Говорите правильно. Эстетика речи - Язовицкий Е.В. 1969

Грамматико-стилистические этюды
Секрет успеха

Трудно сказать, что именно побудило Григория Пименова выступить на школьном собрании с речью о преимуществах игры в городки перед игрой в волейбол. Но факт остается фактом — речь была произнесена, и молодой оратор поплатился за нее горьким разочарованием.

Его просто-напросто освистали. Расстроенный и обескураженный, возвращался он домой, недоумевая, почему товарищи, у которых он пользовался уважением как лучший ученик школы, обошлись с ним так жестоко и несправедливо. Вдруг за его спиной раздался шутливый возглас: «О чем задумался, детина, о чем грустишь в ненастный день?» Григорий оглянулся и увидел директора школы.

— Стыдно, Николай Петрович.

— То-то и оно! Хорошо еще камнями не закидали.

— За что?

— За что, за что! За то, что говорить не умеешь. Да будь на твоем месте, скажем, ученик афинской гимназии — он бы такое слово, такую речь сказал в защиту твоего тезиса, что вся школа, как один человек, в городки играть стала.

— Что же делать, Николай Петрович?

— А вот что, — сказал директор, обнимая его, — приходи-ка ты завтра, после занятий, ко мне в кабинет, поговорим на эту тему.

На следующий день Григорий Пименов пришел в кабинет к директору не один. С ним пришло еще несколько старшеклассников, мечтавших научиться хорошо говорить, и беседа затянулась почти до самого вечера. В результате было решено создать в школе кружок ораторского искусства и пригласить в качестве руководителя известного в городе лектора.

Кружок начал работать в октябре месяце и сразу привлек к себе внимание учащихся. К концу полугодия в нем насчитывалось более 30 человек, с увлечением выполнявших все задания руководителя. .Программа занятий в кружке была построена таким образом, что она способствовала развитию всех качеств, необходимых хорошему оратору. Кружковцы занимались укреплением дыхания и голоса, совершенствованием дикции и произношения; работали над логической и образно-эмоциональной выразительностью речи; разбирали речи знаменитых ораторов, упражнялись в составлении и конспектировании собственных речей на самые разнообразные темы.

Одно из своих занятий в конце учебного года руководитель начал так: «Прошло уже довольно много времени с тех пор, как мы с вами начали овладевать одним из самых сложных и благородных искусств — ораторским искусством, но до сих пор еще ничего не знаем о том, как оно возникло и развивалось. Сегодня я хочу рассказать вам кое-что из истории ораторского искусства. Но прежде чем начать рассказ, я должен задержаться на вопросе, который мне часто задают: «Какое отношение имеет ораторское искусство к культуре речи?» Отвечу на него словами автора одного из известных пособий по культуре речи В. Г. Костомарова. Вот что он говорит по этому поводу: «Наука, занимающаяся вопросами подготовки к выступлению, поведением говорящего, его взаимодействия с аудиторией, не входит непосредственно в понятие «культура речи». Однако нельзя отрицать, что в широком смысле слова культура речи должна означать и знание красноречия, умение делать речь не только правильной и хорошей, но и выразительной, яркой, оригинальной и интересной».

Теперь об ораторском искусстве. Известно, что оно развивается наиболее успешно там, где существуют благоприятные условия для участия всех граждан в общественной и политической жизни страны. В глубокой древности такие условия существовали в Греции, главным образом в Афинах, где классовая борьба и демократическая форма правления достигли наивысшего уровня. Афиняне (как и вообще греки) ценили красивую и содержательную речь. Они создали теорию ораторского искусства — риторику — и обучали этому искусству почти всех своих граждан. Выдающимся оратором Древней Греции справедливо считается Перикл, который в V веке до н. э. более 15 лет правил Афинами. Речи Перикла отличались глубиной мысли, красотой формы и правдивостью, перед которой не могли устоять даже враги. Выступая с речами, Перикл всегда учитывал настроение и запросы своих слушателей и, что особенно поучительно, тщательно отрабатывал свои речи и следил за точностью и выразительностью их произнесения.

