Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013
ОСНОВЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
1. Понятие знака. Свойства знака
Знак — это материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие, действие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации и знаний), это материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе, т.е. основная функция знака - заместительная. В широком смысле знак понимается как материальный объект, которому при определенных условиях, образующих знаковую ситуацию, соответствует некое значение. Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Знаки делятся на две группы: условные и изобразительные. Условный — знак, в котором связь между выражением и содержанием внутренне не мотивирована. Самый распространённый условный знак — слово.
Изобразительный (иконический) — знак, в котором значение имеет естественно ему присущее выражение. Самый распространенный изобразительным знак — рисунок.
Преднамеренность - первое из свойств знака. Знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла (знаки дорожного движения предназначены для организации взаимодействия участников этого движения).
Второе его важнейшее свойство: двусторонность (билатеральность). У знака обязательно должны быть две стороны: идеальная, внутренняя (то, что передается, - значение, смысл, или, еще по-другому, семантика, план содержания - ПС) и материальная, внешняя (то, чем передается, форма, план выражения - ПВ). Материальная сторона знака, его план выражения, может быть самой разной; она воспринимается органами чувств: слухом, зрением, осязанием. Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зрения (например, знак дорожного движения «белая стрелка на синем фоне»). Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук.
Конвенциональность - третье основное свойство знака. Одни и те же предметы в разных языках называются по-разному. Значит, в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Человеческий коллектив придает данной материальной форме данное содержание; так появляется знак (например, знак «кирпич» означает запрет движения в данном направлении).
Существенной особенностью знака, отличающей его от соответствующего предмета, не являющегося знаком, считается также условность связи между формой и содержанием знака. Знак всегда отличается от того материального предмета (в широком смысле), который он замещает (сравни дорожный знак «кирпич» и его значение: «проезд запрещен»; сравни слово «стол» и предмет «стол»).
Знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую систему: каждый знак - член своей системы. Обусловленность системой - пятое свойство знака. Так, слова в целом образуют систему, и эта система складывается из множества частных подсистем. Одна из них - названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый. Но оказывается, что во многих языках русским названиям голубой и синий соответствует одно слово. Например, в немецком языке для обозначения этих цветов существует слово blau. Содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией, т. е. знак немыслим без системы знаков, например, один и тот же символ «!» может иметь пять совершенно различных значений. Для школьника - это восклицательный знак. Для шахматиста - обозначение сильного хода. Для математика - факториал. Для водителя — знак «Осторожно!». А для лингвиста - условное обозначение характерного щелкающего звука, который имеется в некоторых языках Южной Африки. Другой пример: в состав лексикологии входит подсистема названий частей тела: рука, плечо, локоть, колено, бедро, живот и т. д. Рассмотрим использование слова плечо в разных системах. В лексической системе русского языка это часть тела, ограничиваемая с одной стороны шеей, а с другой стороны рукой. Но в медицинской терминологии, представляющей отдельную лексическую подсистему, слово плечо означает «кость от плечевого сустава до локтевого». Оказывается, что содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как целого.
2. Особенности языковой знаковой системы
Языковая система — это одна из большого множества знаковых систем, которыми пользуются люди ради коммуникативных целей, т.е. ради передачи информации, знаний о мире и о себе (система знаков дорожного движения, система химических элементов, система математических знаков и др.). Но вместе с тем языковая система обладает рядом особенностей.
Язык возникает стихийно, естественно и развивается исторически, т. е. языковая система динамична. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договоренности. Язык же не имеет договорного характера. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, которые создаются на его основе.
Язык полифункционален, среди его функций выделяют базовые и второстепенные. Но в каждом речевом акте язык может выполнять сразу несколько функций. Другие знаковые системы однофункциональны. Язык в отличие от всех других знаковых систем способен служить передаче информации любого рода о любом событии, факте, явлении, ситуации реального и представляемого мира (сравни с системой знаков дорожного движения), т. о. язык - это универсальная знаковая система.
Язык также является орудием познания, мышления, а речевая деятельность носит интеллектуальный характер; другие знаковые системы такой специфики не имеют.
