки не теряйте друг дружку из виду. (Ф.)

461. Перепишите, расставляя знаки препинания (прямая речь выделена курсивом).

1. Иди сдай оружие начхозу сказал Левинсон с убийственным спокойствием и можешь убираться на все четыре стороны. (Ф.)

2. Да неужели продолжал я отец не догадался что Бэла у вас в крепости? (Л.)

3. Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать. (П.)

4. Вот человек был Гарибальди с восхищением произнёс Павел Вот герой Это я понимаю. (Н. О.)

5. Чкаловская работа говорили наблюдавшие Груздева за испытанием новых самолётов Опасность риск вдохновение и тонкое мастерство всё в ней. (Павл.)

6. Что может говорит Полкан приятней быть как с другом сердце к сердцу жить? (Кр.)

7. Что это Что это такое спросил Оленин у ямщика А горы отвечал равнодушно ногаец. (Л. Т.)

8. Ишь ты Гришка начальство-то как тебя оберегает крикнул кто-то из толпы грузчиков. (М. Г.)

9. Ну ребята загудел в низких сенях бас дяди Брошки вот и я с вами пойду. (Л. Т.)

10. Здесь полагаю засели казаки сказал Чапаев указывая на реку Надо быть драка будет у хутора. (Фурм.)

11. Не выдумывайте пожалуйста твёрдо и с каким-то естественным спокойствием заявил мальчик Я вам никогда не говорил что меня Алёшей звать. (Фурм.)

462. Перепишите, расставляя знаки препинания. Около каждого знака препинания поставьте порядковый номер и кратко объясните, почему поставили тот или другой знак.

Образец: Говорили, (1) например, (2) о том, (3) что жена старосты, (4) Мавра, (5) женщина здоровая и неглупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни железной дороги, (8) а в последние десять лет сидела дома, (9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

1, 2 — запятыми выделено вводное слово;

3 — запятой отделена главная часть от придаточной части;

4, 5 — запятыми выделено одиночное приложение;

5, 6 — запятыми выделено распространенное приложение;

7, 8 — запятыми отделены однородные дополнения и однородные сказуемые;

9, 10 — запятыми выделено уточняющее обстоятельство места;

10 — запятой отделено обособленное обстоятельство (деепричастный оборот).

1. Челкаш слушал его радостные вопли смотрел на искажённое восторгом жадности лицо и чувствовал что он вор гуляка оторванный от всего родного никогда не
будет таким жадным низким не помнящим себя. (М. Г.) 2. Лакей при московской гостинице «Славянский базар» Николай Чикильдеев заболел. У него онемели ноги и изменилась походка так что однажды идя по коридору он споткнулся и упал с подносом. Пришлось оставить место. Какие были деньги свои и женины пролечил и решил что должно быть надо ехать к себе в деревню. (Ч.) 3. Потом когда я сам стал большим и начал ездить по свету и спешил как некогда отец или братья к родной сакле и чем ближе была она тем чаще тем нетерпеливее билось сердце и я считал ущелья которые оставались ещё на пути тогда кто-нибудь из спутников принимался рассказывать занятную историю случай из жизни сказку или быль я заслушивался но наступал конец дороги и было немного жалко что дорога кончилась и рассказчик не успел досказать своего рассказа. (Гамз.) 4. Когда Кипренский писал портрет Пушкина поэт был озабочен хотя и пытался шутить. Кипренский решил всю прелесть пушкинской поэзии вложить не в лицо поэта бывшее в то время утомлённым и даже чуть желтоватым а в его глаза и пальцы. Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту блеск и спокойствие а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу. (Пауст.)

463. (повторение). I. Прочитайте текст и объясните расстановку знаков препинания. Обратите внимание на пунктуацию при прямой речи.

