Русский язык с основами языкознания - А. В Цыганкова 2013


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Основные понятия морфемики

Морфемика - (от греч. morphe - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Морфема - мельчайшая значимая двусторонняя (план выражения + план содержания) единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения).

План выражения (ПВ) - это фонемная оболочка морфемы. Например, ПВ морфемы ХОД - это фонемы [х], [о], [д]

План содержания (ПС) - значение морфемы. Например, значение морфемы ХОД - «передвижение при помощи ног по поверхности почвы».

Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

Морфемы по своей функции делятся на корневые и аффиксальные.

Корневая морфема (корень слова) - главная обязательная часть слова, которая является носителем ядерной части лексического значения слова и общей для ряда однокоренных слов. Корни могут употребляться как самостоятельно (метро, где), так и в сочетании с другими морфемами (книг-а, интерес-н-ый).

Аффиксальные (лат. affixus - прикрепленный) морфемы (аффиксы) являются служебными, они либо конкретизируют лексическое значение слова, либо выражают его грамматическое значение. Если перечень корневых морфем языка бесконечен, то перечень аффиксальных морфем языка может быть представлен в виде закрытого списка.

Морфемы могут быть классифицированы по месту в структуре слова (по отношению к корню), по функции, по материальной выраженности, по продуктивности, по свободе функционирования.

По позиции в структуре слова относительно корня могут быть выделены следующие типы морфем.

Префикс (приставка) - аффикс, занимающий в слове положение перед корнем (приход, вылететь, подоконник, сдача).

Суффикс - аффикс, расположенный после корня (пис-а-тель, уч-и-ть, лес-ок, кось-б-а).

Постфикс - аффикс, расположенный в слове после окончания (смею-сь, улыбаешь-ся, встань-те).

Интерфикс - аффикс, служащий для соединения морфем (чаще - корневых) в слове (пар-о-воз, дерев-о-обрабатывающий, каш-е-вар).

Конфикс (циркумфикс) - комбинированный аффикс, состоящий из префикса и постфикса, выступающий в тесном структурном единстве (на-уш-ник, при-морь-]-э, раз- бежать-ся, под-снеж-ник, со-труд-ник).

Флексия (от лат. flexio - сгибание, изгиб; окончание) - изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения при словоизменении (склонении, спряжении) и указывающая на отношение данного слова к другим в предложении (красив-ый человек - красив-ая девушка - красив-ое решение - красив-ые глаза). Флексия не входит в основу слова, т. о. основа выделяется путем вычета окончания из словоформы.

Аффиксоид - корневая морфема, выступающая в функции аффикса: префикса (префиксоид) или суффикса (суффиксоид). Примеры суффиксоидов: -вод- (оленевод, птицевод, овощевод); -вед- (краевед, искусствовед, книговед, природовед, языковед); - мер- (глубомер, шагомер, водомер); -мет- (водомет, газомет, миномет, гранатомет); -воз- (панелевоз, нефтевоз); -рез- (камнерез, хлеборез); -ед- (кожеед, яйцеед).

Примеры префиксоидов: пол-/полу- (полдень, полутень, полумесяц); еже- (ежедневный, ежегодный); сверх-   (сверхчеловек, сверхспособности); супер-

(суперважный), мета- (метаязык); гипер- (гипертонус); гипо- (гиподинамия).

По функции аффиксы делят на словообразовательные и формообразующие.

Словообразовательные (деривационные) аффиксы уточняют лексическое значение корня и служат для создания новых слов (лес > лесник, петь > запеть, работа > безработный). Деривационные аффиксы являются структурными элементами основы слова.

Формообразующие аффиксы выражают грамматическое значение слова, служат для создания словоформ (леси -лес-а -лес-у, пе-ть - пе-л-и, листа -лист-j-а) и не входят в состав основы слова.

По материальной выраженности морфемы могут быть материально выраженными и нулевыми. Корневая морфема всегда материально выражена, аффиксальные могут быть и материально выраженными (в дом-ик-е, жи-л-и, ум-н-ые, люд-и) и нулевыми. Нулевая морфема выделяется при сопоставлении словоформы с соотносительными словоформами, имеющими в своём составе материально выраженные аффиксы того же типа (дом-а -дом-а - дом-у; хорош-а - хорош-а - хорош-и; шел-а - шл-а;

По продуктивности в образовании слов аффиксы делят на живые и мертвые. Мертвые аффиксы выделяются только с помощью этимологического анализа (суффикс - р- в слове ста-р-ый, приставка су- в слове су-пруг; суффикс -т- в словах си-т-о, жи-т-о).