Ни одна знаковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами. Язык устроен таким образом, что с помощью конечного числа элементов способен передать бесконечное множество сообщений. Язык имеет в своём инвентаре в принципе ограниченное число воспроизводимых элементарных знаков типа фонем, морфем и слов, из которых конструируется бесчисленное множество новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений и текстов, т. е. количество содержаний, передаваемых средствами языка, безгранично. Эта безграничность создается, во-первых, очень широкой способностью к взаимному комбинированию и, во-вторых, безграничной способностью языковых знаков получать новые значения, не обязательно утрачивая при этом старые. Отсюда - широко распространенная многозначность языковых знаков.
Языковой знак двусторонен. Одну сторону знака образует означаемое, другую сторону знака образует означающее, представляя единство плана выражения и плана содержания. Обе стороны языкового знака тесно связаны, одна сторона невозможна без другой. Это единство — обязательное свойство морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста. Вместе с тем в языковой системе действует закон об асимметричности языкового знака: так, одному означаемому (ПС) могут соответствовать два или более означающих (ПВ) (синонимия: языкознание, языковедение, лингвистика; глаза, очи; бегемот, гиппопотам); и наоборот, одно означающее (ПВ) может соотноситься с несколькими означаемыми (ПС) (многозначность: рука 1. Каждая из двух верхних конечностей человека. 2. Почерк, подпись. 3. Сторона. 4. О том, кто имеет влияние).
Как означающее, так и означаемое знака могут члениться на отдельные компоненты, которые не являются сами по себе знаками. Так, в означающем (ПВ) слова выделяются следующие друг за другом морфемы, которые далее членятся на кратчайшие звуковые единицы языка — фонемы. В означаемом (ПС, семеме) выделяются мельчайшие, далее не делимые семантические компоненты — семы (например, мать - одушевлённое существо, - человек, находящийся в родственных отношениях, - находящийся в прямом родстве, - старше на одно поколение, - женского пола).
Языковые знаки существуют лишь как элементы системы, образуя оппозиции с другими знаками этой же системы, отличаясь от них одним или более дифференциальными признаками (б/п, з/з’; раст-/ращ-/рос-; бор1/бор2/бор3; друг/враг). Совокупность дифференциальных признаков, которые характеризуют отношения данного знака к другим знакам, образует основу для опознавания (идентификации) этого знака в различных контекстах его употребления.
3. Структура языка
Единицы языка образуют 4 уровня языковой системы: фонемы — фонетический уровень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень. Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.
Низший уровень языковой системы — фонетический. Термин «фонема» ввел работавший в Казани польско-российский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Фонема (от греч. phonema - звук) — основная минимальная незначимая единица звукового строя языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка: морфем, слов. Для этого фонемы должны быть противопоставлены друг другу в системе языка. Такие противопоставления называются оппозициями. Фонема состоит из ряда признаков, не существующих вне фонем, а встречающихся только в единстве фонемы, например, признаки звонкости, назальности, палатализованности и т. д. Признаки играют разную роль, их делят на:
- дифференциальные (различительные) признаки - признаки, отличающие одну фонему от другой, например, глухость/звонкость(дом/том), палатализованность/непалатализованность (лук - люк);
- интегральные (неразличительные) признаки - эти признаки наполняют состав фонемы, так как в языке нет другой фонемы, прямо и однозначно противопоставленной по этому признаку, например, признак взрывности у русского <г>, т. к. в русском нет щелевого <y>, признак «нижнего подъема» у гласной фонемы <а>.
Фонемы выполняют следующие функции:
- конститутивная (тектоническая). В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц следующих уровней языковой системы, наделенных значением (морфем, слов и их форм);
- различительная (дистинктивная) функция - выражается в том, что фонема служит для фонетического опознавания и семантического отождествления слов и морфем.
Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции:
- перцептивная функция - функция доведения звуков речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов, и морфем;
- сигнификативная функция — смыслоразличительная функция, т. е. функция различения значимых элементов языка — морфем и слов (том - дом - дам - даль).