Огромной популярностью в конце V и в начале IV века до н. э. пользовался в Афинах блестящий греческий оратор Лисий. Будучи представителем так называемого судебного красноречия, Лисий обладал замечательной способностью перевоплощения. Сочиняя речи для своих подзащитных[9], он абсолютно точно отражал в них характер того, кто будет эту речь произносить. Но главная особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он был остроумным рассказчиком и блестяще рисовал события, служившие темой судебного разбирательства.

Для нас особенно важно хорошо запомнить, что, обладая простым и вместе с тем необыкновенно ярким слогом, Лисий правильно понимал природу устной речи и неоднократно подчеркивал важнейшую ее черту — неповторяемость. Он говорил, что однажды произнесенная речь не должна больше повторяться в той же аудитории, иначе она теряет свою оригинальность и выразительность.

Лисий считал, что речь оратора должна походить на импровизацию[10]. И его собственные речи действительно напоминали импровизацию, но только напоминали, так как на самом деле они были всегда строго продуманы и тщательно отработаны. Образное повествование, юмор, отсутствие ложного пафоса, экономия изобразительных и выразительных средств — лучшие качества речей Лисия.

Наряду с Периклом и Лисием, большой популярностью пользовались ораторы Горгий, Антифан, Исократ. Но самым замечательным оратором Древней Греции был Демосфен. Слава его была столь велика, что само имя Демосфен сделалось синонимом к слову оратор. Любопытна и поучительна история его жизни. Родившись в 384 году до нашей эры, Демосфен уже в юношеские годы выступил на суде с обвинительной речью против своих опекунов. Затем сделался логографом — составителем речей для подзащитных и, задумав стать оратором, начал усиленно заниматься ораторским искусством. Однако природа наделила его слабым голосом, косноязычной речью и нервным подергиванием плеча. Чтобы избавиться от косноязычия и развить голос, Демосфен уходил на берег моря, набирал в рот морские камешки и часами упражнялся в произнесении речей, стараясь заглушить ими шум прибоя. Подвесив меч к потолку так, чтобы острие его подходило к самому плечу и кололо его при каждом подергивании, Демосфен избавился и от другого своего недостатка. Тогда он решил, что пришло время выступить в качестве оратора. Однако первое его выступление на этом поприще завершилось полным провалом. Видя перед собой человека небольшого роста, сильно волнующегося, произносящего речь слабым голосом, впечатлительные и прямые афиняне не дали ему даже закончить ее. К великому огорчению Демосфена, его вторая попытка выступить с речью тоже не имела успеха. В ужасе закрыв лицо руками, чтобы никто не видел краски стыда на его щеках, он убежал домой и спрятался в темном углу. Казалось, все было потеряно. Но у Демосфена был друг, знаменитый греческий актер Сатир, который решил помочь ему в несчастье. Приказав Демосфену прочитать отрывок из трагедии Софокла, Сатир, ничего не говоря, принялся сам читать это место как опытный актер, и Демосфен сразу понял, в чем заключались его собственные недостатки. С тех пор он начал под руководством Сатира заниматься дикцией, постановкой голоса и манерой произнесения речи. Проделав огромную работу, Демосфен снова выступил перед афинянами, и те бурно приветствовали его.

Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный, патриотический характер. С особой силой и упорством произносил он гневные речи против македонского царя Филиппа — главного врага Афин, призывая граждан объединиться, чтобы не допустить победы Филиппа. Эти речи были исполнены такого сарказма и гневной обличительной силы, что получили название «Филиппик». Такой же силой и вдохновением отличались и другие речи Демосфена и в частности знаменитая речь о венке, в которой он наголову разбил реакционного оратора Эсхина, обвинившего его в превышении власти. Противники Демосфена называли его «диким зверем», столь страстной была манера его речи, отличавшаяся высоким пафосом, разящей убедительностью и разнообразием. Он тщательно готовился к каждому выступлению и до глубокой ночи засиживался над своими речами, каждая из которых была орудием политики, направленной на защиту родной страны. Сама смерть Демосфена подтверждает цельность его натуры. Узнав об окончательной победе македонян, он не смог пережить несчастья, обрушившегося на его родину, и умер, приняв яд.

Опыт Демосфена убеждает нас в том, какое огромное значение имеет тема и главная цель выступления. Мы можем учиться у него вдохновенному упорному труду над речью. Демосфен доказал нам, что даже те, у кого имеются физические недостатки, могут избавиться от них путем вдохновенного труда и стать хорошими ораторами.

Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции, острая необходимость в таких выступлениях способствовала созданию теории ораторского искусства, которая нашла наиболее яркое выражение в - риторике Аристотеля. Гениальный мыслитель, философ и ученый, Аристотель уделяет огромное внимание стилю речи. По его мнению, смешение разных стилей в речи оратора — крупнейший недостаток, избавиться от которого надо в первую очередь. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести ее до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи и правильно выражать «чувства и характер» оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить «слегка» о важных вещах и «торжественно» о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае (в целях наглядности) пользоваться этими выразительными средствами. Огромное значение придает Аристотель содержанию речи и ее структуре (построению). Он рекомендует придерживаться следующих элементов ораторского искусства:

1. Изобретение (тщательная подготовка) материала.

2. Форма (план) расположения материала.

3. Запоминание (освоение) материала.

4. Правильное словесное выражение материала.

5. Правильное произнесение (интонирование) материала. Кроме того, Аристотель высказал много ценных и тонких замечании об умении оратора общаться с аудиторией, возбуждать ее внимание остроумной шуткой, лирическим отступлением и т. п. Многое из того, что предлагал Аристотель, не потеряло своей силы до сих пор и может быть с успехом использовано нами для овладения мастерством устной речи.

Новым этапом в истории развития ораторского искусства было римское красноречие. Борьба между рабами и рабовладельцами, между патрициями и плебеями, многочисленные войны, которые вел на протяжении многих веков Рим, наложили свой отпечаток на римское ораторское искусство.

Интересы различных слоев населения Рима требовали разнообразия типов ораторов. К судебным, политическим и школьным ораторам прибавились еще и военные ораторы, целью которых являлось воодушевление солдат перед сражениями.

Большой славой и популярностью во всем мире пользуются имена римских ораторов Катона, Гракхов, Марка Антония, Гортензия, Квинтилиана. Но все они бледнеют перед именем Цицерона, которого можно (наряду с Демосфеном) назвать величайшим оратором древности. Цицерон родился в 106 году до и. э. в южнолатииском городе Арцине. Первым его выступлением на ораторском поприще была защита некоего П. Квинкция в частном процессе. Молодому оратору не было тогда еще 25 лет, но, обладая выдающимися способностями и замечательным талантом, он добился победы и с тех пор стал выступать с речами, которые прославили его на вечные времена.

Важнейшим качеством оратора Цицерон считал убежденность и умение убеждать других. Но чтобы убедиться самому и убедить других в чем-либо, необходимо иметь полноту доказательств. И Цицерон всегда выступал с большим количеством доказательств, для подтверждения которых привлекал двоякого рода факты: Argumentum (аргументы) и Amplificationes (материалы, употребляемые оратором). Первые из них должны были действовать главным образом на мысль слушателей, вторые — на их чувства. И здесь Цицерон часто прибегал к патетическим вопросам и обращениям, эмоциональным восклицаниям, сильно действовавшим на чувства аудитории. Цицерон был большим мастером композиции. По его теории, каждая речь должна быть построена таким образом, чтобы производить сильное впечатление на слушателей. В связи с этим, он намечает шесть основных разделов, из которых, по его мнению, должна состоять судебная речь.

