Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013


ФОНЕТИКА

1. Основные понятия фонетики

Фонетика (гр. phone - звук) - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.

Речевая фраза - отрезок звучащей речи, заключенный между двумя длительными паузами, объединенный интонацией законченности и одним фразовым ударением.

Речевой такт (синтагма) - часть речевой фразы между двумя короткими паузами, объединенная интонационно и одним тактовым ударением.

Фонетическое слово - часть речевого такта, объединенная одним словесным ударением.

Клитики - безударные слова, примыкающие к другим словам и составляющие с ними одно фонетическое слово. Проклитика - безударное слово, стоящее перед ударным: у меня, из дома. Энклитика - безударное слово, стоящее за ударным: сделал бы, не было.

Фонема - основная незначимая единица звукового строя языка, служащая для создания, опознавания и различения значимых единиц языка - морфем.

Гиперфонема - это слабая фонема, не приводимая к сигнификативно сильной позиции в данной морфеме (вокзал, стакан, собака).

Звук - кратчайшая, минимальная нечленимая единица языка, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными свойствами.

Артикуляция (лат. articulatio, от articulo - произношу членораздельно) - совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи.

Артикуляционная база языка - совокупность артикуляций, необходимых для образования звуков какого-либо языка.

Фазы (этапы) артикуляции:

  - экскурсия (вылазка) - переход органов артикуляции в состояние, необходимое для производства звука;

  - выдержка - нахождение органов в данном положении;

  - рекурсия (отступ) - переход органов артикуляции к нейтральному положению или к артикуляции следующего звука.

2. Акустический аспект фонетики

Звук с точки зрения акустики - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое: хлопанье в ладоши, жидкое: всплеск воды). Среда должна быть проводником звука до органа восприятия; в безвоздушном пространстве звук образоваться не может. Звук речи - это результат колебания воздушной среды, вызванного движением органов речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ. Гласные состоят из тона, т.е. голоса, образуются при отсутствии преграды, а согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний воздушной среды в секунду, измеряется в герцах: один герц - одно колебание в секунду. Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т. е. высоту звука, в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц. Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц, женщин - 150 - 300 Гц (т.к. у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм: чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука зависит от длины волны, т. е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела. Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах. Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости): чем меньше ее объем, тем больше мощность, более высокие звуки кажутся более громкими. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Сила звука и громкость не равнозначны: громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон, равный децибелу.

Длительность звука - это время колебания воздушной среды, измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов). Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего

физического тела. Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

3. Физиологический аспект фонетики. Артикуляционный аппарат

Артикуляционный (речевой) аппарат (органы речи) - анатомо-физиологическая система органов, участвующих в порождении звуков речи. Эти органы делят на активные и пассивные. Активные органы выполняют те или иные движения, необходимые для произнесения звука (голосовые связки, небная занавеска с маленьким язычком, губы, язык). Пассивные органы служат точкой опоры для активного органа (зубы, альвеолы, твердое небо, вся верхняя челюсть). Речевой аппарат состоит из трех частей (этажей).

Устройство артикуляционного аппарата

Нижний этаж

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 - легкие; 5 - диафрагма.

Средний этаж

Хрящи, связки и суставы гортани: А (вид сбоку); Б (вид сзади); В (вид сбоку в разрезе). 1 - щитовидный хрящ; 2 - верхний рог щитовидного хряща; 3 - подъязычная кость; 4 - щитоподъязычная связка; 5 - выступ гортани («адамово яблоко»); 6 - нижний рог щитовидного хряща; 7 - надгортанник и надгортанный хрящ; 8 – перстне-щитовидный сустав; 9 - вырезка щитовидного хряща; 10 – щитонадгортанная связка; 11 - перстневидный хрящ; 12 – перстне-трахеальная связка; 13 - первый хрящ трахеи; 14 - черпаловидный хрящ; 15 - голосовой отросток; 16 - перстнечерпаловидный сустав

Положение голосовых связок при молчании (вверху), при разговоре (в середине), при шепоте (внизу).

Верхний этаж

4. Классификация звуков речи

Гласные звуки - звуки, образующиеся при обязательном участии голоса и при отсутствии преграды в надгортанных полостях.

  Артикуляционные признаки гласных звуков:

  - степень подъема языка (подъем);

  - место подъема языка (ряд);

  - участие губ (лабиализация).

Таблица артикуляции гласных фонем русского языка

*Жирным шрифтом обозначены фонемы, нежирным - варианты фонем в слабых позициях.

Согласные звуки - звуки, образующиеся при преодолении воздушной струей преграды в речевом тракте, в результате чего возникает шум.

Артикуляционные признаки согласных звуков:

  - место образования преграды - место смыкания или сближения активного (а) и пассивного (п) органов артикуляции. По месту образования согласные делятся на:

  а) губные (а):

  - губно(а)-губные(п) [м м' б б' п п' ];

  - губно(а)-зубные(п) [в в' ф ф'] ;

  б) язычные (а):

  - переднеязычные(а)-зубные (п) [д д' т т' з з' с с' н н' л л' ц];

  - переднеязычные(а)- передненебные (п) [ж ж' ш ш' ч р р']; -среднеязычные(а)-средненебные(п) [j];

  - заднеязычные(а)-средненебные(п) [г' к' х'];

  - заднеязычные(а)-задненебные(п) [г к х];

  - способ образования преграды:

  а) полная смычка активного и пассивного органов артикуляции (смычные). Шум возникает при преодолении смычки воздушной струей. В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на:

  - смычно-взрывные [б б' п п' д д' т т' г г' к к'];

  - смычно-щелевые (аффрикаты) [ч ц];