Звук - это конкретная реализация фонемы в речи, т. е. звук можно определить, как вариант фонемы, а фонема по отношению к звуку выступает как обобщенный звукотип (фонема <а> выступает в речи в вариантах [а], [иэ], [а], [ь], [ъ]).
Единицей следующего (морфемного) уровня языковой системы является морфема. Понятие морфемы в науку ввёл также Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Морфема (от греч. «morphe» — «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования. Морфема - это двусторонняя единица языка, одна её сторона — семантическая, то есть план содержания (ПС, означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражения (ПВ, означающее). Центральная морфема слова — корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. Корень есть в каждом слове, он может полностью совпадать с его основой. Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения. Соответственно различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова). Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфом. Например, в словоформах вода, воде, (много) вод морфема <вод> представлена тремя морфами [вад], [вад’], [вот].
Несмотря на наличие значения (ПС), синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают, они функционируют лишь в составе единиц следующего уровня - слов.
Слово (лексема, от греч. lexis — слово) — основная значимая двусторонняя, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Основными признаками слова как лингвистической единицы в целом являются следующие:
- фонетическая оформленность и одноударность (наличие главного ударения);
- семантическая оформленность (наличие лексического, грамматического, структурного значения);
- номинативная функция (название явления реальной действительности и представление его в виде лексического значения);
- воспроизводимость (слово существует в языке как готовая самостоятельная единица и воспроизводится говорящим в момент речи, а не изобретается заново);
- синтаксическая самостоятельность (способность употребляться в качестве отдельного высказывания; относительная свобода расположения слов в предложении);
- внутренняя линейная организация (слово состоит из морфем);
- непроницаемость и неделимость (невозможность разрыва единицы какими-либо элементами);
- структурная цельнооформленность - целостность лексического, фонетического/графического и грамматического единства слова;
- семантическая валентность (способность сочетаться с другими словами по определенным семантическим и грамматическим законам);
- лексико-грамматическая отнесённость;
- материальность (существование слова в звуковой/графической оболочке);
- информативность (объём знаний о явлении мира действительности).
Словоформа - конкретное слово (лексема) в конкретной грамматической форме; цепочка фонем, обладающая признаками слова и формально отличающаяся от другой. Таким образом, словоформа — это конкретный представитель слова в тексте, результат словоизменения. Совокупность словоформ одной лексемы называется парадигмой (от греч. paradeigma — пример, образец). Количество словоформ в парадигме зависит от лексико-грамматической отнесенности слова.
Слово представляет собой строительный материал для единиц следующего уровня языка - словосочетаний и предложений.
Предложения и словосочетания образуют синтаксический уровень языковой системы. Предложение — основная единица синтаксиса, предназначенная для выполнения коммуникативной функции (функции сообщения). Основными признаками предложения, отличающими его от других синтаксических единиц, словоформ и словосочетаний, являются предикативность, интонационная оформленность (интонация конца предложения) и грамматическая организованность.
Предикативность - это выражение языковыми средствами отношения содержания, высказываемого к действительности как основа предложения. Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (все явления действии дельности происходят во времени, и содержание высказывания осознается в каком-либо временном плане, категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трех лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого). Предложение противопоставлено слову и словосочетанию по формальной организации, языковому значению и функциям.
Высказывание - это конкретный вариант предложения в речевой цепи. В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание является единицей речи: оно принадлежит определённому отправителю (автору, говорящему или пишущему), нацелено на определённого получателя (аудиторию, адресата, слушателя, читателя), произведено в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию и оказывается уместным именно в данной речевой обстановке (в данной речевой ситуации, при данных условиях общения).
Таким образом, структура языка представляет собой иерархию. Иерархия (от греч. hieros - священный и arche - власть) - это расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему или от низшего к высшему. Язык это модель иерархии включения: большее включает меньшее как составную часть, меньшее функционирует в большем. Так, самые низшие единицы языка (звуки, фонемы) реализуют себя в единицах следующего уровня, т. е. в морфемах, из которых, в свою очередь, образуются слова, единицы более сложные, стоящие на одну ступень выше, а из слов составляются предложения и т. д.
