Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013


ОРФОГРАФИЯ

1. Основные понятия раздела

Орфография (греч. orthos правильный, grapho- пишу) - раздел языкознания, который изучает правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

Разделы орфографии:

  1) написание слов и их значимых частей, т. е. передача буквами фонемного состава слова;

  2) слитные, дефисные и раздельные (полуслитные) написания слов и их частей;

  3) употребление прописных и строчных букв;

  4) способы переноса слов с одной строки на другую;

  5) графические сокращения слов.

Орфограмма - основная единица орфографии. Орфограмма - соответствующее правилам или традиции написание, которое выбирается из ряда возможных. Это может быть не только буква, но и дефис, пробел, место переноса, строчная или прописная буква. Орфограмма содержится там, где возможна вариантность написаний. Так слово ещё можно написать 48 вариантами.

  Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы и определяющие выбор того или иного написания.

2. Принципы русской орфографии

Правила орфографии могут строиться на базе различных принципов: морфологического, традиционного и фонетического.

Главным принципом русской орфографии является фонематический (морфологический). Этот принцип орфографии, лежащий в основе русского письма (до 80 % всех написаний), заключается в том, что на письме передается фонема, звук в слабой позиции проверяется сильной в той же морфеме. Фонематический принцип проявляется в следующих случаях:

а) в единообразном написании морфем: морфемы сохраняют на письме единое начертание, несмотря на различия в произношении («Пиши, как пишется в сильной позиции»). Этот принцип определяет написание любой морфемы:

  - корней: дом [дом], домашний [дам]ашний, домовой [дъм]овой, домик [дом']ик;

  - приставок: подпись ([пот]пись), подписать ([път]писать), подрезать ([пад]резать);

  - суффиксов: еловый (ел[ов]ый), пихтовый (пихт[ъв]ый);

  - окончаний: на реке (на рек['э]), на речке (на речк['ь]); шла (шл[а]), пела (пел[ъ]).

  б) в единообразном оформлении написаний слов, относящихся к некоторым грамматическим категориям, например,

  - написание имен существительных женского рода с конечными шипящими: дочь, вещь, рожь, мышь. Написание мягкого знака на конце имеет не фонетическое значение, а служит показателем грамматического рода и графически объединяет все существительные женского рода с конечными согласными (как не шипящими, так и шипящими) в одном типе 3-го склонения (тетрадь, метель, тень, молодежь, тушь, ночь);

  - написание инфинитива с конечным шипящим: беречь, стричь, достичь. Мягкий знак служит формальной приметой неопределенной формы глагола, и его написание создает графическое единообразие оформления инфинитива (брать, верить, писать, жечь, стеречь);

  - написание формы повелительного наклонения с конечным шипящим: умножь, назначь. Мягкий знак выполняет роль графического показателя формы повелительного наклонения, чем создается единообразное внешнее оформление императива (исправь, откинь, отмерь, отбрось, отметь, отрежь, намажь) и др.

Примеры правил (орфограмм), основанных на морфологическом принципе орфографии:

- правописание гласных в корне (проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные);

  - правописание приставок (оканчивающихся на согласную, приставки с- )

  - правописание н/нн в словах разных частей речи;

  - слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи и др. Фонематические написания можно проверять сильной позицией!

Традиционный принцип русской орфографии

По этому принципу слово пишется так, как оно писалось в старину («Пиши, как писали твои предки») или как в том языке, из которого оно заимствовано (до 15 % написаний). Этот принцип иногда называется историческим; т. к. традиционные написания складывались исторически, некоторые из них могут быть объяснены действием исторических фонетических закономерностей. Например, написание жи-, ши- отражают историческую мягкость шипящих ж и ш.

Иногда эти написания называют этимологическими, т. к. они отражают историю слов (такими являются написания сапог, товар). Традиционный принцип написания состоит в сохранении написаний, не объяснимых с точки зрения современного произношения или современного строения слова.

Примеры исторических написаний:

  - непроверяемые написания согласных (в том числе непроизносимых, вокзал, лестница);

  - непроверяемые написания гласных (печаль, язык, дебют, каблук);

  - написания, регулируемые этимологически или традицией: жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци;

  - написания некоторых корней с чередованием (раст-ращ-рос, равн-ровн) и др.

  Исторические написания нужно запоминать!