Живые аффиксы, имеющиеся в современной системе словообразования и формообразования, подразделяются на три вида:

  - продуктивные - регулярно производящие новые слова и формы и легко выделяемые в составе слова (-тель-: уч-и-тель, пис-а-тель, чит-а-тель; -ик-: нос-ик, стол-ик, карандашик; на-: на-писать, на-рисовать, на-варить; до-: до-читать, до-есть)

  - малопродуктивные - редко производящие новые слова и формы, но выделяемые при словообразовательном анализе;

  - непродуктивные - не производящие новых слов и форм, но выделяемые в составе слова (среди приставок: пра-бабушка, су-мрак, па-водок; среди суффиксов: пе-тух, пуст-ырь, ход-атай, плак-с-а, порос-ль, жен-их, по-вод-ырь, желт-изн-а, кол-о-ть, син-ев-а, теплынь).

По свободе функционирования морфемы делятся на свободные и связанные.

Свободными считаются те морфемы, которые способны функционировать самостоятельно, т. е. совпадают с основой хотя бы в одной словоформе. Свободными могут быть только корневые морфемы (рук-а, много рук-□; красив-ый, красив-□; ид-у). К связанным относятся все аффиксальные морфемы и некоторые корневые (жул-ик, жуль- нича-ть, жул-j-о; об-у-ть, раз-у-ть, об-у-вь; тур-изм, тур-ист; изол-ирова-ть, изол-яци-я, изол-ятор).

Основа слова - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение. В изменяемых словах основа определяется как часть слова без формообразующего аффикса (рук-а, песн-я, больш-ой, хорош-а, умн-ый, работа-л-□, с- дела-л-□). В неизменяемых словах основа равна слову: пальто, ввысь. В некоторых случаях основа может быть прерывистой. Примеры прерывистых основ:

  - глагольные формы, содержащие постфикс -ся/-сь (трудящ-ие-ся);

  - основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то, -либо, -нибудь (как-ой-то, как-ая-нибудь);

  - основы некоторых сложносоставных существительных (диван-а-кроват-и, в школ-е- интернат-е);

  - основы сложных числительных (сем-и-десят-и, восьм-и-сот).

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными являются основы, которые состоят из одной морфемы - корня (дом-□, ум-□, жёлт-ый). Производными являются основы, в составе которых кроме корня выделяются словообразовательные аффиксы (хлеб-н-ый; пере-лет-□; на-дом-н-ый). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

2. Основные понятия словообразования

Словообразовательная мотивация - это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых определяется через значение другого (нос> носик - маленький нос, читать> читатель - тот, кто читает).

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое - мотивированным. Мотивированным считается слово, обладающее следующими признаками:

  а) мотивированная основа характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью (дом> домовой, рисовать> перерисовать);

  б) мотивированное слово, характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. его значение определяется через другое слово (кормить <давать корм; аккуратист <аккуратный человек; учитель <тот, кто учит);

  в) если все компоненты значений слов тождественны, но слова относятся к разным частям речи (например, в парах «глагол> существительное, обозначающее действие по этому глаголу»: резать> резьба, выходить> выход, думать> дума; «прилагательное> существительное, обозначающее признак»: белый> белизна, тихий > тишь) мотивированным считается существительное;

  г) слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально (например, существительное корабел (разг.) мотивировано прилагательным корабельный, а не наоборот, несмотря на большую формальную сложность прилагательного).

Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница - мотивирующее, а по отношению к слову учить - мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить> учитель> учительница.

Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, подсинивание - слово 4 ступени мотивированности: синий> синить (1)> подсинить (2)> подсинивать (3)> подсинивание (4).

Словообразовательная пара - минимальная единица словообразовательного гнезда, два ближайших слова в словообразовательной цепочке (производящее слово —> производное слово: белый> белить, белить> побелить).

Словообразовательное гнездо - это совокупность однокоренных слов, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации. Исходным словом гнезда является немотивированное слово. Гнездо можно охарактеризовать как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово.

  Пример словообразовательного гнезда:

друг —>

дружок —>

дружочек



дружище




дружный —>

дружно



дружеский —>

дружески —>

по-дружески


дружить —>

дружиться —>

подружиться

Мотивированное слово всегда включает мотивирующую основу и словообразовательный формант.

Словообразовательный формант - это наименьшее в формальном и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех средств, которыми данное мотивированное слово отличается от мотивирующих (желтый> желток> желточек> желточный; желтый> желтоватый> желтоватость; желтый> желтуха> желтушка; желтый> желтеть> пожелтеть> пожелтени]э).

Словообразовательный тип - это схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических единиц, характеризующаяся следующими признаками:

  а) общностью части речи мотивирующих слов;

  б) общностью словообразовательного форманта;

  в) общностью словообразовательного значения.

Словообразовательное значение - то общее значение, которое отличает все мотивированные слова данного типа от их мотивирующих, носителем словообразовательного значения является формант.

