Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012
Устная речь
Устная разговорная речь. Беседа
Не следует завладевать разговором как вотчиной, на которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном.
(Цицерон)
Беседа — жанр устной речи, диалогическая форма речевого общения, что, естественно, предполагает смену говорящих. Однако говорящих, беседующих может быть немного: чаще всего двое-трое. Это отличает беседу от многих других форм диалога (дискуссии, например).
В беседе ярко выражается импровизированность устной речи, где информация передается совокупностью словесных и несловесных средств устной формы языка.
① Беседа как жанр устной речи может быть охарактеризована по разным основаниям. Наиболее значимые из них отражены на схеме. Постройте связное сообщение на основе схемы. Начать его можно так же, как начинается это задание.
② Охарактеризуйте приведенные ниже беседы по указанным в схеме параметрам.
Подсказка
— на темы быта (обиходною характера); о научном открытии; об оформлении сделки; на политические темы...
— цель: добиться согласия; не соглашаться (остаться при своем мнении); задачи: обменяться впечатлениями; выразить свое мнение; поддержать контакт, повлиять на поведение, получить поддержку...
— стиль деловой, разговорно-обиходный (бытовой), разговорно-деловой, научный, научно-популярный, публицистический, научно-публицистический...
— количество участников: один на один; с двумя- тремя лицами; с группой лиц; один на один или с группой, но предназначается для третьего лица или группы лиц — зрителей, слушателей...
— очередность соблюдается (не соблюдается); определена заранее (не определена);
— реплики равномерно чередуются (короткие или длинные); преобладают реплики одного, двух и т. д. говорящих...
— паузы между предложениями; паузы внутри предложений; паузы обдумывания, сомнений; наличие заполнителей пауз.
I. ...И тут дверь отворилась и быстро вошла мама. Она была очень расстроена:
— Что же вы совсем не умеете себя вести? Сейчас заходила Клавдия Петровна и рассказала о вашей драке.
— Кто это еще — Клавдия Петровна? Что ей надо?
— Как ты говоришь? Что за тон? — мама уже кричала.
«Начинается!» — подумала Даша и сморщила лицо.
— Что ты кривишься? — продолжала кричать мама. — Клавдия Петровна — это мама Бориса. Ну, скажи, Миша, почему ты ему мешал кататься? Почему?
— Да-а, у него такой велосипед! Ишь, раскатался, воображала...
— Что же он, по-твоему, — не может кататься на собственном велосипеде? — мама вся дрожала от гнева. — Что вы за дети?!
— Делиться должен всем, что у него есть. Вы с папой всегда это говорили, — важно заявил Миша, а Даша его поддержала.
— С какой это стати делиться?! — воскликнула мама.
Потом она замолчала и, нахмурившись, задумалась:
— Вы меня совсем запутали. Ладно. Я вообще-то пришла пожелать вам спокойной ночи.
(Л. Л. Стрельникова)
II. Тулишин отправился в бюро трудоустройства.
В кабинете сидела всего-навсего одна девица. Видно было, что она чем-то недовольна. Она вытянула подбородок заостренной формы и сказала им, подбородком указывая:
— Вон перечень вакансий по предприятиям города на первое число сего месяца.
Затем добавила:
— Не здесь. Там. В коридоре смотрите. А то, если все здесь будут, я за день с ума от вас сойду.
Тулишин вынес эту разлохмаченную громоздкую книгу, но скоро понял, что ему здесь читать на два года вперед хватит. Постучав негромко в дверь, он переступил порог кабинета и вернул книгу на ее место. А девица говорит:
— Выбрали?
— Нет, — Тулишин отвечает, — не выбрал.
А она:
— А вы кто по профессии?
— Сверловщик. Кавалер ордена «Знак почета».
— А кроме этого, — девица спрашивает, — кто?
— А кроме этого — никто.
Тулишин не увидел, как девица дернула плечом и хмыкнула, потому что после своих слов захлопнул за собой дверь ее кабинета.