4. Типы отношений между единицами языка
Единицы всех уровней языка находятся между собой в парадигматических, синтагматических, деривационных и иерархических отношениях. В парадигматические и синтагматические отношения друг с другом вступают единицы, принадлежащие к одному ярусу языка.
Синтагматические отношения (от греч. syntagma — нечто соединенное; термин ввел известный швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр) — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Синтагматические отношения можно определить как отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи, т. е. сочетание фонем с фонемами, морфем с морфемами и т. п. В результате взаимодействия единиц одного уровня образуется единица более высокого уровня языковой системы: морфема - это сочетание фонем (<д>+<о>+<м>=<дом>), слово - это сочетание морфем (<дом> + <ик> + <□> = дом/ик/□), предложение - это сочетание лексем (купить + домик = Купили домик). Речевая цепь имеет протяженность во времени (в устной форме) и пространстве (в письменной форме), т. е. синтагматика - это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи.
Парадигматические отношения (от греч. paradeigma — пример, образец) - это отношения между единицами одного уровня, которые объединяются в классы (множества) на основе какого-то сходства и различия. Сходство между единицами одного уровня обнаруживается либо в ПВ, либо в ПС, либо в ПВ и ПС одновременно. Члены одной парадигмы противопоставлены друг другу, т. е. находятся в отношении оппозиции, различаясь по дифференциальным признакам.
На фонетическом уровне единицы объединяются лишь по сходству в формальном отношении. Глухие согласные, например, объединяются в класс на основе их общих признаков (неучастие в артикуляции голосовых связок, отсутствие тона), по которым они отграничиваются, например, от близких к ним по признакам звонких согласных; пары фонем [м м'] [б б'] [п п'] [в в'] [ф ф'] [д д'] [т т'] [з з'] [с с'] [н н'] [л л'] обладают общими признаками: место образования, способ образования, участие тона, но противопоставляются по признаку наличия/отсутствия палатализованности; фонемы [о] и [у] имеют общие свойства - это гласные заднего ряда, лабиализованные, но отличаются по подъему. Это пример фонемной парадигматики.
Группировки слов в классы синонимов, антонимов, тематических групп и т. п. демонстрируют парадигматические отношения в лексической подсистеме языка. Омонимия - пример парадигматических отношений, основанных на сходстве слов в ПВ, причем здесь представлена формальная оппозиция тождества (бор1 - бор2 - бор3, ласка1 - ласка2, худой - худой2 - худой3, топить1 - топить2). Синонимия и разнокорневая антонимия - это проявление парадигматических отношений, основанных на сходстве в плане содержания: зародыш - плод - эмбрион; микроб - бактерия - бацилла; учебник - пособие - руководство; бытие - сознание; кризис - лизис; контактный - дистантный, консонантизм - вокализм. Сходство сразу в двух планах (и в ПВ, и в ПС) обнаруживается при сопоставлении однокоренных антонимов (адресат - адресант; гипотония - гипертония; диссимиляция - ассимиляция) и паронимов (апробировать - опробовать, десна - десница, диктат - диктант, икание - иканье, лабиальный - лабильный).
Деривационные отношения (от лат. derivatio - отведение, образование) - это отношения формальной, семантической и функциональной производности и иерархии единиц всех уровней языковой системы, а также межуровневые отношения; например, снеГ - снеЖок (фонетическая деривация на морфонологическом уровне); объявлять - объявление (словообразовательная деривация); медведь - медведь (о человеке) (лексическая деривация); Пришла зима - Зима пришла (экспрессивный порядок слов) (синтаксическая деривация). Деривационная единица (деривационный шаг) в синхронной системе языка представляет собой процесс преобразования языковой единицы, принимаемой за исходную (элементарную), с помощью существующего в языке средства, например, существительное лес является исходной единицей для образования слова лесник с помощью суффикса -ник и нулевой флексии. Новое слово (дериват) имеет новые словообразовательное и лексическое значения, не сводимые к сумме составляющих его компонентов. Деривация позволяет объяснять систему языковых отношений, развитие языка как непрерывный процесс, показывает пути его творческого использования.
