Русский язык: Учебное пособие - Для школьников старших классов и поступающих в вузы - Д. Э. Розенталь 2010
Синтаксис и пунктуация
Стилистика
§ 89. Стили языка
В зависимости от того, для какой цели используется язык (общение с кем-либо, сообщение чего-либо, воздействие на кого-либо), в нем выделяются разновидности, которые называются стилями. Существуют стили книжные (научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный) и разговорный.
Научный стиль — это стиль научных работ, учебников, научных статей и т. д. Он характеризуется широким использованием терминов и абстрактной лексики, употреблением слов в их прямом значении, наличием особой фразеологии, четким построением фраз. Примером может служить статья из энциклопедического словаря:
Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками
и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность.
Официально-деловой стиль — это стиль документов: государственных актов, договоров, законов, юридических постановлений, уставов, служебной переписки, деловых бумаг и т. д. Например: В соответствии с утверждёнными планами и заключёнными договорами издательство своевременно осуществляет выпуск и
поставку печатной продукции с соблюдением ассортимента, должного качества и комплектности её.
Публицистический стиль — это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, политических выступлений и т. д. Образцом этого стиля может служить отрывок из статьи «Москве угрожает враг», написанной А. Н. Толстым в 1941 г.:
Ни шагу назад! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины нашей — Москвы, гибнет без славы, ему нет и не будет места, на нашей земле.
Встанем стеной против смертельного врага... Над Москвой нависла угроза...
Настанет час, когда мы перейдём к решающей фазе войны — наступательному удару по германскому фронту. Но чтобы перейти к этой фазе войны, нужно сейчас, и немедленно, остановить врага...
Чёрная тень легла на нашу землю. Вот поняли теперь: что жизнь, на что она мне, когда нет моей Родины?..
Нет, лучше смерть! Нет, лучше смерть в бою! Нет, только победа и жизнь!..
Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, его ты строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны.
Бессмертная слава погибшим за родину. Бессмертную славу завоюют себе живущие.
Литературно-художественный стиль — это стиль произведений художественной литературы. Особенность его составляют: 1) единство коммуникативной (сообщение) и эстетической функций; 2) многостильность (использование языковых средств других стилей, включая разговорный); 3) образность; 4) широкое проявление индивидуальности автора. Приведем отрывок из повести А. П. Чехова «Степь»:
...Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром...
Вдруг рванул ветер и.... со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Он дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени...
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром...
Вдруг над самой головой его [Егорушки] со страшным, оглушительным треском разломалось небо... Раздался новый удар, такой же сильным и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
«Тррах! Tax, тах! тах!» — явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым — «Трра!..»
...Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали... По дороге текли лужи и прыгали пузыри.
Разговорный стиль противопоставлен всем книжным стилям. Ему присуща функция общения, он образует систему, имеющую свои особенности в произношении и интонации, лексике, фразеологии, словообразовании, грамматике. Например:
Когда отец вошёл в палатку, где их поместили, Галинка лежала одна и не спала. Олег Владимирович присел на койку и поцеловал её.
— Почему ты не спишь, Рыжок?
Галинка прижалась к нему и передохнула так громко, будто удерживала плач.
— Ты что, Галинка?
— Ничего.
— Боишься одна?
— Я вообще ничего не боюсь, — сказала Галинка и тряхнула головой, как бы откидывая тревожные впечатления вечера. — Я решила, папа! Я буду изыскателем.
— Очень хорошо. Но почему ты так решила?
Отец спрашивал серьёзно, он никогда не оскорблял её снисходительностью.
— Потому, — убеждённо сказала она, — что они всегда первые. Пришли, поставили палатки и начали.
— Это очень интересная профессия, Галя. Но у неё есть свои неудобства. Тебе почти не придется жить дома.
— А я не хочу жить дома. (Кетл.)
477. Укажите в отрывке из статьи А. Н. Толстого языковые средства, использованные для создания патетического тона, отвечающего чувствам патриота. Найдите характерные для книжной речи словосочетания, эпитеты, метафоры, лексические повторы, параллельные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое обращение.
478. Сопоставьте описание грозы в энциклопедической статье и в художественном произведении (см. отрывок из повести А. П. Чехова).
479. Составьте диалог между двумя школьниками о любимом виде спорта.
§ 90. Употребление форм существительных*.
* В упражнениях раздела «Стилистика» цифры над словом (сноски) указывают на номер грамматического комментария, приведенного в конце каждого параграфа.
480. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм.
1. После обеда мы обычно пили (чёрный — чёрное) кофе1. 2. Покупатель попросил дать ему примерить (правый туфель — правую туфлю)2. 3. (Читальный зал —
читальная зала) библиотеки всегда (переполнен — переполнена) учащейся молодёжью3. 4. В (табеле — табели) отмечается выход на работу членов бригады4. 5. Крыша
сарая была покрыта (толем — толью)5. 6. В магазине продаётся (яблочная повидла — яблочное повидло)5. 7. Лесовоз проезжал по (широкому просеку — широкой
просеке)7. 8. Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем — траурной вуалью)7. 9. Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс — правая рельса)5. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на (больной — больную) мозоль7?
481. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении падежных форм существительных.
1. Роль Раневской в «Вишнёвом саду» А. П. Чехова раньше исполняли очень немолодые артистки8. 2. Основные факторы эволюции органического мира были описаны Дарвиным9. 3. В магазине был большой выбор чулок и носок10. 4. Лучше всего астрономы наблюдают Марса во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли11. 5. Фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста гектар10. 6. В реконструированном цеху завода установлено новейшее
оборудование12. 7. Работа должна быть закончена к первому августу13. 8. В продажу поступила первая партия ранних помидор10. 9. По завещанию наследство было
разделено на несколько равных доль10. 10. Чтобы разделить дробь на дробь, нужно числителя первой дроби помножить на знаменателя второй, а знаменателя первой — на числителя второй14.
482. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении числовых форм существительных.