Фонетический принцип русской орфографии заключается в написании, приближенном к произношению, т.е. буква обозначает не фонему (как в фонематических написаниях), а звук («Пиши, как слышишь»). В русской орфографии этот принцип можно рассматривать как отступление от основного, фонематического, принципа.

Примеры фонетических написаний:

  - написание двух согласных там, где морфологически должно быть три, и одной согласной там, где морфологически должно быть две: одесский <Одесса + ск; ссудить <с + ссуда; манка <манна + к; оперетка <оперетта + к, ванная <ванна + н и др.;

  - написание с вместо з на конце некоторых приставок на з/с: без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз- (роз-), через-(чрез-) перед следующим глухим согласным и написание з вместо с перед последующим звонким: рассмеяться, разбежаться;

  - наличие четырех вариантов у приставки роз- (рос-) - раз- (рас-), где отражается не только чередование звонкого [з] с глухим [с], но и ударного [о] с безударным [а]: розыск / разыскивать, роспись /расписать;

  - написание начального ы вместо и в корнях после русскоязычных приставок, оканчивающихся на твердый согласный (кроме приставок меж- и сверх-): безыскусный, предыюльский, разыграться.

Дифференцирующие (идеографические) написания - написания, основанные на разграничении на письме омофонов (ожог - ожёг, Любовь - любовь, компания - кампания, балл - бал, туш - тушь).

3. Правила переноса в русском языке

1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога (неправильно: просмо-тр, ст-рах; правильно: про-смотр, страх).

2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной (неправильно: люб-овь, дяд-енька, реб-ята, паст-ух; правильно: лю-бовь, дя-денька, дядень-ка, ре-бята, ребята, па-стух, пас-тух).

3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной (неправильно: под-ъезд, бол-ьшой, бул-ьон,; правильно: подъ-езд, боль-шой, бу-льон).

4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной (неправильно: во-йна, стойкий, фе-йерверк, ма-йор; правильно: вой-на, стой-кий, фей-ерверк, фейер-верк, май-ор).

5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву (неправильно: а-кация, акаци-я; правильно: ака-ция).

6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный (неправильно: по-дбить, ра-змах; правильно: под-бить, размах).

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога (неправильно: прис-лать, отс-транять; правильно: при-слать, от-странять).

8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога (неправильно: пятиг-раммовый; правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый).

9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными (неправильно: жу-жжать, ма-сса, конный; правильно: жуж-жать, мас-са, кон-ный). Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: ново-введение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова (неправильно: спе-цодежда; правильно: спец-одежда).

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

12. Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов: шум-ный, шу-мный, дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий, родство, родст-во, родс-тво, дет-ский, детс-кий, класс-ный, клас-сный, лов-кий, ло-вкий, скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий, бит-ва, би-тва, сук-но, су-кно, пробу-ждение, пробуждение, Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра, ца-пля, цап-ля, кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин, сест-ра, се-стра, сес-тра. Некоторые слова не подлежат переносу, например, Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

14. Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1-е, 2-го.

15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. д., и т. п., и пр., т. е.

16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

Методические рекомендации при изучении темы

1. Обучение орфографически правильному письму умственно отсталых школьников должно опираться на деятельность сразу нескольких анализаторов: речедвигательного, зрительного, моторного. Для этого можно использовать различные приемы и задания. Орфографическое проговаривание слов по слогам способствует накоплению в памяти артикуляционных образов слов. Этот прием следует формировать у школьников в начале обучения списыванию и продолжать использовать при письме по слуху.

Значима и опора на зрительный анализатор. Здесь нужно использовать зрительно-предупредительный диктант (1-2 предложения), письмо по памяти (1-2 стихотворные строчки), таблицы «дежурных слов» (3-6 слов), рассчитанные на зрительное восприятие их в течение недели.

Для формирования навыка зрительного контроля и умения сличать написанное на доске и в тетради полезны задания на взаимопроверку и самопроверку.

Большое значение для формирования грамотного письма имеет списывание, когда подключается моторный анализатор.

2. Значительная сложность овладения правилами правописания заключается в том, что умственно отсталые школьники, вследствие нарушения познавательной деятельности, не чувствуют орфографической трудности в слове, не понимают значения правил, не умеют использовать приемы определения нужной орфограммы. В результате учащиеся в качестве проверочного слова могут подобрать созвучное (лиса - лес).