Деривационные процессы определяют все парадигматические и синтагматические связи языка, но традиционно принято рассматривать их по уровням языка и различать: морфонологическую деривацию (например, бежать - побег); словоизменительную (например, изучать - изучаю); словообразовательную (например, учить - ученик); лексическую (например, стальной (о детали) - стальной (о нервах); синтаксическую (Солнце выжгло траву - Солнцем выжгло траву); смысловую, проявляющуюся на текстовом уровне.
Иерархические отношения в языке - это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего (от греч. hierarchia, от hieros — священный и arche — власть). Иерархия - это последовательное расположение элементов в порядке их подчинения. Подобные отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы. Между членами сверхпарадигм (между единицами разных уровней языка) могут быть только иерархические отношения (морфемы состоят из фонем, слова состоят из морфем, словосочетания состоят из слов, предложения состоят из словосочетаний и т. д.).
Иерархические отношения — это отношения по степени сложности; отношения «вхождения» менее сложных единиц в более сложные (компонентные отношения). Иерархические отношения могут быть определены при помощи конструкций «входит в...» или «состоит из...». Это отношения целого и части, т. е. отношения, характеризующие строение различных единиц, как собственно языковых, так и речевых, образуемых в процессе использования языковых средств. Иерархические отношения характеризуют только отношения между единицами разных уровней, т. е. отношения качественно различных величин. При этом переход от единицы более низкого уровня к единице более высокого уровня осуществляется, как правило, в результате комбинирования, т. е. реализации синтагматических свойств элементов более низкого уровня. Таким образом, синтагматические отношения выступают формой существования иерархических отношений. Поэтому в предложении оказываются представленными все уровни языка. Это в свою очередь означает, что все уровни могут быть обнаружены в речевой цепи. Примером иерархических отношений в лексической системе языка могут служить гиперонимы и гипонимы — слова, участвующие в организации тематических групп, определяющие их подчиненное строение. Соподчиненные по значениям слова связаны как родовые (гипероним) и видовые (гипоним): «лиственные деревья» — тополь, дуб, ясень, осина, вяз, клен, липа; «мебель, на которой сидят» — стул, кресло, табуретка, лавка, скамья; «обувь» - сапоги, ботинки, туфли. Гипероним при развитии иерархических отношений может стать гипонимом: гипероним «растение» — гипонимы «цветы», «деревья», «кустарники». Далее гипоним «цветы» становится гиперонимом к гипонимам «однолетние», «многолетние», «однополые», «двуполые». Дальнейшее развитие иерархических отношений приводит к появлению гипонимов «ромашка», «роза», «тюльпан» и др.
Изучение языка как системно-структурного образования - одна из основных задач лингвистики.
5. Язык. Речь. Речевая деятельность
Понятие языка и речи относятся к числу наиболее важных и сложных понятий языкознания. Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык - это стихийно возникшая уникальная система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации, совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь - язык в действии, применение языка с целью общения, использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; функционирование языка. Язык и речь необходимо предполагают друг друга и образуют диалектическое единство. Соотношение языка и речи:
- язык - это средство общения; речь - это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;
- язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
- язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;
- язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;
- для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархичекие отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
- язык независим от ситуации и обстановки общения, речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С. Есенин).
Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (язык).
Речевая деятельность (РД) - это процесс общения людей посредством языка, это вид наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз
- ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля (Л. С. Выготский).
Речевая деятельность может входить в другую деятельность, например, познавательную. Однако она может быть и самостоятельной деятельностью, например, деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя.
По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Чтение и письмо как виды письменного общения представляют собой более сложные виды речевой деятельности. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими.
По характеру выполняемой роли в процессе общения виды РД дифференцируются на инициальные (говорение и письмо) и реактивные (слушание и чтение). Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма).
По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды РД определяются как рецептивные (слушание и чтение) и продуктивные (говорение и письмо).
Различные виды РД предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя.