1. В романе «Мать» М. Горький создал образы революционеров, принадлежащих к различным социальным средам15. 2. Отклонения от литературной нормы наблюдаются в речах школьников даже старших классов16. 3. Во время войны войска нередко попадали в окружения, но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск17. 4. Почти все цеха завода оснащены современным оборудованием18. 5. Нужно воспитывать у молодёжи правильные отношения к общественному труду17. 6. Директорам школ настоятельно рекомендовали проводить регулярный обмен опытами воспитательной работы19. 7. Гармонист ещё шире раздвинул мехи своей гармони18. 8. Опытные шофера уверенно вели машины по горным дорогам18.
Грамматический комментарий
1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто; широкое
шоссе. Исключение: горячий кофе (мужской род).
2. В современном литературном языке слово туфля — женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.
3. В современном литературном языке слово зал — мужского рода и имеет значение ‘помещение для многолюдных собраний или для специальных целей’. Форма
зала (женского рода) является устарелой и имеет значение ‘просторная парадная комната в частном доме для приема гостей’.
4. В современном языке слово табель — мужского рода. Старая форма женского рода сохраняется только в названии Петровская табель о рангах.
5. Слово толь — мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, черёд, эполет и др.
6. В современном литературном языке слово повидло — среднего рода. К среднему роду относятся также слова: ведёрко, контральто, монисто, мочало, чучело,
щупальце и др.
7. Слово просека — женского рода. К женскому роду относятся также слова: бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта (‘болезнь глаз’), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара и др. (Форма мужского рода этих слов рассматривается как устарелая, диалектная, профессиональная и т. п.)
8. Некоторые неодушевленные существительные мужского рода II склонения употребляются в форме предложного падежа единственного числа с окончанием
-е (обычно без ударения) или -у (только под ударением).
Окончание -у/-ю имеет существительное, если оно употреблено в обстоятельственном значении (указывает на место, время, образ действия, состояние) с предлогом
в или на: в саду, на берегу, на своём веку, на ходу, в цвету. То же при указании на вещество или массу: пряники на меду; весь в снегу, при обозначении собрания людей:
в полку, в строю.
В объектном значении (дополнение) употребляются формы на -е: в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова; в «Лесе» А. Н. Островского.
9. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют в форме творительного падежа окончание -ом: Вирховом, Дарвином. Ср.: Ивановым, Савиным.
10. В литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием):
1) слова мужского рода: (пара) ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (но: носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, фильмов, комментариев, коррективов); (среди) армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган (но: калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); (отряд) солдат, партизан, гренадёр, гусар, драгун, кирасир, улан (но: минёров, сапёров);
2) слова женского рода: (несколько) барж, басен, вафель, туфель, домен, кочерёг, оглобель, свадеб, усадеб, простынь, яблонь, долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей (но: игра не стоит свеч), цаплей;
3) слова среднего рода: (нет) верховьев, низовьев, устьев, платьев; захолустий, побережий; коленей, снадобий, яблок; древков, личиков, остриёв; болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев; блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец;
4) слова, не имеющие формы единственного числа: (не было) нападок, потёмок, сумерек; заморозков, лохмотьев, помоев; будней, граблей, яслей.
11. Имена античных божеств (мужского рода) склоняются как существительные одушевленные: надеяться на Урана, а в качестве названий планет — как существительные неодушевленные: смотреть в телескоп на Уран.
12. При выборе падежных форм типа в цехе — в цеху, в отпуске — в отпуску следует исходить из того, что в основном формы на -е присущи литературному языку,
а формы на -у — разговорной речи.
13. При склонении таких сочетаний, как Девятое мая, изменяется только первая часть: подготовиться к Девятому мая.
14. Форма винительного падежа неодушевленных существительных с суффиксами -тель, -чик-, -щик- (обозначающих приборы, механизмы, орудия) совпадает с
формой именительного падежа: повернуть выключатель; починить датчик; построить бомбардировщик.
15. Слово среда в значении совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества, как и большинство отвлеченных существительных, не имеет формы множественного числа.
16. Слово речь имеет формы обоих чисел только в значении ‘публичное выступление’.
17. Слово окружение в большинстве своих значений не употребляется во множественном числе.
Отглагольные существительные на -ение, -ание, обозначающие действие или отвлеченное понятие, употребляются в форме множественного числа только при конкретизации значения: знания и навыки учащихся.
18. В литературном языке в зависимости от стиля речи некоторые существительные мужского рода II склонения в форме именительного падежа множественного
числа имеют окончания:
1) ударное -а /-я:
19. Слово опыт в значении ‘совокупность накопленных знаний и навыков’ в форме множественного числа не употребляется.
§ 91. Употребление форм прилагательных
483. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении форм прилагательных.
1. Ученик был способный к математике1. 2. Первый успех вдохновил молодого спортсмена, и на очередных соревнованиях он показал ещё более высокие результаты2. 3. Подобный ответ бессмысленен3. 4. У мальчика появились более худшие привычки4. 5. Второй прыжок был ловчее, чем первый5. 6. Дверь низкая для такой высокой
комнаты1. 7. Небо сегодня удивительно голубое и полно какой-то особенной прозрачности6. 8. Шахматная партия была отложена в более лучшем положении для белых4.
9. Герой рассказа — студент военного училища. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении1. 10. Кто ответственен за противопожарную
безопасность3?
Грамматический комментарий
1. При полной форме прилагательного, употребленной в функции именной части составного сказуемого, как правило, не могут быть управляемые слова, а при краткой форме — могут: Он был болен ангиной; Он способен к музыке (но нельзя сказать: «Он был больной ангиной»; «Он способный к музыке»),
2. При форме сравнительной степени (более высокие) должен быть указан предмет сравнения (более высокие, чем...) или добавлено усилительное слово ещё.
3. Краткую форму на -ен (а не -енен) имеют прилагательные: бессмысленный — бессмыслен; бедственный — бедствен; бездейственный — бездействен; беспочвенный — беспочвен; бесчисленный — бесчислен; величественный — величествен; воинственный — воинствен; двусмысленный — двусмыслен; злокачественный — злокачествен; искусственный — искусствен; легкомысленный — легкомыслен; многочисленный — многочислен; мужественный — мужествен; невежественный — невежествен; посредственный — посредствен; соответственный — соответствен и др.