  - смычно-проходные носовые (назальные) [м м' н н'];

  - смычно-проходные боковые [л л'];

  - дрожащие (вибранты) [р р'];

  б) активный и пассивный органы сближаются, образуя щель. Шум возникает от трения воздушной струи. Звуки этого типа называют щелевыми, щелинными, фрикативными, спирантами, продувными [в в' ф ф' з з' с с' ж ж' ш ш' j];

  - соотношение тона (голоса) и шума:

  а) сонорные (сонанты): образуются при участии тона и шума, но тона больше, чем шума [м м' н н' р р' л л' j];

  б) шумные:

  - звонкие: образуются при участии тона и шума, но шума больше, чем тона [б б' д д' в в' з з' г г' ж ж'];

  - глухие: образуются только при помощи шума без участия голоса [п п' т т' к к' ф ф' с с' ш ш' х х' ц ч];

  - отсутствие или наличие палатализации (дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу):

  а) твердые согласные, образуемые без дополнительной средненебной артикуляции [б п д т г к в ф з с ж ш х ц м н л р];

  б) мягкие, образуемые с дополнительной средненебной артикуляцией [б' п' д' т' г' к' в' ф' з' с' ж' ш' х' ч м' н' л' р' j].

Таблица артикуляции согласных звуков русского языка

Способ образования

Место образования

Губные

Язычные

губно

губные

губно

зубные

Переднеязычные

Среднеязычные

Заднеязычные

зубные

нёбные

средненёбные

средне

нёбные

задне

нёбные

Смычные

Взрывные

б б'

п п'


д д'

т т'



г'

к'

г

к

Щелевые (аффрикаты)



ц

ч




Проходные

боковые



л

л'





носовые

м

м'


н

н'





Дрожащие (вибранты)




р

р'




Щелевые


в в'

ф Ф'

з з'

с с'

ж ж' ш ш'

j

х'

х

* Жирным шрифтом обозначены сонорные согласные, нежирным - шумные.

5. Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция - это передача на письме звучащей речи при помощи специальных знаков.

Правила фонетической транскрипции

1. Транскрибируемый звук или отрезок речи заключаются в квадратные скобки: дуб — [дуп], ложка — [лошкъ].

2. Речевые такты отделяются друг от друга одной вертикальной чертой (/), законченные предложения — двумя (//).

3. Прописные буквы не употребляются.

4. Значок [а] (альфа) используется для обозначения ослабленного звука, близкого к [а], который произносится в первой предударной позиции или в абсолютном начале слова без ударения.

5. Значок [ъ] (ер) обозначает редуцированный звук, средний между [ы] и [а], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова.

6. Знак [ь] (ерь) обозначает редуцированный звук, близкий к [и], который произносится во всех безударных слогах, кроме первого предударного и абсолютного начала слова.

7. Знак [иэ] обозначает звук, средний между [и] и [э], который произносится в первом предударном слоге после мягких согласных.

8. Знак [эы] обозначает звук, средний между [ы] и [э], который произносится в первом предударном слоге после твёрдых согласных, шипящих и Ц.

9. Мягкость согласного звука обозначается апострофом справа вверху от знака согласного ([м']ел).

10. Долгота согласного обозначается горизонтальной чертой (ва[н]а).

11. Знаком [j] обозначается согласный звук «йот», который произносится перед ударными гласными. Слабый вариант этого звука обозначается знаком [и] («и неслоговой»).

12. Транскрипция может быть не только полной, но и частичной. Тогда в квадратные скобки заключается рассматриваемый элемент

13. Буквы е, ё, я, ю двухзначные. Они обозначают звук [j] и соответствующий гласный звук [э], [о], [а], [у] после гласного, после разделительных ь и ъ, в абсолютном начале слова: []‘а]блоко — яблоко, водо[jо]м — водоём, л[jу] — лью, в[]э]зд — въезд. После согласных эти буквы обозначают гласные [э], [о], [а], [у] и указывают на мягкость предыдущего согласного: [л’э]с - лес, [н’о]с - нёс, [м’а]ч - мяч, [л’у]к - люк. Буква и после разделительного мягкого знака обозначает звук [j] и гласный [и]: воро[б'jи] — воробьи.

14. Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш'] - [ш] долгий мягкий: у[ш'] елье — ущелье, [ш']етина — щетина.

Транскрипция гласных звуков русского языка

Буква

Под ударением

(фонема)

В 1-м предударном слоге и в абсолютном начале слова

(первая степень редукции)

В остальных безударных слогах

(вторая степень редукции)



После мягких

(мягкорядная редукция)

После твердых

(твердорядная редукция)

После мягких

После твердых

и

[и]

мир

[и']

миры

-

[и'']

мировой

-

ы

и

(после твердых шипящих и

ц)

[ы]

сыр

жир

шило

-

[ы']

сыры

-

ы]

стаканы

у/ю

[у]

лук

люк

[у']

сюрприз

[у']

лучок

[у'']

по полю

[у'']

по дому

а/я

[а]

сад

тяжесть

э]

тяжелый

[а]

сады

[ь]

тяжелеть

[ъ]

садовод

е/э

[э]

серый

сэр

э]

сереть

ы]

жена

[ь]

перец

ы]

оконце

о/ё

[о]

дом

вёл

-

[а]

дома'

-

[ъ]

окошко

Пример фонетической транскрипции:

  Послушайте!

  [паслу'шъит'ь//

  Ведь, если звезды зажигают -

  в'иэт'jэ'сл'и" зв'о'здъы зъж ы'га'иу''т /

  Значит - это кому-нибудь нужно?