3. Формирование навыка письма по правилу требует осуществления ряда мыслительных операций, поэтому представляет для умственно отсталого ребенка большую трудность. Относительно легко дети осваивают исторические написания, т. к. в орфограммах, основанных на традиционном принципе, даются конкретные указания, как надо писать (жи и ши пиши с буквой и; в корне лаг пиши перед г а, в корне лож пиши перед ж о).

4. Усвоение фонетических написаний оказывается более сложным для учащихся коррекционной школы, т. к. неполноценные звуковой анализ и синтез и недостатки произношения не обеспечивают правильной передачи звуков на письме.

5. Самыми трудными для учащихся являются написания, основанные на фонематическом (морфологическом) принципе, т.к. в правилах обычно рекомендуется только прием, с помощью которого требуется решить задачу. Отсутствие конкретных указаний и длинная схема действий не позволяют до конца обучения сформировать у школьников навыка самостоятельного применения правил этого типа.

6. При обучении орфографии необходимо формировать у ребенка умение объяснять свои действия при решении орфографической задачи.

7. Необходимо вырабатывать у учащихся умение выделять в тексте слова на изучаемое правило (умственно отсталые школьники распознают лишь 12% орфографических трудностей как орфограммы).

Контрольные вопросы

1. Что такое орфография?

2. Назовите разделы орфографии. Приведите примеры орфограмм к каждому разделу.

3. В чем сущность морфологического (фонематического) принципа русской орфографии? Каковы его преимущества?

4. Назовите две разновидности написаний, соответствующих основному принципу русской орфографии.

5. Назовите орфограммы, основанные на морфологическом (фонематическом) принципе.

6. Охарактеризуйте сущность фонетического принципа орфографии. Укажите основные случаи его применения. Назовите орфограммы.

7. В чем сущность исторического принципа орфографии? Какие написания относятся к историческим? Назовите орфограммы.

8. Охарактеризуйте сущность дифференцирующих написаний.

9. Расскажите о правилах переноса в русском языке.

10. Назовите основные методические рекомендации при изучении темы.

Упражнения

1. Диктант. Найдите в тексте все орфограммы. Определите принципы написаний.

На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная веснушчатая вдова подьячего Агриппина Саввична, сидя на оттоманке, исподтишка потчевала можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели коллежского асессора Аполлона Филипповича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку.

2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание. Сформулируйте орфограмму. Определите принцип орфографии.

  1) Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Нагибин Ю. М.).

  2) В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришвин М. М.).

  3) Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Астафьев В. П.).

  4) В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Паустовский К. Г.).

  5) Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришвин М. М.).

3. В упражнении предложены термины из словаря дефектолога. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Назовите принципы орфографии, определяющие написание. Уточните значение неизвестных вам терминов по словарю (Степанов С. С. «Дефектология. Словарь- справочник»; Нигаев А. Н., Алексеев О. Л., Шиврина Е. В. «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника» и др.).

1) Ад..птация, д...бильность, дезад..птация, д..фектология, д..агноз, диз...нтог...нез, имб..цильность, инфант...лизм, интр.верт, комп..нсация, кор.екция, онт.генез,

патог..нез, пат...логия, с.ндром, ф..нация, эт.ология, емпатия, экстр...верт.

2) Аграм.атизм, анамн.з, ан.малия, арт.куляция, брад.лалия, гиперк.нез, ди.графия, ди.лексия, д.менция, интел.ект, ир.адиация, леп.т,   лог...фобия, м.торика, н.стагм, олигофр.ния, пр.ксемика, пр.содика, с.ливация, тахил.лия.

3) Гам.ацизм, кап.ацизм, к.ртавость, ламбдац.зм, н.зализация, рин.лалия, ротац..зм, с..гматизм, хит..изм.

4) Агн.зия, агр.фия, аз.фия, ал.лия, ал.ксия, ак.лькулия, ам.мия, амн.зия, ан.ртрия, ас.нергия, аф.зия, аф.ния.

4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограмму. Назовите принцип орфографии.

Отв.рить дверь - отв.рить картошку; разр.дить винтовку - разр.дить посев; посв.тить стихи детям - посв.тить в темноте; пол.скать бельё - пол.скать ребенка; зал..зать на дерево - зал..зать рану; прим..рять платье - прим..рять врагов; ум..лять значение - ум..лять о помощи; разв..ваться по возрасту - разв..ваться на ветру, св..ла гнездо - св.ла ребенка по лестнице.