Примеры словообразовательных типов: 1) глаголы прыгнуть, свистнуть, толкнуть принадлежат к одному и тому же словообразовательному типу, так как они: а) мотивируются глаголами прыгать, свистеть, толкать; б) имеют общий формант - суффикс -ну-; в) имеют одинаковое словообразовательное значение однократности действия; 2) существительные писатель, читатель, мечтатель относятся к одному словообразовательному типу, т. к. а) мотивируются глаголами писать, читать, мечтать; б) имеют общий формант - суффикс -тель-; в) имеют одинаковое словообразовательное значение: тот, кто выполняет действие, названное производящим глаголом.

Словообразовательные типы отличаются друг от друга степенью регулярности и продуктивности.

Словообразовательная система языка — совокупность словообразовательных типов языка, а также совокупность словообразовательных гнезд.

Способ словообразования — более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая ряд типов, характеризующихся одним и тем же видом форманта (например, префикс, суффикс, постфикс).

3. Способы словообразования

Все способы словообразования в русском языке объединяются в две группы: неморфологические способы, когда производящая и производная основы равны друг другу, и морфологические, когда производная основа отличается от производящей словообразовательным формантом.

Неморфологические способы словообразования

Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором слово, уже существующее в языке, приобретает новое лексическое значение, т. е. расщепляется на два или более слова-омонима (кулак — кисть руки, сжатая для удара, кулак — эксплуататор; бабка — то же, что бабушка, бабка — надкопытный сустав ноги у животных, бабка — одна из парных частей токарного станка, бабка — несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом; палата - помещение и палата - учреждение; долг - задолженность, долг - обязанность; живот - жизнь, живот - часть тела).

Лексико-синтаксический способ — это образование новых слов в результате сращения слов в процессе длительного употребления в языке (сумасшедший <с ума сшедший, тяжелораненый <тяжело раненный, четыреста <четыре ста, наконец <на конец, сейчас <сейчас, сегодня <сегодня, быстрорастворимый <быстро растворимый, умалишенный <ума лишенный, долгоиграющий <долго играющий).

Морфолого-синтаксический способ словообразования заключается в переходе слов из одной части речи в другую часть речи (прилагательные запятая, булочная, лесничий, столовая, дежурный, горничная, больной перешли в имена существительные; причастия заведующий, отдыхающие, смотрящий, мороженое, командированный перешли в существительные; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги; причастия следующий, данный, определенный перешли в местоимения; существительные караул! батюшки! ужас! перешли в междометия; наречия мимо, рядом стали предлогами).

Морфологические способы словообразования

Морфологическое словообразование является наиболее продуктивным в развитии лексического запаса современного русского языка. Основные виды морфологического словообразования - это аффиксация, безаффиксный способ словообразования и сложение.

Аффиксация - самый продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента - аффикса. Существуют следующие виды аффиксации: суффиксальный, префиксальный,   суффиксально-префиксальный, постфиксальный.

Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса (зим-н-ий, уч-и-тель, лес-ок, далек-о, ходь-б-а).

Префиксальный способ словообразования (префиксация) выражается в прибавлении к производящей основе префикса (не-красивый, в-верх, а-логичный, на-рисовать, переплыть).

Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе суффикса и префикса (т. е. конфикса): (под-окон-ник, на-рукав-ник, за-урал-j-[э], из-далек-а, за-облач-н-ый, по-русски).

Постфиксальный способ словообразования (постфиксация) осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса, т.е. аффикса, стоящего после флексии. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь (загореть-ся; причешу-сь); местоименные и наречные — -то, -либо, -нибудь (что-то, кто-либо, какой-нибудь, где- то, как-нибудь).

Постфиксальный способ является особенно продуктивным только для глаголов и представлен тремя вариантами:

  - префиксально-постфиксальный (писать —> рас-писать-ся),

  - суффиксально-постфиксальный (нужда —> нужд-а-ть-ся),

  - префиксально-суффиксально-постфиксальный   (мигать —> пере-миг-ива-ть-ся).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются с грамматической точки зрения: префиксы образуют слова только той же части речи, к которой принадлежит производящее слово, т. к. присоединяются ко всему слову (прилагательное —> прилагательное: умный> пре-умный, глагол> глагол: варить> с-варить, наречие> наречие: далеко> не-далеко, ); суффиксы могут образовывать слова и той же и другой части речи, т. к. присоединяются к основе слова: (существительное> существительное: друг> друж-ищ-е, существительное> прилагательное: рука> руч-н-ой, глагол> существительное: плавать> плава-ниj-[э]).

Сложение (чистое сложение) - это такой способ морфологического словообразования, при котором новое слово образуется путем объединения двух и более основ или слов (теплоход, самолетостроение, кинотеатр, диван-кровать), при этом опорный (последний) компонент равен целому слову, а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу. Чистое сложение характеризуется следующими признаками: а) наличием интерфикса о и е (соединительной гласной): властолюбие, кровеносный, кровообращение; б) закрепленным порядком компонентов; в) единым основным ударением, преимущественно на опорном компоненте: первоисточник, лесостепь, слепоглухонемой, баснописец.