  зна'чи''т / э'тъ каму'н'и''бу''т' ну'жнъ //

  Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

  зна'чи''т / кто'тъ хо'чьт / што'бъ ан'и' бы'л'и" //

  Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

  зна'чи''т / кто'тъ нъзы'ва'иьт э'т'и"

  пл'иэво'чк'и" / жэымчу'жъы нъи // ] В. Маяковский

6. Фонетические процессы

В зависимости от положения фонемы по отношению к другой фонеме, к ударению или к месту в слове различают сильные и слабые позиции фонем. В сильной позиции фонема выступает в основном своем варианте и наилучшим образом выполняет свои функции. Гласный звук находится в сильной позиции только под ударением (мало, вода). Для согласного выделяют следующие сильные позиции: положение согласного перед гласным (дом, река), перед фонемами [в], [в'] (свой, свяжет), перед сонорным согласным (слить, смять, срезать, снять, съесть). В слабой позиции фонема выступает в одном из своих вариантов и функции ее ограничены. В потоке речи артикуляции звуков подвергаются изменениям, которые называют фонетическими или позиционными (в широком смысле). Позиционные чередования звуков вызваны действием живых фонетических законов, обусловленных живыми фонетическими нормами языка. Позиционные изменения подразделяют на собственно позиционные и комбинаторные.

К собственно позиционным изменениям относятся редукция гласных в слабой позиции и изменение согласного в конце слова. Редукция (лат. reductio - уменьшение, сокращение) - это изменение артикуляционных и акустических свойств гласного звука, вызванное сокращением его длительности и ослаблением напряженности, т. о. гласный звук в слабой позиции изменяется количественно и качественно.

Типы редукции:

- количественная и качественная. Количественная редукция - это уменьшение долготы и силы гласного в слабой позиции. Количественной редукции подвергаются гласные [и][ы][у] (мир - миры). Качественная редукция - это ослабление и изменение звучания гласного (изменение его интегральных признаков) в слабой позиции. Качественной редукции подвергаются все остальные гласные (сад - сады).

  - мягкорядная и твердорядная. Мягкорядной редукции подвергаются безударные гласные после мягкого согласного (пять - пяти), твердорядной - безударные гласные после твердых согласных (дом - домашний) и в абсолютном начале слова (аорта).

- 1 и 2 степени. Редукции 1 степени подвергается гласный в первом предударном слоге и в абсолютном начале слова (а-пель-си-но-вый), редукции 2 степени подвергаются гласные в остальных слогах (ме-жду-на-род-ный).

К позиционным изменениям в области согласных относят оглушение шумного звонкого в конце слова перед паузой (глаза - гла[с]). Иногда этот процесс захватывает и сонорные согласные, в результате чего происходит частичная или даже полная утрата сонорности (вопль).

Комбинаторные изменения происходят в результате взаимодействия между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве (обычно в результате наложения рекурсии предыдущего звука на экскурсию последующего звука).

Типы комбинаторных изменений:

  - аккомодация (лат. accomodatio - приспособление) - изменение в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных и изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных. Это единственный процесс, затрагивающий звуки разного типа: гласные и согласные. Например, в русском языке происходит лабиализация согласного перед огубленным гласным: [та]м - [то]м; гласный среднего ряда [а] становится более передним после переднеязычного [з] и более задним после заднеязычного [к]: [за]пах - [ка]мень.

  - ассимиляция (лат. assimilatio - уподобление) - уподобление звуков одного типа друг другу в потоке речи. Типы ассимиляции:

  - полная и частичная ассимиляция. Если после уподобления по одному или более признакам звуки сохраняют различия, то это частичная ассимиляция ([з']делать, звук [с] уподобился последующему [д,] по звонкости и мягкости). Если же после уподобления по одному или нескольким признакам звуки совпали, то произошла полная ассимиляция (сжать - [жж]ать, звук [с] уподобился последующему [ж] по звонкости и месту образования).

  - регрессивная и прогрессивная ассимиляция. Регрессивная ассимиляция заключается в уподоблении предыдущего звука последующему (лавка - ла[ф]ка, уподобление предшествующего [в] последующему [к] по глухости). Прогрессивная ассимиляция обнаруживается в уподоблении последующего звука предыдущему. Этот тип ассимиляции встречается реже, в основном в диалектах (Манька - Ма[н'к']а, уподобление последующего [к] предыдущему [н] по мягкости).

  - контактная и дистантная (дистактная) ассимиляция. Контактная ассимиляция проявляется во взаимовлиянии рядом расположенных звуков (косьба - ко[з'б]а), дистантная происходит между звуками, разделенными другими звуками (ху[л'и]ган - ху[л'у]ган, [л]або[р]атория - [л]або[л]атория). Дистантную диссимиляцию можно наблюдать в нелитературных формах языка: в просторечии и в диалектах.

  - диссимиляция (лат. dissimilatio - расподобление) - утрата одинаковыми или подобными звуками общих фонетических признаков (мягкий - мя[х'к']ий, уподобление звонкого [г] глухому [к], а затем расподобление по способу образования: [к] - смычно-взрывной, [х] - щелевой; тра[мd]ай - тра[нd]ай, расподобление по месту образования согласных: [м] и [в] - губные, [н] - язычный). Диссимиляция чаще встречается в ненормированной речи (диалекты, просторечие, детская речь) и обычно направлена на облегчение произношения. Диссимиляция может быть контактной ([ч]то - [ш]то) и дистантной (ко[р]идо[р] - ко[л]идо[р]), прогрессивной (п[р]о[р]убь - п[р]о[л]убь) и регрессивной (бо[мб]а - бо[нб]а).