II. Найдите в предложениях текста обособленные определения и приложения.

III. Выясните роль восклицательных предложений в последнем абзаце текста.

Пришибеев, сморщенный унтер с колючим лицом, делает руки по швам и отвечает хриплым, придушенным голосом, отчеканивая каждое слово, точно командуя:

— Ваше высокородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не
я, а все прочие. Все это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мёртвого трупа. Иду я это третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю — стоит на берегу куча разного народа людей. «По какому полному праву тут народ собрался? — спрашиваю. — Зачем? Нешто в законе сказано, чтоб народ табуном ходил? Кричу: разойдись! Стал расталкивать народ, чтобы расходились по домам, приказал сотскому гнать взашей...» (А. П. Чехов.)

464. I. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при прямой речи.

II. Найдите в тексте обращения.

III. Объясните употребление восклицательных знаков в конце предложения.

IV. Составьте схему последнего предложения текста.

Май для брестского гарнизона был месяцем учебно-боевых стрельб. Стрелковая дивизия где Юханцев служил начальником политотдела оставив в крепости по
одному батальону вышла из Бреста на тактические учения. А между тем против города уже был сосредоточен целый корпус гитлеровской армии в составе трёх пехотных дивизий с танковыми сапёрными и другими специальными частями.

22 июня 1941 года около четырёх часов утра Юханцев вскочил с постели. Где-то со звоном сыпались стёкла с треском рухнули перекрытия какой-то крыши. За окном взметнулось пламя багровая туча пыли и дыма быстро заволакивала небо.

Война дочурка! Началась война!

Оля взглянула на отца и ахнула у него никогда не было таких глаз.

Юханцев выбежал из квартиры звонко хлопнув дверью. По башням фортам и казармам неслось Война! Война!

Люди с ходу становились к окнам и амбразурам. Крепость принимала бой.

Противник вёл огонь главным образом по цитадели и лишь отчасти по городу перенося его с места на место. Люди отбивали атаку стреляя не только из окон и амбразур, но и с крыш и из подвалов и чердаков и из-за каждой двери или водосточной трубы отовсюду где может укрыться человек.

Любовь к Родине мертва без воли к борьбе с её врагами.

Умрём а крепость не сдадим! Родине послужим до последнего! таково было всеобщее решение.

Брест оборонялся двадцать восемь дней. Оборона этой крепости прекратилась потому что некому было больше защищать её. Брест не «капитулировал» и не
«пал» он истёк кровью.

Безымянный солдат нацарапал на внутренней стене каземата в северо-западном углу цитадели Умираю но не сдаюсь. Прощай Родина!

И поставил дату 20 июля.

Есть в истории военных подвигов золотая полоса славы которой озаряется народ мужественно отстоявший право своей Родины на честь и свободу. Одна из страниц такой истории оборона Брестской крепости. (По С. Голубеву.)

465. I. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

II. Озаглавьте текст.

III. Найдите в тексте предложения с уточняющими членами.

IV. Охарактеризуйте причастия (укажите время, вид и т. д.): встречающийся, замёрзший, назвавший, остановлен, повторён.

V. Укажите, в значении какого времени употреблены глагольные формы в предложении: А я возьми и скажи...

VI. Сделайте синтаксический разбор первого предложения текста.

У замёрзшей реки я услышал глухой монотонный звук в лесу почти не встречающийся. Где-то неподалёку били по железу и я подумал что на лесной дороге кто-нибудь чинит машину или повозку. Я пошёл на звук прямиком. Но лес неожиданно кончился засветилась опушка показалась деревня дворов в пятнадцать.

Возле одной избы прямо под окнами стояла глыба белого камня а на крылечке сидел человек в свитере и треухе. Человек тесал камень. Всё что рельефно выделялось на белой глыбе было трудом многих дней было сделано аккуратно с хорошим чувством меры и вкуса. Я подумал что тут в деревенской тиши поселился приезжий скульптор.

Оказалось что скульптор работает истопником-слесарем в доме отдыха по соседству что в деревеньке он родился и вырос искусству обращения с камнем нигде не
учился но имеет интерес к делу пробовал тесать кое-что благо камня в здешних местах на Оке много и камень податливый.

Сейчас мастер назвавший себя Фёдором Куржуковым взялся за дело которое судя по всему захватило его полностью. Он делает памятник людям погибшим тут на
Оке в ноябре 1941 года.