Сложение может быть и без интерфикса: царь-пушка, школа-интернат, трехъярусный, стокилограммовый, пятилетие, сорокаметровый, микроэлемент.

Возможно образование нового слова путем одновременного сложения и суффиксации (иногда нулевой), такой способ словообразования называется сложно-суффиксальным, суффиксально-сложным или смешанным (железобетонный, земледелиjэ, канатоходец, ).

Аббревиация - это способ образования имен существительных - аббревиатур, при котором используется несколько мотивирующих слов, но во внимание принимаются не их полные основы, а произвольно взятые части мотивирующих слов: завхоз, спецкор, ОТВ. Существует несколько структурных типов аббревиатур:

  - сочетание начальных слогов - слоговая аббревиация: деффак, профком;

  - сочетание начальной части слова и целого слова: стройматериалы, зарплата, сбербанк, студкомитет;

  - сочетание начальной части слова с формой косвенного падежа другого слова: завкафедрой, замминистра;

  - инициальная аббревиатура: а) из начальных букв мотивирующих слов: МЧС, РФ, СНГ, ЦРУ, УрГПУ; б) из начальных звуков мотивирующих слов: вуз, ИСО, УБРиР, НАТО, ЮНЕСКО.

4. Изменения в морфемной структуре слова

В процессе исторического развития языка в морфемной структуре слова происходят различные изменения, вызванные рядом причин. Во-первых, изменяются лексические значения производящего и производного слов. Например, в современном русском языке слова крыло и крыльцо (крыло - часть тела животных и крыльцо - часть дома) не соотносятся, а в древнерусском языке они соотносились (крыльцо - маленькое крыло). Следовательно, слово крыльцо было мотивированным и членимым, а сейчас считается непроизводным.

Во-вторых, происходит изменение звукового состава слов. Слова поволока, наволочка, обволакивать, оболочка, облако являются однокоренными, но их морфологическая структура в современном языке различна: по-волок-а, на-волоч-к-а, об-волак-ива-ть - производные слова; а слова облак-о, оболочк-а непроизводные вследствие утраты звука [в].

В-третьих, происходит выпадение из словаря (устаревание) соотносительных производных основ или родственных слов. Сейчас слова рубаха, лебедка, ямщик, кольцо, колесо являются непроизводными, но раньше они имели производящую основу: руб (кусок ткани)> рубаха, лебедь (вал с колончатой рукоятью)> лебедка, ям (остановка на дороге)> ямщик, коло (круг)> кольцо, колесо.

В-четвертых, морфологическая структура продуктивных слов языка <оказывает влияние на морфологическое строение непродуктивных слов. Так, слово зонтик сейчас рассматривается как членимое (зонт-ик) под влиянием продуктивной модели (столик <стол, носик <нос), раньше оно воспринималось как не членимое (заимствовано из голландского языка, где zondek буквально «покрышка от солнца»).

Наиболее распространенными видами исторических изменений состава слово являются опрощение, переразложение, усложнение основы.

Опрощение - изменение в морфемной структуре слова, в результате которого ранее членимая основа становится не членимой. Основа слова успешный сейчас состоит из двух морфем (успеш-н) и рассматривается как производная от основы успех. Ранее же это слово членилось на большее количество морфем: спех - спешный> успех - успешный, т. е. основа слова успешный состояла из приставки у-, корня спех- и суффикса -н. Также опрощению подверглись такие слова, как дворец, красный, позор, т.к. утратили связь по значению со словами, от которых были образованы: двор> дворец, краса> красный, зоркий> позор. Слова льгота, лепесток, булыжник, нужный, колыбель, наука подверглись опрощению из-за исчезновения производящих основ: льзя> льгота, лепест> лепесток, булыга> булыжник, нужа> нужный, колыбать (колыхать, баюкать)> колыбель, ука (учение)> наука.

Переразложение - это перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то Так, в слове живность с точки зрения современных словообразовательных связей выделяется суффикс -ность, так как вышло из употребления прилагательное живный, от основы которого было образовано существительное. Прежнее членение жив-н-ость заменилось членением жив-ностъ. Слово лежбище сегодня имеет один суффикс -бищ-, т. к. словообразовательные связи выглядят таким образом: лежать> лежбище (леж-бищ-е); но первоначальное членение было иным (леж-б-ищ-е), т. к. словообразовательная цепочка была следующей: лежать> лежба> лежбище.