4. Формы «более лучший», «более худший» и т. п. не употребляются, поскольку второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени:
5. В литературном языке приняты такие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче.
6. Не употребляются в качестве однородных членов предложения полная и краткая формы прилагательного (нельзя сказать: «дом каменный и весьма прочен»). Если
одно из прилагательных не имеет краткой формы, то оба прилагательных должны быть употреблены в полной форме: дом каменный и весьма прочный.
§ 92. Употребление форм числительных
484. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении форм числительных.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец1. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами2. 3. Первый искусственный спутник Земли просуществовал как космическое тело 92 суток3. 4. Место лесоразработок находится в полутораста километров от станции железной дороги4. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать двух учащихся5. 6. До конца месяца остаётся ещё пять дней, а план уже выполнен на 96,5 процентов6. 7. Грузовые машины стояли у обеих ворот завода7. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца8. 9. Жители отметили восемьсотлетие со дня основания своего города9. 10. В соревнованиях приняли участие 243 юношей и девушек10. 11. Каждому ученику дали по пять тетрадей11. 12. Вес посылки составил 8,3 килограммов6.
Грамматический комментарий
1. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т. д. (после четверо собирательные числительные обычно не используются; ср.: пять ножниц; шесть суток) употребляются:
1) с существительными, называющими лиц мужского пола и детенышей животных: двое друзей; трое прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»); трое котят;
2) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении ‘люди’): двое ребят; трое людей; четверо незнакомых лиц;
3) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней; трое суток; четверо щипцов (после четверо обычно употребляется количественное числительное: пять ножниц, шесть суток);
4) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое; их было пятеро.
2. В составных числительных склоняются все слова: с тремя тысячами пятьюстами двадцатью пятью рублями.
3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (то есть 22, 23, 24 и т. п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного-винительного падежа такого сочетания заменять другим оборотом [например, нельзя сказать: «двадцать два (две,
двое) суток»]. Поэтому говорят: Прошло двадцать два дня; Куплено двадцать три штуки ножниц и т. п., т. е. используют разные формы косвенных падежей (кроме
винительного).
4. Числительные полтора и полтораста согласуются в формах косвенных падежей (кроме винительного) с существительным: в полутора стаканах; в полутораста книгах.
5. У составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, в литературном языке форма винительного падежа совпадает с формой именительного так же в тех случаях, когда числительное сочетается с названием одушевленного предмета: принять двадцать три посетителя; выдвинуть сто четыре кандидата (а не: «двадцать трёх посетителей», «сто четырёх кандидатов»). В разговорной речи возможны отступления от этого правила.
6. При сочетании смешанного числа с существительным дробь управляет существительным (а не целое число): 10,2 процента; 4,5 килограмма.
7. Так как нельзя сказать: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот». Следует сказать: у тех и других ворот или: у одних и у других ворот.
8. При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора полных стакана.
9. В сложных словах, первая часть которых является числительным, эта часть употребляется в форме родительного падежа: трёхлетие, трёхметровый, трёхсотый. Исключение:сто и девяносто всегда сохраняют начальную форму (столетие, столетия, девяностометровый, девяностометровому).
10. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юноши; тридцать четыре дома.
11. С предлогом, по числительные два, три, четыре, двести, триста, четыреста употребляются в форме винительного падежа: по две книги; по триста рублей; остальные числительные — в форме дательного падежа: по одному карандашу; по пяти рублей. Ср. в разговорной речи: по пять рублей.
§ 93. Употребление местоимений
485. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении форм местоимений.
1. Ваня остался сиротой; отец умер, когда ему было девять лет1. 2. Проводник шёл впереди, а сзади его ехала нагруженная вещами повозка2. 3. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь3. 4. Хозяйка сняла со стула чемодан и отодвинула его в сторону1. 5. Больной попросил сестру налить себе воды4.
6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого5. 7. По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома,
напротив их будет разбит сквер2. 8. Если ученик не исправит своё поведение, то в отношении него будут приняты более строгие меры2.
Грамматический комментарий
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведет к искажению смысла.
2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н, если они стоят после простых предлогов без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.: без
него, с ней или после наречных предлогов вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др., управляющих родительным падежом: вокруг них,
сзади него.
После наречных предлогов вопреки, согласно, наперекор, навстречу, соответственно, подобно, внутри и др. начальное н не прибавляется: вопреки ему, навстречу
ей, внутри их.
Не прибавляется н также после предлога благодаря и предложных сочетаний не в пример, в противовес, по поводу, со стороны, в отношении, за исключением и др.,
состоящих из простого предлога и существительного: благодаря ему, со стороны его.
После формы сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3-го лица употребляются без начального н: старше его, лучше её.
3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т. п.) заменяется местоимением в форме множественного числа. Например, нельзя сказать: «Студенчество разъехалось на каникулы; они хорошо отдохнут в течение лета». Чтобы не создавать неудобное сочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Формы у ней, от ней носят разговорный или устарелый характер. Правильными являются формы у неё, от неё.
§ 94. Употребление форм глагола
486. Выберите одну из заключенных в скобки глагольных форм.
1. Сюда (собираются дети — собирают детей), которые заблудились на улицах1. 2. Надо помогать молодёжи духовно расти и (проявить — проявлять) свои способности2. 3. Не (порти — порть) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник3. 4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали — сосредоточивали) внимание на основных положениях доклада и не касались мелких вопросов4. 5. Где вы (слышали — слыхали) о последних событиях в этой стране5? 6. Если так будет
продолжаться и дальше, я (очучусь — могу очутиться) в затруднительном положении6. 7. Когда вы разговариваете, не (махайте — машите) так сильно руками7. 8. Цветок без воды (сох — сохнул) в горшке8. 9. Староста класса (уполномачивается — уполномочивается) выступать от имени своих товарищей4. 10. По совету врача больной (полоскает — полощет) горло раствором соды7.
Грамматический комментарий
1. Некоторые формы глаголов на -ся имеют двоякое значение — страдательное и возвратное, что затрудняет иногда понимание смысла высказывания. Например, в
предложениях типа Некоторые больные направляются в специализированные медицинские центры (сами направляются или их направляют?) вместо страдательной
формы глагола лучше употребить другую форму (некоторых больных направляют).
