Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012
Нормы современного русского литературного языка
Стилистические нормы
① Прочитайте текст из пособия О. А. Крыловой «Основы функциональной стилистики русского языка» (М., 1979, с. 149). На чем основан его комический эффект? Какие речевые средства не соответствуют жанру краткого рассказа на бытовую тему? С каким стилем они связаны? Как допускается порча хорошего настроения
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний <...>, причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании колхозников...
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Языковые единицы функционируют в определенных стилях, при этом многие из этих единиц устойчиво закреплены за ними и служат их приметой. Так, например, слова надлежащий, нижеподписавшиеся, истец, ответчик, отозвать, устойчивые словосочетания вышестоящие органы, установленный порядок, принимать меры, ставить вопрос и многие другие регулярно используются в текстах официально-делового стиля и служат его показателями. Прикрепленность языковых единиц (приставок и суффиксов, слов, фразеологизмов, морфологических форм, синтаксических конструкций) к определенной стилевой системе создает их стилистическую окраску (книжную, разговорную или нейтральную). Употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и — шире — с целью и условиями общения регулируется стилистическими нормами. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки.
② Перепишите следующий текст, вставляя пропущенные буквы. Приведите примеры грамматически правильных высказываний, которые неуместны: а) в непринужденном разговоре с другом; б) в официальной беседе с преподавателем; в) в выступлении на научной конференции; г) в заявлении на имя ректора (декана); д) в отчете.
Владение языком предпол..гает соответствие правилам грамматики — во-первых, и принципу коммуникативно-стилистической целесообразности — во-вторых.
Грамматическая правильность речи — н..пр..мен..ый, но элементарный кр..терий речевой культуры. Подл..н..ая высота речевой культуры опр..д..ляется разнообразием способов выражения того же смысла, находящихся в ра..пор..жен., говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответстве..о коммуникативной задач.. . (Г. А. Золотова)
③ Сгруппируйте приведенные слова по типу стилистической окраски (разговорная — нейтральная — книжная). Укажите, в каких функциональных стилях употребляются книжные по стилистической окраске слова.
Ахнуть, актуальный, анонс, бартер, взыскание, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, дуализм, зачетка, иждивение, забота, ион, иск, искатель, книга, книжка, книжонка, косинус, квартиросъемщик, картошка, лингвистика, начертать, неправосудный, невыполнение, норма, нормальный, отлынивать, периметр, пневмония, работать, рот, трудиться, усыновитель, усыновить, уста, эксперимент, эскалация, этимология, язык, языкознание.
④ Прочитайте текст. Подчеркните в нем слова, обладающие книжной стилистической окраской. Какие речевые средства в тексте контрастируют с книжными словами? С какой целью в тексте использован стилистический контраст?
Придя на лекцию, нежданно-негаданно лектор узнает, что «постановлением заседания преподавательского состава» над его уроками учреждена опека в виде инструктора, долженствующего изъяснить студентам, что из указаний Волконского приемлемо, а что должно быть отвергнуто. Одновременно с сим постановлением лектор узнает и ответ студийцев: мы люди взрослые, искусство любопытствуем со всех сторон, а подобной опеки над Волконским не стерпим. (М. Цветаева)
⑤ Элементы каких стилей объединены в приведенном ниже фрагменте из повести А. Гладилина «Вечная командировка»? Найдите в тексте стилистически окрашенные слова. С какой целью использует их автор произведения?
Когда был сдан последний экзамен, сброшен коричневый скафандр, называемый школьной формой, отрезаны косы, Ирина Юрьевна — русская, среднее, член ВЛКСМ — оказалась удивительно интересной девушкой.
⑥ В сочинениях абитуриентов были отмечены стилистические ошибки. Найдите их в приведенных ниже предложениях и объясните, чем они вызваны. Какие еще нарушения норм вы можете отметить в этих предложениях?
1. Для Есенина никакая пальма не могла идти в сравнение даже с самой маленькой вшивой березкой. 2. Все боятся Кабанихи. Вот и Тихон сваливает от матери к стакану. 3. Монолог Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа «Война и мир». 4. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ничего себе, отдохнул! 5. Часто, если кто из пары не нравится, родители едят их. 6. Печорин — человек средних лет, т. е. он уже много покрутился на своем веку, но еще не консерватор. 7.. Старшина Басков выбирает пять девушек и командует своей боевой единицей. 8. Салтыков-Щедрин пишет про маленькую рыбку. Эта рыбка жила себе на дне и была очень одинокой, у нее даже не было жены. И в этом глядится действительность русской жизни, потому что рыбка — это одинокий помещик без жены.
⑦ Прочитайте приведенные предложения. Каким образом вы могли бы выразить те же мысли в следующих условиях общения: а) в научном исследовании, б) в непринужденной беседе с друзьями.
1. Эмоциональное состояние говорящего проявляется в его речи. 2. Изучение иностранных языков обостряет чувство языка — и своего в первую очередь, это воспитательное средство (Лихачев). 3. Ученый не обязательно должен всегда отвечать на вопросы, но он безусловно должен их правильно ставить (Лихачев). 4. Почти в каждом человеке совмещаются разные черты. 5. Дела убеждают сильнее, чем слова.
⑧ Прочитайте текст. Определите его жанр и стиль. Оцените целесообразность использованных в нем речевых средств.
Архангельскому комбинату,
расположенному на берегах полноводной
красавицы Двины
Просим отгрузить 1000 кубометров древесины, пахнущей вековым сосновым бором.