Можно сравнить эту цепочку со следующей: стрелять> стрельба> стрельбище (стрель-б-ище). В слове стрельбище не произошло переразложение, т. к. слово стрельба не устарело. Другие примеры переразложения: сейчас слово обязанности делится на морфемы так: обяз-а-нн-ост-и, а ранее - об-вяз-а-нн-ост-и; сейчас слово порочный делится на морфемы так: пороч-н-ый, а ранее - по-роч-н-ый.

Усложнение - это процесс, в результате которого ранее непроизводная основа превращается в производную.

Примером могут служить слова зонтик и фляжка. Оба эти слова - заимствованные, одно из голландского языка (zondek), другое из польского (flaszka), следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные по аналогии с русскими словами (стол - столик, нож - ножик, рука - ручка), ранее не членимая основа начала члениться (зонт-ик, фляж-к-а) и, как следствие, были образованы слова зонт и фляга.

Такие изменения произошли со словами агитация, апробация, адаптация. Они были заимствованы русским языком как слова непроизводные. Однако с появлением в русском языке родственных глаголов на -ировать эти слова стали вычленять в своем составе корень и суффикс -ациj-: адапт-ациj-а - адапт-ирова-ть, апроб-ациj-а - апроб-ирова-ть, агит-ацj-а - агит-ирова-ть. Греческое по происхождению слово анархия, которое имело непроизводную основу (анархиj-а), в связи с появлением в русском языке родственных слов (анарх-ист, анарх-ическ-ий, анарх-ичн-ый и др.) приобрело основу, членимую на корень анарх- и суффикс -иj-.

Примером усложнения может служить слово колика «колющая боль, резь в боку». Сегодня существительное рассматривается как производное от глагола колоть, но генетически восходит к греческому kolike «болезнь толстой кишки», французское colique «болезнь толстой кишки», немецкое Kolik «колющая боль».

Методические рекомендации при изучении темы

1. Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися специальной (коррекционной) школы. Для того чтобы ребенок овладел знаниями, умениями и навыками по грамматике и орфографии, необходимо, чтобы у него к этому возрасту сформировались первоначальные языковые обобщения. Это значит, что учащийся должен чувствовать морфемный состав слова, значимость каждой его части (приставки, корня, суффикса, окончания). Но в результате отсутствия у детей языковых обобщений возникает разрыв между уровнем речевого развития и изучаемым в школе материалом.

2. Уже в начальной школе дети выполняют практические упражнения в слово- и формообразовании слов, обозначающих предметы, действия и признаки; знакомятся с родственными словами и упражняются в их слвообразовании.

3. Знакомство с некоторыми понятиями морфемики и словообразования начинается в 4 классе. Дети знакомятся с понятиями корень и родственные слова, выполняют упражнения на словообразование и формообразование. В 5 классе расширяются знания о составе слова. В 6 классе усложняется материал по словообразованию, а также формообразованию существительного и прилагательного. Программа 7 класса предусматривает повторение темы о составе слова.

4. В 5-9 классах орфографические правила изучаются в связи с грамматической теорией, например, безударные гласные в корне слова рассматриваются в связи со словообразованием.

Контрольные вопросы

1. Что изучает морфемика?

2. Дайте определение морфемы. Сравните морфему с фонемой и лексемой. На чем основано вычленение морфемы.

3. Дайте классификацию морфем по разным основаниям.

4. Как обнаружить нулевую морфему? Приведите пример.

5. Что изучает словообразование?

6. Раскройте понятие «словообразовательный тип». Приведите примеры словообразовательных типов.

7. Что такое «словообразовательное гнездо»? Опишите какое-либо словообразовательное гнездо (исходное слово, словообразовательные цепочки, степени

мотивированности, словообразовательные типы), взяв пример из «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова.

8. В чем состоит различие между морфологическими и неморфологическими способами словообразования?

9. Охарактеризуйте морфологические способы словообразования (назовите тип форманта, проанализируйте морфологические особенности производящего и производного слов).

10. Охарактеризуйте неморфологические способы словообразования (сравните производящую и производную основы, проанализируйте морфологические особенности производящего и производного слов).

11. Назовите причины исторических изменений в морфемной структуре слова.

12. Приведите примеры исторических изменений в морфемной структуре слова (используйте «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской).

13. Раскройте основные методические рекомендации к изучению темы.

Упражнения

1. Выделите в данных словах корень. Подберите такие однокоренные слова, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

  Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос, город, рождение, умирать.

2. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Как вы думаете, какие слова вызовут у детей затруднение?

Задание: Прочитай, выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Лес, лесной, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница. Лёд, ледочек, ледок, ледяной, ледник, сосулька, след.

3. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Как вы думаете, какие слова вызовут у детей затруднение?

Задание: От данных слов образуй родственные слова, которые были бы другими частями речи, запиши. Поставь ударение.

Образец. Свет (сущ.) - светлый (прил.) - светлеть (гл.).

  Цвет, краска, соленый, грустный, пахнуть, мерить.