2. В качестве однородных членов предложения обычно употребляются глаголы одного и того же вида.
3. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения глагола: высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь,
лакомься, закупорь, откупорь; взгляни, выйди, не кради, положи.
4. Рекомендуются следующие глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива-, соответствующие глаголам совершенного вида с ударным о в корне: затрагивать (затронуть), осваивать, оспаривать, усваивать, успокаивать, застраивать, удваивать, удостаивать (в этих формах о чередуется с а); озабочивать,
опозоривать, обусловливать, подытоживать, узаконивать, опорочивать, приурочивать, сосредоточивать, уполномочивать (сохраняется о).
5. В парах глаголов видеть — видать; слышать — слыхать; мучить — мучать; лазить — лазать первые глаголы — нейтральные, вторые — разговорные.
6. В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются описательные выражения: могу очутиться; смею убедить, постараюсь победить и т. п.
7. Рекомендуются глагольные формы 3-го лица единственного числа настоящего времени: полощет, плещет, машет; колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы полоскает, плескает, махает; колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит, сыпет, щипет оцениваются как разговорные и просторечные.
Возможны параллельные формы со смысловым различием:
8. В современном языке более распространены такие формы прошедшего времени бесприставочных глаголов с суффиксом -ну-, обозначающих постепенное усиление длительного состояния: сох, кис, мок, глох, хрип, чах и т. д. (а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул).
§ 95. Строй простого предложения
487. Исправьте предложения. Объясните ошибки в построении предложений.
1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях1. 2. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты
устройства1. 3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства2. 4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно3. 5. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А. Н. Островского4. 6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в профтехучилищах4. 7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет4. 8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией4. 9. Ломоносов в юности был рыбак5. 10. Эта река всегда спокойна6. 11. Для этого кабинета химии новая доска слишком широкая6. 12. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие деятельности писателя7. 13. Сторож бросил сигарету в печку и, нагнувшись, попытался её потушить, но это ему не удалось7. 14. Боясь грозы, малыш спрятал голову под подушку и держал её там до тех пор, пока она не кончилась7. 15. Предложено закрепить за как можно большим числом бригад лошадей и инвентарь7.
Грамматический комментарий
1. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнения; в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать; «Помимо работы на предприятии, молодёжь учится на вечерних
курсах». Это предложение можно исправить так: Молодёжь учится на вечерних курсах без отрыва от производства или: Работая на предприятии, молодёжь одновременно учится на вечерних курсах.
2. Не следует использовать сочетания типа «идёт снижение цен» — отглагольного существительного с полузнаменательным глаголом. Такие конструкции носят
канцелярский характер. Лучше употреблять глагол-сказуемое: снижаются цены, растёт успеваемость.
3. Нельзя давать конец предложения в ином синтаксическом плане, чем начало. Например, вместо «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, — это
вопрос об укреплении дисциплины» следует сказать: Один из вопросов... — это вопрос... или: Одним из вопросов... является вопрос...
4. Нельзя допускать в предложении смешения разнородных понятий.
5. Форма именительного падежа существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный;
Погода здесь постоянно была ветреная.
Для указания на временный признак в этих случаях употребляется форма творительного падежа: Он был в то время студентом.
6. В именной части составного сказуемого полная форма прилагательного обозначает постоянный признак, вневременное состояние: река спокойная (обычно), а
краткая форма — временный признак, временное состояние: река спокойна (в данное время).
Полная форма прилагательного обозначает безотносительный признак: комната низкая (вообще), а краткая — признак по отношению к определенным условиям: комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма прилагательного носит более отвлеченный характер, чем полная. Ср.: он смел — он смелый; она зла — она злая.
7. Существенное значение для правильного построения (и понимания) предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчеркивание, выделение одного из членов. Ср.: Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый
исполнитель). — Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности). — Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).
Неудачный порядок слов (например, широко готовится отметить юбилей вместо готовится широко отметить юбилей) искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Так, вместо: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой» следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами.., понимание смысла фразы «Глаза его прикрывали стёкла очков» затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения.
В предложении Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы все члены предложения стоят на своих обычных местах (это так называемый прямой порядок слов):
1) подлежащее предшествует сказуемому (ветер срывает);
2) согласованное определение стоит перед определяемым словом (осенний ветер);
3) несогласованное определение стоит после определяемого слова (листья берёзы);
4) дополнение стоит после управляющего слова (срывает листья);
5) обстоятельство образа действия стоит перед глаголом-сказуемым (безжалостно срывает).
В контексте для смыслового или стилистического выделения отдельных членов предложения прямой порядок слов часто нарушается. Такое изменение расположения
членов предложения называется обратным порядком слов (инверсией).
§ 96. Согласование сказуемого с подлежащим
488. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении числовых форм глагола.
1. Ряд столов стояли посередине комнаты1. 2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало в шкафу1. 4. На конференцию прибыли двадцать один делегат4. 5. Тысяча солдат бросились в атаку5. 6. Прошло два месяца6. 7. На экскурсию пошли всего десять человек7. 8. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного рассказчика, прошло незаметно8. 9. Пятёрка истребителей сопровождали эскадру9. 10. Много выпускников нашей школы пошли работать на автозавод10.
489. Выберите одну из заключенных в скобки родовых форм глагола.
1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и мир» (написана — написано — написаны) Л. И. Толстым12. 3. Недавно в институте (открыта — открыто) кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог — могли) решить эту трудную задачу14. 5. Правление спортивного клуба, в том числе председатель и его заместитель, отлично (справляется — справляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделала — сделали) для организации летнего отдыха детей14. 7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку новых строительных материалов15. 8. В продаже (имеется — имеются) в большом выборе цветы, семена, саженцы16. 9. Брат или сестра (поможет — помогут) мне сделать уроки16. 10. Мать
с детьми (уехала — уехали) в деревню17.
490. Перепишите предложения, согласуя сказуемое с подлежащим.