5. Придумайте фразы, которые можно понять двояко в случае отмены дифференцирующих написаний.

Любовь - любовь, Орел - орел, тушь - туш, Роман - роман, все - всё, компания - кампания, балл - бал, Вера - вера, Надежда - надежда.

6. Распределите слова на группы в соответствии с принципом написания выделенной буквы: а) фонематический; б) традиционный; в) фонетический; г) дифференцирующий.

Город, салют, доехать, салат, россыпь, россыпь, розыгрыш, белизна, виноватый, сменить, касса, дерзкий, сравнять (с землей), выровнять (чёлку), волос, сугроб, пальтецо, оконце, разбег, старожил, сторожил, подбор, зарница, гореть, ослеп, живой, гореть, молоко, молоко, плачь, собака, лестница, плач_, вестница, вокзал, сбить, настежь, думаешь, ленивый, горячо, певуче, ванная (комната), ванна, солнце, солнце, Надежда, беззаботный, беззаботный, беззаботный, роскошный, белёсый, на цыпочках, облако.

7. Прочитайте фрагменты из письменных работ учащихся специальной (коррекционной) школы и выполните следующие задания:

  а) найдите ошибки;

  б) назовите орфограммы, регламентирующие эти написания;

  в) к какому принципу русской орфографии относятся эти орфограммы;

  г) исправьте ошибки.

  1. Играл старик скрипку. Пришол к ему знакомый. И сказал брозь скрипку там в лесу.

  2. Сидел старик на пинечке. Он услышал свук, зынь-зынь.

  3. Седел старик на завалинке и играл на скрибке. Пошол старик в лес и ришил пресесть на пинёк.

  4. И видит сторик розбито грозой дериво.

  5. Сидит дет на лафке. Вдруг падходит друг и говарит брось скрипку и бери ружё. Я токашто медведя в лису видел.

  6. Увидел дет пенек и сел на нево. Услышал дет ктото играет хорошо. Стал с пинька и пошол на звук музыки. Увидел разбитое гразой дерево.

  7. Сел дет налафку. Начил играть на своей скрипке. И говортит медветь токойже как я музыкант.

  8. Я ходил цырк. Там были колоны. Потом они своё предтовление законьчили.

  9. Потом на это вилисипед сел ешо один колон.

10. Мы пришли домой и ночили убираца.

8. Нередко школьники пишут слово капитал как копитал, спартакиада как спортокиада, трельяж как трильяж. Как можно объяснить такие написания? На основании какого принципа русской орфографии пишутся эти слова? А каким принципом руководствуются дети?

9. Ребенок, не овладевший нормами русской орфографии, так обозначил дни недели: панидельник, фторник, срида, читверк, пятнитса, субота, васкрисенье.

Чем можно объяснить такие написания? Соответствуют ли они принципам русской орфографии? Исправьте ошибки и объясните, каким принципам соответствует их правильное написание в русском языке?

10. Большинство английских слов пишется в соответствии с традиционным принципом орфографии, то есть слова пишутся так, как произносились много столетий назад.

Существовало множество проектов реформы английской орфографии, но ни один из них не был осуществлен?

Оцените «весомость» следующих аргументов защитников существующей английской орфографии:

- надо сохранять традиции, в этом проявляется уважение к истории нашей страны, к нашим предкам;

- если изменить орфографию, то наши дети не смогут читать Шекспира, Диккенса в подлиннике;

- изменение орфографии будет слишком дорого стоить, так как придется перепечатывать множество книг и документов;

- это создаст много проблем для тех, кто привык читать по существующим правилам и не сможет выучить новые;

- это обеспечивает одинаковое написание многих французских и английских слов, которые англичане и французы произносят совершенно по-разному.

Оцените «весомость» следующих аргументов сторонников реформы английской орфографии:

- если написание будет соответствовать произношению, то английским детям будет легче научиться читать и писать;

- если написание будет соответствовать произношению, то это упростит для иностранцев изучение английского языка;

- во многих словах, написанных в соответствии с произношением, окажется меньше букв, а это поможет сэкономить много бумаги и типографской краски;

- американцы, австралийцы и граждане иных государств, где английский язык является государственным, будут меньше искажать правильное произношение, например, американцы перестанут «уродовать» слова с непроизносимой буквой «r».

