Русская грамматика. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология - Шведова Н.Ю. 1980

Морфология
Функционально-семантические типы вопросительных предложений

§ 2623. В системе вопросительных предложений могут быть выделены функционально-семантические типы, объединяемые на основе первичных и вторичных функций этих предложений. В своих первичных функциях вопрос направлен на поиск информации, т. е. на получение ответа; во вторичных функциях он направлен не на поиск информации, а на ее передачу, на непосредственное сообщение о чем-л.

Первичные функции вопросительных предложений устанавливаются на основе: 1) характера и объема той информации, которая ожидается в ответе; 2) осведомленности говорящего о том, что спрашивается и 3) ожидаемого ответа. Одно и то же вопросительное предложение заключает в себе весь комплекс соответствующих характеристик.

1) В зависимости от характера и объема той информации, которая должна быть получена, вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные. Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом: Так ехать за детьми? (Л. Толст.); Как у вас нынче сады? (Бунин); Что в Петербурге слышно? (Тын.); Как же быть теперь?; Что делать?; Что случилось?; Что ему нужно?; Как поступить?; Как себя вести?; Как выйти из затруднительногоположения?; Что в газетах пишут? Что вы думаете об этом человеке? Частновопросительные предложения заключают вопрос об отдельной стороне какого-л. факта, о деятеле, носителе состояния, о признаке, о тех или иных обстоятельствах: Это вы делали?; А вы как сюда попали?; Кто же это вам все приготовил?; Вы его хорошо знаете?; Кто это плачет?; Да за что же тыменя все любить не хотела? (Дост.); И какие же она песни поет? (Симон.).

2) В зависимости от осведомленности говорящего о том, что спрашивается, вопросительные предложения делятся на три группы: а) собственно-вопросительные предложения отражают полную неосведомленность спрашивающего: Другая дорога тут есть?; Цела ли еще эта яблоня?; Я не помешаю?; Я не стесню вас?; Кто это сделал?; Как вы сюдапопали?; Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И все ли вы забыли? (Забол.); б) неопределенно-вопросительные предложения совмещают вопрос с догадкой, предположением, неуверенностью, сомнением: Вы не меня ждете?; Вы как будто расстроены?; Она подвинулась к нему, заглянула в его лицо и тихонько спросила: "Обидели тебя?" (Горьк.); -Неужели старость? - спросил он сам себя и усмехнулся. - Как будто рано (Лавр.); в) констатирующе-вопросительные предложения совмещают вопрос с почти полной уверенностью, с утверждением: Он влюблен в тебя, не правда ли? (Тург.); Значит, все-таки надежда на примирение жива? (Катаев); Значит, я не ошибся?; Ведь вы - офицер, да?; Ведь у тебябилет уже есть?; Ты не обижаешься на меня, так ведь?

3) В зависимости от ожидаемого ответа вопросительные предложения делятся на две группы. а) Предложения, требующие ответа-подтверждения или ответа-отрицания, т. е. ответа о соответствии или несоответствии действительности. [Кочкарев:] Ведь ты согласен? [Подколесин:] Я? Ну, нет... я еще не совсем согласен (Гоголь); - Тебе больно? - спросилНикита. - Нет! (Плат.); - Существуют акты или не существуют? - Существуют, - медленно ответил Николай (Тын.); Он спит?; Хорошо ли вам здесь? б) Предложения, требующие в ответе информации, сообщения о том, что спрашивается: [Тригорин:] А это что? [Нина:] Чайка (Чех.); [Кто-то из солдат:] Какую же власть он установил? [Шадрин:] Рабоче-крестьянскую (Погод.); - Отчего это, мама, - спросил он, - все догадываются сразу, а я после? - Оттого, что ты рассеян (Пришв.); - А где хозяин? - спросил Городовиков. - Убежал (В. Иванов); - А почему ты плачешь? - Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете (Пауст.).

Особое положение с точки зрения ожидаемого ответа занимают следующие две группы предложений. 1) Предложения с такими словами, как много, мало, далеко, близко, давно, недавно, часто, редко, долго, недолго, скоро, нескоро, т. е. словами максимально обобщенных значений, в одних конситуациях требующие ответа-подтверждения или отрицания, в других - ответа, содержащего конкретную информацию о том, что спрашивается; ср.: - А ты давно знаешь Вронского? - Да (Л. Толст.); - Много сейчас народу у вас в школе? - Много (Симон.) и: - Давно я заснула? - Две минуты назад (Чак.); - Много их там? - Да полка два было (Гайдар). 2) Предложения с местоименными словами, выражающие желание получить информацию о том, что вызывает беспокойство, опасение; это вопросы-раздумья или вопросы о будущем: Чем-то он завтра меня утешит? Что-то он делает сейчас? Куда-то он теперь подался? (Залыг.); Где-то наш Василий Теркин? (Твард.); Они сделали, что было в их силах. Как-то встретит их директор? Что скажет секретарь парткома? (газ.). Такие вопросы говорящий часто ставит перед самим собой. Ответы на них имеют характер догадок, предположений или констатации невозможности получить информацию: Слышались смеющиеся голоса, горели большие костры, и кто-то наигрывал надвурядке. - Что-то в Киеве? Где-то наши фронты? Далеко ли Петлюра, Деникин? - Ничего мы не знаем (Гайдар).

§ 2624. В своих вторичных функциях вопросительные предложения ориентированы не на получение ответа, а на передачу позитивной информации, - всегда экспрессивно окрашенной. Это следующие случаи.

1) Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное утверждение. При этом может акцентироваться категоричность утверждения, непременность наличия чего-н., возможность или целесообразность, обычность, закономерность чего-л.: Это не самоуправство ли?; Разве это не красота?; Это ли не свидетельство подлинной демократии? (газ.); [Шаблова:] Да ты должна, что ли? [Лебедкина:] Разумеется, должна. Когда же я не должна бываю? (А. Остр.); На кого не действует новизна? (Чех.); Кто не хочет бытьчестным? Кому не в тягость, оступившись однажды, нести на своих плечах ложь? (Тендр.); На своей земле да не найти своей доли? (Никол.); [Гарнаев:] Но ты мог и не знать. [Рощин:] Да ты что? Чтобы Рощин чего-нибудь не знал?! (А. Софронов); [Нижерадзе:] Не понять тебе, что это такое. [Коновалов:] Чего же не понять? Понимаю (А. Софронов). Живем мыхорошо. Большая светлая комната... Ну как же тебе не поехать? (Сарт.).

2) Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное отрицание (так наз. риторический вопрос). При этом может акцентироваться категоричность отрицания, невозможность, ненужность или нецелесообразность, а также всеобщность и безусловность отрицаемой ситуации: Кто в силах удержать любовь? (Пушк.); Ну отдам я вам, такому, мою Дуню? (Дост.); Где вас рассердить, тетушка? (Тург.); Были и до него в русской литературе книги о кораблях и моряках. Но разве можно сравнить книжные мелодраматические персонажиморяков Бестужева-Марлинского с живыми, плотными на ощупь образами Станюковича? Разве литературные описания Марлинским бушующего моря идут в какое-либо сравнение с точным, строгим и мужественным рассказом. Станюковича о шторме хотя бы в очерке "На каменьях"? (Собол.); Разве молнии велишь не литься? (Маяк.); Разве безумного можно научить? (Горьк.); Разве страшно отдать жизнь за счастье Родины? (Арбузов); Кто себе зла желает?; Как тут смолчишь?; И у кого поднялся бы голос осудить его?

3) Вопрос-уяснение, повторяющий словесный состав предшествующей реплики и обычно осложненный эмоциональной окраской удивления, недоумения, беспокойства, неодобрения. а) Предшествующая реплика - вопросительная: - Отчего же ты такой, словно с цепи сорвался? - Я с чего такой? - повторил Углаков (Писем.); [Ирина:] Вы вчера были на бульваре, скажите,что произошло там? [Чебутыкин:] Что произошло? Ничего. Пустяки (Чех.); - Чего ты хочешь? - Чего я хочу?.. Я не знаю (Горьк.). б) Предшествующая реплика - невопросительная: - Да чтоже делать? - Бежать. - Бежать? Как? (Л. Толст.); [Ольга:] И пускай сидит. [Наташа:] Она пускай сидит? Но ведь она же прислуга (Чех.); - В процессе освоения на любых заводах бываетмного тех или иных неполадок. - "Много тех или иных неполадок"? Так вы ставите аварии... в один ряд со многими?! (Никол.).

4) Вопрос - побуждение к чему-л. а) Вопрос, побуждающий к совершению действия: А впрочем, что же мы стоим? Пойдем вперед (Тург.); Что же вы не веселитесь... ну? (Леон.). б) Вопрос, побуждающий к прекращению действия: Да бросите ли вы в конце концов вашу музыку? (Фед.).

5) Вопрос, выражающий эмоциональную реакцию говорящего: эмоциональную констатацию факта, оценку, отношение, аффективное состояние: Да вы что, смеетесьнадо мной?; Как вам не совестно?; Ну, как тебе не стыдно?; Как вы можете так говорить?; Ты что, учить меня вздумал? [Наташа:] Боже мой, что со мной делается? (А. Остр.); Я вдруг судивлением услышал давно знакомое стихотворение, которое мы когда-то списывали в свои альбомы... Так вот кто писал это? (Корол.); И зачем я не умерла тогда? (Л. Толст.); Как он смел вас в такой номер поместить? (Дост.); Вот уж сразу и к слову придрался! Я ведь не в упрек тебе. И что за характер, Тимка, у тебя? (Сарт.); Сеня, Сеня, когда ты станешь взрослым, поумнеешь? (П. Проскурин); - Господи боже мой! И зачем ты послал мне муки мученические? - громко простонала Лукерья (Марк.).

6) Вопрос, имеющий целью активизировать внимание, заинтересовать, обратить внимание на форму выражения мысли: И что ж бы вы думали? Этой, можно сказать, блистательной фразе приятель мой обязан был местом! (С.-Щ.); Это была трудная операция, тут требовалась величайшая осторожность и терпение. Как бы это объяснить проще? Мотокперепутанных, тысячи раз

перевязанных узлами ниток надо было медленно распутать (газ.).