1. Exordium — вступление, располагающее слушателей в пользу того решения, которое предлагает оратор.

2. Narratio — изложение существа дела (краткий рассказ о том, как произошло событие).

3. Partitio — указание (перечисление) последующих частей выступления, сообщаемое слушателям для облегчения дальнейшего восприятия речи.

4. Probatio — доказательства, приводимые оратором.

5. Repetitio — повторение (краткое перечисление) решающих доводов.

6. Peroratio — эмоциональное заключение.

Цицерон был большим мастером плавной впечатляющей речи. Он редко говорил отрывистыми мелкими фразами. Излюбленным его правилом была периодическая речь, каждый период которой состоял из большого ритмически замкнутого потока слов. Многие его речи напоминали стихотворения в прозе. Используя все богатство изобразительных и выразительных средств языка, Цицерон добивался необычайного эффекта как в судебных, так и в политических речах. До нас дошло 56 подлинных речей Цицерона. Из них особое значение имеют его 4 речи против заговорщика Катилины. Эти речи были построены в виде цикла небольших, симметрично расположенных словесных картин, изобилующих риторическими вопросами и патетическими восклицаниями. Воздействие этих речей Цицерона было столь велико, что Катилина вынужден был бежать из Рима, так как понял, что пребывание там может окончиться для него катастрофой. Цицерон был горячим сторонником Римской республики. С наступлением диктатуры Цезаря он удалился с политической арены. Лишь в 44 году до н. э., когда Цезарь был убит, Цицерон вновь выступает с речами в защиту республики. Однако выступления эти закончились для него трагически. Через год он был убит по приказанию Антония — сторонника Цезаря.

Значение Цицерона в истории развития ораторского искусства исключительно велико. Его высоко ценили общественные и политические деятели разных эпох: Петрарка, Мирабо, Робеспьер, Карл Маркс. Цицерон оставил после себя три замечательных труда по истории и теории ораторского искусства: «Об ораторе», «Оратор» и «Брут» (о знаменитых ораторах), в которых излагает свои мысли и требования к оратору. По его мнению, настоящий оратор должен обязательно чему-нибудь учить и производить сильное впечатление на слушателей. Хороший оратор,— говорит Цицерон,— «...должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, почти жесты и грацию великих актеров».

С падением Рима развитие ораторского искусства надолго затормозилось. Средневековье не породило и не могло породить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. В эту эпоху ораторское искусство становится достоянием религиозных проповедников, упражнявшихся в произнесении выспренных и туманных речей.

Однако среди них были талантливые мастера, о которых нельзя забывать. Так, например, на заре средневековья — в IV веке славились красноречием такие религиозные проповедники, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Аврелий Августин. Последний был известен также и как учитель красноречия.

Во второй период средневековья, в XI—XII веках, расцветает так называемое университетское красноречие, наиболее яркими представителями которого были преподаватель Пражского университета Ян Гус, сожженный за свои прогрессивные убеждения на костре, магистр Оксфордского университета Дунс Скот и учитель схоластической философии в Париже Пьер Абеляр.

В период позднего средневековья выдающимся оратором был флорентийский монах Савонарола, призывавший к очищению церкви и к восстановлению принципа первоначального христианства. Несмотря на то, что идеи Савонаролы были по существу религиозными, его красноречие все же разрушало устои католицизма и наносило удар за ударом по служителям церкви.

Савонарола, так же как и Ян Гус, был оклеветан инквизицией и сожжен за свои убеждения на костре.

В XVI веке с развитием новых (буржуазных) форм экономических отношений зарождается и новое мировоззрение, получившее название гуманизм. Характерной чертой этого мировоззрения была вера в силу и мощь человеческого разума и огромный интерес к античной культуре, которую гуманисты стремились возродить в лучших ее образцах. Отсюда термин возрождение, который долгие годы стоял в одном ряду с термином гуманизм. Выдающимися ораторами этого времени были Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен и вожди религиозной реформации Мартин Лютер и Кальвин, выступившие против бессмысленной обрядности католической церкви.