11. Большинство итальянских и белорусских слов пишется в соответствии с фонетическим принципом орфографии, то есть слова пишутся по существу так, как произносятся в литературном языке. Однако неоднократно высказывалась мысль о необходимости перейти к орфографии на основе морфемного принципа.

Оцените «весомость» следующих аргументов защитников существующей итальянской (а также белорусской) орфографии:

- при использовании фонетического принципа детям и иностранцам легче научиться правописанию;

- надо сохранять традиции, если наши предки избрали фонетический принцип, то надо уважать их выбор;

- если изменить орфографию, то наши дети не смогут читать классиков белорусской литературы в подлиннике;

- изменение орфографии будет слишком дорого стоит, так как придется перепечатывать множество книг и документов;

- это создаст много проблем для тех, кто привык читать по существующим правилам и не сможет выучить новые.

Оцените «весомость» следующих аргументов сторонников реформы белорусской и итальянской орфографии:

- если правописание, как и в России, будет основано на морфологическом принципе, то нашим детям будет легче изучать русский язык;

- поскольку в нашей стране многие люди используют диалекты, а не литературный язык, то эти люди допускают много ошибок, связанных с различиями в диалектном и литературном произношении.

12. Проанализируйте сочинение умственно отсталого учащегося пятого класса и выполните следующие задания:

  1) найдите ошибки;

  2) определите, в соответствие с какими принципами орфографии пишутся эти слова;

  3) исправьте ошибки. Отредактируйте текст.

Падают листья. Все насикомые спрятались в кару диревьев. Некаторые животные собирают урожай. Все люди соберают гребы. Дети и взрослые ходят на рыбалку. И ище ходят люди на ахоту. И еще люди утепляют дома сараи и канюшни штобы животные незамерзали животные. Медветь приготавливается к зиме.

13. Проанализируйте сочинение умственно отсталого учащегося девятого класса и выполните следующие задания:

  1) найдите ошибки;

  2) определите, в соответствие с какими принципами орфографии пишутся эти слова;

  3) исправьте ошибки. Отредактируйте текст.

Я вышел из дому и шел осений дошдь я пошел в школу и пока я шел я любовался этим временем года. В этот день он покозался мне самым щистливым кабудто я родился заново. Мне на какоето время послышалось што дождь мне штото шепчет ноя так и не понял что он мне сказал и пошел в школу. После школы я вышел и пошел домой а дождь все шол и шол. Пока я шол то заметил что дошдь лил поразному он был сильный и утихал, моросил шол из под земли а потом каббутто его ктото выключил и резка тучи разошлись и выглянула сонце. Мне очень понравилась эта осень и день.

14. Выполните упражнения из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Определите, на какой принцип написания направлено упражнение. Задание: Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Упр. 108. 1) Чужой б...де (...) не смейся, г...лубок (...). (И. Крылов). 2) Вот бегает дв...ровый мальчик. (А. Пушкин). 3) Прозвенел весёлый зв.нок (...), дети заторопились в класс. 4) Ручьи и реки в.сною (...) широко разливаются. 5) Жил ст.рик (...) со своею ст.рухою (...) ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин).

Упр. 114. 1) За г...рами (...), за л...сами (...), за широкими м.рями (...), не на небе - на з.мле (...) жил ст.рик (...) в одном с...ле (...). (П. Ершов).

  2. Взгляни на маленьких с.вят (...) - м...лютки (...) рядышком с.дят (...). (С. Маршак).

  3. Пришёл невод с тр.вою (...) м.рскою (...). (А. Пушкин).

  4. Под голубыми н...бесами (...), великолепными к.врами (...), блестя на солнце, снег лежит. (А. Пушкин).

15. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Определите, на какой принцип написания направлено упражнение. Задание: Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни их написание.

1) Возле гря.ки - две лопа.ки, возле ка.ки - два ведра. 2) После утренней заря.ки мы работали на гря.ке - и поса.ки все в поря.ке, их теперь полить пора! 3) Осыпаясь, пожелтели со.нца ре...кие лучи. 4) На моём око.ке настоящий са...! Крупные серё.ки фуксии висят. 5) Ещё в домах пылают печки и поз...но со.нышко встаёт, ещё у нас по

нашей речке спокойно ходят через лё... . 6) Утю... идёт по простыне, как ло...ка по волне, и оставляет ровный сле... на белом полотне. (Е. Благинина.)