  - диэреза (гр. diairesis - разрыв) - выкидка звука или слога для удобства произношения в результате ассимиляции или диссимиляции (грустный - [сн], гигантский - [нск], чувство - [ств], туристский - [ск]). Особенно часто это явление наблюдается в быстрой речи и связано со стремлением облегчить произношение (когда - ко[д]а, сколько - ско[к]о).

  - гаплология (гр. haploos - простой, logos - слово) - выпадение вследствие диссимиляции одного из двух одинаковых или подобных слогов. Чаще всего этот процесс наблюдается в сложных словах на стыке морфем, реже на стыке основы и суффикса (знамена + носит = знаменоносец> знаменосец, трагическая + комедия = трагикокомедия> трагикомедия, розовый + оват = розоватый).

  - эпентеза (гр. epenthesis - вставка) - вставка звука между двумя звуками одного типа, обычно процесс носит диссимилятивный характер и наблюдается в ненормированной речи (в просторечии, диалектах, детской речи). Чаще всего эпентеза встречается при освоении иноязычных слов с нетипичными для русского языка звукосочетаниями, например, происходит вставка согласного в стечение гласных (зияние): ради[в]о, кака[в]о, фи[j]алка, скорпи[j]он.

  - протеза (гр. prothesis - постановка впереди) - подстановка добавочного звука в абсолютном начале слова: ус> [г]усеница, осьмь> [в]осемь, острый> [в]острый.

- метатеза (гр. metathesis - перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Чаще всего этот процесс наблюдается при усвоении новых слов, обычно в многосложных, заимствованных словах (раболатория <лаборатория), в детской речи (салатка <лошадка), в просторечии и диалектах (ведмедь <медведь, Таждикистан <Таджикистан), а также в языковой игре (очепятка <опечатка, наловочка <наволочка).

  - сингармонизм (гармония гласных) - разновидность ассимиляции, которая заключается в единообразном вокалическом оформлении слова. Сингармонизм является разновидностью дистантной ассимиляции (гласные обычно уподобляются по ряду и лабиализованности. Этот процесс характерен для агглютинативных языков, например, тюркских (ср. барабан, чулок, карандаш, бисер; в просторечии: фулюган).

Позиционные чередования обычно не отражаются на письме.

Кроме позиционных (живых) чередований, в языке наблюдаются чередования, не вызываемые живыми фонетическими законами и не объясняемые живыми нормами языка, а оставшиеся лишь по традиции в определенных морфемах. Такие чередования называются историческими (рука - ручка, подруга - дружить - друзья, сыпать - сыплю, дышать - вздох - дух).

Исторические чередования отражаются на письме.

7. Слог

В речевом потоке отдельные звуки тесно сливаются друг с другом, но степень этой слитности оказывается неодинаковой. Максимальной слитностью характеризуются звуки одного слога, представляющего собой минимальную произносительную единицу речи.

Слог - часть фонетического слова, минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединенных в фонетическое целое.

Точки зрения на определение сущности слога и установление принципов слогоделения:

- артикуляционно-акустическая теория слога: слог - это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком; с этих позиций определяется слог в школьных учебниках;

- мускульная теория слога: слог - отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения артикуляционного аппарата (Л. В. Щерба);

- сонорная (акустическая) теория слога: деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков (Р. И. Аванесов, О. Есперсен). Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности. Звучность - это слышимость звуков на расстоянии. В слоге имеется один наиболее звучный звук. Он является слоговым, или слогообразующим. Вокруг слогового звука группируются менее звучные, неслоговые, или неслогообразующие. Максимально звучными в русском языке являются гласные, они и бывают слогообразующими. Звучность можно условно обозначить цифрами: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие -2, шумные глухие - 1, пауза - 0.

Типы слогов:

- открытые и закрытые слоги. Открытым является слог, оканчивающийся слоговым звуком (гласным): сте-на, мо-ло-ко. Закрытый слог заканчивается неслоговым звуком (согласным): кар-ман, стол.

- прикрытые и неприкрытые слоги. Прикрытый слог начинается с согласного: при-каз, ру-ка; неприкрытый - с гласного: а-ист, э-таж.

Слогоделение в целом подчиняется общему для современного русского языка закону восходящей звучности, или закону открытого слога, в соответствии с которым звуки в слоге располагаются от менее звучного к более звучному. Поэтому граница между слогами чаще всего проходит после гласного перед согласным: ма-ши-на.

Конец одного слога и начало другого называется слогоразделом, или границей слога.

8. Правила слогоделения в русском языке

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: ра-ке-та, хо-ро-шо, цве-ты, со-ро-ка.

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: битва, зве-зда, ре-чка.

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: рифма, тра-вма, хра-брый, ва-фли.

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: во-лна, ка-рман. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: вол-на, кар-ман.

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: ар-ба, пол-ка, нель-зя, кон-цы.

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: ва-нна, ка-сса, дро-жжи.

7. При сочетании [j] с последующими шумными и сонорными согласными [j] отходит к предшествующему слогу: чай-ка, вой-на, сай-ра.

Таким образом, из примеров видно, что конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный.

9. Ударение

Словесное ударение - это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Служебные слова обычно объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.

С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

- ударный слог отличается большей длительностью, т. е. русское ударение является количественным;

- ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называется силовым, или динамическим;

- в ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном положении они редуцируются, т. е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Русское словесное ударение является свободным (разноместным), т. е. может падать на любой слог слова и на разные морфемы: радуга, рука, розоватый, передавать и т. д.

