Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013
ГРАФИКА
1. Основные понятия раздела
Графика (греч. grapho - пишу) - раздел языкознания, изучающий соотношение между фонемами (звуками) и буквами, а также совокупность начертательных средств того или иного письма (буквы, знаки препинания, знак ударения, апостроф и др.).
Буква - графический знак для обозначения на письме звука речи. Главное значение буквы то, которое не может быть обозначено другой буквой (дом, бор). Второстепенное значение буквы то, которое можно обозначить другой буквой: гриб (б/п), встал (в/ф), молоко (о/а). Буквы русского алфавита можно разделить на группы по количеству значений, передаваемых ими: однозначные (а, о, э, у, ы; ж, ш, ц, ч, щ, й; ъ), двухзначные (я, ё, е, ю, и; согласные, которые могут обозначать твердый и мягкий звук: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) и трехзначная буква (ь указывает на мягкость предыдущего согласного, выполняет разделительную и грамматическую функции).
Алфавит - совокупность букв, расположенных в принятом для данного языка порядке.
Кириллица - одна из двух славянских азбук (другая - глаголица), названная по имени славянского просветителя середины 9 в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 создал первую славянскую азбуку (глаголицу) и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги. О происхождении кириллицы существует ряд гипотез. Большинство учёных считают, что Кирилл создал глаголицу, а кириллица была составлена учениками и последователями Кирилла и Мефодия в 893 - 927 гг. в Восточной Болгарии (в г. Преславе) для приближения славянского письма к торжественному византийскому. В древней кириллице 24 буквы греческого унциального устава и специально созданные буквы, отсутствующие в греческой азбуке и необходимые для передачи соответствующих славянских звуков ( и некоторые другие, первоначальный состав их окончательно не установлен). До 11 —12 вв. кириллица и глаголица употреблялись параллельно, впоследствии кириллица вытеснила глаголицу. Состав и форма букв изменялись.
Современный русский алфавит по составу и основным начертаниям букв восходит к кириллице. Его употребление было введено реформой Петра I, которая заключалась в изменении (сближении с печатной латиницей) начертаний букв и в исключении из состава алфавита некоторых устаревших знаков. Были исключены буквы омега, от, юсы большой и малый, кси, пси, знаки ударения и придыхания (силы), знаки сокращения (титлы) и др.; вместо была закреплена буква я, возникшая из буква у стала заменять оу (ук). В течение 2-й половины 18 в. были введены э оборотное и несколько позже ё. Эти изменения были вызваны необходимостью приспособить церковно-славянские шрифты для светских "гражданских" изданий. Состав русского алфавита был реформирован декретом Народного комиссариата просвещения от 23 декабря 1917 (подтвержден декретом Совета Народных Комиссаров от 10 октября 1918 г.): из состава алфавита были исключены буквы ять, фита, и десятиричное, ижица). На основе кириллицы построены алфавиты не только южных и восточных славян, но и большинства народов бывшего СССР и монгольская азбука (через русский алфавит).
Современный русский алфавит - последовательный ряд особых графических знаков - букв, передающих звуковой состав русской речи и создающих письменную и печатную формы национального русского языка. Современный алфавит содержит 33 бувы:
- 21 буква передает согласные звуки (б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, ч, ц, щ, г, к, х, м, н, л, р, й);
- 10 букв передают гласные звуки, из них а, э, о, ы, и, у служат для передачи главным образом гласных звуков, а буквы я, е, ё, ю передают не только гласные, но и сочетания: звук [j] + гласный" (яма, ехать, ёлка, юный), а также обозначают мягкость предыдущего согласного и звуки а, о, э, у (пять, лёд, лес, люк);
- буквы ъ (твёрдый знак) и ь (мягкий знак) - безгласные, они не обозначают отдельных самостоятельных звуков, ь указывает на мягкость предшествующего согласного (кон — конь), выполняет разделительную (вьюга, льёт) и грамматическую функции (мышь, отрежь, идёшь), а ъ употребляется только в функции разделительного знака (съёмка, въезд).
2. Слоговой (позиционный, буквосочетательный) принцип русской графики
В русском языке в качестве единицы чтения и письма выступает графический слог. Слоговой принцип русской графики состоит в следующем: сочетание согласной и гласной букв представляет собой цельный графический элемент, буквосочетание, обе части которого взаимно обусловлены, т. е. гласные и согласные буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв. В русском письме представлено две его разновидности:
1) случаи обозначения дифференциального признака твердости/мягкости согласных фонем.