(По А. Хургину)
по́нял
по́няли
поняла́
также:
при́нял — приняла́
позва́л — позвала́
③ Проанализируйте приведенные диалоги (I и II).
— Какие правила общения были нарушены?
— Какие ошибки в речевом поведении допустили общающиеся?
— Как бы вы повели себя в подобных ситуациях?
Составьте и продумайте свой вариант беседы в аналогичных обстоятельствах на темы «Я хочу узнать у детей, почему произошла драка»; «Я иду в бюро по трудоустройству устраиваться на работу».
Разыграйте эти ситуации.
облегчить
облегчил
облегчила
также:
упростить
углубить
Вы поняли: беседы бывают разными.
Конечно, беседа делового характера — например по поводу заключения сделки с двумя-тремя партнерами, с целью добиться их согласия, с развернутой аргументацией условий договора, существенно отличается от неофициальных бесед на темы личного характера, где оба партнера хотят высказать свое эмоциональное отношение к предмету речи, повлиять на оценку происшедшего, дать совет и т.д.
Всякий ли разговор (диалог) можно назвать беседой?
Сравните, например, разговор в семейном кругу за завтраком и разговор руководителя с подчиненными о неудачах и промахах в работе.
Параметры сравнения |
За завтраком в семье |
В кабинете руководителя |
1 |
2 |
3 |
Предварительное обдумывание |
Нет. Речь, как правило, неподготовленная, спонтанная |
Есть — в разной степени, у разных участников беседы |
Дальше третью графу заполняйте самостоятельно! |
||
Тема, стратегия, задача |
Отсутствует общая, определенная тема |
|
Задача — поддержать определенные отношения, контакт |
||
Стиль |
Разговорно-обиходный |
|
Участники |
Собеседники (от 3 до 6 — 7) |
|
Все хорошо известны друг другу |
||
Очередность |
Очередность произвольная, иногда соблюдаются этикетные правила (не перебивать старшего, всеми уважаемого в семье лидера и т. д.) |
|
Длина реплик |
Разная. Преобладают короткие, особенно в начале разговора. Семейные слова, клише |
|
Паузы |
Мало пауз колебания, незаконченных предложений, слов-заполнителей |
С другой стороны, на основе беседы создаются различные жанры, и главный из них — интервью с его многочисленными разновидностями, в том числе газетными и телевизионными
④ Охарактеризуйте телевизионные разновидности беседы-интервью (см. ниже их названия) по таким признакам: один (спрашивающий) — один (отвечающий); один (спрашивающий) — несколько отвечающих; несколько спрашивающих — один отвечающий; несколько спрашивающих — несколько отвечающих (для всех параметров: без наблюдателей на самой передаче и с ними).
«Разговоры о животных», «Момент истины», «Тема», «Любовь с первого взгляда», «В фокусе», «Час пик», «Один на один», «Герой дня», «Музыка и пресса».
Какие радио- и телеформы беседы-интервью вы еще знаете? Запишите их названия.
Практикум по орфографии и пунктуации
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Правописание не и ни
① Перепишите текст, добавляя к каждому из высказываний слова автора. Раскройте скобки.
Мудрые мысли
1. Говори мягче по форме, тверже по содержанию (лат. погов.). 2. Если кто-то мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни)кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент-Экзюпери). 3. Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (Стивенсон). 4. (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не)сказанных (Плутарх).
② Закончите начатые предложения. Поставьте нужные знаки препинания. Допишите окончания в именах существительных.
1. А. П. Чехов писал Краткость ... . И добавлял В хорошем рассказ.., как на военном корабле, (не) должно быть ... . 2. Персидская пословица гласит Лучший ответ дураку ... . 3. Хвала в очи хуже ... говорится в русской пословиц.. . Примерно та же мысль звучит в персидской пословиц.. . Излишняя похвала хуже бран.. .
Подсказки: порча, лишний винтик, глупость, сестра таланта, молчание.