История русского письма - Е. Э. Иванова 2018
История русской графики
Почерковые разновидности русского письма
В русском рукописном письме выделялись три вида почерков: устав, полуустав и скоропись. Все попытки точно установить отличительные признаки почерков страдают шаткостью, определения у разных исследователей расходятся. Между тем практически (на реальных примерах) почерки различаются без затруднения, и колебания возникают редко. Это объясняется тем, что различия устава, полуустава и скорописи многочисленны, но не все одинаково обязательны.
В. Н. Щепкин определяет почерковые разновидности не только по внешнему виду, но и по цели.
Устав (XI-XIV вв.) — медленное и торжественное письмо. В эту эпоху письменность носит литургический характер. Цель устава — красота и церковное благолепие. Написание рукописи — набожное дело, которое не терпит спешки. Отсюда и внешние особенности устава: отчетливый архитектурный характер линий и незначительное количество сокращений. Буквы имеют строгий геометрический рисунок, они пишутся прямо, перпендикулярно строке. В уставе буквы писались отдельно, расстояние между ними почти одинаковое. Разделение текста на слова и фразы еще нет. Сокращения допускаются в редких случаях и обязательно под титлом, выносных букв немного. Титло первоначально ставилось над священными словами, чтобы выделить их как особо важные. Но так как nomina sacra в священных текстах встречались часто, возникло стремление писать их сокращенно. Так титло превращается из знака выделения слова в знак сокращения. В уставе мало надстрочных знаков, редки лигатуры, они появляются по причине недостатка места (в конце строки).
Писцы старались писать каллиграфически, в единообразном стиле, и все же почерк не был единым. Даже древнейшие рукописи XI в. написаны разными почерками. Например, Остромирово Евангелие имеет устав крупный и красивый, несколько сжатый с боков (см. рис. 40). Изборник Святослава 1076 г. имеет устав средней величины, более простой, и буквы, близкие к квадратным (см. рис. 41). Служебные Минеи 90-х гг. XI в. имеют устав простой и мелкий. Разнообразие почерков объясняется как принадлежностью писца к определенной школе, так и его индивидуальными особенностями.
Рис. 40. Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. [Памятники]
Рис. 41. Изборник Святослава 1076 г. [Древнерусская литература]
В начале XIII в. геометрический принцип уставного письма начинает нарушаться: в линиях появляется кривизна, утрачивается правильная дуга. Нарушается симметричность начертания букв: верхние части пишутся обычно меньше нижних («буки», «живете», «како»), перекладины в буквах (например, в йотированных) располагаются значительно выше их середины. Поэтому исследователи выделяют устав ранний (XI — первая половина XIII в.) и устав поздний (вторая половина XIII — XIV в.) (см. рис. 42).
Рис. 42. Киевская Псалтырь 1397 г. [Киевская Псалтырь]
«Внутри» каждого периода также есть особенности начерков букв. Так, В. Н. Щепкин определил особенности букв и XII вв., что позволило более точно датировать рукописи тех времен. в XI в. не выходит мачтой (вертикальной чертой) выше верхнего уровня строки, в XII в. мачта возвышается над верхним уровнем, а коромысло (горизонтальная черта) лежит на верхнем уровне строки.
в XI в. имеет высокую середину, в XII в. встречается новый тип «омеги» с сокращенной (невысокой) серединой. В XI в. «пси» часто является в крестовой форме, в XII в. господствует «пси» в виде цветка лилии: не являются абсолютными, на практике вопрос датировки решает совокупность примет.
Поскольку уставное письмо выглядело очень эффектно, им пользовались в последующие века вплоть до XVII в. в особо торжественных случаях.
Полуустав (вторая половина XIV — XVII в.) возникает, когда письменность получает более широкое распространение, перерастая литургические рамки. Это вызвало потребность выработать почерк, который экономил бы время писца. Полуустав соединяет цели удобства письма и четкости, отсюда его особенности.
Полуустав мельче и проще устава, имеет больше сокращений и выносных букв. Полуустав мог быть наклонным (к началу или к концу строки), так как строго вертикальные почерки требуют времени и тщательности. Но даже в вертикальном полууставе нарушается геометрический принцип написания букв: вместо четких и прямых линий допускается кривизна, вместо прямых углов — острые, округлые линии не имеют правильной дуги. Промежутки между буквами разные. В отдельных случаях текст делится на слова и фразы.
По времени распространения выделяют:
1. Полуустав ранний или старший (вторая половина XIV — первая половина XV в.). Возник из позднего устава, его отличительной чертой является прямой вертикальный почерк (см. рис. 43).
Рис. 43. Лаврентьевская летопись 1377 г. [Ротт-Жебровски]
2. В XV в. возникает младший полуустав, который называют также южнославянским, поскольку он испытал второе южнославянское влияние. Его особенности: стремление к удлинению букв, к украшению букв петлями, завитушками, длинными «усами», обилие надстрочных знаков. Именно в младшем полууставе появляется одностороннее буква «земля» начала писаться почти как тройка (см. рис. 44).
Рис. 44. Ермолай-Еразм. Повесть о рязанском епископе Василии. XVI в. [Древнерусская литература]
3. В XVI в. вырабатывается еще один почерк, который условно называют московским полууставом. В нем утверждаются многие начертания старшего полуустава, правда, в несколько измененном виде. Письмо постепенно освобождается от излишеств южнославянского полуустава: становится меньше надстрочных знаков и орнаментации. Образцом для московского полуустава послужили почерки Миней-Четьих митрополита Макария (см. рис. 45).
Рис. 45. Минеи-Четьи митрополита Макария. XVI в. [Древнерусская литература]
Начерки XVI в. повторяются и в рукописях XVII в., но полуустав этого времени беднее, например, нет декоративных лигатур, характерных для XVI в. Связано это с книгопечатанием, которому в то время подражали писцы. В XVII в. появляется деление текста на слова.
По функции выделяют полуустав каллиграфический и беглый. Каллиграфический полуустав применялся в литургических памятниках. На основе каллиграфического московского полуустава возник старопечатный шрифт, который использовался от Ивана Федорова до реформы письма в Петровскую эпоху В беглом (деловом) полууставе заметно сказывается ускорение процесса письма. На основе беглого полуустава в дальнейшем развивается скоропись.
Полуустав сохранился в старообрядческой литературе и употребляется до сегодняшнего дня.
Скоропись — особый вид письма, имеющий целью исключительно экономию времени и ускорение процесса письма. Скоропись впервые появляется в конце XIV в., но широко распространяется с XV в. в чисто практических целях. С этого времени усложняется система государственной и хозяйственной документации. Вместо кратких записей составляются подробные документы, отсюда ускорение процесса письма. Также появление скорописи связано с широким распространением грамотности и появлением большой частной переписки. Во второй половине XVII в. скоропись стала применяться при написании литературных произведений. Ускорение достигается особыми способами, которых устав и полуустав не знает:
— большая свобода нажимов и взмахов, которыми буквы выводятся за линию строки вверх или вниз;
— безотрывное написание соседних букв (одна буква могла вписываться в другую, буквы могли соединяться при помощи дополнительной черты, использовались и комбинации приемов):
Гласные буквы могли крепиться на горизонтальном элементе согласных:
— многочисленные сокращения.
Различают три способа сокращения слов:
1. Контракция (сжимание) — сокращение путем удаления ряда букв, главным образом гласных. Над сокращенными словами ставилось титло. Так, например, писалось слово крест:
Этот способ сокращения использовался в уставе и полууставе, но гораздо реже, чем в скорописи.
2. Суспенсия — сокращение слова путем отсечения окончания. При этом последняя буква сокращенного слова обводилась полукружием:
3. Сигла — способ сокращения слова, при котором писалась начальная буква (или первые две буквы) слова и обводилась кружочком:
Подобные сокращения встречаются в писцовых, переписных, дозорных, межевых и других книгах XVI—XVII вв., в которых часто повторялись одни и те же слова.
В скорописи часто употребляются выносные буквы. Наиболее часто использовались р, з, т, х. Выносные буквы без отрыва от строчных назывались взметы:
Примеры слов, написанных скорописью:
Письмо скорописью начинает приобретать индивидуальные черты, которые особенно заметны в XVII в. Поэтому читать скоропись этого времени довольно трудно (см. рис. 46). Писцы иногда делали приписки, в которых указывали, кто может прочитать письмо их руки. На сегодняшний день палеографами составлены таблицы, в которых сведены все начерки рукописных букв (см. рис. 47).
Рис. 46. Титулярник и Послания царя Ивана IV. Последняя треть XVII в. [Рукописные собрания]
Рис. 47. Таблица скорописных букв [Пронштейн, Овчинникова]
Вязь — кирилловское декоративное письмо, где вся строка связана в непрерывный орнамент. Вязь встречается в рукописях (в заглавиях), на фресках, на иконах, колоколах, на металлической и шитой утвари, на надгробиях. Где бы ни появлялась вязь, место для нее заранее отмерено декоративными соображениями. Задача состоит в том, чтобы определенное количество букв красиво разместить в определенном пространстве. Если число букв значительно, а пространства мало, каллиграф прибегает к сокращениям, в обратном случае он маскирует пустоты различными украшениями (см. рис. 48).
Рис. 48. Вязь [Щепкин]
Приемы вязи — лигатурное соединение букв, вписывание одних букв в другие, широкое употребление надписных букв. Иногда петли и извивы букв заменяются отвесными линиями. Часть букв украшается ветками и травами.
Система вязи сложилась у византийцев позднее основания славянской письменности, и поэтому в ее древнем периоде вязь отсутствует. Первые датированные памятники вязи у русских относятся к концу XIV в. вместе с другими чертами южнославянского влияния (у южных славян первые памятники вязи относятся к началу XIII в.).
С течением времени непрерывно растет показатель вязи (соотношение ширины и длины буквы). В XV в. преобладает соотношение 1 : 3 и 1 : 4, в XVI в. колебания между 1 : 4 и 1 : 8, вязь конца XVII в. имеет соотношения 1 : 10 и 1 : 12 и является своего рода тайнописью. С XVIII в. вязь сохраняется главным образом в старообрядческой литературе.