В русском языке твердые и мягкие согласные фонемы служат для различения слов (ср.: кон и конь, мол и моль), поэтому необходимо их дифференцированное обозначение на письме. Но в русском алфавите нет особых букв для обозначения мягких согласных фонем: так, например, одна и та же буква н употребляется для обозначения твердого [н] и мягкого [н']. На дифференциальный признак твердого или мягкого согласного указывает на письме последующая гласная буква (нёс - нос).
В русском алфавите имеется два разряда гласных букв, одни из которых указывают на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий твердый согласный ("несмягчающие" гласные буквы, гласные первого ряда), а другие на то, что предшествующая им согласная буква обозначает соответствующий мягкий согласный ("смягчающие" гласные буквы, гласные второго ряда).
Гласные, указывающие на твердость согласного (несмягчающие, первого ряда) |
а |
о |
у |
э |
ы |
са (сам) |
со (сом) |
су (суп) |
сэ (сэр) |
сы (сын) |
|
Гласные, указывающие на мягкость согласного (смягчающие, второго ряда) |
я |
ё |
ю |
е |
и |
ся (вся) |
сё (всё) |
сю (всю) |
се (все) |
си (синий) |
Согласная буква не обозначает ни твердости, ни мягкости: последние признаки обозначены гласной буквой. В русском письме 15 согласных букв, которые могут обозначать соответственно либо твердый, либо мягкий согласный звук. Благодаря первой разновидности слогового принципа русской графики при помощи этих 15-ти букв обозначаются 30 согласных фонем (15 твердых и 15 мягких): [б] - [б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] - [д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [с'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х'].
Дифференциальный признак мягкости согласного, парного по твердости/мягкости, если он в цепочке фонем находится не перед гласным, обозначается знаком ь: коньки. Дифференциальный признак твердости в подобных случаях обозначается отсутствием ь на конце слов (сон) и отсутствием ь перед следующим твердым согласным (гонка).
2) обозначение согласного звука [j].
Наряду с обозначением звука [j] буквой й (мой, лайка), он может быть передан гласными буквами я [jа], ю [jy], е [|’э], ё [j’о], которые обозначают сочетание [j] с соответствующими гласными звуками и называются йотированными гласными. Такое обозначение двух звуков (согласного и гласного) одной буквой представляет собой элемент слогового письма. Буквы я, е, ё, ю, (и в некоторых случаях) читаются как сочетание йота с соответствующим гласным в трех случаях:
1) в начале слова: яма [jамъ], ёж [jош], ел [jэл], юла [йу'ла];
2) после гласных: своя [сваjа], своё [сваjо], своей [сваjэй], свою [сваjу], свои [сваjи];
3) после букв ъ и ь в значении разделительных знаков: рьяный [р'jаны'й], вьёт [в'j’от], съел [cjэл], вьюга [вjугь].
Буквой й обозначается неосновной оттенок сонорной фонемы [j] (йот), а именно неслоговой гласный [и] (май, лайка, зайдет), звучащий в конце закрытого слога (в слабой позиции). Основной оттенок произносится перед ударным гласным: яма [jамъ], ёж [jош], края [крajа], моя [мajа].
3. Отступления от слогового принципа русской графики
Отступления - это те случаи нарушения слогового принципа русской графики, когда он не соблюдается. Случаи отступления:
- написание смягчающих гласных после твердых согласных и несмягчающих гласных после мягких согласных:
а) написание буквы е после букв, обозначающих твердые согласные (из числа парных), в заимствованных словах: антенна, контейнер, партер, синтетика, термос, теннис, эстетика; дельта, модель, деформация; кашне, туннель; шоссе; шимпанзе; реквием, тире (это говорит о неполной степени усвоения иноязычного слова, ср.: тема, тенор, техника, теория; девиз, демон, депутат; милиционер, пионер, фанера; сеанс, сектор).
б) написание смягчающих гласных и, е, ё, ю, я после букв ж, ш, ц, обозначающих твердые согласные звуки, и несмягчающих а, о, у после букв ч, щ, обозначающих мягкие согласные звуки (жить, шить, цирк, жест, шест, целый, жёрдочка, шёпот, жюри, парашют, Коцюба, Цявловский; чаща, роща, чудо, щука, чопорный, чокаться).
- обозначение йота в заимствованных словах:
а) в начале слова буквами йе и йо: йеменский, йод, йот, Нью-Йорк и т. п. (в соответствии со слоговым принципом русской графики следовало бы писать: "еменский", "ёд", "ёт", "Нью-Ёрк");
б) после гласных в середине слова сочетания йота со следующим гласным могут передаваться с помощью буквы й и соответствующей гласной буквы, например, майор, район, майонез, майолика, фойе, фейерверк и т. п.; в некоторых же типах заимствованных слов после согласных для передачи сочетания [jo] иногда пишется ьо: батальон, карманьола, котильон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шиньон.