16. Контрольные задания. Вставьте пропущенные буквы. Назовите принцип орфографии. Объясните орфограмму.

  1) Варе.ка, подру.ка , дворня.......... ка, мелочи...ка, деву.ка, деревя.ка, под...ячий, раз.езд, сверх...аполитичный, навзнич..., наотмаш..., бе...телесный, ужас.ный, до.атый, весну...чатый, доблес.ный воин, дилетан.ский, пес.аный, во.аная игрушка, брус.атый тротуар, скворе.ник, ску.ный, серде.ный, дребез.ащий, иску.твенный свет, иску.ный мастер, кос.ный мозг, ко.сный человек, мой сверс.ник, мой ровес.ник, я..ственный случай, я.ство на столе, блес.нуть (о луче), бл.стеть (о луче, солнце), бл...стать (об уме), учас.твовать, чу..ствовать, громко свис.нуть, свис.нуть (украсть), пятибал.ный, выпускной бал., пшеничный колос.., родосский коло., грам.атика, грам.отный человек, груп.а, кристал., тон.а, тон.ель, обез.ян.ичать, помощ.ник, ко.ьба травы, кон.юнктура, проч. уйти, печ. пироги, транс.европейский, двух...ярусный, ад.ютант, изл.жение, недор.сль, подг.ревший, бе.вкусица.

2) Бомбё.ка, тележ.а, побла.ка, лачу.ка, аген.ство, компан.он, павил.он, вес.ма, порт.е, Р.стов, пред.юбилейный, пред.явитель, от.явленный, комп.ютер, из.явленный, пр.бывать за границей, пр...бывать вовремя, пр.одоление пр.пятствий, пр.нарядиться, пр...умножить, пр...украсить, все без пр.крас, пр...красный, пр.земление, пр.знаться в обмане, пр.дать друга, пр.давать значение, пр.кратить это, пр...вязаться к собаке, пр...следовать,   пр.клоняться перед искусством, пр...клонить голову, сверх...зысканный, пост..мпрессионизм, без.нтересный, соч.тание, воз.ми, упасть навзнич., ре...кий, предл.гать, опас.ный, безжалос.ный, праз.ничный, сумато.ный, вя.кий мёд, неснос.ный человек, мя.кий, дер.кий, пром.кать под дождем, бе...кровный, бе...сильный, бе...шумный, бли...сидящий, и...стари, ро.сказни, пре..дипломный, смотреть и...подволь.

3) Сидеть впереме.ку, костя.ка, серде.ный, шос.е, ат.ракцион, тер.аса, пер.он, импрес.арио, бизнесм.н, продюс.ер, ц.плёнок, панц.рь, перебе.чик, изво.чик, програм.а, метал., оп.онент, че.твовать гостя, пром.кашка, ра.чёт, ра.стилаться, с.грать, зам.рать от испуга, эксп.римент, д.фицит, зап.рать дверь, разв.ваться на ветру, прожуж.ать над ухом, мож.евельник, сырое...ка (гриб), завиз.ать, ум.лять друга, ум...лить грехи, просв.щение, торжественное посв.щение, пр...сытиться этим, було.ная, медал.он, неот.емлемая часть, м.р, плен.р, ма.стро, аб.ревиатура, оп.озиция, панц.рь, прив.легия, агрес.ия, компроми., плес.нуть водой, безвес.ный, во.звание, по.делать, пр...страстный, корыс.ный, д.серт, верн.саж, ал.юминий, оперет.а, поэте.а, выр.щенный сад, разг.раться, бли...стоящий, ди...гармония, четырех.ярусный, им.игрант, э.игрант.

4) Замоч.к, письм.цо, солом.нка, монаш.нка, полос.нька, хорош.нький, луж.ца, владел.ца, грузч.к, разносч.к, помощн.к, за.нька, строень.це, плать.це, лис.нька, топл.во, жар.во, переводч.к, вкладч.к, докладч.к, рассказ...ц, дружоч.к, подароч.к, милост.вый государь, правд...вый человек, заботл.вый мальчик, черкес...кий обычай, одес.кий порт, матрос.кий бушлат, ангел...ский характер, январ.ский, монастыр.ский, консул...ский, екатерин.нский, нищ.нский, голланд.кий, никел.вый, нул.вой, жалостл.вый, обидч.вый, бел.ватый, молодц.ватый, ялт.нский, соч.нский, мари...некий, мешоч...к, шалаш...к, сарафанч..к, ул.чка (улица), умн...чка, сем.чко, врем.чко, баб...нька, Лиз...нька, Саш...нька, Зо.нька, солн...шко, пер.шко, своячен.ца, плохое здоровь.чко, переплётч.к, горл.нка, толстолоб...к, тон.нький, ткач.ство, себялюб...ц.