«Получилась такая история сказал он хотели в Москве памятник заказать. А я возьми и скажи “Давайте поставим камень с Оки. Ну просто вырубим и привезём большую белую глыбу а всё что полагается сделать на камне я сделаю...” Ну вот и рублю как умею».

На крыльце лежал инструмент всякого рода молотки и зубильца а рядом лежал чеканный орден Отечественной войны. Орден в точности был повторён на камне но
только большим размером. На лицевой стороне глыбы кроме ордена были строки: «Тут был остановлен враг. Октябрь ноябрь 1941 года». (По В. Пескову.)

466. (повторение). I. Прочитайте текст и объясните постановку знаков препинания.

II. Напишите текст под диктовку.

А лес всё гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на лёгкий путь; и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого ещё ярче
загорелось в нём сердце, ибо эта их дума родила в нём тоску.

А лес всё пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

— Идём! — крикнул Данко и бросился вперёд, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивлённо качая вершинами, но его шум был заглушён топотом бегущих людей. Все бежали быстро, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слёз. А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало! (По М. Горькому.)

§ 88. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении

  1. Цитаты оформляются следующим образом:

1) цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только в начале и в конце текста:

В одной из статей М. Горький писал:

«Чем же сильна литература?

Насыщая идеи плотью и кровью, она даёт им большую наглядность, большую убедительность, нем философия или наука»:

2) если цитата синтаксически связывается с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется
со строчной буквы: А. М. Горький в одной из своих статей указывает, что «поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём»:

3) если цитата, стоящая после слов автора, оформляется как прямая речь, то используется соответствующая пунктуация (двоеточие перед цитатой, начальные кавычки, прописная буква в первом слове цитаты);

4) если цитата стоит в начале синтаксического целого и авторские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается со строчной (пропуск части текста обозначается многоточием): «...Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, и если б он сделал это — Печорин был бы неправдив», — писал А. М. Горький в статье о М. Ю. Лермонтове:

5) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием:

а) перед текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения;

б) в середине цитаты, когда пропущена часть из середины цитируемого текста;

в) после текста цитаты (перед конечными кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца;

6) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после знака ставятся кавычки и нужный знак конца предложения:

В одной из своих литературных статей М. Горький писал, что «Рудин — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев...».

Ведь это же Чернышевский написал роман «Что делать?»!

Однако если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак либо многоточие, то те же самые знаки не повторяются после кавычек: Читали ли вы роман Чернышевского «Что делать?»

2. Слова, употребляемые не в своем обычном значении, используемые в ироническом смысле, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. п.,
выделяются кавычками: Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Т.); Рано весной... начинаются «палы», или лесные пожары (Акс.).

467. Прочитайте предложения и объясните употребление кавычек.

1. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив». (Т.) 2. Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в из-
бе», всё больше собирало сторонников. (Ф.) 3. Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича. (Г.) 4. Правда, некогда правильные и теперь ещё приятные черты лица
его немного изменились, щёки повисли, частые морщины лучеобразно расположились около глаз, «иных зубов уж нет», как сказал Саади, по уверению Пушкина. (Г.)
5. «Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца». (П.) 6. Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются напрокат и починяются старые». (П.) 7. В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза». (Инб.) 8. Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тягу»... Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое «тяга». (У.) 9. «Бить» в дудку для приманки перепелов учил меня Фёдор, который считался
в этом деле великим мастером. (Акс.) 10. На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал. (П.) 11. Мне объявили, что я должен прожить тут ещё три дня, ибо
«оказия» из Екатеринодара ещё не приходила. (Л.) 12. Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина порою той, что названа «пора меж волка и собаки». (П.) 13. Полутыкин заикался, называл свою собаку Астрономом; вместо «однако» говорил «одначе». (Т.) 14. Это были пассажиры третьего класса и так называемые «палубные», помещавшиеся на нижней носовой палубе возле трюма. Они не имели права находиться на верхних палубах, предназначенных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса. (Кат.)

