История русского письма - Е. Э. Иванова 2018
История русской графики
Строчные и надстрочные знаки
Основные строчные знаки (знаки препинания) старославянских памятников были заимствованы из византийской письменности. Это были точка, запятая и крест.
В древних рукописях единых правил расстановки знаков препинания не было. В конце большого куска текста, иногда в конце предложения ставились комбинации точек и запятых, к ним мог присоединяться крест, а также горизонтальные и вертикальные черты, изогнутые линии. От фантазии писца зависело, какую комбинацию знаков он поставит.
В конце предложений или частей предложений обычно ставилась точка посередине строки, что мы и видим в Изборнике Святослава 1076 г. (см. рис. 49).
Встречаются памятники, где точки разделяют не только фразы, но и слова. Такие примеры находим в Судебнике 1497 г. и в берестяной грамоте «О разделе ржи» (1400-1410) (см. рис. 50). Письмо было беспробельным, и при помощи точек писцы делили текст на слова.
Рис. 49. Изборник Святослава 1076 г. [Древнерусская литература]
Рис. 50. Берестяная грамота № 23 о разделе ржи. Начало XV в. [Древнерусские берестяные грамоты]
Реже употреблялись другие знаки. Уже в некоторых древних памятниках на месте точки встречаем двоеточие (:). Оно отмечено в Изборнике Святослава 1076 г., в Словах Григория Богослова, в кириллической части Реймского Евангелия (XI-XII в.). В Остромировом Евангелии встречаем вертикальную волнистую черту (змийцу), которая используется в прямой речи для внутреннего членения предложения.
В результате второго южнославянского влияния пунктуационная система обогатилась. Для членения строки стали использоваться запятая, точка с запятой, регулярным становится употребление двоеточия2.
2 Подробнее о знаках препинания см. в главе «История русской пунктуации».
Кроме строчных знаков в русских рукописях употреблялись различные надстрочные знаки, также заимствованные из византийского письма. В древнейших памятниках их не очень много, но в связи со вторым южнославянским влиянием их число возросло, так как именно в южнославянской письменности в XIV в. были выработаны искусственные правила постановки различных надстрочных знаков. Эти знаки имели особые названия.
Титло — надстрочный знак над сокращенно написанным словом. Были титла простые и буквенные — с выносной буквой под ними. В таких случаях титло принимало вид дужки. Чаще всего использовались:
Добро-титло изображалось без титлового знака, просто ставилась буква вверху строки.
Титло с точками по сторонам, помещаемыми на уровне середины строки, писалось также при употреблении букв в числовом значении:
В древнерусских памятниках использовались надстрочные знаки ударений и придыханий, заимствованные из византийской письменности:
— звательца (псилия’ и дасия) — по происхождению знаки греческих придыханий. В славянском языке первоначально это были знаки йотации и мягкого чтения согласной буквы перед гласной. Затем звательца превращаются в чисто графический аксессуар гласных букв в начале слова и после гласных:
3 Над диграфом по греческому образцу звательце в российских изданиях ставилось над вторым элементом.
— силы: акут (оксия, острая)'; циркумфлекс (камора, облеченная, покрышка); гравис (вария, тяжкая). Силы обозначали ударение и восходили к греческой традиции, где различались восходящее и нисходящее ударение на долгом слоге и нисходящее на кратком. В славянской традиции ударения первоначально не ставились (лишь изредка они обозначались пробелом после буквы). К XIII в. древнерусский язык уже имел один тип ударения (долготно-силовой), и такого разнообразия акцентных знаков не требовалось. Поэтому с конца XIV в., когда ударения стали ставиться и в русских памятниках (в результате второго южнославянского влияния), различение трех указанных знаков проводилось по искусственным правилам, постепенно упрощавшимся:
Циркумфлекс мог указывать на мягкость согласного. В настоящее время акут употребляется как знак основного ударения, а гравис — дополнительного.
Под влиянием греческого языка употреблялись и знаки долгот (хотя гласные перестали различаться по долготе еще в праславянский период).
Долгая иногда ставилась над конечным открытым слогом в севернорусских памятниках (поскольку северным говорам свойственна большая длительность гласных в этой позиции) и постепенно совпала с варией.
Кратка сначала была самостоятельным знаком, она ставилась не только над буквой По мнению Б. И. Осипова, кратка обозначала, что любая гласная буква под ней произносится как [j] [Осипов]. Позднее знак закрепился только за буквой й и превратился в ее элемент.
Были также сочетания надстрочных знаков: силы в начале слова могли сочетаться со звательцами:
В некоторых рукописях встречаются знаки смягчения. Кроме циркумфлекса и звателец был особый знак применявшийся с древности. Очень много примеров его употребления, почти на каждом листе, встречаем в Синайском Патерике XI в.
Надстрочные знаки были упразднены реформой Петра I, но в церковных книгах употреблялись еще долго, особенно у старообрядцев.