Ударение в одних словах может быть неподвижным (при склонении и спряжении ударение в словоформах остается на одном и том же слоге: дрожу, дрожишь, дрожим, завод, завода), в других - подвижным (при склонении и спряжении ударение в его формах оказывается на разных слогах: голова, головы, голов; пишу, пишешь).

Продуктивным типом в русском языке является неподвижное ударение.

Каждое самостоятельное слово имеет, как правило, одно ударение, но в некоторых сложных по морфологическому составу, больших по объему словах возможно и второе, побочное ударение. Они неравноценны: главное, основное ударение слоговое; побочное - слабее главного и обычно ставится впереди основного (водонепроницаемый,высокопроизводительный).

Функции ударения в русском языке.

Словесное ударение в русском языке может различать: а) омографы: хлопок - хлопок, белка - белка, пища - пища, ири'с - и'рис, мокро'та - мокрота', у'гольный - уго'льный;

б) формы одного и того же слова: ходите - ходите, насыпать - насыпать, окна - окна', разрешать - разреза'ть, пи'лы - пилы';

в) варианты слов: добыча (общеупотр.) - добыча (проф.); афа'зия (общеупотр.) - афази'я (мед.); логопедия (общеупотр.) - логопеди'я (прост.); дикий (лит.) - дикой (диал.); красивее (общеупотр.) - красивее (прост.), музыка (нейтр.) - музыка (уст.).

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незначима: ка'мбала - камбала', творог - творог, ржаветь - ржаве'ть и др.

Методические рекомендации при изучении темы

Обучение грамоте в специальной (коррекционной) школе проводится в основном на принципах аналитико-синтетического метода. Рассмотрим некоторые положения этого метода.

1. Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой. Звук выделяется из живой речи, наблюдается в сильной позиции, соотносится с буквой.

2. Сочетание анализа и синтеза заключается в следующей последовательности работы: предложение делится на слова, слова на слоги, в слоге выделяются звуки, которые снова включаются в слоги, слоги дополняются до слова, по опорным словам составляется предложение.

3. Порядок изучения звуков и букв определяется следующими факторами:

а) степенью трудности соотнесения звука и буквы (на первом этапе усваиваются гласные а у о, сонорный м, шумные глухие щелевые согласные с х; на втором этапе изучаются шумный глухой щелевой ш, сонорные л н р, гласный ы; на третьем этапе изучаются шумные глухие смычно-взрывные к п т, шумные звонкие щелевые з в ж, шумные звонкие смычно-взрывные б г д, гласный и, сонорный щелевой й [j] ; на четвертом этапе усваиваются йотированные гласные е ё ю я , аффрикаты ц ч, малоупотребительные щелевые щ [i] ф, гласный э).

Глухие согласные вводятся раньше, т. к. в случае оглушения звонкого в конце слова звук и буква не совпадают. Учитывая трудности обозначения мягкости согласной и двойную роль йотированных гласных, программа вводит вначале твердые согласные.

б) сложностью слияния звуков в слог. Щелевые и сонорные согласные усваиваются раньше, т. к. имеют большую долготу звучания, что облегчает учащимся перестройку артикуляционного аппарата на произнесение последующего гласного звука.

г) уровнем сформированности произносительных навыков детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Звуки, чаще всего нарушенные в речи детей, изучаются позже [ж ш ш ч р л], что позволяет логопеду сформировать артикуляцию нарушенных звуков и подготовить учащихся к более точному восприятию звука. Фонетическая сторона речи умственно отсталых детей отличается слабостью звуковых дифференцировок, т. е. происходит смешение сходных по акустическим и артикуляционным признакам согласных (с-ш, з-с, л-р, ч-т’ и др.). В связи с этим изучение оппозиционных фонем происходит с временным промежутком.

д) фактор частотности употребления звуков речи (порядок изучения звуков определяется их частотностью употребления в речи) в специальной (коррекционной) школе касается только звуков, обозначаемых буквами ф, щ, э. Несмотря на длительность произношения, они вводятся на последнем этапе обучения грамоте, т. к. являются малочастотными.

4. Формирование слухового восприятия у умственно отсталого ребенка начинается с развития грубых дифференцировок: умения различать неречевые звуки (звуки текущей воды, шуршащих под ногами листьев), умения сопоставлять звуки, производимые предметами и издаваемые животными, со звуками речи (р - трещит мотор, ш - шипит гусь).

5. Различие мягких и твердых согласных опирается на точность слухового восприятия и кинестетического контроля, на четкость произносительных навыков. Поэтому, прежде чем вводить термины мягкий/твердый согласный, необходимо поупражнять школьников в умениях слышать разницу в произносимых звуках и точно поизносить их.

6. Особого внимания требует работа по различению парных звонких и глухих согласных, т. к. они характеризуются значительной акустической близостью и сложны для дифференциации.

Контрольные вопросы

1. Что такое артикуляция? Назовите этапы артикуляции.

2. Назовите акустические свойства звука.

3. Назовите артикуляционно-акустические различия гласных и согласных.

4. Охарактеризуйте согласные по месту образования преграды.

5. Охарактеризуйте согласные по способу преодоления преграды.

6. Объясните, почему согласные одного способа образования можно назвать несколькими терминами: щелевые (щелинные), фрикативные, спиранты, продувные?

7. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к верхнему небу?

8. Охарактеризуйте согласные по соотношению тона и шума.

9. Как объяснить такое изменение в звучании во время насморка: «У бедя дасборк»?

10. На чем основано деление гласных по ряду?

11. На чем основано деление гласных по подъему?

12. Что такое лабиализация? Назовите лабиализованные гласные.

13. Опишите устройство артикуляционного аппарата.

14. В чем состоят функции активных и пассивных органов речи? Назовите эти органы.