Методические рекомендации при изучении темы
1. Последовательность введения слоговых структур обусловливается их доступностью для чтения и частотностью употребления в словах. Слоги усваиваются в следующем порядке: наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа ау, уа; обратные слоги ГС - ум, ам; большую трудность представляет прямой открытый слог СГ - ма, прямой закрытый СГС - кот, дом, самыми сложными являются слоги со стечением согласных ССГС - стол, кран, СГСС - мост, залп, ил, СССГ - стро-ит. В специальной (коррекционной) школе, в отличие от массовой, каждый слог изучается как самостоятельная фонетическая единица, поэтому важно поэтапное введение слоговых структур с постепенным наращиванием трудности.
2. Обучение чтению и письму происходит параллельно. После ознакомления с печатной буквой на уроке чтения, учащиеся усваивают ее рукописный вариант на уроке письма.
3. Использование слогового метода с целью создания наиболее оптимальных условий для восприятия слогов, узнавания их «в лицо». Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте опирается на процессы механической памяти, которая является более сохранной у умственно отсталых детей. Поэтому необходимо все время работать со слоговыми карточками и использовать игровые приемы запоминания слогов.
4. Ознакомление с буквами возможно только после предварительной тренировки в выделении звука, уточнении его произношения и различении его в сочетаниях с другими звуками, т. е. когда учащиеся начнут осознавать не отдельные звуки, а фонемы.
5. Тщательное и всестороннее изучение буквы предполагает восприятие общей формы буквы, изучение состава буквы (ее элементов и их расположения), сравнение буквы с уже знакомыми детям.
6. Для лучшего запоминания буквы используется картинная азбука: конфигурация буквы должна быть сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об истории славянских алфавитов.
2. Сравните кириллицу и современный русский алфавит.
3. Расскажите о буквах современного русского алфавита (название букв, значение, функции).
4. В чем состоит слоговой принцип русской графики?
5. В чем заключается удобство (неудобство) слогового принципа русской графики?
6. Расскажите об отступлениях от слогового принципа русской графики при передаче мягкости/твердости согласных.
7. Расскажите об отступлениях от слогового принципа русской графики при передаче [j].
8. Назовите основные методические рекомендации для обучения грамоте детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Упражнения
1. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. На усвоение какого принципа русской графики направлено это упражнение? В чем его суть? Какие особенности русской графики могут вызвать у детей затруднения?
Задание: Распредели слова на три группы: 1) слова с ь; 2) слова только с твердыми согласными; 3) слова с всегда мягкими согласными. Слова каждой группы запиши в отдельный столбик. Подбери и допиши в каждую группу по 3 слова.
Мальчик, поклон, апрель, щетина, двор, сорока, ковыль, майка, хлопоты, черника, трамвай, молоко, горько, пальма.
2. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Какие три группы слов имеют в виду авторы учебника?
Задание: Прочитай слова. Распредели их на три группы по способу обозначения мягкости согласных. Запиши слова каждой группы с новой строки.
Якорь, грядка, май, ключ, лев, уголёк, уголь, лещ, ель.
3. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Расройте суть этого упражнения. Чему оно учит?
Задание: Спиши. Подчеркни твердые согласные одной чертой, мягкие - двумя.
Лес, луг, люди, полёт, пилот, река, белка, вышка, вишня, берёза, малина.
4. Найдите случаи соответствия слоговому принципу русской графики. Укажите отступления от слогового принципа. Ответ мотивируйте.
Жара, бросился, подытожить, шоколад, светлый, чёлка, чопорный, бездонный, шорох, стены, расчётливый, однажды, обжора, подъезд, бульон, субъект, кафе, щавель, жизнь, мышь, ширма, щука, отель, темнота, жюри, цепочка, церковный, взошел, фьорд, район, вьют, чары, нашёл, шов, майонез, своё, отчёт, жжёт, фойе, цыган, цифра.
5. Определите роль буквы ь в словах. В каких случаях использование ь не связано с требованиями графики? Найдите отступления от слогового принципа.
Банька, восемь, гляньте, дочь, дьякон, есть, жечь, колье, лишь, лосьон, льются, обезьяна, почтальон, прополешь, просьба, пятьдесят, режьте, рожь, сплошь, чьё, шестьсот, бульон, улыбаешься.
6. Выполните упражнение из учебников по русскому языку для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Назовите три функции быквы ь в русском языке. О какой функции не говорится в упражнении? Как вы думаете, почему?
Задание: Распредели и запиши данные слова в две группы: 1) с разделительным ь; 2) с ь, обозначающим мягкость согласного.
Для 5 класса: Коньки, воробьи, грусть, вьюга, бьёт, тетрадь, платье, крыльцо, перья, просьба, крылья, гостья, огоньки.
