Русская грамматика. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология - Шведова Н.Ю. 1980
Морфология
Семантические свойства разных членов предложения
§ 1978. При образовании разных семантических компонентов разные члены предложения обнаруживают неодинаковые свойства. С этой точки зрения отдельно должны быть рассмотрены: 1) главные члены предложения; 2) распространяющие члены - словоформы с сильными присловными связями; 3) детерминанты с необстоятельственными и несобственно обстоятельственными значениями; 4) распространяющие члены - словоформы со слабыми присловными связями и детерминанты с обстоятельственными значениями.
Главный член предложения всегда заключает в себе тот или иной элементарный семантический компонент (или компоненты). В зависимости от грамматического строения предложения и от значения самой формы слова, а также от лексического значения слова, главный член предложения может: а) формировать один семантический компонент или б) сосредоточивать в себе одновременно два семантических компонента.
а) В подлежащно-сказуемостных предложениях подлежащее несет в себе значение субъекта, а сказуемое - значение действия или состояния: Завод работает; Гром гремит; Человек мыслит;Отец - рабочий; Мать дома; Учиться - наша задача; Отдыхать приятно. В таких предложениях, как Строится дом; Науки не даются легко; Здесь может повстречаться волк; Посетителиобслуживаются быстро; Для изготовления деталей берутся специальные
материалы; Фильм впечатляет; Музыка облагораживает, подлежащее также имеет субъектное значение, а сказуемое - значение состояния или свойства. О семантической структуре таких предложений, а также о преобразованиях этой структуры, связанной с введением субъектных распространителей, см. § 2273. В предложениях такого строения, как Учиться необходимо, Остановиться значит отстать, первый член также представлен как субъект, второй - как его предикативный признак. Элементарные семантические категории субъекта и признака (действия или состояния) представлены раздельно в двукомпонентных не подлежащно-сказуемостных предложениях, включающих в свой состав род. п.: Воды прибывает; Времени мало; Денег нет. В таких предложениях, как Морозно или Светает, их единственный главный член несет в себе значение бессубъектного состояния (о ином лексическом наполнении см. ниже, п. "б").
б) Во многих однокомпонентных предложениях главный член сосредоточивает в себе два элементарных семантических компонента, например: Ночь - субъект и его существование; Стучат - неопределенный субъект и его действие; Народу! - субъект и его наличие во множестве; Молчать! - долженствующий субъект и требуемое от него действие.
§ 1979. Сильные присловные распространители играют важную роль в образовании элементарных компонентов семантической структуры предложения. Этими распространителями могут формироваться следующие значения. 1) Значение объекта: Мальчик читает книгу; Мать подарила дочке куклу; Поговаривают о ревизии; Ученик благодарен учителю; Пора начать работать сподростками;
Комсомольцы хотят организовать кружок; Снова неприятности, вызов отца в школу; Вечером было прослушивание записей, споры. 2) Значение субъекта: Мальчика зовут Вася;Больного охватила тоска; Ее в самолете укачивает. 3) Значение объекта действия/субъекта состояния как результата этого действия: Сарай зажало молнией; Больному врачом запрещенокурить; Командира убило. 4) При информативном восполнении (см. § 1724, 1726) сильные присловные распространители формируют вместе с распространяемым словом - глаголом, именем или предикативом - значение предикативного признака - действия или состояния (а), либо, реже, субъекта (б): а) Сын пошел в рабочие; Дом находится за городом; Старик слывет колдуном/заколдуна; Деревня называется "Выселки"; Помочь товарищу для нас не составит
труда; Бригада числится передовой/в передовых; Этот парень мастак на выдумки; б) Пойти в рабочие -почетно; Слыть колдуном/за колдуна - не особенно приятно.
§ 1980. Детерминанты с необстоятельственными и несобственно обстоятельственными зна-чениями несут в себе значения: а) субъектное: У мальчика грипп; У бабушки болит голова; Детямвесело; У учителя/учителю много забот; Для матери/у матери все дети равны; б) объектное: С детьми много забот; Насчет поездки/с поездкой - ничего определенного; в) субъектно-обстоятель-ственные: В публике волнение; На сердце тоска; В бригадирах трудно; В двадцать лет не думают о старости; г) объектно-обстоятельственные: Подростку наскучило на даче.
§ 1981. Слабые присловные распространители и необязательные (факультативные) неприсловные распространители заключают в себе значения разнообразных квалификаторов (см. § 1977). Кроме того, слабыми присловными распространителями в некоторых типах предложений может выражаться субъектное значение: Опять ссора, слезы матери (см. об этом § 1835, 1968).
§ 1982. Из того, что сказано в § 1978-1981, видно, что один и тот же семантический компонент в предложении может формироваться разными средствами, которые оказываются синонимическими. На такой синонимии основаны все формально-семантические соотношения предложений разной грамматической структуры. Такая синонимия не есть идентичность языковых значений: грамматическая форма всегда и обязательно вносит в семантический компонент элемент своего собственного значения. Поэтому, например, между предложениями Убольного жар и Больной в жару, Стучат и Кто-то стучит, У дочки грипп и Дочка больна гриппом, сообщающими (внутри каждой пары) об одной и той же ситуации и идентичными по составу семантических компонентов, всегда остается то различие языкового значения, которое вытекает из разной грамматической организации этих предложений.