15. Определите понятия сильной и слабой позиции фонем. Назовите условия сильной позиции для гласных и согласных фонем.

16. Какие чередования называют фонетическими (позиционными), а какие историческими? Приведите примеры.

17. Что такое редукция? Назовите типы редукции.

18. На чем основаны комбинаторные изменения звуков? Приведите примеры.

19. Определите сущность слога с артикуляционной и акустической точек зрения.

20. Расскажите об основных правилах слогоделения в русском языке.

21. В чем сущность закона открытого слога в русском языке?

22. Охарактеризуйте словесное ударение в русском языке.

23. Назовите функции ударения.

24. Расскажите об особенностях применения аналитико-синтетического метода в специальной (коррекционной) школе.

Упражнения

1. Назовите, в чем состоит артикуляционное сходство и различие следующих звуков.

[н] - [н'], [д] - [ т],[ц] - [ч], [м] - [б], [р] - [л], [г] - [к], [к] - [х], [ж] - [ш], [з] - [ж], [б] - [д], [j] - [г'], [j] - [х'], [т] - [ц], [т] - [ч], [ц] - [ч], [д] - [ц],[ м] - [н], [j] - [м]; [ы] - [и], [и] - [у], [и] - [э], [э] - [о], [у] - [о], [ы] - [а], [ы] - [у].

2. Определите слово по артикуляционно-акустической характеристике звуков.

1. а) согласный, среднеязычный, средненебныq, щелевой, палатализованный, сонорный, неслоговой;

  б) гласный, передне-переднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный;

  в) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, шумный, глухой, палатализованный, долгий;

  г) гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

  2. а) согласный, губно-зубной, щелевой, шумный, глухой, непалатализованный;

б) согласный, губно-губной, смычно-взрывной, шумный, глухой, палатализованный;

  в) гласный, передне-переднего ряда, верхнее-среднего подъема, нелабиализованный;

г) согласный, переднеязычный, передненебный, смычный, дрожащий, сонорный, палатализованный;

д) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, шумный, глухой, непалатализованный.

3. а) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, шумный, звонкий, непалатализованный;

б) гласный, средне-заднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный;

  в) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, шумный, звонкий, палатализованный, долгий;

  г) гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный.

4. а) согласный, среднеязычный, средненебный, щелевой, сонорный, палатализованный;

  б) гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

в) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, шумный, звонкий, непалатализованный;

  г) гласный, среднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный;

д) согласный, заднеязычный, задненебный, смычно-взрывной, шумный глухой, непалатализованный.

5. а) согласный, среднеязычный, средненебный, щелевой сонорный, палатализованный, неслоговой;

  б) гласный, передне-переднего ряда, верхнее-среднего подъема, нелабиализованный,

  в) согласный, среднеязычный, средненебный, щелевой, сонорный, палатализованный;

  г) гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

6. а) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, шумный, глухой, непалатализованный;

  б) гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

  в) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-проходной, носовой, сонорный, непалатализованный;

г) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-щелевой (аффриката), шумный, глухой, непалатализованный;

  д) гласный, среднего ряда, верхнесреднего подъема, нелабиализованный.

7. а) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, шумный, звонкий, непалатализованный, долгий;

  б) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

  в) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, шумный, глухой, палатализованный.

  8. а) гласный, заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

  б) согласный, переднеязычный,   передненебный, щелевой, шумный, глухой, непалатализованный;

9. а) согласный, заднеязычный, задненебный, смычно-взрывной, шумный, звонкий, непалатализованный;

б) согласный, переднеязычный, передненебный, смычный, дрожащий, сонорный, непалатализованный;

  в) гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный;

  г) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, шумный, глухой, палатализованный;

  д) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, шумный, глухой, палатализованный.

10. а) согласный, переднеязычный, передненебный, щелевой, шумный, глухой, палатализованный, долгий;

  б) гласный, среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный;

  в) согласный, переднеязычный, зубной, щелевой, шумный, глухой, палатализованный;

  г) согласный, переднеязычный, зубной, смычно-взрывной, шумный, глухой, палатализованный;

  д) согласный, среднеязычный, средненебный, щелевой, сонорный, палатализованный, неслоговой;

  е) гласный, передне-переднего ряда, верхнее-среднего подъема, нелабиализованный.

3. Затранскрибируйте тексты из учебников по русскому языку для учащихся 2 и 5 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, определите звуковое значение букв е, ё, ю, я. В выделенных словах определите количество звуков и букв.

  1) На букву «Ё» ты назовешь

  Три слова: ЁЛКА, ЁЖ, ЁРШ.

  И всё ужасно колко -

  И ёж, и ёрш, и ёлка.

  2) Если енот в ежевику полез,

  Еле спасём от иголок его.

  Если же ёж в ежевику полез,

  То неизвестно ещё - кто кого.

  3) Вид у ягоды хорош,

  Но сорви её поди-ка,

  Вся в колючках, будто ёж,

  Потому и ежевика.

  4) Юрта, союз, юннат; Елена, Егор, единица; ёжик, буёк; яблоня, ярмарка, ямщик, ящик, яхта, язык; июнь, июль; январь, ноябрь.

4. Затранскрибируйте слова, определите звуковое значение букв е, ё, ю, я.

Ель, есть, ехавший, еловый, еда, въезд, съел, аканье, варенье, сиянье, моей, синее, большое, легкие, красные, длинношеее, день, серый, лесок, темп, генетика, лепет (детский), денёк, жезл, жена, полотенце, железо.