Речевая деятельность имеет четырехфазную, или четырехуровневую, структуру:
- первая фаза (ориентировка) — сложное взаимодействие потребностей, мотивов и цели действия как будущего результата. При этом основным источником деятельности (и общей активности личности) является потребность; ориентировочная фаза направлена на исследование условий РД, выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств, привлечение орудий РД и т. п.;
- вторая фаза — фаза планирования предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления РД;
- третья фаза — исполнительная, реализующая. Она может быть внешне выраженной и внешне не выраженной. Так, исполнительная фаза слушания внешне не выражена, тогда как исполнительная моторная часть деятельности говорения очевидна;
- четвертая фаза — контроль деятельности, который осуществляется по-разному. Так, при слушании он зависит от цели и установки на определенный вид слушания, при говорении — самоконтроль осуществляется в течение всего процесса говорения и т. д.
Речевая деятельность определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется (потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание). Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и РД в частности. Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды РД является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие.
Внутренней стороной продуктивных видов РД является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства). В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла (контроль деятельности). Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода.
6. Функции языка и речи в речевой деятельности
Функции языка и речи - это роль, которую они выполняет в осуществлении основных видов жизнедеятельности человека и общественной деятельности.
Выделяются общие и частные функции языка и речи. Общие выступают в любом речевом акте, независимо от специфики и ситуации речевого общения. Частные же функции во многом зависят от специфики речевой коммуникации. К общим функциям языка и речи относят коммуникативную, интеллектуальную (обобщения, познания и др.), репрезентативную (номинативную) и эмотивную (т. е. служащую для выражения эмоций).
Главной функцией языка и речи является коммуникативная, которая реализуется посредством выражения мысли (передачи сообщения) и воздействия на себя и на других людей. Воздействие - это первичная форма коммуникативной функции речи. Человек говорит прежде всего для того, чтобы передавать информацию и воздействовать на поведение, мысли, сознание и чувства других людей (и даже себя самого) посредством речи. Таким образом, коммуникативная функция воплощается в двух видах: сообщения и воздействия на себя и на других.
Второй важнейшей функцией языка и речи в речевой деятельности человека является интеллектуальная (когнитивная, мыслительная, гносеологическая) функция. Языковой знак - слово, представляющий собой обобщенное отражение окружающей предметной действительности, выступает как универсальное орудие познания человеком окружающего его мира.
Репрезентативная (номинативная) функция реализуется в наименовании не только отдельных предметов, действий, процессов, состояний, признаков, качеств и отношений, но и тех или иных событий как совокупности определенных явлений.
Эмоционально-выразительная (эмотивная) функция речи состоит в выражении эмоций лингвистическими и паралингвистическими средствами. Нередко понимание значения употребляемых слов в общении оказывается недостаточным, и тогда необходимым становится истолкование выразительных компонентов речи, таких как мимика, жест, интонация, «смысловые паузы» и др., раскрывающих смысл речи и являющихся важными выразительными средствами высказывания. У человека выразительные компоненты речи включаются и переходят в ее семантику (содержание и смысл), они выражают чувство, волю говорящего, передают смысловые оттенки речи и входят таким образом в ее структуру и семантическое содержание.
Рассмотренные выше функции языка и речи в речевой деятельности нередко совмещаются и одна от другой чаще всего неотделимы. Действительно, пользуясь речью, человек всегда что-то репрезентирует (называет, представляет, обозначает), коммуницирует, выражает и сообщает какую-либо мысль, реализуя при этом рациональные и эмоциональные компоненты деятельности. Правда, в одних случаях может преобладать коммуникативная функция, в других - интеллектуальная, в третьих - эмотивная. Например, приятели обмениваются новостями - в данном случае преобладает коммуникативная функция. Студент решает научную проблему, привлекая для ее решения и язык, - основной является интеллектуальная функция. Студент после экзамена восклицает: «Сдал!» В этом случае преобладает эмотивная функция. Номинативная (репрезентативная) функция в «равноправном» состоянии присутствует в любом акте речи.