Для 6 класса: Ольга, колья, ручьи, деньки, семья, вьёт, ночью, чернильница, кольцо, перья, гостья, жильё, храбрость, жильцы, листья, тетрадь, стоять, письмо, свадьба, шьёт.
7. Охарактеризуйте функции и значения букв е, ё, ю, я.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. А. Есенин «Черемуха»)
8. Выполните следующие задания по тексту:
а) охарактеризуйте значения букв (основные/второстепенные);
б) выделите графические слоги;
г) определите, как обозначена на письме твердость/мягкость согласных;
д) определите, как обозначена на письме фонема [j];
е) найдите случаи отступления от слогового принципа.
Обычно из автобуса мы вылезаем в пустынном месте, где ни кола ни двора и живым духом не пахнет. Лишь справа в черной стене елового леса угадывается некая щель. Там - проселок, и по нему уже пешком добираемся до нашей деревушки, подковой выгнувшейся по периметру озерного угористого мыса. В этот раз мы на свои силы не понадеялись и упросили шофёра, разумеется, не за красивые глаза, подбросить нас до самого дома. И правильно сделали. Когда я ступил на землю, ноги совсем не держали меня и подворачивались, как ватные. Болели мышцы живота, и все ещё поташнивало. Сонная Анюта, ровно бескостная рыба, выскользала-вываливалась из рук.
Спать, спать! И как можно дольше - до завтрашнего вечера! Больше ничего не надо. К тому же над всеми горбами, какие мы перемахнули на качелях, а также над теми, что громоздились по сторонам теперь, и над бескрайним озером, вздыхавшим почти у самых ног, почивала уже тягучая белая ночь, лишь слегка припорошённая мглистой дымкой. Даже мысль о том, что просплю утренний клёв, не шевельнула никаких сожалений. Досыта еще нарыбачусь - целый месяц впереди.
(В. Н. Николаев)
9. Назовите сочетания букв, не характерные для русской графики. Приведите примеры слов с возможными сочетаниями.
Же, ше, це, че, ще; жё, шё, цё, щё, чё; жи, ши, ци, щи, чи; жо, шо, цо, чо, що; жэ, шэ, цэ, чэ, щэ; жы, шы, цы, чы, щы; жу, шу, цу, чу, щу; жю, шю, цю, чю, щю; жа, ша, ца, ча, ща; жя, шя, ця, чя, щя.
10. Расставьте слова в алфавитном порядке. Какова практическая значимость алфавита?
Чистота, частота, рай, апломб, вариант, вымпел, яхонт, ведро, гроздь, грусть, едва, эхо, жалеть, жалейка, заказ, иволга, конюшня, флаг, бездна, лететь, насадка, йогурт, окрылять, делить, пахать, стареть, увалень, лёгкий, лента, люди, людской, хлопать, хлопок, тень, ёмкий, тенёк, целебный, щит, цель, юла, сэр, цыган, шаг, шанежка, фаэтон, хохот, хорь, центр, цикл, штиль, щека.
11. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Расскажите о принципах расположения слов в словаре. Как вы думаете, значение каких слов малопонятно учащимся?
Задание: Запиши слова в алфавитном порядке.
Ягода, физкультура, космос, театр, магазин, обед, берег, автобус, экскурсия, пример, решение, лестница, шофёр, человек, иней, свобода.
12. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Объясните значимость знания алфавита.
Задание: Напиши фамилии учеников своего класса в алфавитном порядке. Примените к списку своей группы.
12. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Попробуйте объяснить лексическое значение этих слов. Определите принципы написания пропущенных букв.
Задание: Найдите ошибки в расположении слов по алфавиту. Запишите слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.
Адр...с, ж...лезо, з.щита, библиотека, г...рой, бл.годарю, в.рёвка, в.рстак, г.рбарий, з.бота, ...тряд, ...храна, р.шать, ф.нера, х.зяин, ф.зкультура.
13. Охарактеризуйте буквы в следующих словах (однозначная/двузначная, в основном/второстепенном значении, какой звук обозначает).
Дорога, чиж, карман, вечером, куст, тёмный, гриб, забор, дома, вьюга, грусть, яблоко, шёл, гусь, жемчуг, лавка, отрежь, язык, ещё, сжечь, сшить, детство, брошюра, кружка.
14. Каково значение следующих фразеологизмов? Что в них общего?
Начинать с азов; прописать ижицу; фита, ижица - дело к розге движется; выделывать ногами мыслете; стоять фертом; ноги ижицей; азы науки; от аза до ижицы; сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет; аз да буки - и все науки; аз, буки, веди страшат, что медведи; мыслете пишет (ногами); знать на ять; не миновать глаголя; ставить покоем (столы).