Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012
Язык, речь, общение
Условия успешного общения
① Представьте себе, что вам поручили выступить с сообщением на тему «Русский язык среди других языков мира». Какие вопросы, касающиеся предстоящего выступления, следовало бы выяснить, прежде чем начать готовиться к нему?
Для того чтобы проверить правильность и полноту вашего ответа на вопрос, который был поставлен в задании, удобно опереться на следующую схему, отражающую важнейшие компоненты ситуации общения:
Из полученного задания вам были известны только два компонента ситуации общения: адресант, или отправитель (им являетесь вы), и тема сообщения («Русский язык среди других языков мира»). Еще два компонента — содержание и форма сообщения — вам необходимо было определить самим. Однако для этого очень важно было установить все остальные компоненты ситуации предстоящего общения.
Кто будет вашим адресатом, или получателем? Экзаменационная комиссия? Ваши товарищи по группе? Слушатели вечернего лектория? Школьники?
Предположим, что ваш адресат — школьники. Тогда следует уточнить цель планируемого сообщения. Дать школьникам сведения, необходимые им для предстоящей контрольной работы? Подготовить к работе в факультативе по русскому языку? Заинтересовать темой и расширить их кругозор? В каждом из этих случаев сообщения нужно строить по-разному.
Немаловажен и еще один фактор — обстановка общения. Выступление в стенах школы непременно будет отличаться от выступления в клубе старшеклассников, а сообщение на уроке — от беседы во время классного часа.
Учитывать различные компоненты ситуации общения очень важно не только при подготовке публичного выступления, но и в ходе дискуссии, деловой беседы или неофициального разговора. Не менее важен такой учет и при подготовке любых письменных текстов.
② Ниже приведено несколько отрывков из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В них описываются ситуации общения, в которых говорящим не удалось достигнуть поставленных ими целей. Каковы были эти цели в каждом из примеров? Какие компоненты ситуации общения не были учтены говорящими? Как следовало бы им построить свою речь для того, чтобы добиться успеха?
1. [Поэт Иван Бездомный пытается рассказать врачу-психиатру о событиях, связанных с трагической гибелью своего знакомого литератора Берлиоза:]
— Ага, — сказал врач, — а почему вы так спешили? Какое-нибудь деловое свидание?
— Консультанта я ловлю, — ответил Иван Николаевич и тревожно оглянулся.
— Какого консультанта?
— Вы Берлиоза знаете? — спросил Иван многозначительно.
— Это... композитор?
Иван расстроился.
— Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор — это однофамилец Миши Берлиоза!
2. [Иван Бездомный звонит из психиатрической клиники в милицию:]
— Милиция? — закричал Иван в трубку, — милиция? Товарищ дежурный, распорядитесь сейчас же, чтобы выслали пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного консультанта. Что? Заезжайте за мною, я сам с вами поеду... Говорит поэт Бездомный из сумасшедшего дома... Как ваш адрес? — шепотом спросил Бездомный у доктора, прикрывая трубку ладонью, а потом закричал в трубку: — Вы слушаете? Алло!.. Безобразие! — вдруг завопил Иван и швырнул трубку в стену.
3. [К Маргарите, которая одиноко сидит на скамейке в саду, подсаживается незнакомый мужчина и пытается начать разговор:]
— А я вас не знаю, — сухо сказала Маргарита.
— Откуда ж вам меня знать! А между тем я к вам послан по дельцу. <...>
— Ничего не понимаю, какое дело?
Рыжий оглянулся и сказал таинственно:
— Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости.
— Что вы бредите, какие гости?
— К одному очень знатному иностранцу, — значительно сказал рыжий, прищурив глаза.
Маргарита очень разгневалась:
— Новая порода появилась: уличный сводник, — поднимаясь, чтобы уходить, сказала она.
— Вот спасибо за такие поручения! — обидевшись, воскликнул рыжий и проворчал в спину уходящей Маргарите: — Дура!
Практикум по пунктуации
Знаки препинания при диалоге
① Внимательно просмотрите отрывки из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сформулируйте правила постановки знаков препинания при диалоге.
② Запишите разговор Хлестакова и Осипа в форме диалога.