Ёлка, ёмкий, ещё, моё, льёт, ружьё, съёмка, жильё, всё, печёт, копчёный, нёс, вёсла, чёлка, расчёска, жёны, чёрный.

Юг, юнга, юбка, юродивый, ювелир, мою, красивую, вьюга, бьются, вьюнок, пюпитр, рюкзак, жюри, пюре, тюк, брошюра, нюанс, бювар, кювет, дюжина.

Яма, яблоня, яркий, моя, синяя, борзая, аллея, свая, фея, коллегия, колея, ничья, скамья, судья, мять, тяга, мяч, мячи, тяжеловоз, элегия.

5. Определите, какими звуками отличаются слова. Сделайте физиолого-акустический анализ этих звуков.

Был - быль - боль, угол - уголь, ночь - дочь, швы - вши, там - тут, дар - рад, сёмга - съёмка, плач - плачь, груз - груздь - грусть - гроздь, капал - копал, доска - тоска, торс - рост, лезть - лесть, лестница - вестница, везти - вести - вести, рок - рог, трос - сорт, кромка - громко.

6. Затранскрибируйте предложения из учебника по русскому языку для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Сравните, как произносятся согласные в выделенных словах, определите в них количество звуков и букв. На что направлено данное упражнение? Придумайте предложения по аналогии.

  1) Ель растет перед дворцом. Я ел вкусную рыбу. 2) По радио пел детский хор. Хорь спрятался в нору. 3) Галка села на забор. Галька - мелкий камень. 4) Капитан зорко смотрит вдаль. На небе загорелась зорька.

7. Произнесите слова в обратном порядке, запишите полученные слова графически.

Краб, лён, лезь, лещ, счёт, тля, унёс, урюк, рай, шум, толь, таз, юг, лей, люк, сорт, лёд, ожёг, торг.

8. Составьте слова из данных звуков.

  1) [ш] [р'] [ы]   4) [б'] [у] [j] 7) [с'] [ф'] [о]

  2) [ р] [ р'] [ы] [ъ] [ц]   5) [г] [а] [с'] [р']   8) [ж] [л'] [о] [ы'] [j]

  3) [р] [о] [г] [с'] [т']   6) [ж] [ъ] [о] [к] [j] 9) [б] [ц] [а] [ъ] [р] [т] [в]

9. Определите, какое звуковое значение имеют гласные буквы в следующих словах. Охарактеризуйте редукцию гласных звуков (количественная/качественная, 1/2 степени, мягкорядная/твердорядная).

  1) сад, жарко, рад, час, шар, сады, шары, часы, садовод, шаровой, часовой, чаща;

  2) ряд, сядь, рядок, рядовой, доля, стоя, яма, ядовитый, ярка (лампа);

  3) дом, дома, домовой, голова, головы (мн. ч.), головной, окно, окошко, окна;

  4) мёд, счёт, лёд, ёж, твоё, съёмка, зверьё;

  5) эта, этаж, эхолот, сэр;

  6) лес, леса, лесовик, лесовичок, ель, еловый, жесть, жестянка, жестяной, синее, моей, ателье;

  7) сын, сынок, сыновья, лысый, росы;

  8) тип, типаж, типовой, жир, жирок, жировой, ножи, ножик, шины;

  9) дуб, дубок, мукомольный, ум, умище, новую, жуткий, чуткий, щуриться, пращур;

  10) люк, люблю, по полю, юг, южанин, вьюга, солью, мою.

10. Затранскрибируйте текст. Выполните следующие задания:

  а) найдите фонетические (позиционные) изменения звуков;

  б) найдите примеры исторических чередований;

  в) найдите фонетические (комбинаторные) изменения звуков;

  г) сделайте полный физиолого-акустический анализ звуков в выделенных словах.

  1) "Шаловливые ручонки, нет покоя мне от вас,

  Так и жди, что натворите вы каких-нибудь проказ.

  Вот картинку изорвали, спичку серную зажгли,

  А вчера ключи куда-то от комода унесли.

Куклу новую купила и сказала: береги,

  А гляжу, она уж мигом очутилась без ноги".

  Так на резвые ручонки деток жаловалась мать,

  А сама их то и дело принималась целовать.

  Знает мама, что не вечно этим пальчикам шалить,

  Что придет пора, и станут вместе труд они делить.

  (стихи неизвестного дореволюционного поэта)

  2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

  Очертанья столицы во мгле.

  Сочинил же какой-то бездельник,

  Что бывает любовь на земле.

  И от лености или со скуки

  Все поверили, так и живут:

  Ждут свиданий, боятся разлуки

  И любовные песни поют.

  Но иным открывается тайна,

  И почиет на них тишина...

  Я на это наткнулась случайно

  И с тех пор все как будто больна.

  (А. А. Ахматова «Двадцать первое...»)

  3) Унылая пора! очей очарованье!

  Приятна мне твоя прощальная краса —

  Люблю я пышное природы увяданье,

  В багрец и в золото одетые леса,

  В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

  И мглой волнистою покрыты небеса,

  И редкий солнца луч, и первые морозы,

  И отдаленные седой зимы угрозы.

  И с каждой осенью я расцветаю вновь;

  Здоровью моему полезен русской холод;

  К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

  Чредой слетает сон, чредой находит голод;

  Легко и радостно играет в сердце кровь,

  Желания кипят — я снова счастлив, молод,

  Я снова жизни полн — таков мой организм

  (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

  (А. С. Пушкин «Осень»)

  4) Еще в полях белеет снег,

  А воды уж весной шумят —

  Бегут и будят сонный брег,

  Бегут и блещут и гласят —

  Они гласят во все концы:

  «Весна идет, весна идет!

  Мы молодой весны гонцы,

  Она нас выслала вперед».