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

468. I. Прочитайте текст и объясните употребление прописных букв.

II. Найдите в тексте простые предложения, сложные и предложения с прямой речью.

Вот и пришёл день открытия Игр XXII Олимпиады. Несколько лет назад, когда после окончания олимпийских соревнований в Монреале мы прочли на табло стадиона:
«До встречи в Москве!», казалось, что очередных всемирных Игр ещё ждать и ждать. Но время летит быстро.

Олимпийские игры — выдающееся событие в международной спортивной жизни, отражающее стремление народов к миру, согласию, красоте. Благородные цели
Олимпиады собрали в Москве более шести тысяч сильнейших атлетов мира.

Радушно принял собравшихся Центральный стадион в Лужниках. В праздничном убранстве предстала перед участниками и гостями Олимпиады его Большая спортивная арена. Над Восточной трибуной поднялась видная издалека золотистая чаша для олимпийского огня в обрамлении девиза, известного всем, атлетам: «Быстрее, выше, сильнее!» У подножия трибуны — эстрада для музыкантов. По краю футбольного поля, укрытого изумрудным ковром, выстроилась шеренга девушек с шарфами пяти олимпийских цветов. Блеск труб шести духовых оркестров, фанфаристы в белой одежде, вышедшие в центр стадиона, яркие костюмы линейных, множество флагов дополняют красочную картину главной олимпийской арены.

16 часов. Над Лужниками раздается перезвон Кремлёвских курантов...

469. Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Сохранился рассказ о подвиге молодой жены командира Кати Тарасюк. Сельская учительница она (не) задолго до войны приехала в Брестскую крепость что (бы)
провести отпуск вместе с мужем...

(С) начала Катя вместе с другими женщинами находилась в подвале ухаживала за ранеными. Лейтенант Тарасюк в это время с группой бойцов отбивал (не) прекращающиеся атаки противника. Когда группа его поредела Тарасюк сам лёг к станковому пулемёту. Он выбрал себе позицию у подножия большого развесистого
дерева и вражеские автоматчики каждый раз откатывались (на) зад под его меткими очередями. По одинокому пулемёту вели огонь пушки и миномёты. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами осколки срезали ветви дерева и (в) скорости от него остался только расщеплённый изуродованный ствол. Но весь израненный
Тарасюк продолжал стрелять пока вражеская пуля (не) сразила его.

Пулемёт молчал (не) долго. Тарасюка заменил один из бойцов. Когда Катя узнала что её муж погиб она выбралась из подвала и поползла к расщеплённому дереву
откуда (по) прежнему непрестанно раздавался треск пулемёта. Вскоре и этот пулемётчик был убит. Тогда молодая учительница сама легла за щиток и мужественно вела огонь по врагу пока её (не) поразил (на) смерть осколок вражеского снаряда. Обезображенное искромсанное осколками дерево у подножия которого погибла отважная пулемётчица жители Бреста впоследствии прозвали «деревом жизни». (По С. Смирнову.)

470. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

Когда (то) в детстве на первом ровном прозрачном и (не) твёрдом льду затянувшем волжский залив Алексей учился катат..ся на коньках. Матери коньки были (не) по карману и кузнец у которого она стирала бельё сделал по её про..ьбе маленькие деревян..ые колодочки с металлическим полозом из толстой пров..локи и дырками по бокам.

С помощью верёвок и палоч..к Алексей пр..креплял эти колодки к стареньким подш..тым валенкам. В них (то) и вышел он на тонкий (мелодично) потрескивающий лёд по которому (в)доль и поперёк с криком и гамом скользила детвора камышинских окраин. Мальчишки на коньках прыгали и танц..вали. Как только Алексей спустился на залив лёд сейчас же выскользнул (из) под него и он пр..больно упал навзнич.. . Он стал присматриваться как катают..ся другие. Нельзя наклонят..ся чере..чур вперёд так (же) как нельзя и откидыват..ся назад. Стараясь держат..ся прямо он (н..) раз падал (на) бок. Вернулся с катка он весь в снегу с подкашивающимися ногами шишками и синяками по всему телу. Как н..тужился он с утра и до тёмной ночи проп..дая на льду положение оставалось всё то (же).

