Русский язык для студентов-нефилологов - М. Ю. Федосюк 2012


Программа курса

Русский язык для судентов-нефилологов

Объяснительная записка

Основная цель подготовки бакалавра в обозначенной области — повысить уровень его коммуникативной компетенции, что предполагает прежде всего умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных для деятельности бакалавра речевых ситуациях. Отсюда — основные задачи курса:

— помочь выпускникам бакалавриата овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего — в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией;

— повысить их общую культуру, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;

— развить коммуникативные способности, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;

— способствовать формированию открытой для общения (коммуникабельной) личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.

В связи с этим бакалавр должен уметь:

— ориентироваться в различных речевых ситуациях, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит (пишет);

— адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

Содержание курса

1. Язык, речь, общение

Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Другие знаковые системы, используемые в человеческом обществе (мимика, жестикуляция; системы символической записи в математике, физике, химии и других науках; азбука Морзе, жестовый язык глухонемых, азбука для слепых Брайля и т. п.) в их сопоставлении с языком.

Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Язык и культура. Роль языка в развитии национальной и мировой культуры и в усвоении культуры каждым членом общества. Связь языка с историей и культурой народа.

Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков.

Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности всего народа. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечие, арго — и области их функционирования. Разговорный, официально-деловой, научный и публицистический стили как разновидности русского литературного языка, предназначенные для использования в определенных сферах общения. Понятие о терминах и терминосистемах. Язык художественной литературы и употребление им всех средств литературного языка, а также элементов нелитературных вариантов русского языка.

Речевая деятельность как вид деятельности. Ее структура. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение.

Письмо как система фиксации речи с помощью графических знаков, позволяющая передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Общение. Виды общения. Речевая ситуация, ее основные компоненты: отправитель сообщения, цель, задача сообщения, адресат, обстановка (место, время) речи. Учет различных компонентов ситуации как необходимое условие успешности речевого акта. Правила общения.

Речь как продукт речевой деятельности. Ее формы: устная и письменная, разновидности: диалогическая и монологическая. Текст как речевое произведение, обладающее связностью и цельностью. Понятие о речевом жанре.

2. Ортология (нормы современного русского литературного языка)

Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Коммуникативная целесообразность нормы.

Признак нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы.

Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм (влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус.

Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и восполнительные (диспозитивные) нормы. Норма и вариантность языковых единиц.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. «Старшая» и «младшая» нормы произношения.

Норма в лексике. Лексическая норма и качества речи (правильность, богатство, смысловая точность).

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств в соответствии с целью, условиями общения и требованиями жанра. Норма и художественная речь.

Система правил орфографии и пунктуации в письменной речи.

Основные средства кодификации языковых факторов (словари, справочники, учебники русского языка, научные лингвистические исследования, образцы речи и др.).

Типы лингвистических словарей и особенности их строения. Нормативные словари и словари-справочники. Принципы работы с ними.

3. Устная речь

Устная речь, ее отличия от письменной. Спонтанность устной речи, своеобразие синтаксического строя. Неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная устная речь. Приемы подготовки. Спонтанные жанры (интервью, пресс- конференция, диалог в прямом эфире и т. д.). Профессионально значимые жанры.

Устная деловая речь

Устные объявления, их разновидности.

Деловая беседа. (Э) Выражение просьбы, требования, приказа; совета, рекомендации.

Устный отчет, его структурно-смысловые части, особенности речевого оформления.

Совещания, собрания. Их цели и типы. Организация общения. Роль координатора (ведущего). Выступления в прениях. (Э) Культура критики.

Устная научная речь

Лекция (минилекция).

Научный доклад, сообщение (устный реферат).

(Э) Культура цитирования.

Устная публицистическая речь

Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. (Э) Культура выражения несогласия.

Ораторская речь, ее особенности. Диалогичность ораторской речи. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приемы подготовки. Риторические фигуры. (Э) Культура общения с аудиторией.

Устная разговорная речь

(Э) Диалоги со значением «сочувствие / утешение»; «одобрение / комплимент», «возражение / замечание»; «предостережение / предупреждение»; «запрет / разрешение» и т. д.

4. Письменная речь

Письменная речь, ее стилевые и жанровые разновидности.

Письменная деловая речь

Понятие о деловых бумагах (расписка, доверенность и др.). Заявление, служебная записка. Постановление, решение собрания. Инструкция. Протокол собрания.

Деловые письма и их разновидности.

Биография и автобиография. Характеристика. Деловой отчет.

Письменная научная речь

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты.

Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.

Тезисы доклада.

Письменная публицистическая речь

Информационные и критические заметки.

Письмо в газету.

Рекламные объявления.

Рецензия.