1. Большинство студентов института, занимающихся в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принима..тся администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал.. на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен.. три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел.. и равномерно вздрагивал.. . 6. Много детей был.. больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил.. о нашем приходе. 8. Такси стоял.. у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был.. отложен.. для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на этот раз.
Грамматический комментарий
1. При подлежащем, выраженном сочетанием собирательного существительного (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п.) и существительного в форме родительного падежа множественного числа, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, если речь идет о предметах одушевленных или если
подчеркивается активность действия: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены, и в форме единственного числа, если подлежащее обозначает предметы неодушевленные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее правило может нарушаться в условиях контекста.
2. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, т. е. сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько) с существительным в форме родительного падежа множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим — собирательным существительным (см. п. 1): Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.
3. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс.
4. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Школу окончил сорок один ученик.
5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в форме единственного числа и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей на благоустройство посёлка.
6. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (Остр.).
7. Если при счетном обороте (колич. числ. + род. п. мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Все три всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Гостей приходило только трое (П.).
8. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является пол-, то сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошедшем времени — в форме среднего рода: полдома сгорело; полжизни прожито.
Но если при существительном, включающем элемент пол-, имеется определение в форме именительного падежа множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Полгода, проведённые в деревне, восстановили здоровье больного.
9. Если в состав подлежащего входит существительное со значением количества — определенного (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и др.) или неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в форме единственного числа: За моею тележкою четвёрка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
10. При подлежащем, включающем слова много, мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится (Пришв.); Много птиц сидело на ветвях.
11. При существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в форме мужского рода независимо от пола того Лица, о котором идет речь: Агроном сделал доклад; Директор вызвал секретаря.
В разговорной речи встречается в этих случаях постановка сказуемого в форме женского рода, когда известно, что речь идет о женщине; Наш профессор (дама ещё молодая) написала книгу.
При наличии имени собственного лица, при котором название профессии и т. п. выступает в роли приложения, сказуемое согласуется с собственным именем; Агроном Сергеева прочла лекцию.
12. При подлежащем, выраженном словосочетанием (названия литературных произведений, кинофильмов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть ведущее
слово или слово в форме именительного падежа, сказуемое согласуется с этим словом (или словами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и
овцы» поставлены на сцене местного театра. Однако нельзя сказать: «"Руслан и Людмила” написаны А. С. Пушкиным», поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в подобных случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д„), с которым и согласовать сказуемое.
13. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или является конкретным обозначением предмета: автомат-закусочная открыта; концерт-обозрение показано; песня-романс стала весьма популярной; витрина-стенд помещена в вестибюле; внимание привлекала машина-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад прошёл с большим успехом; книга-справочник полезна; таблица-плакат висела; раскладное кресло-кровать стояло.
14. Наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым не влияет: Никто, даже лучшие специалисты, не мог наладить компьютер.
15. Если подлежащее — сложносокращенное слово, которое имеет грамматическую форму (склоняется), то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз объявил
набор студентов; Алданзолото выполнило план.
При отсутствии у сложносокращенного слова грамматической формы сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме, в которой оно
стояло бы при полном наименовании: МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект) исчез за горизонтом.
16. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, соединенным только интонацией или связанным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, находящееся после однородных подлежащих, обычно ставится в форме множественного числа: Промышленность и сельское хозяйство нуждаются в инвестициях;
2) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).
Если между однородными подлежащими есть разделительный или противительный союз, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).
17. При сочетании в подлежащем существительных в формах именительного падежа и творительного падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится:
1) в форме множественного числа, если оба предмета/лица выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими): Серёжа с Петей долго ждали возвращения матери;
2) в форме единственного числа, если второй предмет/лицо лишь сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Мать с ребёнком пошла в поликлинику.
При наличии в составе подлежащего слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с инженером взялся отремонтировать станок.
§ 97. Согласование определений и приложений
491. Согласуйте определения с определяемыми словами, выбрав одну из заключенных в скобки форм.
1. Три (соседние — соседних) здания были построены недавно1. 2. Квартира делилась на две (неравные — неравных) части1. 3. (Первые — первых) два места поделили опытный гроссмейстер и юный мастер1. 4, Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны — сторон)2. 5. И первая и вторая (половина — половины) матча прошли в исключительно быстром темпе2. 6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета — факультетов)2. 7. Широкая разделительная полоса проходила как раз посередине между правой и левой (стороной — сторонами) дороги2. 8. Слёт туристов мы проведём в Рязанской или Тульской (области — областях)2. 9. В книге описываются результаты первой и второй (экспедиции — экспедиций) в Саяны2.
492. Согласуйте определения с определяемыми словами: допишите окончания. (См. п. 3.)
1. Загоревш.. и окрепш.. брат и сестра вернулись с дачи. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво.. сына и дочери. 3. Отреставрированн.. музей и галерея открылась
для посетителей. 4. Экспонаты были размещены в больш.. зале и коридоре. 5. Проводился конкурс на решение шахматн.. этюда и задачи. 6. Многие выпускники
колледжа пошли учиться в техническ.. университет и институты.
493. Согласуйте приложения — географические названия: допишите окончания, (См. п. 4.)
1. Некоторое время он жил в городе Самар.. . 2. Упорные бои шли на реке Висл.. . 3. Родом он был из села Крюков.. . 4. Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал.. . 5. Теплоход приближался к острову Кипр.. . 6. Тёплое течение проходит мимо полуострова Флорид.. . 7. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек.. . 8. Поезд приближался к станции Тул.. . 9. Астрономы изучали движение планеты Марс.. . 10. Много рыбачьих баркасов было в
порту Находк.. .
Грамматический комментарий
1. Если определение относится к существительному, зависящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования:
1) при словах мужского и среднего рода определение, находящееся между числительным и существительным, ставится в форме родительного падежа множественного числа: два больших дома; три громадных окна;
2) при словах женского рода определение ставится в форме именительного падежа множественного числа: две большие комнаты.
Если определение находится перед числительным, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода существительного: первые два года; последние три недели; верхние четыре окна.