4. Выделите основу и окончание в следующих словах. Охарактеризуйте основу (производная - непроизводная, сплошная - прерывистая).

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, улыбалась, три, вниз, трехсот, школа-интернат, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, квартира-музей, заячий, синий, индиго, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее, какие-то, метро.

5. Распределите слова на группы: с нулевым окончанием, с материально выраженным окончанием, без окончания.

Благополучно, ручей, синей, дверей, поскольку, дольку, мамин, свечей, растворив, играя, новая, вскользь, изморозь, заморозь, рыбий, синий, преподаватель, плен, стен, лишений, заячий, отцовский, моль, вдоль, поля, сидя, тиски, жалюзи, хорош, окно, метро, давно, рощ, солнце, певуче.

6. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Какие теоретические сведения должен знать ученик, прежде чем выполнять это задание?

Задание: Из данных слов выпиши только те, что стоят в начальной форме. На какие три группы их можно разделить? Выдели в словах основы и окончания.

Пишу, газета, дневником, подходить, великолепный, дожди, умывать, строчка, древняя, вылепил, сторону, погладить, утреннее, спокойные, конец, обложка.

7. Выделите суффиксы в словах. С помощью Русской грамматики-80 определите значение суффиксов и подберите другие слова с таким же по значению суффиксом. Объедините слова в словообразовательные типы.

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, перевозка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, духовность, лужица, усушка, старик, головастик, фокусник, работник, шляпка (гриба), свидетельница, пловчиха, богиня, гусыня, лобик, божество, лакомство, бешенство, куколка (насекомого), стряпуха, наследник, царица, развалюха, оленуха, трусость, виноградник, равенство, ушица, соседушка, морковка, земляничка, братец, морозец, показуха, типчик.

8. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Объсните, как найти в слове суффикс. Как вы думаете, какие слова вызовут у учащихся затруднения?

Задание: Спиши слова, разбери их по составу. Какие суффиксы ты выделил?

1) Снежок, снежинка, подснежник, снегурка, снежный. 2) Кружок, круговой, кружить, округ. 3) Замораживать, мороз, морозить, размораживание.

9. Выделите в словах приставку. С помощью Русской грамматики-80 определите значение приставок и подберите другие слова с такой же по значению приставкой. Объедините слова в словообразовательные типы.

Антициклон, архиплут, демонтаж, контратака, контрмера, предыстория, подгруздь, антифашист, подоснова, присказка, подворотник, прабабушка, праязык, праистория, предыстория, дезинфекция, предубеждение, призвук, пригород, проамериканец, проректор, правнук, субсчет, подвид, субтитры, суперфильтр, ультразвук, экстракласс, асимметрия, протопоп, беспорядок, антистресс, подкласс, соавтор, бездействие, прототип.

10. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Что должны знать учащиеся о приставке и предлоге? Какие трудности ждут школьников при выполнении упражнения? Как вы будете объяснять правило, регламентирующее написание приставок и предлогов? Какие способы проверки существуют?

Задание: Прочитай слова. Раскрывая скобки, определи, где в скобках стоит часть речи (предлог), а где - часть слова (приставка). Запиши слова в два столбика. Выдели корни.

(По)солил, (с)солью, (от)нёс, (от)носа, (от)винтил, (от)винта, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (у)летел, (у)лётчика, (с)резать, (с)резьбой, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка.

11. Выделите в словах конфикс (единство приставки и суффикса). С помощью Русской грамматики-80 определите значение конфиксов и подберите другие слова с таким же по значению конфиксом. Объедините слова в словообразовательные типы.

Безделье, Зауралье, безумный, наземный, бездетный, наконечник, безлюдье, нагрудник, улов, обмылок, опилки, предгорье, приморский, безденежье, бездумный, безвылазный, изредка, захламить, Закавказье, по-английски, безработица, врассыпную, обезрыбить, предплечье, впустую, заново, придворный, снова, засветло, по-свойски, беспрерывный, свысока, вприсядку, издалека, удой, напольный, пригородный, подснежник, затенить, изредка, обезлесить, огарок, искоса, преддверие, безвкусица, замертво, издавна, подрамник, бездарный, бессмыслица, наручный, обезжирить, слева, по-дружески, вслепую, вразбивку, издавна.

12. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. Найдите слова, образованные с использованием конфиксов. Подберите слова с такими же конфиксами. Как вы будете работать над этим упражнением в школе?

Задание: Прочитай слова. Разбери слова по составу, пользуясь таблицей.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

перестрелка

пере-

-стрел-

-к-

  Пригорок, зимушка, переход, волна, перестрелка, перелётные.

