Путь и шествие в историю словообразования русского языка - Вадим Гурей 2019
Промежуточные выводы
Сейчас, на уже известном нам материале всех выше разобранных слов можно смело сказать, что все русские слова являются составными или сложенными из других слов, кроме тех изначальных звукоподражательных и восклицательных, которые составляют базовый фундамент нашего языка. Некоторые из таких базовых звукоподражательных слов в нашем языке сохраняют свои значения по сей день, как, например, слово ОР или слова: ТА, ТО, ТЕ, АТЬ, ИТЬ, ЭТЬ, ТР, ДР, КР… Другие забыты, но находясь внутри современных слов, сохраняют свои старые образы, которые не трудно восстановить, если собрать массу слов ими сформированных и определить, какие образы они там несут.
Вполне возможно, что древние образы некоторые неизвестных слов мы установили не совсем верно, а иных совсем неверно, как и структуру слов ими сформированных, и что для более точного их установления потребуются более глубокие исследования. Однако это вряд ли может опровергнуть их существование вообще внутри наших слов, а также составной природы русских слов и их внутренних образов благодаря которым они сложены.
Составную структуру русских слов показали и восклицательные слова или обычные восклицания, существующие в нашей повседневной речи, с помощью которых люди не только создавали в словах разные грамматические категории, но и совершенно новые слова, состоящие только из восклицательных слов, а также такие, в которых они несут базовые значения.
Некоторые примеры звукоподражательных и восклицательных слов ярко демонстрируют свою способность формироваться в группы, объединённые каким-то общим для всей группы звуком и основным смысловым значением, как, например, слова: Та, То, Те, Ту…, объединённые звуком «Т» и указательным значением или слова: аР, яР, еР, уР…, объединённые звуком «Р» и образом «усиления, возвышения звука или некоего усиления, возвышения», а также восклицания: аХ! оХ! уХ! …; аЙ! оЙ! ёЙ! ..., объединённых звуками «Х» и «Й». Вернее сказать, значение однажды возникшего слова люди переносят на схожие звуковые формы, создавая целые группы слов с тем же или схожим родственным значением.
Кроме того, их смысловые образы могут распространяться и на другие, схожие по звучанию группы слов, как мы это видели на словах: аТ — аТЬ; оТ — оТЬ; еТ — еТЬ…, получивших значение «действия или усилия во время действия», которое люди перенесли на схожие по звучанию слова: аД, яД, оД, ёД, еД…; слова: аР, яР, еР, уР…, перенесли своё значение на слова: аЛ, яЛ, еЛ, уЛ…; слова: Фа, Фо, Фи, Фы, Фу, на слова: Вя, Ве, Ви…
В таких группах некоторые слова могут приобрести отдельные от других более конкретные значения, благодаря которым они в нашем языке существуют до сих пор как самостоятельные слова, например, слово «ЯД — отравляющее вещество», «ОР — крик», «ЯР — крутое возвышение», «АЛ — алый цвет», «ВЫ — значение множественного числа и уважительное значение, «ВО — указательное значение». Восклицание «ЕЙ!», которое звучит во фразе: «ЕЙ! ЕЙ! не вру», приобрело указательное значение «нечто существующего женского рода», а восклицание «ИХ!» указательное значение «нечто, существующего во множественном числе». Оценивающее восклицание «ЦЕ! — цэ», получило указательное значение «это».…
Как мы видели, образы, стоящие за звукоподражательными словами просты и не отличаются большим разнообразием. Однако, именно такими они и должны быть, если действительно являются древними и были созданы не богами а людьми, по природному закону «от простого — к сложному», как в общем и всё, что создаёт в своей жизни человек.