Огромное значение в этот период имело красноречие вождя крестьянской войны в Германии Томаса Мюнцера. Блестящий оратор и полемист, Мюнцер зажигал сердца тружеников земли и поднимал их на борьбу против средневековых помещиков-феодалов.

Ораторское искусство более позднего времени достигло своего расцвета в XIX веке, когда буржуазно-демократические революции во Франции, Италии, Германии и Австрии призвали к жизни целый ряд выдающихся ораторов, волновавших умы и воображение миллионов людей.

Железной логикой и гениальной прозорливостью покорял слушателей Карл Маркс. Яростный враг фразерства и пустословия, он был исключительно требователен к себе и требовал от своих друзей глубокого идейного содержания речей. Требовал, чтобы они излагались в ясной и доступной форме.

Талантливыми ораторами были современники и соратники К. Маркса: Ф. Энгельс, Ф. Лассаль, А. Бебель, умевшие так же, как и он, доносить свои мысли до слушателей в доступной и запоминающейся форме.

В России в конце XIX века как выдающийся пропагандист и агитатор выделяется Г. В. Плеханов, произнесший немало блестящих речей, направленных против самодержавия. В начале XX века, когда на арену активной политической борьбы выходит рабочий класс, живое слово пропагандиста и агитатора приобретает огромное значение. Целая армия ораторов выступает с речами на многочисленных собраниях и митингах, агитируя и призывая трудящихся к борьбе против капиталистов и помещиков, за построение нового, бесклассового общества. В первом ряду этих ораторов стоял В. И. Ленин. Его простые мудрые слова доходили до сознания каждого человека — рабочего, крестьянина, интеллигента. Волновали воображение, поднимали боевой дух. Глубокая убежденность, прямота и страстность в речах Ленина, соединенные с присущим ему обаянием, творили чудеса. Когда говорил Ленин, не было ни одного человека, кто бы не соглашался с ним.

Гениальный мыслитель, создатель Советского государства и Коммунистической партии, В. И. Ленин был также теоретиком советского ораторского искусства. Он требовал от ораторов, чтобы они были прежде всего правдивы, не обходили острых вопросов и учитывали запросы своих слушателей. На примере речей В. И. Ленина мы можем учиться ясности, простоте и доходчивости речи, можем учиться тому, как надо готовиться к выступлению и как вести себя во время самого выступления, чтобы слушатели верили и подчинялись нашим словам.

В воспоминаниях Клары Цеткин говорится о том, что речи Ленина — это великий пример искусства убеждать без лишних риторических прикрас, убеждать ясно сформулированной мыслью, железной логикой и несокрушимой аргументацией.

Выступая, Ленин редко прибегал к длинным фразам, предпочитая им короткие, насыщенные активным действием и точной мыслью. Используя известные ораторские приемы — обращения, восклицания, повторы, противопоставления, риторические вопросы, — Ленин никогда не увлекался ими и применял там, где они были действительно необходимы. В этом отношении чувство меры было присуще В. И. Ленину как никакому другому оратору. Вместе с тем, Ленин часто прибегал к использованию примеров из художественных произведений, любил цитировать Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Гончарова, Чехова, Льва Толстого, употреблять известные фразеологизмы, русские народные пословицы и поговорки. Все это делало речь Ленина разнообразной, живой и увлекательной. A. М. Горький оставил нам прекрасное описание B. И. Ленина как оратора: «...Но вот поспешно взошел на кафедру Владимир Ильич, картаво произнес «товарищи». Мне показалось, что он плохо говорит, но уже через несколько минут я, как и все, был «поглощен» его речью. Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово как на ладони, изумительно легко обнажая его точный смысл. Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал... Слитность, законченность, прямота и сила его речи, весь он на кафедре — точно произведение классического искусства: все есть, и ничего лишнего, никаких украшений, а если они и были — их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке.