2. Если существительное имеет два или более предшествующих определения, перечисляющих разновидности предметов, то оно может стоять:
1) в форме единственного числа — подчеркивается связь определяемых предметов, их терминологическая близость: головной и спинной мозг; сыпной и
брюшной тиф; верхнее и нижнее положение поршня; токарное и слесарное дело; в правой и левой половине дома; существительные мужского, женского и среднего рода;
глаголы действительного и страдательного залога.
Если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными, также употребляется форма единственного числа: дипломы первой и второй степени; между пятым и шестым ребром; у моего и твоего отца; та и другая сторона;
2) в форме множественного числа — подчеркивается наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области; Щёлковский и Балашихинский районы; Московский и Санкт-Петербургский университеты; биологический и химический методы; в западной и восточной частях страны; сельскохозяйственная и промышленная выставки.
При наличии между определениями разделительного или противительного союза определяемое существительное ставится в форме единственного числа: технический или гуманитарный вуз; не стихотворный, а прозаический текст.
Если определяемое существительное предшествует определениям, то оно ставится в форме множественного числа: языки немецкий и французский; залоги действительный и страдательный.
3. Если определение относится к нескольким существительным, имеющим форму единственного числа и выступающим в роли однородных членов предложения, то
оно может стоять:
1) в форме единственного числа — в тех случаях, когда по смыслу сочетания ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим: необыкновенный шум и говор; у моего отца и матери; написать свой адрес, имя и фамилию; Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.);
2) в форме множественного числа — в тех случаях, когда может возникнуть неясность относительно того, связано ли определение только с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов: новые роман и повесть; беспроволочные телефон и телеграф; способные ученик и ученица; маленькие брат и
сестра.
При наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение ставится в форме единственного числа: новый рассказ или очерк.
4. Географические названия, выступающие в роли приложений при имени нарицательном (родовом наименовании), в одних случаях согласуются, а в других не согласуются с определяемым словом:
1) согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, на реке Волге, за Москвой-рекой.
В географической и специальной литературе эти названия могут сохраняться в начальной форме: в городе Великие Луки, за городом Южно-Сахалинск, на несудоходной реке Ловать.
Названия городов на -о (среднего рода) часто не согласуются, чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в городе Иваново («в городе Иванове» указывало бы и на город Иваново, и на город Иванов);
2) обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов: родился в селе Горюхине (П.); в деревню Дюевку (Ч.); в деревне Владиславке (Ш.); за хутором Сестраковом (Ш.).
Названия на -о, а также названия, имеющие другую родовую или числовую форму (по сравнению с формой родового наименования), часто не согласуются: в селе
Караманово; у деревни Берестечко; у деревни Парфёнок,
3) остальные географические названия (озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, улиц) с родовым наименованием не согласуются: на озере Ильмень; за островом Новая Земля; у полуострова Таймыр; у горы Эльбрус; на станции Орёл; в местечке Радзивиллово; в посёлке Владыкино;
в кишлаке Гилян; на заставе Полтавка; у мыса Сердце-Камень; в бухте Золотой Рог; в пустыне Каракумы; у штате Техас; в земле Нижняя Саксония; в провинции
Тоскана; в департаменте Вар; на улице Олений Вал.
Но: на Ладожском озере; у горы Магнитной — название имеет форму полного прилагательного;
4) астрономические названия с родовым наименованием не согласуются: движение планеты Меркурий, в Созвездии Лира.
§ 98. Некоторые случаи управления
494. Исправьте предложения. Объясните ошибки в управлении.
1. Докладчик оперировал с непроверенными данными1. 2. Преподаватель указал о том, что в реферате имеется ряд ошибок1. 3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути развития России1. 4. Всё это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними1. 5. Ответ по заявлению был получен немедленно1. 6. Многие молодые режиссёры добились больших успехов в деле создания исторических кинофильмов2. 7. Движение на дороге было прервано благодаря неосмотрительности стрелочника3. 8. Посевы производились согласно указаний агронома4. 9. Закончив гастроли, артисты цирка вернулись с Крыма5. 10. В выходной день мы с товарищем были в концерте5.
495. Прочитайте предложения. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием. (См. п. 6.)
1. Некоторые ученики-не выполняют домашние задания. 2. Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своём творчестве чуждые влияния. 3. Врач не
обнаружил никакие признаки болезни у ребёнка. 4. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 5. Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 6. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 7. К сожалению, я не часто получаю писем из дому.
496. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.
1. Мать сильно беспокоилась (за сына — о сыне)7. 2. Легко заметить преимущества новой модели автомобиля (над —- перед) старой7. 3. Решимость народов всех
стран не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в (победу — победе) дела мира7. 4. К концу года правление фонда должно будет отчитаться (о — в) проделанной работе7. 5. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением — солнечное затмение)8. 6. Мальчик бросил (камень — камнем) в воду8. 7. (Чем я обязан такому лестному отзыву — чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе9. 8. Необходимо своевременно обеспечить (школам потребное количество — школы потребным количеством) топлива на зиму9. 9. Успокойтесь, выпейте (воду — воды)10. 10. Главный герой повести в течение нескольких месяцев безуспешно ищет (работу — работы)11. 11. (В целях дальнейшего улучшения качества продукции — чтобы улучшить качество продукции) заводская лаборатория должна будет провести испытания новых синтетических материалов12. 12. Проверка (деканата — деканатом) условий жизни студентов в общежитии института выявила ряд недостатков13. 13. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка14.
Грамматический комментарий
1. Важное значение для построения предложения имеет правильный выбор падежа и предлога. Одна из распространенных ошибок — употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместо разъяснение допущенных ошибок), «показатели по использованию электроэнергии» (вместо показатели использования...), «оперировать с точными фактами» (вместо оперировать точными фактами).
2. Некоторые сравнительно недавно образовавшиеся предложные сочетания (так называемые новые предлоги: в деле, по линии, в части, за счёт и др.) при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодёжи; в деле изучения покупательского спроса.
3. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Например, следует говорить: ввиду предстоящего отъезда (а не «вследствие предстоящего отъезда», так как отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет), но: вследствие прошедших дождей (а не «ввиду прошедших дождей», так как явление относится к прошлому).