  Весна идет, весна идет!

  И тихих, теплых майских дней

  Румяный, светлый хоровод

  Толпится весело за ней!

  (Ф. И. Тютчев «Весенние воды»)

  5) Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека.

  (А. Шопенгауэр)

6) Мал язык, да всем телом владеет. Умная голова сто голов кормит, а глупая и себя не прокормит. Десять раз примерь, один раз отрежь. Сытое брюхо к ученью глухо. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп. Один в поле не воин. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

  (Пословицы русского народа, записанные В. И. Далем)

11. Найдите ассимиляцию в следующих словах. Охарактеризуйте её (полная / частичная, прогрессивная / регрессивная, по каким признакам произошла ассимиляция). Какие выводы об ассимиляции в русском языке можно сделать?

Сбрить, сделать, отдать, ложка, изжога, сшить, сжать, лавка, ягодка, фантик, рабство, пулеметчик, вспомнить, идти, гроздь, припавший, сгорбившись, расширить, рубцы, застежка, косьба, рассчитанный, чересчур, злиться, вторник, советчик, афганец, всегда, честь, песня, будто;

Валькя, Манькя, булочкя, сколькя, скамейкя; омман, шашнадцать, свиння, судя, стаття;

в путь, из шалости, в сарае, над столом, к бабушке, к дедушке, к Гале, от друзей, с головой, с сестрой, с Женей, с Шурой;

воз застрял, рог коровы, нож тупой, сжечь бумагу, нос замерз, дочь заботлива, отец друга, мороз слабеет, весь день, рассказ понравился, радость жизни, век за веком, плащ был сырой, ход конем, отчет за год.

12. Объясните лингвистическую причину коммуникативной неудачи в следующих ситуациях.

  1. Четырехлетняя Таня обращается к отцу:

  - Поедем к бабушке на тланвае?

  Отец, решив пошутить, отвечает:

  - Да, на тланвае.

  Девочка сердится и поправляет отца:

  - Нет, не на тланвае, а на тланвае.

  2. Трехлетняя Вера собирается в гости к тете Варваре и сообщает об этом так:

  - Мы идем к тете Вале.

  Ее спрашивают:

  - А где живет твоя тетя Валя?

  - Не Валя, а Валя, - поправляет девочка.

13. Объясните, в результате чего появились эти слова в просторечии (в детской речи). Сделайте выводы о данных фонетических процессах в русском языке.

Колидор (коридор), секлетарь(секретарь), трахтор (трактор), дилектор (директор), канпот (компот), лаболатория, раборатория (лаборатория), дохтур (доктор), бонба (бомба), ланпа (лампа), плонба (пломба), легистратура (регистратура), транвай (трамвай), коклеты (котлеты);

увернимаг (универмаг), друшлаг (дуршлаг), Таждикистан (Таджикистан), фергат (фрегат), салатка (лошадка);

какава (какао), радива (радио), инциндент (инцидент), прецендент (прецедент), константировать (констатировать), дермантин (дерматин), шпиён (шпион).

14. Назовите фонетические процессы, благодаря которым появились следующие слова.

Тарелка <Teller (нем.), футляр <Futteral (нем.), мрамор <marmaros (греч.), камень <akmon (греч.), мольберт <Malbrett (нем.), Италия <Italia, конституция <constitutio (лат.), гусеница <ус, вотчина <отец, восьмерка <осьмь, февраль <февруарь (ст.-слав.) <februarius (лат.), Фрол <florus (лат. «цветок»), яма <ame (греч. «лопата»), нация <nation (фр.);

знаменосец <знаменоносец, курносый <корненосый, трагикомедия <трагикокомедия, розоватый <розововатый, радушный <радодушный, табакур <табакокур, лермонтовед <лермонтововед, роботехника <робототехника, ладонь <долонь (общеслав.), шиворот <шивоворот (др.-русск., шивъ - шея), перец <пеперец (греч. peperi + суф. -ец), волдырь <водлырь (от водлый «водяной»), ягненок <агнец (старослав.).

15. В рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква» дети произносят слово шишка неправильно, кто-то как фыфка, кто-то как сыска, кто-то как хыхка. Определите, какой признак фонемы [ш] варьируется в детской артикуляции. В чем заключается сложность в произношении этой фонемы? Почему рассказ называется «Заколдованный звук»? Какой ребенок быстрее произнесет слово шишка правильно и почему?

16. Маленький мальчик услышал в поликлинике выражение взятие мазков. И спросил: «А зачем берут мозг?» Опишите лингво-психологические предпосылки ситуации, при которой слово мазков может быть воспринято как представитель слова мозг.

17. Разбейте слова на слоги. Выполните следующие задания:

  а) охарактеризуйте слоги (открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый);

  б) определите степень звучности каждого звука;

  в) выделите слова, которые нельзя разделить для переноса. Объясните свой выбор.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна;

отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание;

деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

18. Слова частый и чистый различаются как по значению, так и по форме (звучанию). Можно ли то же самое сказать о словах частота и чистота? Объясните фонетические явления, происходящие в этих словах.

19. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. На каком основании ведется подсчет слогов в слове?

Задание: Выпиши сначала слова, состоящие из одного слога, затем из двух, из трех слогов.

  Кошка, барсук, сом, воробей, сова, кит, кот, корова, молоко, миска.

20. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Возможны ли варианты слогораздела? Какие слова вызовут у детей затруднение?

Задание: Проверь, правильно ли разделены слова на слоги.

  Стро-йка, капел-ька, домо-й, о-дежда, молн-ия, гр-ибы, касс-а, па-ссажир.