Но вот однажды в морозный метельный день он (не)ожиданно для себя сделал какое (то) удачное движение и покатился ле..ко и сильно уверен..ее с каждым кругом.
То что (не) заметно копил он в себе все эти маленькие привыч..ки пр..обретённые им почти вдру.. сложились в единый навык и он уверенно заработал ногами чувствуя
как всё его мальчишеское озорное упрямое существо ликует и радует..ся...

То (же) случилось с ним и теперь. Он упорно летал стремясь вновь слит..ся с самолётом. Он часто сознавал что движения машины (не) верны и ощущал гореч.. погасшей надежды. Но вот однажды ощутил вдруг Мересьев что машина ему послушна что он чу..ствует её всем своим существом. Это ощущение мелькнуло как молния.
(По Б. Полевому.)

471. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, лёгкое беспокойство. Он прислонился к стене, положил под себя обе руки и уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл своё лицо, оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел...

Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалёка, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал

другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым — третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня.

«Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и
звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась... (По И. С. Тургеневу.)

472. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял
измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на хребте западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже Веру в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я всё скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте... Оставалось пять вёрст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил ещё на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте,
он упал. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дёргаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнурённый тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребёнок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слёз и рыданий; я думал, грудь моя разорвётся; вся моя твёрдость, всё моё хладнокровие
исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и
безрассудно. (По М. Ю. Лермонтову.)

473. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выражении его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так за машисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (По Н. В. Гоголю.)

474. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Почки раскрываются, шоколадные с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная светлая капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя, или особенным, «воспоминательным» запахом черёмухи: вспоминаешь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодками, блестящими, и ел их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине! И вот, кажется, пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.

Когда начало темнеть, стали в темноте исчезать почки, но капли на них светились, и, даже когда ничего нельзя было понять в тёмной тесноте кустарников, светились одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в тёмном лесу.

Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном
только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью. (По М. Пришвину.)

475. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые лёгкие облака, смягчая синь за дальними полями и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных
картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут... Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на
века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на заработки во время
рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеждой, своими мягкими кожаными обувками, белыми, ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами, с красными, кумачовыми воротами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пообедав: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. (По И. А. Бунину.)

476. (диктант). Прочитайте текст и напишите его под диктовку. Потом сверьте написанное с напечатанным.

Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом вдоль него вверх или вниз. Я иду берегом своего любимого ручья самой ранней весной.
И вот что я тут вижу, и слышу, и думаю.

Вижу я, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей, и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается дальше у нового препятствия в далеко видный белоснежный ком.

Новые и новые препятствия встречает вода, и ничего ей от этого не делается, только собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на травы, и тени бегут по стволам, по травам, и в дрожи этой рождается звук, и чудится, будто травы растут под музыку, и видишь согласие теней.

С широкого плёса вода устремляется в узкое русло, и от этой бесшумной устремлённости вот и кажется, будто вода мускулы сжала, а солнце это подхватывает, и
напряжённые тени струй бегут по стволам и по травкам.

А то вот большой завал, и вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот и переплеск. Но это не слабость и не жалоба, не отчаяние, вода этих человеческих чувств
вовсе не знает, каждый ручей уверен в том, что добежит до свободной воды, и даже, если встретится гора, пусть и такая, как Эльбрус, он разрежет пополам Эльбрус, а рано ли, поздно ли, — добежит...

Рябь же на воде, схваченная солнцем, и тень, как дымок, перебегает вечно по деревьям и травам, и под звуки ручья раскрываются смолистые почки, и травы
поднимаются из-под воды и на берегах.

А вот тихий омут с поваленным внутрь его деревом; тут блестящие жучки-вертунки распускают рябь на тихой воде.

Под сдержанный ропот воды струи катятся уверенно, а на радости не могут не перекликнуться: сходятся могучие струи в одну большую и, встречаясь, сливаются,
говорят и перекликаются: это перекличка всех приходящих и расходящихся струй.

Вода задевает бутоны новорождённых жёлтых цветов, и так рождается водная дрожь от цветов. Так жизнь ручья проходит то пузырями и пеной, а то в радостной перекличке среди цветов и танцующих теней. (По М. Пришвину.)