13. Сделайте полный морфемный разбор данных слов по плану:

  - разделите слова на морфемы;

  - определите тип морфемы (корневая - аффиксальная);

  - если корневая, то определите лексическое значение, укажите, свободным или связанным является корень;

  - если аффиксальная, то укажите тип аффикса: по месту в слове, по функции (словообразовательная / формообразующая); по материальной выраженности; по продуктивности;

- при наличии формообразующего аффикса определите его значение;

  - при наличии словообразовательного аффикса определите его значение с помощью Русской грамматики-80.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление.

14. Сравните морфемный состав следующих пар слов.

Ножом - потом, стеной - домой, вобрать - водить, ободрать - обонять, косточка - ласточка, отобрать - отоварить, отворить - отварить, лоскут - пекут, гнёт (сущ,) - гнёт (гл.), знать (сущ.) - знать (гл.), спел (прил.) - спел (гл.),

15. Выделите словообразовательные гнезда, расширьте их.

  1) Безводный, водитель, водянистый, наводнение, паводок, поводок, переводчик.

  2) Годичный, непригодность, годовалый, година, годиться.

  3) Пахать, пахнуть, пахота, запах, запахивать.

  4) Носилки, носик, переносица, переноситься, заносчивый.

  5) Морской, уморить, лукоморье, заморыш.

  6) Топка, потоп, топливо, топтать.

16. Выполните упражнение из учебника по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. На какие теоретические сведения об однокоренных словах опирается это упражнение? Объясните лексическое значение каждого слова.

Задание: Прочитай пары слов и объясни, почему они не являются однокоренными.

Вода, водит; гора, горел; дело, делил; носовой, носит; роса, рослый.

  Слова для справок: горка, пригорок, горный; водил, заводил; делал, деловой; водичка, водяной водный; выносил, носилки; рос, вырос, росток; нос, носик; росинка, росистый; сгорел, подгорел, загорел; разделил, поделился.

17. Разделите слова на группы в зависимости от способа морфологического образования (префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, безаффиксный, сложение).

Подберезовик, кладовка, законодатель, предгорье, бумажник, пылесос, вузовец, глубь, силач, саратовец, малышка, самокритика, бодрость, ультразвук, заболеваемость, укол, достижение, маслобойка, неприятель, прицеп, северо-восток, антициклон.

Сверхзвуковой, митинговать, строптиво, распрекрасный, студентка, притерпеться, синь, отход, сенокос, правнучка, беззвучный, диван-кровать, беднота, законный, понятливый, где-нибудь, зелень, горгаз, вуз, побойчее, недолет, раскол, по-кошачьи, ИСО, доверху.

18. Распределите слова на группы в зависимости от способа неморфологического образования (лексико-семантический, морфологосинтаксический, лексико-синтаксический).

Раненый, столовая, край (крайний) - край (краевой), мостовая, пирожное, умалишенный, тотчас, коса (косить) - коса (косичка), многоуважаемый, мороженое, нижеподписавшийся, благодаря (за помощь) - благодаря (помощи), труднопроходимый, дежурный, дикорастущий, отдыхающие, учащийся, (живет) рядом - рядом (с домом), звезда (планета) - звезда (человек), быстрорастворимый, бабка (бабушка) - бабка (сустав ноги у животных) - бабка (несколько снопов сена) - бабка (часть токарного станка), сейчас, не смотря (на меня) - несмотря (на плохую погоду), долг (задолженность) - долг (обязанность).

19. Распределите в две группы: 1) родственные слова и 2) формы одного и того же слова.

Красный, краснеть, красное, краснуха, краснота, красноватый, красна. Земля, землистый, земли, землею, земляной, земелька, заземлить. Новый, новь, нов, новинка, обновить, новейший, новизна, новы. Дом, домик, домовой, дома, домище, к дому, домоводство. Полный, полнеть, полон, полнота, заполнение, полная. Вода, водица, (много) вод, водяной, наводнить, воды, водопровод.

20. Сделайте морфемный и словообразовательный анализ слов.

Использование, предполагаемый, непринужденно, перевоплощать, пешеходный, вооруженный, второстепенный, обучение, переподготовка, предназначение, приблизительный, разносторонний.

21. Проанализируйте примеры изменений в морфемной структуре слова

  (Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Этимологический словарь русского языка).

Снегирь, воздух, восток, забор, запад, ненастье, мохнатый, вкус, дворец, красный, льгота, нужный, весло, дар, пир, мыло, рубаха, крыльцо, мешок, дар, басня, шило, баян, перчатка, брак, сокровище.

Живность, удилище, отворить, веснушка, женственный, мельница.

Зонтик, анархия, фляжка.

22. Проанализируйте примеры детских неологизмов из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». Определите словообразовательный тип. Назовите причины детского словотворчества.

  1) Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:

  - Ты хотела бы быть моей дочкой?

  Она ответила ему величаво:

  - Я мамина и больше никовойная.

  2) - Мама, я такая распутница!

  И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

  3) - Вы и шишку польете?

  - Да.