К частным функциям, более характерным для живой разговорной речи относятся следующие:
- волюнтативная (производная от эмотивной) - функция выражения воли и чувства говорящего - служит для выражения желаний («Хочу!»), например: «Дай карандаш!»;
- апеллятивная функция проявляется в употреблении речи для адресации к коммуникантам, для призыва. Например, «Здравствуйте, дети!»;
- информативная функция состоит в привлечении внимания коммуникантов к какому- либо факту, явлению действительности. Например, «Смотри, какой красивый лес!»;
- диакритическая функция заключается в возможности употребления речи для коррекции или дополнения той или иной неречевой ситуации, для сокращенной передачи информации. Вместо того, чтобы сказать кассиру в метро: «Прошу Вас дать мне один жетон», мы, как правило, говорим: «Один». Особое место занимает диакритическая функция языка в трудовой деятельности (например, команды «Вира», «Майна»);
- релятивная функция передает связи и отношения между предметами окружающей действительности («там», «сзади» и др.);
- функция маркирования связана с употреблением наименований - имен, названий мест (городов, улиц, географических областей);
- фатическая функция используется для установления контакта. Например, при первой встрече, чтобы установить контакт, нередко говорят о погоде или интересуются, смотрел ли коммуникант популярную телепередачу и т. п., хотя и не эти темы в первую очередь интересуют коммуникантов. В качестве другого примера можно привести реализацию фактической функции при разговоре по телефону («Алло», «Да-да», «Слушаю вас» и т. п.), выкрики болельщиков на стадионе («Гол!», «Судью на мыло!»), восклицания зрителей в театре («Браво!», «Бис!»);
- магическая функция речи в «чистом» виде выступает в так называемых первобытных обществах, где связана с представлением о таинственной силе слова, произнесение которого может непосредственно вызвать некоторые изменения в окружающем мире. Так, в одном из первобытных племен, проживающих на островах Океании, детей до 17-18 лет называют «нехорошими» именами («Вонючка»), чтобы «не сглазить» проявление хороших черт, отраженных в настоящем имени («Меткая рука», «Доброе сердце»), которое ребенок получает после 18 лет. В речевой деятельности человека европейской цивилизации эта функция сказывается лишь в существовании табу и эвфемизмов (клятвы, присяга, молитвы, заговоры, выражения типа ни пуха ни пера, не к ночи будь помянут, не тем будь помянут, не говори под руку, не каркай - беду накличешь, негласные запреты говорить о тяжелой болезни);
- эстетическая (поэтическая) функция языка, производная от эмоциональной функции,
- назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное - безобразное. Наиболее полно эта функция реализуется в художественной литературе, особенно в поэзии;
- метаязыковая (металингвистическая) функция - назначение языка выступать одновременно как средство (инструмент) исследования и описания языка, использование языка для описания самого языка (учебники, монографии, диссертации по лингвистике, словари, справочники и т. д.).
7. Понятие синхронии и диахронии
Синхрония (от греч. synchronos - одновременный) - состояние и изучение языка как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов в определённый момент его развития. Синхроническое изучение языка - предмет описательной (статической) лингвистики. Язык представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Состав этих элементов и характер их связи определяют специфику каждого языка на всех его уровнях (в фонетике, грамматике, лексике). Синхроническое изучение языка возможно не только в том случае, когда речь идёт о современном состоянии этого языка, но и когда речь идёт о его истории: так, можно установить характер системы древнерусского языка 11 в., характер системы языка 16 в., характер системы современного русского языка.
Синхронная система языка не является неподвижной и абсолютно устойчивой, в ней всегда есть то, что утрачивается, и то, что зарождается. Наличие таких разнородных элементов отражается в существовании вариативных явлений - произносительных, грамматических, лексических вариантов. Подвижность системы отражается и в наличии в ней «слабых» звеньев, к которым обычно относят непродуктивные модели, например, непродуктивные классы глаголов, разносклоняемые существительные; изолированные формы (например, щец, дровец и т. п.). Наличие вариативных явлений и «слабых» звеньев системы обусловливают её изменение: постепенно одни из вариантов утрачиваются, а другие побеждают и укрепляются, «слабые» звенья подпадают под влияние «сильных» (так, некоторые непродуктивные глаголы переходят в классы продуктивных, например, глагол мяукать/мяучит становится представителем первого продуктивного класса: мяукать/мяукает). Система начинает меняться и переходить в новую систему. Возникает новое синхронное состояние языка, новая синхронная система.