5) Канад...кий, шотланд.кий, аббат...кий, алюмини...вый, натри...вый, коричн...вый, гречн.вый, кокетл.вый, навязч.вый, участл...вый, ворчл.вый, лягуш.чий, кош.чий, угл...ватый, крючк.ватый, син...ватый, угр...ватый, гагар...некий, мытищ...некий, халат...к, колокольч.к, луков...чка, жиж.ца (жижа), тем.чко, стрем...чко, плем.чко, голов...нька, шуб...нька, кис...нька, дев...нька, переклад...нка, виноград...нка, монаш.нка, француж..нка, черкеш.нка, зим.шка, доход...шко, завод...шко, амбар...ще, болот...ще, переводч.к, советч.к, пулеметч.к, застройщик, бомбардировщик, прожорл.вый, плох.нький, калмы.кий, декабр.ский; томит...льный; том.к Блока; толщ...на доски; обжорл.вый; обломовщ.на; обманщ.к; оборонительный; обор...чка на платье; ткан...вый, тонич.ский стих; огурч.к; однотомн.к; одуванч.к; ожерель.це; опричн.на; оглушительный; огароч.к; елец ...кий (г. Елец).

6) Флот...кий завтрак, тка..кий станок, кавказ.кий обычай, узбек...кий кафтан, дач.ный поселок, сан-францис.кий гламур, углич.кий (г. Углич), переулок, бо.вой отряд, Сирен...вый бульвар, он получил тро.чку, юрод...вый, пальт.шко, кресл.це, красав.ца, листоч.к, берёз...нька, па...нька, флейтщ.к, виш.нка, завал...нка, ниц...кий (г. Ницца), крупитч.тый, волгоград.кий, звер.кий, ноябрь...кий, кон...кий, чиновн.чий, заносч.вый человек, череп...чная крыша, Баренц...во море, спас...кий спуск (г.Спасск), сорбон.кий уровень, паломнич.ство, ученич.ство, болот...стая местность, заботл...вый отец, туч.ньки, стол...к, огн.во; огн.вой; овраж.к; в деревне много ласточ.к; обработч.к; обоч.на дороги; образоч.к (образок), обраща.мость механизма; обрез...чный станок; обрыв...стость речи; обугл.вание дров.

7) Развеш.ные по стенам карты; застрел...ный воробей; замеш.ное тесто; замеш.ные в дело свидетели; насто.ный на травах чай; обледе.вший парк; обезлес.вшие пространства; кровен...вшая рана; раста.вший снег; рассе.ный мальчик; обессил.ные люди; раска.вшийся преступник; завеш.ное окно; раскле.ные марки; немысл.ый поступок; неприемл.ый случай; обезнож.вшие лошади; клокоч.щие волны; наве.ные мысли; брезж.ий рассвет; развева.ые ветром флаги; стел.щаяся трава; тяжело дыш.щий ребёнок; всё вид.вший и всё слыш.вший; пиш.щая машинка; состар.вшийся человек; бормоч.щий старик; колебл.мый ветром камыш; исследу.мый район; обещ.ный обед; оглаш.ный список; обтека.мый ответ; оглуш.ный громом; позолоч.ный медальон; определя.мая величина; опечал.вшийся странник.

8) Ненавид.щий меня сосед; непредугадыва.мый результат; знач.щее событие; преумнож.вший результаты учёный; слыш.вший об этом; выздоров.вший ребёнок; он высме.л меня; он завис.л от этого; он леле.л мечту; он завед.вал кафедрой; он вывед.вал тайны; они заклад.вают фундамент; малыш посматр.вал и погляд.вал; это ему удастся; мгла затм.вает небо; я это преодол.ваю; кони обезнож.ли; он остолбен.л; деревни обезлюд.ли; выбер.те и выпиш.те!; я наста.ваю на этом; бесед...вавший со мной; исповед.вавший это; они проповед.вали это; масл.ый блин; брош.ный камень; купл.ный билет; лиш.ный чувства юмора; непуг.ый зверь; спас.ный ребёнок; правле.ый текст; се.ые травы; вял.ая рыба; дра.ая куртка; рва.ая рана; неслых.ный случай; опира.щийся на трость; опаса.щийся грозы; опазд.вающий на работу.