Из этого следует, что идентичность информации у разных предложений не равна их языковому совпадению. Поэтому в таких, например, сообщающих об одном и том же предложениях, какЛатвия граничит с Эстонией и Эстония граничит с Латвией, языковые значения форм Латвия и с Латвией, Эстония и с Эстонией не совпадают, а языковые значения форм Латвия иЭстония, с Латвией и с Эстонией - совпадают; аналогично: Чехов дружил с Гиляровским - Гиляровский дружил с Чеховым, или Отец поссорился с сыном - Сын поссорился с отцом. Во внеязыковой ситуации оба называемых лица (или предмета) равноправны; однако формы слов, языковые связи и отношения представляют одно из этих лиц (один из предметов) как субъект действия, а другое (другой) - как его объект.
§ 1983. В настоящем параграфе перечисляются основные случаи синонимии языковых средств, формирующих значения предикативного признака, субъекта и объекта.
1) Значение предикативного признака - действия или состояния.
а) Одно и то же действие или состояние (с возможной последующей детализацией) может быть выражено главными членами разных по своему строению предложений. Так, например, в предложениях Гром - Гром гремит; Дождь - Дождь идет; Холода - Холода стоят; В лесу деревья - В лесу растут деревья их главными членами по-разному выражено отношение субъекта и его состояния - существования. В предложениях Юноша походит на старика - Юноша похож на старика; Деревня бедная - Деревня принадлежит к числу бедных; Несогласные составляютменьшинство - Несогласные - в меньшинстве их главными членами (внутри каждой пары) по-разному выражены отношения субъекта и его состояния (внешнего, качественного или количественного). Аналогичные явления имеют место в таких случаях, как Сын служит в таксистах - Сын - таксист; Мать плачет - Мать в слезах; Ребенок болен - Ребенок болеет.
б) Одно и то же действие или состояние в пределах одного и того же грамматического типа предложения может быть выражено разными формами: Она жила в няньках - Она служила нянькой;Отец послал сына на учебу - Отец послал сына учиться; Этот человек строгих правил - Этот человек - со
строгими правилами.
2) Значение субъекта.
а) Один и тот же субъект может быть выражен главными членами предложений разной грамматической структуры. Так, например, в случаях типа Народу много и Народу! субъект существующий, наличествующий во множестве выражен в первом предложении формой род. п. (в ее отношении к другому главному члену - слову с количественным значением), во втором - главным членом, организующим самостоятельную структурную схему однокомпонентного предложения; субъект и его состояние наличия, существования во множестве во втором предложении представлены нерасчлененно. В таких соотношениях, как Молчать! и Молчите!, значение долженствующего субъекта в первом предложении заключено в главном члене предложения и сочленено в нем со значением требуемого действия; во втором предложении субъект представлен в подлежащем (Вы молчите!), позиция которого в данной форме предложения оказывается регулярно не занятой (см. § 2257). В таких соотношениях, как Стучат и Кто-то стучит, неопределенный субъект в первом предложении сочленен со значением действия и выражен самим строением предложения; во втором предложении тот же субъект выражен подлежащим - словом с соответствующим лексическим значением (неопределенным местоимением).
б) Один и тот же субъект может быть выражен главным членом предложения и детерминантом, распространяющим собою предложение уже другой структуры: Платок пахнет духами - Отплатка пахнет духами; Дочки больна гриппом - У дочки грипп; Внуки помогают - От внуков помощь; Она родила сына —
У нее родился сын; с наращением обстоятельственных значений, идущим от формы детерминанта: Публика смеется - В публике смех; Этот человек не зол - В этом человеке нет зла; Двадцатилетние не думают об опасности - В двадцать лет не
думают об опасности.
в) Один и тот же субъект может быть выражен разными детерминантами, распространяющими предложение одного и того же грамматического строения: Ему захватило дух от гнева (Дост.) -У него захватило дух от гнева; Тебе имеет смысл согласиться - Для тебя имеет смысл согласиться; Ему все равно - Для него все равно; Есть за людьми, я заметил,
одна странность (Шукш.) -Есть у людей одна странность; С этой семьей беда - У этой семьи беда (с наращением обстоятельственного значения: В этой семье беда).
г) Один и тот же субъект может быть выражен главным членом предложения и присловной распространяющей словоформой: Опять ссора, мать в слезах и Опять ссора, слезы матери; Учитель возмущен ложью и Учителя возмутила ложь; Больной охвачен тоской - Больного
охватила тоска - Больной в тоске.
д) Один и тот же субъект может быть выражен субъектным детерминантом и распространителем внутреннего состава предложения (см. § 2007): У инженеров намечено провести эксперимент -Инженерами намечено провести эксперимент; У специалистов рекомендуется применять новый способ - Специалистами рекомендуется применять новый способ.
3) Значение объекта. Один и тот же объект может быть выражен: а) разными детерминантами: Насчет поездки ничего определенного - С поездкой ничего определенного; б) разными присловными распространителями: Ветерану помогли с жильем - получить жилье - в получении (с получением) жилья. В разных по строению предложениях: Было прослушивание записей -Прослушивали записи.