Диахрония (от греч. dia - через, сквозь и chronos - время) - это изучение развития языка, отдельных языковых фактов и системы языка в целом в историческом аспекте. Язык находится в постоянном движении, изменении; в каждый данный период жизни языка в его системе, на всех уровнях этой системы (в фонетике, грамматике, лексике) есть элементы отмирающие, утрачивающиеся и элементы нарождающиеся, возникающие.
Постепенно одни явления в языке исчезают, другие - появляются. Например, в X - XX веках русский язык утратил шесть из одиннадцати гласных, но увеличил состав согласных фонем: вместо 26 их стало 37; вместо пяти склонений существительных сегодня существует три; упростилась система форм прошедшего времени глагола; развились категории одушевлённости/неодушевлённости существительных и глагольного вида. Изучая все эти явления и процессы во времени, диахроническая лингвистика устанавливает причины языковых изменений, время их возникновения и завершения, пути развития этих явлений и процессов и объясняет те явления, которые характеризуют современное состояние языка.
Вместе с тем языковые явления существуют не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, образуя целостную языковую систему. Поэтому изменение одного явления влечёт за собой изменение других явлений и, следовательно, всей языковой системы. Отсюда следует, что диахроническая лингвистика должна изучать не только историю отдельных явлений, но и историю языковой системы в целом. В изучении языка диахрония и синхрония не противопоставляются, а дополняют и обогащают друг друга: научное познание языка в его целостности возможно только при сочетании синхронического и диахронического методов его изучения.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об особенностях языковой знаковой системы.
2. Сравните языковую систему с другими знаковыми системами (знаки дорожного движения, бытовые пиктограммы, товарные знаки, обозначения химических элементов, язык животных и др.).
3. В чем проявляется асимметрия языкового знака? Приведите примеры.
4. Обычно основные знаки языка (слова) не похожи на замещаемые предметы. Бывают ли исключения? Приведите примеры.
5. Проанализируйте следующие ситуации и определите, какие из них являются знаковыми: 1) сумка на стуле в лекционной аудитории до занятия / после занятия; 2) театральная программка на кресле в антракте / после спектакля; 3) цветы в горшках на окне / цветок в горшке в фильме «Семнадцать мгновений весны»; 4) детские рисунки человечков мелом на асфальте / рисунки человечков в рассказе А. Конан-Дойла «Пляшущие человечки»; 5) дым из трубы деревенского дома в зимний день / дым от костра, зажженного заблудившимися туристами.
6. В чем состоит суть парадигматических, синтагматических, иерархических, деривационных отношений в языке? Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические, синтагматические, иерархически и деривационные отношения следующие слова: дом, друг, собака, помидор, стол, автомобиль, мальчик, юбка, красотка, бежать, добрый, отец, светлый, отдыхать.
7. Сравните синхронный и диахронный аспекты в изучении языка. Что можно сказать о следующих словах с точки зрения этих подходов: гусеница, февраль, тарелка, восемь, ватрушка, жир, пир, перчатка, столпотворение, корка, ожерелье, Георгий, крыльцо.
8. Приведите примеры реализации апеллятивной функции языка.
9. Фатическая функция языка имеет национальную специфику. Покажите это на примерах.
10. Проанализируйте следующие ситуации. Какие функции языка проявляются в них? Какие невербальные средства используются?
1) - Как вы себя чувствуете? - Тьфу-тьфу-тьфу.
2) Мать сыну: «Вчера ты опять поздно пришел. Я волнуюсь».
3) Аплодисменты в театре после реплики героя.
4) Общение через смс: «Ты где?» - «Лекция». - «Ок».
5) Название команды КВН «Уральские пельмени».
6) Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали. (А. С. Грибоедов).
7) Мать поет ребенку колыбельную песню.
8) - Привет! - Доброе утро! - Ну и погодка! - Да уж!
9) Бабушка в бане поливает внука из ковшика и приговаривает: «С гуся вода, с дитятки худоба!»
10) Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок. (И. Мятлев «Розы»)