Не утратил своего лексического значения и предлог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат:
благодаря принятым мерам; благодаря помощи товарища: Поэтому не следует использовать этот предлог, если речь идет о чем-то отрицательном.
4. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом: согласно приказу.
5. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употребляться в синонимичном значении: ехать в поезде — на поезде; уйти с кухни — из кухни.
Предлог в, употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-либо (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-либо (с предложным падежом): в стол, в столе.
Предлог на обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности, а предлог с — ‘с поверхности’: на столе, со стола.
Предлог из имеет значение ‘изнутри’: из стола.
Если речь идет о какой-либо территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле. Если же мысль
об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на: находиться на поле; ср.: во дворе (в окруженном забором или домами пространстве) — на дворе (вообще
вне дома).
С названиями городов, районов, областей, республик, регионов, государств употребляется предлог в: в Туле, в Красногорском районе, в Московской области, в
Татарстане, в Сибири, в Германии.
С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).
При названиях предприятий употребляют и предлог на, и предлог в; ср.: на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе, на шахте, но: в конструкторском бюро, в
издательстве, в карьере, в магазине и т. д.
При названиях учебных заведений употребляется предлог в: в институте, в техникуме, в школе, но: на курсах.
При названиях частей учебного заведения используется предлог на: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в лаборатории, в III классе — под
влиянием представления о помещении для занятий).
При названиях зрелищных мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке, но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе.
При названиях средств передвижения возможны варианты: в/на поезде, в/на трамвае, в/на метро. Более общее значение имеет предлог на.
Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, предлогу на — предлог с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа; поехал в Белоруссию —
вернулся из Белоруссии.
6. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный падеж: не читал этой книги, так и винительный падеж: не читал эту книгу.
Родительный падеж обычно употребляется:
1) в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы ни либо местоимения или наречия с этой частицей: Не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; Никогда никому не доверял своей тайны,
2) при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений; не понял многих слов; не достал тетрадей; не принимает мер;
3) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и др., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности; не ждал прихода;
4) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля, не объясняет правил; не уяснил всей важности.
Винительный падеж обычно употребляется:
1) для подчеркивания конкретности объекта: Студент не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;
2) при одушевленных существительных, при именах собственных: не любит свою дочь; не наказывал Петю;
3) если дополнение стоит перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книгу я не возьму;
4) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Я не читал ещё газету (слово газеты могло бы быть воспринято как форма множественного числа);
5) при двойном отрицании: Нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания — утверждение, а не отрицание);
6) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение; чуть не пропустил урок;
7) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу интересной;
8) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.
Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к неопределенной форме глагола, зависящей от глагола с отрицанием, то такое дополнение обычно ставится в форме винительного падежа: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.
Если имеющееся в предложении отрицание находится не при глаголе, а при другом слове, то дополнение ставится в форме винительного падежа: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок.
После глаголов с приставкой недо-, указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа: недовыполнить план.
7. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления:
8. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежных формах в зависимости от смысловых или стилистических оттенков:
9. Некоторые глаголы требуют одновременно двух дополнений, и выбор падежной формы зависит от смысла. Например: обеспечить кого-что чем (‘снабдить в потребных размерах’: обеспечить школьников учебниками) — обеспечить кому-чему что (‘гарантировать что-либо, сделать что-либо несомненным’: обеспечить больному хороший уход).
Слово обязан в значении ‘должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-либо’ обычно употребляется с двумя падежами: дательным, указывающим на адресата, и творительным, указывающим на объект признательности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам ещё обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?
10. Разница между конструкциями выпить воду — выпить воды, купить книги — купить книг и т. п. заключается в том, что родительный падеж (налить чаю) обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть его, тогда как винительный падеж (налить чай) указывает, что действие полностью переходит на предмет.
11. Разница между конструкциями искать место — искать места, просить деньги — просить денег и т. п. заключается в том, что форма винительного падежа указывает на определенный, конкретный предмет (известное наперед место; обусловленная сумма денег), а форма родительного падежа имеет общее значение (какое-либо свободное место, например, в зале, а также в переносном смысле — ‘искать работы’; неопределенное количество денег).
12. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежными формами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается «нанизывание» форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание: Для решения задачи ускорения подъёма уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Такие предложения можно упростить, в частности заменив отглагольное существительное какой-либо другой формой или оборотом (например: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций).
13. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта (указывает на производителя действия: выступление докладчика) и родительный объекта (указывает на объект действия: чтение книги). При исправлении предложений родительный субъекта («Последовательное изложение ученика материала урока») обычно заменяют формой творительного падежа (Последовательное изложение учеником материала урока).
В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одной формы родительного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое
впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). Если читал поэт, то можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; если кто-то читал стихи поэта, то
можно сказать: Чтение стихов Маяковского...
14. При двух или более однородных членах предложения общее управляемое слово возможно только при условии, если управляющие слова требуют одинакового
падежа и предлога: читать и конспектировать книгу; выписать и проверить цитаты.
Предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления: «любить и увлекаться спортом» (любить что, а увлекаться чем), необходимо исправлять. Обычно ко второму управляющему слову добавляют местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить спорт и увлекаться им.
§ 99. Предложения с однородными членами
497. Прочитайте предложения и объясните ошибки в их построении.
1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины1. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности «онегинской строфы»2. 3. Чувство В акулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны3. 4. Жильцы
требовали ликвидации неполадок и ремонта4. 5. Организована производственная практика студентов на заводах и лабораториях5. 6. Вопрос этот освещался в книгах и
лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах6. 7. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии7. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение8. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов9. 10. В турнире принимали участие представители многих стран: Россия, Великобритания, Франция и др.10 11. Всех заинтересовала статья, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о профилактике
гриппа11. 12. Работа ведётся в соответствии и на основе утверждённого плана12.
Грамматический комментарий
1. В ряд однородных членов предложения нельзя включать видовые и родовые понятия. Например, понятие фрукты включает в себя понятие апельсины, а понятие мебель — понятия стулья, шкаф, столы. Поэтому предложение «В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель» (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к стильной мебели) неудачно.