  - Чтобы выросли шишенята?

  4) - Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие!

  5) Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, пышущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

  - Огонь и огонята! Огонь и огонята!

  6) Увидел картину с изображением мадонны:

  - Мадонна с мадонёнком.

  7) - Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала...

  8) - Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато!

  9) Лялечку побрызгали духами:

  - Я вся такая пахлая,

  Я вся такая духлая.

  И вертится у зеркала.

  - Я, мамочка, красавлюсь!

  10) Все семейство поджидало почтальона. И вот он появился у самой калитки.

  Варя, двух с половиной лет, первая заметила его.

  - Почтаник, почтаник идет! - радостно возвестила она.

  11) Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

  - Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

  12) Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

  13) Трехлетняя Ната:

  - Спой мне, мама, баюльную песню!

  14) Мама ласкает четырехлетнего сына:

  - Ах ты, мусенька, дусенька, пусенька.

  Сын:

  - Мама, не кривляй русский язык!

  15) Жили-были царь и царица, а у них был маленький царёныш.

  16) Математический спор двух четырехлетних соперников:

  - Я на четвереньках умею.

  - А я на пятереньках.

  - А я на шестереньках.

  - А я на семереньках.

  - А я...

  К счастью, дальше семи они не умели считать. Дошли бы до тысячеренек.

  17) Мама, скомандуй: "К нырьбе приготовиться!"

  18) - Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы.

  19) - Мама, смотри, петух без гребеха.

  20) - В окне на Литейном вот такая игруха!

  21) - Уй, какую мы нашли сыроегу!

  22) Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала в испуге:

  - Мама, мама, какой ползук

  23) Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, приговаривала:

  - Вот притонула, а вот и вытонула!

  24) Двухлетнюю Сашу спросили:

  - Куда ты идешь?

  - За песочком.

  - Но ты уже принесла.

  - Я иду за ещём.

  25) Трехлетняя Мура вбежала ко мне и сказала:

  - Мама просит мазелин!

  26) Буся (неизвестного мне возраста) метко обозвал бормашину зубного врача больмашиной, причем любопытно, что дети из детского дома, которым пришлось побывать у дантиста, дали бормашине то же прозвище.

  27) Вентилятор у ребенка - вертилятор.

  Паутина - паукина.

  Пружинка - кружинка.

  Милиционер - улиционер.

  Буравчик - дырявчик.

  Экскаватор - песковатор (потому что выгребает песок).

  28) Маленькая Ира, подметив, что запонки являются исключительной принадлежностью папы, переименовала их в папонки:

  - Папочка, покажи твои папонки.

  30) - Часы часикают.

  - Ай, я задверил руку!

  - Отскорлупай мне яйцо.

  - Замолоточь этот гвоздик.

  - Я защёкала свою карамельку!

  - Ой, меня крапива накрапивила

  - Червячее яблоко.

  - Жмутные туфли.

  - Взбеситая лошадь.

  - Дочкастая мамаша.

  - Зоопарченный сторож.

  - Грозительный палец.

  - Пугательные сказки.

  - Сверкастенький камушек.

  - Молоконная кастрюля.

  - Какой окошный дом!

  - Какой песок песучий!

  - Вся кровать у меня крошкинная.

  - Что ты мне даешь слепитые конфеты?

  - Зубовный врач.

  31) - У нас электричество тухлое.

  - Жульничная я, все равно как мальчишка.

  - Брызгучая вода.

  - Насмарканный платок.

  - Лопнутая бутылка.

- Ты, мама, у меня лучшевсехная!

  - Это рыбижирная ложка?

  - Я не хочу эту сумку: она вся дыркатая.

  - Этот дом высокей нашей почты.

  - Почему у ящерицы людины пальцы?

  - Наше радио очень оручее.

  - Уж лучше я непокушанная пойду гулять.

  - Исчезлая собака.

  - Клевачий петух.

  - Раздавитая муха.

  32) - Креслые ноги.

  - Моя чашка такая блистенькая (блестящая и чистенькая сразу). - Я поломою (мою полы).

  - Где же твоя волосетка? (сетка для волос).

  - Я безумительно люблю кисанек! (безумно плюс изумительно).

  - Смотри, какая жукашечка ползет! (жук плюс букашечка).

  - Кочегарка - жена кочегара?

  - Судак - это которого судят?

  - Начальная школа - это где начальники учатся?

  - Раз они пожарные, они должны делать пожар, а тушить пожар должны тушенники!

  - Почему сверчок? Он сверкает?

  - Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.

  - Почему ты говоришь: тополь? Ведь он же не топает.

  - Почему ты говоришь: ногти! Ногти у нас на ногах. А которые на руках - это рукти.

  - Почему ты говоришь: рыба клюет? Никакого клюва у ней нет.

  - Почему разливательная ложка? Надо бы наливательная.