В основном это образы действия и движения, указательные и восклицательные образы. Однако, эти немногочисленные образы передаёт большое количество слов, находящихся как в одной, так и в разных группах. Например, образы «разного рода движения» возникли в разных группах звукоподражательных слов: ПА, ПО, ПИ, ПУ…; ФА, ФО, ФИ, ФЫ…; ВЯ, ВЕ, ВИ, ВЫ… И это далеко не все слова, которые могут их передавать, так как, вероятнее всего, образы движения являются не мене древними чем указательные, которые кроме группы указательных слов: ТА, ТЯ, ТО, ТЕ…, тоже находятся в разных группах слов, как слова: ЕЙ, ИХ, СО, СЕ, УС…
Иными словами, малое количество образов, передаётся большим количеством звукоподражательных слов, обеспечивающих разнообразие для творчества в формировании новых слов, что и сделало наш язык живым и менее схематичным и до сих пор затрудняет этимологические исследования и понимание структуры слов нашим языковедам.
Однако, на некоторых вышеприведённых примерах составных слов было видно, как с помощью этих простых образов люди могут передавать настолько ёмкие понятия, описывая ими новые образы новых сущностей нашего мира, что это не может не вызывать истинного удивления.
Например, в слове «БРАТЬ — бр!+ать!», восклицательное звукоподражательное слово «БР!» может передавать как эмоциональный образ «своего», который можно увидеть в словах БРат и БРатство, так и образы: «страха, осторожности, смущения, стыда, БРезгливости…» от того, что приходится, хочется или нужно БРать. А восклицательное слово «АТЬ!» в этом слове формирует образ этого действия.
В слове «СЕД — се+эд!», означающем «седого человека или седину его волос», мы видим указательное слово «СЕ», означающее «ЭТО или ВСЕ», указывающее на образ «усилия или действия», стоящий за словом «ЭД!», формируя образ «эти все, усилия и действия», описывающий их итог в старости в виде седых волос. В слове «СЕДИНА — сед+ина» люди добавили слово «ИНА», означающее «иная или любая другая».
Слово «ДЕД — де+эд!», означающее «дедушку», в народном языке имело другую диалектную форму «ДИД — ди+ид!». Это слово и в прошлом и сейчас в разговорной речи звучит со звуком «Т» на конце: «ДЕТ — де+эт!» или «ДИТ — ди+ит!». Во всех этих формах лежит одинаковый образ «гДЕ, гДИ усилия или действия», который, скорее всего носит вопросительный характер, так как в старости усилия и действия сходят на нет. В словах: «ДЕТКА — де+эт!+ка», «ДИТКА — ди+ит!+ка», которыми мы можем назвать и деда и дитё, лежит двойной образ «гДЕ, гДИ усилия или действия КАк» и образ «КАк дет», так как дитё, как дет — беспомощно. В слове «ДИТЁ — ди+ить!+тё!» образ «гДИ усилия или действия или их отсутствие» люди выразили восклицанием «ТЁ!». Тот же вопросительный образ «гДЕ усилия или действия» лежит и в слове «ДЕТЬ — де+эть!», означающем «что-то куда-то ДЕТЬ».
В старом слове «ДЕЕТЬ — де+еть!», «ДЕИТЬ — де+ить!», «ДЕЮТЬ — де+ють!», «ДЕЯТЬ — де+ять!», означающем «делать», мы видим тот же образ «где усилие или действие», только уже не в вопросительном, а в указательном значении.
Со временем, реальные образы сущностей, для которых были созданы новые слова вытесняют из сознания людей внутренние образы этих слов, поэтому люди перестают их видеть, как и те слова, благодаря которым эти внутренние образы сложены. Это явно видно на примерах современных составных слов: «КРАСОВАТЬСЯ», «ГОЛОСОВАТЬ» или «КРАХМАЛ», за которыми люди уже не видят ни их внутренних образов, ни слов их составляющих, хотя слова: «КРАСА» и «ГОЛОС», «СОВАТЬСЯ» и «СОВАТЬ», «КРАХ» и «МАЛ» они постоянно используют в своей повседневной речи. Однако, эти внутренние образы и слова их составляющие, никуда не деваются ни из современных, ни из старых слов, а так и остаются внутри их, бережно храня свою историю. В поиске этой истории мы и продолжим наше путешествие. Но прежде чем его продолжить вспомним все те обнаруженные нами древние слова, собрав их в словарик. Полный словарь находится в конце книги.