2. Не следует соединять в качестве однородных членов предложения далекие по смыслу понятия: «изучать музыку и болезни».
3. Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу. Например, нельзя сказать: «Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внести замечание»),
4. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть включено в разные ряды однородных членов предложения: Подготовка охотников для
истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но соседство слов «для истребления волков и лиц» неудачно).
5. При однородных членах предложения можно опускать только одинаковые предлоги: Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, [с] тарелками, [с]
ложками, [с] сахаром, [с] ягодами, [с] хлебом (Т.). Но разные предлоги опускать нельзя: «Множество людей было на площадях, [на] бульварах, [на] улицах, [в] переулках».
6. В качестве однородных членов предложения могут попарно соединяться слова, выражающие понятия или близкие по значению, или противоположные: Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
7. Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи: Вошёл юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке.
Но не сочетаются как однородные члены существительное и неопределенная форма глагола (нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать»).
8. При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй: Я читаю не только газеты, но и журналы.
9. Нельзя неправильно соединять сопоставительные союзы: «не только... а также» (вместо не только... но и), «как ... а также» (вместо как ... так и) и т. п.
10. Однородные члены предложения должны быть согласованы в падеже с обобщающим словом: Утром накормили птиц: кур, уток, гусей.
11. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения (нельзя сказать: «Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю»).
12. Однородные члены предложения с различным управлением не должны иметь при себе общее дополнение (см. § 98).
§ 100. Употребление причастных оборотов
498. Исправьте предложения и объясните ошибки в употреблении причастных оборотов.
1. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке1. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений2. 3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию1 2. 4. В ближайшее время будет показан новый спектакль, создающийся силами членов школьного драматического кружка2. 5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива2. 6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью3. 7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переписать3. 8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать об этом заявление4. 9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес5. 10. М. Горький высмеивает глупого Пингвина, олицетворяющего мещанина-обывателя, прячущегося от грома, боящегося надвигающейся бури, беспокоящегося только о своей безопасности6. 11. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова7. 12. Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.
499. Перестройте предложения, заменяя придаточные определительные причастными оборотами; если этого сделать нельзя, объясните почему.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые
на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы8. 3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти9. 4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел ещё свет10. 5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью. 6. Автор комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики8. 7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня11. 8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь10. 9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.
Грамматический комментарий
1. Ошибка в употреблении формы времени причастия.
2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями: например, вместо «сын, воспитывающийся отцом» — сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что чатица -ся имеет возвратное и страдательное значения, которые могут смешиваться (например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно: ...отправляемые на убой).
3. Ошибочны формы причастий на -щий («сделающий», «вздумающий» и т. п.) от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует.
4. Неправильны формы причастий с частицей бы («выступление, вызвавшее бы возражения» и т. п.), поскольку глаголы в форме условного (сослагательного) наклонения причастий не образуют.
5. Причастный оборот (весь!) должен стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не может разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»),
6. Нагромождение причастий, создающее неблагозвучие.
7. Неправильный порядок слов в предложении с обособленным причастным оборотом.
8. Замена невозможна, потому что в главной части сложноподчиненного предложения имеется соотносительное слово (указательное местоимение тех).
9. Замена невозможна, потому что'сказуемое придаточной части сложноподчиненного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
10. Замена невозможна, потому что союзное слово который стоит в форме творительного падежа (замена возможна, если который будет стоять в форме именительно-винительного падежа без предлога).
11. Замена невозможна, потому что сказуемое в придаточной части сложноподчиненного предложения выражено глаголом в форме условного наклонения.
§ 101. Употребление деепричастных оборотов
500. Исправьте предложения и объясните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. В соревнованиях на первенство страны по шахматам молодой мастер, встречаясь с опытным гроссмейстером, одержал, блестящую победу1. 2. Употребление этих
выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы2. 3. Всё изложение в книге
сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента2. 4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе2. 5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно3. 6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и; наскоро раздевшись, бросились в воду1. 7. Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко2. 8. Получив тяжёлую рану, солдат был спасён своими товарищами4. 9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал5. 10. Он ушёл, выполнив домашнее задание и когда кончил свои личные дела.
501. Перестройте предложения, заменяя придаточную часть сложноподчиненного предложения деепричастным оборотом и наоборот; если этого сделать нельзя, объясните почему.
1. Так как М. Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело6. 3. Евгений
Онегин произвёл на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради7. 5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над вёслами8. 7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. 8. Мимо Каштанки, толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили заказчики8. 9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьёзно заниматься. 10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.
Грамматический комментарий
1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь»).
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Подходя к лесу, мне стало холодно»).
4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение представлено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Поступив в продажу, книга будет по достоинству оценена любителями приключенческого жанра»),
5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.
6. Замена невозможна, потому что главная часть — предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главной и придаточной частях сложноподчиненного предложения разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия («как?»).
§ 102. Сложное предложение
502. Прочитайте предложения и определите, правильно ли они построены. Исправьте ошибки.
1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике1. 2. Человечество охвачено страстным
стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя2. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе3. 4. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу4. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся5. 6. Волчиха осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома. 7. Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвящённую творчеству Горького. 8. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу5. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты6. 10. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех7.
Грамматический комментарий
1. Ошибочна постановка рядом двух однозначных союзов (при утверждении достаточно союза что, при предположении следует ограничиться союзом будто или будто бы).
2. Неуместно повторение частицы бы в придаточной части сложноподчиненного предложения, в которой сказуемое выражено глаголом в форме условного (сослагательного) наклонения (нельзя: «Если бы эти предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему»).
3. Неправильный порядок слов: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в
той же числовой форме. В этом случае может возникнуть неясность: Беседа с представительницей делегации, которая недавно приехала в Москву (кто приехал — представительница или делегация?).
4. Смешение прямой речи с косвенной.
5. Повторение одинаковых союзов при последовательном подчинении придаточных (то же при одинаковых союзных словах).
6. Не должны выступать как однородные синтаксические элементы член предложения и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
7. Вводное слово ошибочно принято за сказуемое главной части сложноподчиненного предложения.