  9) Малохоже...ные тропы; цельнокро...ый костюм; гладкокраш...ый холст; малонош.ый плащ; движ.мый этим чувством писатель; колебл.мый ветром шалаш; стро...щийся дом; утро, бор...щееся с ночью; знач.щий для меня праздник; проверяемое учащимся задание; невидимый самолёт; обвеш.ный оружием воин; обвеш.ные продавцом покупатели; расстрел...ные партизаны; подстрел...ные охотником утки; выкач.ная из бака нефть; выкач.ная из подвала бочка; хол.ые руки; нежд.ное происшествие; чва.ные красавицы; чека.ная монета; асфальтированные дороги; моще.ый тротуар; белё.ые стены; незва.ый гость; конче.ый человек; проще...ое воскресенье; окамен.вшая степь; облед.нелый склон; омещан.вшийся чиновник; опечат.ный кабинет; оплакива.мый всеми; неопроверга.мый факт; оприходов.ный ордер; опустоша.мый всеми.

10) Она околдова.а сказкой; эта история таинстве...а, загадоч.а; следствие запута.о следователем; её хозяйство запуще.о, вещи разброса...ы; бельё собра.о в мешки и разложе.о по полкам; она говорила пута.о, бессвязно; он поступал рассея.о и ветре...о; он выглядел озабоче.о; местность пусты...а; девушка избалова.а вниманием; герои увенча.ы славой; царица несколько идеализирова.а; волосы зачёса...ы набок; проблемы исследова.ы учёными; всё хорошо продума.о и предусмотрело; задача реше.а; напуга.ый зверь; они напуга.ы этим; оклее.ые стены; они были легкомысле...ы; наброше.ый платок; платья наброше.ы на манекен; это мне несвойстве.о; всё было неестестве.о; организова.ый митинг; овчин...ый тулуп; овся.ая каша; окон.ое стекло; опошле.ый анекдот; упроще.ость; опустоще.ость; она опустоше.а и растрое.а..

11) Конопля...ик; плен.ик; труже.ик; поклон...ик; земля...ой; довое.ый; деревя.ый; серебря...ый; пусты...ый; бессеребре.ица; каме.ый; бессо.ица, аттракцио.ый, бесприда.ица, ваго.ый, безветре.ый день; масля...ые краски, ле.ость, полен.ица, утрен.ик, путешестве.ик; мошен.ик, сторонник, преемстве...ость, единомышле.ик, промышле.ник, кожа.ый, туман...ый, истин...ый, песча.ый, гуси.ый, багря...ый, эволюцио...ый, юн.ый, румян...ый, свин.ой, пунктуацио.ый, задолже.ость, привяза.ость, торжестве...ый, ветря.ые мельницы, листве...ица, пута.ица, гости...ица; племян.ик, ветря.ая оспа, соломе...ый; змеи..ый, багря...ый закат, именин...ик, гривен...ик, конница, естестве...ость, смышле.ый; все обессилены и изнеможе.ы; осложне.ая задача; экзамены осложне.ы тестами; люди освобожде.ы.

12) Ороше.ая водой местность; поля ороше.ы и приготовле.ы к севу; прекраще.ый сеанс; работа прекраще.а, она была естестве...на, пламе.ные чувства, естестве...ость; неслыха.ый случай, нечая.ая встреча, исправле.ая рукопись, стекля...ый стакан, конче.ый человек, глаже...ые в ателье брюки, ноше...ый-переноше...ый костюм, стира.ое мамой бельё, платье поноше.о; мощё.ые булыжником дороги, малонаезже...ая трасса, лата...ая-перелата...ая шуба, свежегаше.ая известь, сраже.ый этим человек, они увере.ы в победе, незва.ый гость, рискова...ый проект, выдержа.ое вино, его превосходство общепризна.о, ягоды свежезамороже...ы, ножи заржавле.ы и гряз.ы, сестра намере.а уехать, его дерзость намере.а; ориентирова.ый в этом турист; они ориентирова.ы на это; освещё.ая улица; комната освеще.а; святые места оскверне.ы и поруга.ы.