Путь и шествие в историю словообразования русского языка - Вадим Гурей 2019

Древние звукоподражательные слова
Слова: АЛ, ЯЛ, ОЛ, ЁЛ, ЕЛ, ИЛ, ЫЛ, УЛ, ЮЛ

В нашем языке эта группа слов несёт то же значение «усиления, увеличения или возвышения», которое они приобрели от группы слов: АР! ЯР! ОР! ЕР! …, благодаря тем людям, которые в силу разных причин не могут или не научились выговаривать звук «Р», произнося вместо него звук «Л». В прошлом логопедов не существовало и квалифицированно исправлять речь людей было некому, поэтому тех, кто не выговаривал звук «Р», вероятнее всего, было немало. Таким образом, вместо слов: АР! ЯР! ОР! ЕР! …, они говорили слова: АЛ, ЯЛ, ОЛ, ЕЛ…, в результате чего в разговоре, эти две группы слов смешивались и значение «усиления, увеличения или возвышения» перешло на слова: АЛ, ЯЛ, ОЛ, ЕЛ…, с помощью которых люди формировали новые слова в том же значении. Косвенно, это подтверждает и то, что слова этой группы никогда не несут значение «звука», а только образ «некоего абстрактного усиления, увеличения, возвышения».

Кроме того, некоторые слова в этой группе звучащие мягко: АЛЬ, ОЛЬ, ЁЛЬ, ЕЛЬ…, при формировании других слов, кроме образа «усиления, увеличения», могут нести противоположный образ «нечто маленького», который, вероятнее всего у них возник от подражания детям, произносящим эти слова мягко.

Например, в слове «БОЛЬ — бо+ОЛЬ» слово «ОЛЬ» несёт образ «усиление, увеличение боли», а в слове «НОЛЬ — но+ОЛЬ» — образ «маленький» или «движение малое».

В слове «ЩЕЛЬ — ще+ЭЛЬ» слово «ЭЛЬ» несёт образ «маленький», в то время как в слове «МЕТЕЛЬ — ме+эть!+ЭЛЬ» оно несёт значение «усиления, увеличения».

Кроме того, эти слова в мягком звучании при формировании некоторых слов могут нести оба значения, например, в слове «ГАЛЬКА — га!+АЛЬ+ка» слово «АЛЬ» несёт образ «нечто маленького, но в большом количестве», как и в слове «ПЫЛЬ — пы!+ЫЛЬ», где мы тоже видим образ «большого количества мелких частиц пыли».

В слове «СОЛЬ — со+ОЛЬ» слово «ОЛЬ» несёт образ «большого количества маленьких частиц», из которых состоит соль, а также образ «сильного вкуса соли или усиление вкуса от солёности».

В слове «КАЧЕЛЬ — ка+ачь!+ЭЛЬ» слово «ЭЛЬ» может нести как образ «маленькой КАЧки, так и её усиление, увеличение».

Вполне возможно, благодаря тому, что значение слов этой группы заимствовано от слов: АР! ЯР! ОР! …, они в нашем языке сформировали очень мало слов, которые бы с них начинались. Например, слова: АЛ или АЛый, АЛкАЛ, АЛтарь, АЛмаз, ОЛово, ОЛовянный, ОЛух, речной или морской ИЛ, ИЛи, ЕЛ, ЕЛЬ, ЕЛЕ, ЕЛеить, ЮЛа, ЮЛить…? Вот, пожалуй, и всё.

Слова: Улица — у+лица; Улыбка — у+лыбка; Уловка — у+ловка; Улика — у+лика; Уличать; Улитка — у+лит+ка; Улететь, Улизнуть, Уловить, Уложить, Уломать, Уладить…, вероятнее всего сформированы с помощью указательного слова «У».

Однако эти слова не меньше других участвуют в формировании слов нашего языка, в чём мы убедимся на протяжении всего нашего исследования.