Путь и шествие в историю словообразования русского языка - Вадим Гурей 2019

Слова: АР!, ЯР!, ОР!, ЁР!, ЕР!, ИР!, ЫР!, УР!, ЮР!
Слова: АР, ЯР

В начале нашего исследования мы вкратце познакомились с этой группой звукоподражательных слов, возникших от звериных РЫчаний: АРрр! ОРрр! ЭРрр! ЫРрр! УРрр! получивших образ «усиления, возвышения, увеличение звука, или некоего усиления, увеличения, возвышения», от которого слово «ОР», приобрело значение «ора или крика».

Обратите внимание, описывая значение слова «ОР», я тоже использую другое русское слово «КРИК», у которого есть хоть и схожий, но всё же иной образ. Например, за словом «КРИК» мы видим издаваемый звук, который более-менее ограничен во времени. Это ограничение в нём формирует восклицательное слово «ИК!», а словом «ОР» мы вполне можем назвать ОР реки или водопада, который звучит постоянно.

Слова: «АР», «ЯР»

Слова: «АР» и «ЯР» в образе «усиления, увеличения или возвышения» мы можем увидеть в словах: дАР, удАР, вАР, пАР, пАРус, шАР, жАР, пожАР, кошмАР, нагАР, угАР, гАРь, мАРЬ или мАРево, зАРя, зАРница, кумАР, комАР, АРомат, нАРыв, ухАРь, бунтАРь, азАРт, АРтачится, зАРок, нАРок, кАРа, чАРы, чАРка, АРкан, АРена, АРка, знахАРь, пахАРь, кухАРка, хАРчи, пономАРь, алтАРь, инвентАРь, календАРЬ, стАР, пАРча, АРмяк, кАРман, базАР, АРба, амбАР, АРтель, отАРа, янтАРь, бАРкас, тАРан, снАРяд, мАРш, АРмия, АРсенал, АРьергАРд, мАРш, гАРаж, кАРьер, авАРия, АРенда, бАРыш, бАР, ЯР, ЯРд, ЯРмо, ЯРило, ЯРко, ЯРость…

От слова «КАР — ка+АР!», которым мы имитируем крик ворона, возникло слово «КАРга — ка+АР!+га! или кар!+га!», где люди добавили слово «ГА!» и его образ «выделяющегося звука», формируя в этом слове образ «КАк звук АР! и ГА! или выделяющийся».

Слово «ЗАРЯ», которое в ОКающем диалекте нашего языка звучало: «ЗОРЯ», вероятнее всего сложилось из слов: «за+АРя или за+ОРя», формирующих образ «ЗА ОРЯ или за крича светом, от восхода солнца». Здесь мы видим, как визуальный образ «усиления, увеличения света» люди передали словом, за которым стоит звуковой образ «ОРА или крика». Слова: «ОРЯ» и «АРЯ», сложены из слов: «ОР!+ря» и «АР!+ря», формирующих образ «усиление, увеличение звука РЕет».

Тот же звуковой образ лежит и в словах: ЗОРЬКА — зо+ОРЬ!+ка или за орёт КАк; ЗАРЕВО — за+АРЕ+ево — за+АРЕ+во или за+ОРЕ+ево — за+ОРЕ+во; ЗАРДЕТЬ или ЗА АР ДЕЕТЬ — ЗА ОР ДЕЕТЬ; ВЗОР или В, ЗО, ОР — В, ЗА, ОР; надЗОР, обЗОР, поЗОР, телевиЗОР…

В последствии, образ «визуального ОРА или визуального усиления, увеличения» распространился и на другие слова этой группы или говоря иначе, люди этот визуальный образ стали вкладывать в другие слова этой группы, что видно в словах: вЗИРать — в+зи!+ИР!+ать!; надЗИРать; ЗЫРкать — зы!+ЫР!+ка+ать!; ЗЫРить, уЗРеть — уЗыРеть, проЗРеть…

Вполне возможно, что образ «созревания» в слове «ЗРЕТЬ — зэ+реэть» произошёл именно от образа «реющей зари» из слов: «заре+эть».

В слове «ДАР — да+АР!» мы видим образ «согласия», стоящий за словом «ДА» и образ «усиления, увеличения, возвышения этого согласия». Слово «удАР — у!+да+ар!» или «ут!+да+ар» люди добавили восклицательное слово «У!» или звукоподражательное слово «УТ!», формирующих образ «действия согласованного усиления, увеличения».

В слове «ЖАР — жа!+АР!» восклицательное слово «ЖА!» само по себе уже хорошо передаёт образ «жары», который усиливает, увеличивает слово «АР!».

Слово «ЖАР» сформировало слова: поЖАР — по+ЖАР, ЖАРить, заЖАРить, ЖАРовня, ЖАРкое...

В слове «ЖАРА — жа!+АР!+ра» лежит образ «ЖАР от солнца РА», где мы видим древнее название солнца РА, от которого и происходит жара.

В слове «ЖАРКО — жа!+АР!+ко» слово «КО» формирует внутренний образ «ЖАР КОтится или находится в движении».

В слове «ПАР — па!+АР!» звукоподражательное слово «ПА!» передаёт образ «движения испаряющейся жидкости, переходящей в пар», а слово «АР!» говорит об усилении, увеличении этого процесса.

Слово «ПАР» и его внутренний образ люди использовали для формирования слов: ПАРить, ПАРхать, ПАРус, ПАРом на речной или морской переправе, ПАРк, ПАРик, ПАРанджа, ПАРаша...

В слове «ПАРИТЬ — ПАР+ить!» лежит образ «паром действие совершИТЬ», а в слове «ПАРхать — ПАР+ха!+ать!», образ «паром действие совершАТЬ так, как люди выразили восклицанием ХА!».

В слове «ПАРУС — ПАР+ус» слово «УС» формирует образ «соединение с ПАРом».

В слове «ПАРОМ — ПАР+ом», означающем «морское или речное судно», лежит внутренний образ «пар поглощать», благодаря чему паром двигается, хотя сейчас, словом «ПАРОМ» может называться и дизельное судно.

В слове «ПАРИК — ПАР+ик» слово «ИК» формирует образ «одинок и нечто объединяющее с паром».

В слове «ПАРАНДЖА — ПАР+ан+джа! или ПАР+ан+ад!+жа!» мы видим образ «ПАР, АН или он, выраженный восклицанием ДЖА! или совершает действие, выраженное восклицанием ЖА!», которое усиливает образ пара под паранджой, как и в слове «ЖАР — жа!+АР!». Вполне возможно, что это слово возникло при сложении слов: «ПАР+ан+жа! — ПАРАНЖА», но иногда, усиливая восклицательное слово «ЖА!», люди произносили «ДЖА!».

В слове «ПАРАША — ПАР+аш!+ша!» эмоциональный образ «пара и его действие» передают два восклицательных слова: «АШ!» и «ША!».

Как известно, ПАР имеет свойство подниматься вверх и этот его образ, вероятно, и сформировал слово «ПАРнас», где сочетание слов: «ПАР+на+ас!» формируют образ «ПАРом НА или понуждает так, как выражено восклицанием АС!». Здесь возникает интересная игра слов, формирующих образ «ПАРА или подъёма вверх НА или понуждающего НАС».

В слове «ПАРЧА — па!+АР!+ча!» тем же сочетанием слов: «па!+АР!» и их образом «поднимающего вверх усиления, возвышения» люди передали образ «богатства парчи», который усилили восклицанием «ЧА!». К слову сказать, в очень похожем слове «ПОРЧА — по+ОР+ча!» лежит уже совсем другой внутренний образ «направлено ПО или ПОкрыто ОРом так, как выражено восклицанием ЧА!».

В старом слове «ХАРЧИ — ха!+АР!+чи!» словом «АР!» и его образом «усиления, увеличения», люди выразили образ «разного рода пищи», который охарактеризовали двумя восклицаниями: «ХА!» и «ЧИ!».

В слове «ШАР — ша!+АР!» лежит образ «ША! (какое) усиление, увеличение, возвышение», в котором восклицательное слово «ША!» эмоционально описывает образ шара.

В слове «ШАРКАТЬ — ша!+АР!+ка+ать!» восклицание «ША!» уже передаёт звукоподражательный образ «звука возникающего от трения», формируя в этом слове образ «звуком ША! усилено, КАк действие совершАТЬ». Тот же звукоподражательный образ слово «ША!» несёт и в слове «шАРить — ша!+АР!+ить!» и, вероятно, в словах: «ШАРФ — ша!+АР!+аф — ша!+АР!+фэ!» и «ШАРЖ — ша!+АР!+аж! — ша!+АР!+жэ!».

Возможно, образ «ШАрканья или звука возникающего от трения» лежит и в слове «ШАРМАНКА — ша!+АР!+ман+ка», так как кроме мелодии она рождает и этот посторонний звук. А возможно, люди сформировали это слово благодаря образу, стоящему за словом «ШАР», который имеет круглую форму, как и та пластина или диск внутри шарманки, благодаря которому извлекается повторяющийся музыкальный фрагмент, словно по кругу. Кроме того, ручка шарманки, с помощью которой приводится в движение диск, тоже двигается по кругу. Сочетание слов: «ман+ка» на конце слова «шарМАНКА», формирует образ «МАНит КАк».

Слово «МАРЬ — ма+АРь!» состоит из образов: «принадлежать своей природе, усиленно, увеличено», а в слове «МАРЕВО — мАРь+ево», к слову «МАРЬ» люди присоединили слово «ЕВО — ев+во», означающее «принадлежать тому, на что указывает слово ВО».

Слово «ПОНОМАРЬ» могло сложится благодаря слову «ПАН», которое в сочетании слов: «пан+ом+МАРЬ», формирует образ «пан поглощает или наполняет МАРЬ» или из слов: «пан+но+МАРЬ» и образа «ПАН понуждает или двигает МАРЬ», где словом «МАРЬ» люди выразили звук колоколов, который производит ПОНОМАРЬ, распространение которого сравнили с МАРЬЮ. Но может быть, что в слове «ПОНомарь — пон!+ом+МАРЬ или пон!+но+МАРЬ», слово «ПОН» несёт звукоподражательный характер, удара колокола.

В слове «КУМАР — к+у+МАР!», вероятно, лежит образ «направления К, нахождению У МАРи».

Слово «КОМАР» вероятнее всего сложено при помощи слова «КА», которое в сочетании со словами: «ка+ам!+ма+АР!» формирует образ «КАк АМ или кусать, принадлежа своей природе, усиленно» или без участия слова «МА» из слов: «ка+ам!+АР!», формирующие образ «КАк АМ или кусать усиленно — сильно».

В слове «КОШМАР — ко+ош!+ма+АР!» лежит образ «движения в замкнутом пространстве, выраженного восклицанием ОШ! принадлежащего своей природе усиленно, увеличено». В АКающем диалекте это слово звучит: «КАШМАР — ка+аш!+ма+АР!», где вместо слова «КО» говорят слово «КА», несущее образ «сравнения — КАк», от чего в этом слове возникает несколько отличный внутренний образ «КАК (то, что) выражено восклицанием АШ! принадлежащее себе, своей природе, усиленно, увеличено».

В слове «ГАРЬ — га!+АРЬ!» лежит образ «нечто выделяющееся, выраженное словом ГА! которое усиленно, увеличено».

В слове «ГАРМОНЬ — га!+АР!+мо+онь» мы видим то же сочетание слов: «га!+АР!», которые уже несут образ «звука», формируя образ «выделяющегося звука ГА! усиление, увеличение звука». А сочетание слов: «мо+онь» формируют образ «принадлежит своей природе ОН».

Слово «УХАРЬ — ух!+АРь!» буквально говорит: «УХ! (какое) усиление, увеличение».

В слове «БУНТАРЬ — бунт+АРь!» лежит образ «усиление, увеличение бунта», где слово «БУНТ» сложено из слов: «бу!+ун+ут! или бу!+ун+тэ», формирующих образ «выраженного восклицанием БУ! БОльшого этого действия или этого основания», где звук «Т» в конце этого слова может быть, как словом «УТ!», формирующим образ «действия», так и указательным словом «Тэ», формирующим образ «основания бунта».

В слове «ЧАРЫ — чя!+АР!+ры!» мы видим восклицательное слово «ЧА!», которое в нашем современном языке всегда звучит: «ЧЯ! — чяа». Вероятнее всего, восклицание «ЧА! — ЧЯ!» здесь несёт то же значение, что и в слове «ЧАЯТЬ — чя!+ять! или чяа!+яать!», означающее «желать, надеяться, ожидать» или является его сокращением. Поэтому в слове «ЧАРЫ» оно формирует образ «желать усиленно то, что выражено звукоподражательным словом РЫ!». Слово «РЫ!» тоже является звукоподражательным — звериному РЫчанию и несёт то же значение «усиление, увеличение, возвышение звука или некое усиление, увеличение, возвышение», однако в этом слове, вероятнее всего, оно передаёт звукоподражательный образ «звериного РЫка», придавая слову больше экспрессии или страха, так как чары могут вызывать и чувство страха. (см. знач. сл. РЫ).

В формировании слова «чАРка — чьа!+АР!+ка» люди использовали то же сочетания слов: «чя!+АР!», как и в слове «ЧАРЫ», формируя образ «ЧАРы КАк», так как содержимое чарки, которое обычно в неё наливают, может наводить известные ЧАРЫ.

В слове «ЧУР», которым мы защищаемся от колдовства, чар или всего неизвестного, говоря: «Чур! меня, чур!», мы видим восклицательное слово «ЧУ!», которое несёт образ «ЧУвственного внимания, нечто страшного», что несёт слово «УР!».

С помощью слова «ЧУ!» в образе «ЧУвственного внимания» люди сформировали слова: ЧУй, ЧУять, ЧУвствовать…

Слово «КАРЕТА» может состоять из слов: «ка+АР!+ета», которые формируют образ «КАк усиление, возвышение ЭТА»; или из слов: «ка+АР!+ре+эт!+та», формирующих образ «КАк усиленная, увеличенная, возвышенная РЕЕТ ТА».

В слове «ТАРАНТАС — та+АР!+ан+та+ас!» лежит внутренний образ «ТА или тот усиленный, АН — он, ТА или ТАк, выраженный восклицанием АС!».

В слове «МАНСАРДА — ман+са!+АР!+да» мы видим древнерусское слово «МАН», означающее «манит», формирующее образ «манит так, как выражено восклицанием СА! увеличенное возвышенное, ДА или согласие». Вполне возможно, что сочетание слов: «са!+АР!» является словом «ЦАРЬ — ца!+АРЬ!», которое формирует образ «манит ЦАРское ДА или согласие».

В слове «ЗНАХАРЬ — знах+АРь!» мы видим образ «увеличение, усиление, возвышение знаний» и, возможно, старую форму слова «знать — ЗНАХ», которая вышла из употребления.

Сочетание слов: «ба!+АР!», формирующих образ «БА! (какое) увеличение, усиление, возвышение», сформировало слова: БАРыш, БАРкас, амБАР, БАРан, БАРон, БАРитон, БАРдак, БОРдель — БАРдель, современное слово БАР…

В слове «БАРЫШ — ба!+АР!+ыш!» мы видим образ «БА! (какое) усиление, выраженное восклицанием ЫШ!».

В слове «бАРка — ба!+АР!+ка» лежит образ «БА! усиление, увеличение, возвышение КАкое». В слове «бАРкас — ба!+АР!+ка+ас!» люди добавили восклицание «АС!».

В слове «БАРДАК — ба!+АР!+дАК» слово «ДАК — да+АК» означает «да кАК или ДАёт кАК».

Слово «БАРИТОН», вероятнее всего, было сложено из слов: «БА! РЕэТ ТОН или ОН» или из слов: «БА! АР! РЕэТ ТОН или ОН» с помощью слова «АР!» и его образа «усиление, возвышение звука».

В слове «ТАРЕЛКА» слова: «та+АР!+еэл+ка» формируют образ «ТА или ТАк, усиленно ЕЛ, или поглощал (пищу) КАк».

Слово «АРКАН — АР!+ка+ан» состоит из образа: «усиленный или сильно (удерживает) КАк, АН — он или это».

Слово «ТАРАН — та+АР!+ан» несёт образ «ТА или ТАк, усиливает увеличивает АН — он или это».

Внутренний образ слова «АРЕНА — АР!+ена» буквально означает «усиленная, увеличенная, возвышенная она», где мы видим старую форму слова «она — ена».

В слове «ИНВЕНТАРЬ — ин+ве!+энт+АРЬ!» мы видим сочетание слов: «ве!+энт — ВЕНТ», которые сформированы двумя словами: «ВЕЕТ — ве!+эт!» и «ВЕЕН — ве!+эн», формирующих образ «ИНое ВЕЕТ (разнообразие) это, усиленное, увеличенное», где слово «ВЕЕТ» люди использовали для передачи образа «разнообразия». Сочетание слов: «ве!+энт — ВЕНТ» мы можем видеть и в слове «ВЕНТилятор», которое рассмотрим чуть ниже.

Слово «АР», как «усиление, увеличение, возвышение», ярко демонстрируют слова: цАРь — ца!+АРь!; судАРь — суд+АРЬ! или суд высший, а также более современное слово «секретАРь — секрет+АРЬ!».

В слове «МАРШ» сочетание слов: «ма+АР!+аш!» формирует образ «принадлежать своей природе, усиленное, увеличенное, возвышенное звуком АР! и восклицанием АШ! формирующим образ действия марша».

В слове «АРЬЕРГАРД — АРь!+ЕР!+га!+АР!+ад!» мы видим два слова «АР!» и слово «ЕР!», которые несут одинаковый образ «усиления, увеличения, возвышения», от чего внутренний образ этого слова можно охарактеризовать как: «масло масленое три раза», да ещё усиленное восклицательным словом «ГА!», выделяющее и без того трижды усиленный, увеличенный образ действия, которое передаёт последнее слово «АД».

В слове «АРЫК — АР!+ык» мы видим образ «усиления, увеличения одинокого, объединяющего в один».

В современном слове «КАРЬЕР — ка+АРь!+ЕР!» мы тоже видим два слова: «АР» и «ЕР», формирующих образ «КАк дважды усиление, возвышение», который относится как усилению, увеличению глубины КАРЬЕРА, так и к его увеличенным возвышающимся краям.

Слово «ЯР» получило значение «крутого возвышения, увеличения», как береговой крутой ЯР или просто — крутоЯР.

В слове «БОЯРИН — бо!+ЯР!+ин» внутренний образ говорит: «БОльшое усиление, возвышение, ИНое».

В слове «ЯРМО — ЯР!+мо» лежит образ «усиление, увеличение принадлежит себе, своей природе».

Слово «ЯРАНГА», означающее «переносное жилище», сложено из слов: «ЯР!+ан+га!», которые формируют образ «усилен, увеличен, возвышается АН — он, выделяясь, в том числе и звуком, стоящим за словом ГА!».

Слова, в которых слово «АР» несёт образ «количественного усиления или увеличения».

В слове «СТАР — ст+АР!» слово «АР» несёт образ «возрастного увеличения» или «увеличение количества СТоящих лет».

В слове «словАРь», образ «увеличение слов».

В знакомом нам слове «КАЛЕНДАРЬ», за словом «АРЬ» мы видим образ «усиление, увеличение днями или большое количество дней».

Слово «КАРТА», например, географическая, состоит из слов: «ка+АР!+та», формирующих образ «КАк усиленная количеством мест, городов и прочего, ТА»; как и КАРТА игральная, которая тоже имеет количественное и качественное усиление.

В слове «БАЗАР — баз+АР!» мы видим образ «количественного увеличения БАЗов — дворов или БАЗ — складов, а также всевозможных товаров и людей на базаре».

В слове «АМБАР — ам!+ба!+АР!», образ «поглощать БА! или БА! (как) поглощать количественное увеличение».

Тот же образ «количественного усиления, увеличения» лежит в слове «САРАЙ — са!+АР!+ай!»; и в слове «СКАРБ — с+ка+АР!+аб! или с+ка+АР!+ап!», где внутренний образ означает «Соединённое КАк, увеличение, выраженное восклицанием АП! или АБ!»; а также в слове «АРБА — АР!+ба!», которое в разговорной речи может звучать: «ОРБА — ОР+ба!», где слова: «ОР» и «АР» несут одинаковые значения.

В слове «АРМИЯ — АР!+ми+ия!» мы тоже видим образ «усиление, увеличения всем известных вещей, которыми располагает армия». Однако, вполне вероятно, это слово сложено из слов: «АР!+римия», где слово «РИМИЯ» является несколько иной формой слова «РИМСКАЯ», которое в слове «АРМИЯ» формирует образ «усиление, увеличение, возвышение РИМСКОЕ». Также вполне может быть, что в старых алфавитах, некоторые буквы были слоговые, поэтому, например, буква «М» могла читаться как звук «м», так и слогом: «им», «ам», «ом» …, которые являлись древними словами, уже нам знакомыми. Поэтому слова: рИМская, рАМейское, арАМейское, рОМейское, рОМанское, рУМейское, рУМынское и прочее, являются словами, когда-то обозначающими одно и тоже царство, которое историки прошлого и настоящего с согласия лингвистов, размножили на бумаге и выдают теперь за разные царства, исчезнувшие без следа.

Слово «АР» в именах: НазАР, АзАР, СвятозАР, АРкадий, ОмАР, ДАРья, МАРья, МАРа, ТамАРа...

Древнее имя богини «МАРА — ма+АР!+ра» состоит из образов: «принадлежать себе, своей природе, усиления возвышения солнца РА» или «МАть усиленная возвышенная, солнцем РА».

Имя Мара мы видим в имени «ТАМАРА — та+МАРА» или «ТОМАРА — то+МАРА», где люди добавили указательное слово «ТА» или «ТО».

В имени «МАРИЯ — ма+АР!+и+я или ма+АР!+йя!» лежит образ «принадлежать себе, своей природе усиления возвышения И Я или выраженная восклицанием ЙЯ!».

В имени «МАРЬЮШКА — ма+АРЬ!+юш!+ка» сочетание слов: «юш!+ка» формируют восклицательный образ «ЮШ! или УШ! КАкая».

В имени МАША — «ма+аш!+ша!» мы видим два восклицательных слова, характеризующие образ «МАтери или принадлежащее своей природе МАтеринства». В имени МАШКА — «ма+аш!+ка», сочетание слов: «аш!+ка» формируют восклицательный образ «АШ! КАкая». А в имени МАНЯ — «ма+ан+ня» или «ман+ня» мы видим слово «МАН», формирующее образ «манит НЯ — НА или побуждая».

В слове «АРИЯ — АР!+ия!», означающем «музыкальное произведение», лежит образ «усиление, возвышение звука, выраженного восклицанием ИЯ!».

В слове «АРИЙ — АР!+ий!», образ «некоего усиления увеличения, возвышения, охарактеризованный или усиленный восклицанием ИЙ!», также, как и в слове «ВЫСШИЙ — высь+ши!+ИЙ!».

Название загадочной и огромной страны «ТАРТАРИЯ» сложено из слов: «та+АР!+та+АРИЯ», которые формируют образ «ТА увеличенная (расстоянием) усиленная, возвышенная, ТА АРИЯ».

Как известно, эту загадочную и огромную страну запад из страха называл «ТАРТАР», благодаря чему, со временем, это слово на западе приобрело отрицательное значение и в петровские времена через «прорубленное им окно» пришло на нашу землю, где сами русские люди передавая образ «очень далёкого или страшно далёкого места», сложили слово «ТАРТАРАРЫ — та+АР!+та+АР!+АР!+РЫ!», прибавив к слову «ТАРТАР» ещё слово «АР» и звукоподражательное звериному РЫку слово «РЫ!», вероятно, чтобы было пострашнее. Вполне возможно, что слово «ТАРТАРАРЫ — та+АР!+та+АР!+РА+ры», они сложили при помощи слова «РА» или имени солнца РА, формирующее образ «ТА или то дважды усиленное (расстояние, где), солнце РА, выраженное словом РЫ», которым описали то — очень далёкое место на востоке, где встаёт солнце РА.

Слово «ТОТАРИН» в ОКающем диалекте нашего языка состоит из слов: «то+от+АР!+ин» или «тот+АР!+ин», формирующих образ «ТОТ высший ИНой или ТО ОТ высшего, ИНой». В АКающем диалекте нашего языка это слово звучит: «ТАТАРИН — та+ат!+АР!+ин», где сочетание слов: «та+ат!» формируют образ «ТА или то, усилие во время действия или само действие, высшее, ИНое». Это нам красноречиво говорит о том, что тот высший иной, отличается от «АРИЯ — АР!+ия!», который и был высшим изначально. С этой точки зрения хорошо видно, что в стране ТАРТАРИИ жили именно АРИИ, а ТАТАРИН, который тоже высший, но ИНой, теперь имеет свою землю под названием «ТАТАРСТАН — та+ат!+АР!+стан», где лежит внутренний образ «ТА или то действие, усиленного, возвышенного СТАна».

Как известно, Татарская народная республика, возникшая сравнительно недавно, официально не называлась «ТАТАРИЯ — та+ат!+АРИЯ», хотя в разговорной речи её иногда так называли. Однако, когда татарам представилась возможность самим её назвать, они предпочли скромное название Татарстан, а не Татария и не Тартария. Это говорит о том, что даже современные татары на интуитивном уровне себя отделяют от АРИЕВ и таковыми себя не считают.

Слово «ВАР — ва!+АР!» состоит из восклицания или восклицательного слова «ВА!» и слова «АР», которые формируют образ «ВА! (какое) усиление, возвышение, в том числе и звука», когда в процессе варения усиливается или повышается не только температура ВАРА, но и его звук при кипении. От слова «ВАР», означающего «нечто сваренное, в том числе и сваренную пищу», возникли слова: взВАР, наВАР, заВАР, ВАРить, ВАРенье, поВАР, кашеВАР, самоВАР...

От слова «ВАР» произошло и старое слово «ВАРГА — вар+га!», описанное в словаре Даля, означающее «рот или уста» для поглощения вара или пищи, где люди слово «ВАР» соединили со словом «ГА!» и его образом «выделяющийся звук», который произносят УСТА или РОТ.

От слова «ВАРГА» произошло название народного музыкального инструмента ВАРГАН, который при игре прижимают к зубам или к губам, а ротовая полость служит резонатором. В слове «ВАРГАН — варга+ан», мы видим образ «ртом или для рта он». Вполне вероятно, это слово сложилось «ВАРГА+ган», при помощи слова «ГАН» формирующее образ «ртом гнать» также, как и в слове «орГАН», которое языковеды считают греческим.

У музыкального инструмента ВАРГАН есть и другое название «ХОМУС», состоящее из слов: «хо!+ом!+ус», формирующих образ «выраженное восклицанием ХО! поглощая, соединяет», где сочетание слов: «хо!+ом» формируют звукоподражательное слово «ХОМ», которое также как и слово «ХАМ — ха!+ам!» передаёт образ «поглощение пищи».

С этой точки зрения становиться понятно, почему в слове «ВАРГАНИТЬ — варган+ить!», где добавилось слово «ИТЬ!», означающее «действие совершИТЬ», возникло несколько значений: «играть на музыкальном инструменте варган и готовить пищу, а в последствии и вовсе, просто что-то делать».

В слове «коВАРный — ко+варный» мы видим образ «КОтится, находится в движении ВАРНОМ», который в виде сваренного зелья, яда или просто в горячем виде может быть очень коВАРным».

Очевидно, что от ВАРА возникает большое количество полезных вещей, которые естественным образом становятся тоВАРОМ. Поэтому неудивительно, что именно слово «ВАР» в нашем языке сформировало слово «ТОВАР — то+ВАР», внутренний образ которого говорит сам за себя.

Где есть товар, там есть торговля или обмен, когда люди торгуясь, догоВАРиваются и сгоВАРиваются в цене. Поэтому совсем неслучайно в слове «СГОВАРИВАТЬСЯ — С+го!+ВАРИВАТЬСЯ» мы видим слово «СВАРиваться» и вставленное в него слово «ГОВОР», которым сВАРиваются или соединяются желания людей. Эту связь образов «варить и говорить» можно видеть в разных формах слов: с+го!+вариваться — с+говориться; у+го!+вариваться — у+говориться; до+го!+вариваться — до+говориться.

Мы ещё и сейчас говорим: «Да, с ним каши не сваришь» имея в виду, что не договоришься или ничего совместно не сделаешь.

Старое слово «СВАРА», означающее «договор», тоже ярко показывает связь образов «вара и договора», и слово «СВОРА», несмотря на разницу всего одного звука, совсем не то, что слово «СВАРА». Кажется, что в словах: «догоВОР», «сгоВОР» и «сВОРа» мы видим слово «ВОР», означающее «ВОРа или ВОРишку». Однако слово «ВОР» состоит из слов: «во+ор», формирующих образ «ВО или ВОт ОР», который может быть, как в слове «разгоВОР», в образе «говора», так и в крике: «держи ВОРа!».

Таким образом, связь ВАРа с тоВАРом и доГОВОРом указывает на то, что когда-то в древности из уст русских купцов во время торговли, часто звучало слово «ВАР», которое означало не только товар, но и призыв, предложение совершить покупку, торговаться, сговариваться в цене». Вероятнее всего, именно поэтому люди других племён и народов часто слыша повторяющееся слово «ВАР», называли наших купцов «ВАРВАР», просто соединяя два слова «вар+вар», которые постоянно от них слышали. В результате к русским купцам и торговцам, которые для других племён были чужеземными, приклеилось название «ВАРВАР», которое они не считали чем-то плохим, так как для них слово «ВАР» содержало много полезных и ценных образов.

Не знаю, как раньше, но сейчас в Википедии написано что-то похожее, только эти чужеземцы не названы купцами, как будто в древности люди запросто могли массово путешествовать с какими-то другими целями, как они путешествуют сейчас.

Википедия:

Ва́рвары (др.-греч. βάρβαρος, barbaros — «негреческий», «чужеземец» [1]) — люди, которые для древних греков, а затем и для римлян были чужеземцами, говорили на непонятном им языке и были чужды их культуре. Слово греческого и по-видимому, звукоподражательного происхождения [2]. В ряде европейских языков слово заимствовано через лат. barbarus.

Обратите внимание, что по-гречески — «barbaros», что по-латински — «barbarus», всё равно получается — «ВАРВАР РУС» или «ВАРВАР РОС», то есть — русский.

Кроме того, автор совершенно верно предполагает, что это слово является «звукоподражательным», однако почему-то не говорит, что оно произошло от древнерусского слова «ВАР» повторённого дважды «вар+вар — ВАРВАР».

И только потом Википедия говорит о том, что в новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).

То есть, в какой-то момент времени у иноземных народов, это название приобрело отрицательный смысл и превратилось в ВАРВАРОВ РУСов или РОСов — отсталых, диких и очень плохих людей.

В древнем тексте Фотия можно найти такие строки: «Этот скифский, жестокий и ВАРСКИЙ народ, выскочив из-за самых Пропилеев…».

В этом описании примечательно то, что Фотий употребляет слово ВАРСКИЙ, а не ВАРВАРСКИЙ и называет этот народ скифским.

Далее он пишет: «О, ГРАД-ЦАРЬ! Какие беды столпились вокруг тебя! и твоих утробных чад, и твои красивые предместья до самой Крепости, и пристани моря, РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ЖРЕБИЕМ ПО ОБЫЧАЮ ВАРВАРОВ, поядают меч и огонь».

Как видите, пристани моря, ВАРВАРЫ по своему обычаю распределяли жребием, так как к ним причаливали их торговые корабли и стояли там под разгрузкой и выгрузкой.

Некоторые историки — это место у Фотия понимают так, что все красивые предместья и пристани моря Варвары — захватчики по своему обычаю сначала разделили жребием, а потом разграбив, предали мечу и огню. И действительно, это место в описании Фотия можно понять и так, тем более что на любой войне победители грабят и захватывают добычу. Однако Фотий не написал о разграблении ни слова. О разграблении говорят историки, комментируя его текст. В реальности трудно себе представить, что захватчики сначала бросают жребий, кто что будет захватывать и грабить, а потом идут в бой или на разграбление. На мой взгляд, этакое упорядоченное или бухгалтерски-оформленное разграбление, только кабинетный историк может себе представить. Да и зачем тогда, спрашивается, это распределённое жребием богатство, находящееся на пристани моря предавать огню? Вот уж воистину, каждый в старых текстах видит только то, что ему хочется.

Скорее всего, текст Фотия говорит о том, что этот жестокий скифский или ВАРСКИЙ народ все красивые предместья до самой крепости и пристани моря, которыми когда-то его торговые люди и пользовались, распределяя их между собой жребием, по-своему же обычаю, не грабил, а предал мечу и огню. И вероятнее всего, причиной этого была именно торговля, из-за которой и сейчас возникают страшные войны.

Очевидно, что сам этот исторический факт, благодаря которому наши предки стали «ВАРВАРАМИ» в отрицательном значении, уже немало говорит о Русской истории. Однако слово «ВАРВАР», в этом его значении, пришедшее к нам с запада, распространено или навязано в нашей стране не западными людьми, а именно нашей отечественной элитой и языковедами. Теперь русский человек задавшись вопросом, почему старорусским женским именем Варвара, называют невежественного, грубого, жестокого человека — Варвара? не найдёт толкового ответа, кроме выше представленного Википедией. А в наших словарях прочтёт вот такие описания.

Слово «Варвар», в словаре Ожегова:

ВАРВАР, -а, м. 1. У древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца. 2. Невежественный, грубый, жестокий человек. Фашистские варвары. || ж. варварка, -и (ко 2 знач.; прост.). || прил. варварский, -ая, -ое. Варварские народы. Варварские нашествия, походы.

Обратите внимание, у Ожегова, ВАРВАР «не греческий» и «чужеземец», как представляет Википедия, а изначально имеет пренебрежительное название. Ожегову, вторит Ефремова.

Слово «Варвар», в словаре Ефремовой:

Ударение: ва́рвар м.

Пренебрежительное название чужеземца, говорившего на непонятном языке и чуждого данной культуре (у древних греков и римлян).

1. перен. Тот, кто разрушает исторические памятники, уничтожает культурные ценности, природные богатства и т. п.

2. Грубый и жестокий человек.

3. Необразованный, невежественный человек.

В. Даль в описании слова «ВАРВАР» не говорит о его происхождении, а приводит разные случаи его употребления и разные значения, куда включает и название растения, и русское женское имя ВАРВАРА, в честь которой празднуется праздник Святой Варвары, тем самым вольно или невольно показывая связь в их происхождении.

Слово «ВАРВАР» в словаре Даля:

Варвар м. человек необразованный, грубый, невежа и невежда; | свирепый, жестокий, не милосердый. Варварка ж. бранное то же. | Растение Barbarеа vulgaris, сурепица, свирепа, песика, кляч. Варваров, ему принадлежащий; варварский, ему свойственный. Варварство ср. невежество, грубость, дикость, небрежение к просвещению; | жестокость, свирепость. Варварствовать, поступать варварски; | коснеть в невежестве, грубости, жестокости. Варварить шуточн. праздновать, кутить, гулять, пить. Лучше не саввить и не варварить, а пониколить, дни 4-го, 5-го и 6-го декабря. Просаввилась ecu, проварварилась ecu, так приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи. | Варварить, намекая на варварские морозы, около 4 декабря, сильно морозить. Варвара мосты мостит, южн. На Варвару зима дорогу заварварит (заварит). Трещит Варюха: береги нос и ухо. Варвара мостит, Савва (5 декабря) гвозди острит, Никола (6 декабря) прибивает. Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит. Варвара заварит, Савва засалит, Никола закуёт. Варвара ночи урвала. Варвара ночи украла, дня притачала.

Здесь видно, что шуточное слово «ВАРВАРИТЬ», означающее «праздновать, кутить, гулять, пить», произошло не от ВА́РВАРСТВА, а от праздника святой Варвары, как и сильно морозить на праздник святой Варвары около 4 декабря, на который обычно: «Варвара мосты мостит, дорогу заварварит (заварит)», а не от варварских морозов и кутежей, которые, конечно-же, можно назвать варварскими, коль у этого слова появилось отрицательное значение.

Как видите, большинство русской элиты ещё с Петровских времён на Россию, её древнюю культуру и историю продолжает смотреть западными глазами. Вероятно, поэтому они в упор не видят, что с этой точки зрения древнерусское имя «ВАРВАРА — вар+вар+РА», означающее «вар, вар, солнца РА», у них выходит «дикая, грубая и жестокая женщина», в честь которой русские люди празднуют праздник в одном ряду со святыми Саввой и Николой и до сих пор называют этим именем своих дочерей.

Представители этой части русской элиты взяли слово, которым запад пренебрежительно называл их предков и распространили его у себя в стране, что красноречиво говорит о том, что в эту страну они пришли как захватчики, громя её старый уклад и культуру. Современной элите уже ничего не мешает смотреть на Русскую историю не западным, а своим собственным взором, основанном на очевидных фактах, однако такого желания у неё до сих пор нет. Вот и не верь после этого, в переселение душ.

Всё выше сказанное в полной мере относится и к слову «ВАРЯГ», которое считается нерусским, а Варягов наши историки считают иноземцами.

Слово «ВАРЯГ».

Об этимологии слова «ВАРЯГ» тоже написано и сказано немало и споры о том, что означает это слово не утихают. Однако совершенно очевидно, что в слове «ВАРЯГ» сложились два слова «ВАР» и «ЯГ», где древнее восклицательное слово «ЯГ!» несёт образ «одинок, объединяющий в одно, то, что может быть неожиданно и опасно». Кроме того, как мы уже видели, слово «ЯГ» может нести образ «огня».

Все эти образы, стоящие за словом «ЯГ!» могут относиться как к товару, возникающему от ВАРА, благодаря огню, так и «ВАРЯГУ — вар+яг!+гу!», который этот товар привозит, а также к опасности, которая может подстерегать варяга, занимающегося торговлей, которая и в наше время небезопасна, не говоря уже о тех временах, когда родилось это слово. Поэтому ВАРЯГИ, перевозя товары на далёкие расстояния, в то время просто обязаны были быть не только смелыми, но и хорошо вооружёнными людьми, которые держались вместе, сообща. Именно эти люди в силу своего рода занятий, были более образованными и осведомлёнными, и являлись уже готовыми войнами или военными.

Обратите внимание, как все эти разобранные нами слова: «ТОВАР+ВАР+ВАРЯГ», склеившись словом «ВАР», образовали современное слово «ТОВАРНЯГ — товар+вар+ня+аг!», где добавилось только одно слово «НЯ», несущее образ «понуждения». В слове «ВАРЯГ», в несколько другой своей форме «ВАРЯГА — вар+яга», мы видим уже знакомое нам слово «ЯГА — як+га! и яг!+га!», в котором лежит образ «принадлежности к богу огня и его делу». Этот образ «принадлежности» мы уже видели и в других словах нашего языка: скрЯГА, делЯГА, бродЯГА, сутЯГА, трудЯГА, доходЯГА, стилЯГА…

В первой Новгородской летописи, 1272 г. записано: «… загореся на Варяжьскои улици». Там указано, что эта улица, находилась на торговой стороне, именно там, где ей и должно было находиться, так как слова: «торговая» и «варяжская», вероятнее всего являются старым и новым словом означающем одно и тоже. Кроме того, вряд ли в честь каких-то там варягов инородцев, пусть даже и легендарных, русские люди назвали бы свой крейсер, а современный поэт написал бы строки: «Врагу не сдаётся наш гордый ВАРЯГ…». Скорее всего, именно с Варягов и началась настоящая торговля, давшая начало нашей цивилизации и её дальнейшее расширение, когда они прокладывали торговые пути в дальние южные земли за экзотическими фруктами и товарами, которых не было в средней полосе, договариваясь с элитой местных племён о взаимовыгодных обменах и основывая торговые центры, в результате чего, вероятно, и возникло так называемое Финикийское царство, которое потом только меняло свои названия.