По счету времени он говорил меньше ораторов, которые выступали до него, а по впечатлению — значительно больше, не один я чувствовал это, сзади меня восторженно шептали:

— Густо говорит...

Так оно и было; каждый его довод развертывался сам собою — силою, заключенной в нем... Его движения были легки, ловки, и скупой, но сильный жест вполне гармонировал с его речью... Иногда казалось, что неукротимая энергия его духа брызжет из глаз искрами и слова, насыщенные ею, блестят в воздухе. Речь его всегда вызывала физическое ощущение неотразимой правды».

В. И. Ленин всегда тщательно готовился к своим выступлениям, точно определял объем изложения и материала, подбирал источники, вспоминал факты. Он редко писал полный текст своих речей. Но, как правило, составлял для них подробный конспект.

В конспекте Ленин записывал необходимые цифры, отдельные замечания, мысли и примеры. Выступая на митингах перед рабочими, Ленин произносил преимущественно короткие речи, в которых освещались один-два вопроса. Но эти вопросы ставились всегда остро и поэтому сразу привлекали к себе внимание слушателей. Обычно такие речи заканчивались лозунгом и призывом к конкретному действию. Показательна и интересна в этом отношении речь В. И. Ленина «Что такое Советская власть?». Не вдаваясь в подробности, Ленин начинает эту речь прямо с вопроса «Что такое Советская власть? В чем заключается сущность этой новой власти, которой не хотят и не могут понять еще в большинстве стран?». И сразу же отвечает на него простыми и ясными словами: «Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны... состоит в том, что прежде государством управляли так или иначе богатые или капиталисты, а теперь в первый раз управляют государством, притом в массовом числе, как раз те классы, которых капитализм угнетал... Первый раз в мире власть государства построена у нас в России таким образом, что только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров, составляют массовые организации — Советы, и этим Советам передается вся государственная власть... Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире», потому что она дает возможность «подняться тем, кого угнетали, и самим брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством.

Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому — верный и потому — победоносный».

Эта краткая и сильная речь, изобилующая повторениями и заканчивающаяся ярким обобщающим лозунгом, произвела неотразимое впечатление на трудящихся и во многом способствовала становлению и укреплению Советской власти.

Наряду с В. И. Лениным, выдающимися ораторами в первые годы Советской власти были Я. М. Свердлов, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, А. В. Луначарский.

У каждого из них были свои особенности, свой стиль, своя манера говорить. Но речи, которые они произносили, отличались убежденностью, партийностью, ясностью изложения и взволнованностью.

К весьма краткой и сжатой истории ораторского искусства, — сказал руководитель кружка, — можно добавить несколько практических советов. Они помогут вам глубже понять задачи, стоящие перед каждым оратором, и даже раскрыть секрет успеха, выпадающего на долю тех, кто сознательно стремится овладеть мастерством устной речи:

1. Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

2. Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

3. Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество — непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

4. Важнейшая особенность публичной речи — тесный контакт (общение) со слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями.

5. Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной, разумной и прекрасной во всех отношениях.

6. Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению,

7. Упорство, настойчивость и терпение — вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

8. Тема выступления обязательно должна быть интересной для вас и для ваших слушателей.

9. Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между собой точки зрения различных авторов. Побеседуйте с учителем или с окружающими вас людьми. Используйте, если зто необходимо, словари и справочники.

10. Составьте ясный и стройный план речи.

11. Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей и доказательств — берите для речи только самое существенное.

12. Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.

13. Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

14. Развивайте свои голосовые данные. Упражняйте и совершенствуйте речевой аппарат. Добивайтесь отчетливой и ясной дикции.

15. Пользуйтесь случаем послушать хорошего оратора.

16. Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы».