Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013
Предисловие
Учебное пособие «Русский язык с основами языкознания» предназначено для студентов Института специального образования Уральского государственного педагогического университета. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в процессе обучения студенты должны усовершенствовать свои практические навыки устной и письменной речи, получить необходимые знания о происхождении и структуре русского языка, о его фонетическом, лексическом, словообразовательном и грамматическом уровнях, о функциях русского языка как государственного языка России и одного из важнейших международных языков.
При организации учебного процесса следует учитывать, что названный учебный курс представляет собой теоретическую базу для последующего изучения студентами важнейших дисциплин предметной подготовки - по логопедии и специальной методике преподавания русского языка. Невозможно научить студентов методам и приемам диагностики, коррекции и развития детской речи без достаточно глубокой собственно языковой подготовки, без понимания сущности языковых явлений и специфики русского языка.
Основные задачи курса «Русский язык с основами языкознания»:
- формирование научного лингвистического мышления;
- ознакомление с комплексом знаний о языке как сложной многоуровневой системе взаимосвязанных фонетических, лексических и грамматических явлений и фактов, о роли языка в развитии общества;
- обогащение теоретических знаний о фактах языка и явлениях речи, нормативном и вариативном использовании и употреблении определенных языковых единиц;
- выработка умений и навыков научно-теоретической и практической интерпретации и адаптации языковых фактов и явлений, их системных отношений;
- совершенствование умений и навыков культуры мышления, речи, общения, умения корректно, правильно и четко излагать свои мысли, аргументированно обосновывать положения предметной области знания;
- создание лингвистической основы для последующего изучения дисциплин «Логопедия» и «Специальная методика преподавания русского языка».
Изучение курса предполагает самостоятельную работу над отдельными, не вызывающими затруднений в теоретическом и практическом отношении темами, над наиболее интересными с точки зрения профориентации монографическими исследованиями, справочной литературой, определенными языковыми явлениями, понимание которых обеспечивает будущим специалистам эффективное освоение возможностей коррекционного и развивающего обучения детей с нарушением интеллекта.
В данном учебном пособии представлены материалы по следующим разделам курса: «Основы языкознания», «Фонетика», «Графика», «Орфография», «Морфемика», «Словообразование», которые в соответствии с рабочим учебным планом изучаются в первом семестре.