(По К. Чуковскому)
⑨ Прочитайте фрагмент рассказа В. Шукшина «Чудик». Чем вызвано недовольство «строгой» телеграфистки? Какие стилистические нормы телеграммы, с ее точки зрения, нарушены в тексте Чудика?
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде... Телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.
⑩ Прочитайте сцену-монолог А. П. Чехова «О вреде табака». Какие речевые средства в этом тексте представляются вам нехарактерными для жанра лекции, нарушающими ее стилистические нормы?
⑪ Сравните «Словарь русского языка» С. И. Ожегова (любое издание) и «Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и М. А. Теленковой. Какая информация о стилистических характеристиках слов сообщается в них? Приведите примеры словарных статей, содержащих эту информацию. В каких еще словарях можно найти сведения о стилистической окраске слова и стилистических нормах?
⑫ Проанализируйте следующий фрагмент из рассказа А. П. Чехова «На святках». На чем основан стилистический контраст этого текста? Соблюдаются ли в нем стилистические нормы частного письма?
— Чего писать? — спросил опять Егор.
— Чего! — сказала Василиса, глядя на него сердито и подозрительно. — Не гони! Небось не задаром пишешь, за деньги! Ну, пиши. Любезному нашему зятю Андрею Хрисанфычу и единственной нашей любимой дочери Ефимье Петровне с любовью низкий поклон и благословение родительское навеки нерушимое...
— Чем твой зять там занимается? — спросил Егор.
— Он из солдат, батюшка, тебе известно, — ответил слабым голосом старик...
Егор подумал немного и стал быстро писать.
«В настоящее время, — писал он, — как судьба ваша через себе определила на Военное Поприще, то мы Вам советуем заглянуть в Устав Дисциплинарных Взысканий и Уголовных Законов Военного Ведомства, и Вы усмотрите в оном Законе цывилизацию Чинов Военного Ведомства».
Он писал и прочитывал вслух написанное, а Василиса соображала о том, что надо бы написать, какая в прошлом году была нужда, не хватило хлеба даже до святок, пришлось продать корову. Надо бы попросить денег, надо бы написать, что старик часто похварывает и скоро, должно быть, отдаст Богу душу... Но как выразить это на словах? Что сказать прежде и что после?
«Обратите внемание, — продолжал Егор писать, — в 5 томе Военных постановлений. Солдат есть Имя обчшее, Знаменитое. Солдатом называется Перьвейшый Генерал и последний Рядовой...»
Какие нормы литературного языка нарушаются в письме Егора? Прокомментируйте допущенные в нем ошибки.
Практикум по орфографии
Правописание союзов
① Повторите правописание союзов. Перепишите предложения, раскрывая скобки.
1. Суматоха была (от)того, что Анна Павловна собирала сына в Петербург на службу (Гончаров). 2. В степи было тихо, пасмурно, (не)смотря на то, что солнце поднялось (Чехов). 3. В горах с правой стороны китайцы мыли золото, но бросили это дело (в)следствие того, что добыча драгоценного металла не оправдывала затрачиваемых на него усилий (Арсеньев). 4. Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, (как)будто(бы) он собирался лететь (Куприн). 5. Что(бы) определить свое отношение к другим людям, полезно знать, что за человек ты сам (Крон). 6. Старость — это только излечимая болезнь, и если(бы) не это не разгаданное до сей минуты трагическое недоразумение, он мог бы жить вечно (Шаламов). 1. Где-то на берегу молодой пастух учился играть на трубе, и эти звуки нам то (же) были слышны, нарастая и ослабевая, то (же) почти весь день (Пришвин).
② Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните написание слов и постановку знаков препинания.
Мы мысле..о (не)сознаем еще (в)полне жизне..о (не)делаем еще всех следствий из того удивительного (не)бывалого времени в которое человечество вступило в XX веке. Мы живем на переломе в исключительно важную (по)существу новую эпоху жизни человечества его истор.. на нашей планете.
(В)первые человек охватил1 своей жизнью своей культурой всю верхнюю об..лочку планеты (в)общем всю биосферу всю связа..ую с жизнью область планеты... Нет на Земле уголка для него (не)доступного. Нет пределов возможному его размножению... Жизнь человечества при всей ее разнородности стала (не)делимой единой. Событие происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана отражается и имеет следствия большие и малые в ряде других мест (в)сюду на поверхност.. Земли. Т..л..граф т..л..фон радио аэропланы аэростаты охватили весь земной шар. (В. И. Вернадский)
Литература
Пособия по культуре речи
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М., 1984.
Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. — М., 1993.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
Ицкович В. А. Очерки синтаксической нормы. — М., 1982.
Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — М., 1994.
Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. — М. 1996.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1974.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. — М., 1982.
Словари и справочники
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. — М., 1985.
Граудина Л. К, Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. — М., 1976.
Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. — М., 1986.
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник. — М., 1994.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992.
Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. — М., 1989.
Орфографический словарь русского языка. — М., 1987 (и другие издания).
Розенталь Д. Э., Телешова М. А. Словарь трудностей русского языка. — М., 1986.
Розенталь Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. — М., 1986.
Современный словарь иностранных слов. — М., 1992.
Словарь иностранных слов. — М., 1990 (и другие издания).
Словарь синонимов русского языка: В 2 т. — М., 1970 — 1971.
Словарь синонимов русского языка: Справочное пособие. — Л., 1975.
Словарь сочетаемости слов русского языка. — М., 1983 (и другие издания).
Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста. — М., 1981.
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. — Л., 1973.
Учебный словарь сочетаемости общественно-политической лексики. — М., 1982.
Фразеологический словарь русского языка. — М., 1986 (и другие издания).
Шелякин М, А. Справочник по русской грамматике. — М., 1993.