Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011

Словообразование
Словообразовательная производность (мотивация)

Терминологический словарь: мотивировать (мотивация), производить (производность), типы мотивации: переносная / прямая, периферийная / основная, однонаправленная, сопровождающая / основная, единственная / неединственная, опосредствованная / непосредственная, ступень мотивации, словообразовательная цепочка.

Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Словообразовательно мотивированные — это такие слова, значение и звучание которых обусловлены в современном языке другими однокоренными словами (мотивирующими, или производящими). Мотивированные слова осознаются как образованные от мотивирующих слов: стол - столик ’маленький стол’, белый - белеть ’становиться белым, белее’. Значение и звучание словообразовательно немотивированных слов (стол, белый) не обусловлены в современном языке другими однокоренными словами; они не осознаются как образованные от других слов.

Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации.

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо а) определяется через значение другого (дом — домик (маленький дом), победить — победитель (тот, кто победил), либо б) тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бежать — бег, белый — белизна, быстрый — быстро).

Однокоренные слова, у которых названных свойств (например, домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Мотивированным (производным, дериватом, П2) признается слово, обладающее следующими признаками:

1) При различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью: горох — горошина, бежать - выбежать.

2) При различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, которое характеризующееся большей семантической сложностью, т. е. то, значение которого определяется через другое слово: химия — химик (тот, кто занимается химией), художник - художница (женщина-художник).

3) В разных частях речи при одинаковом значении:

ü в парах «глагол — существительное, обозначающее действие по этому глаголу» (косить - косьба, дуть - дутьё, выходить - выход, атаковать - атака), «прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак» (красный - краснота, синий - синь) мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного;

ü в паре «прилагательное — наречие» мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью (см. признак 1): смелый - смело, но вчера - вчерашний.

Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница — мотивирующее, а по отношению к слову учить — мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить → учитель → учительница.

Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности. Например, устарелость — слово IV ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

старый стаIреть устаIIреть устарIIIелый устаIVрелость.

Слово второй, третьей и т. д. ступени мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но и другими предшествующими словами. Например, слово накрахмалить, входящее в цепочку крахмал крахмалить накрахмалить, мотивируется не только глаголом крахмалить, но и существительным крахмал. Аналогично прилагательное преподавательский мотивируется не только словом преподаватель, но и словом преподавать.

Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией, а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, — опосредствованной мотивацией. Из двух мотиваций 1) крахмалить - накрахмалить; 2) крахмал - накрахмалить — первая является непосредственной, а вторая — опосредствованной.

Слово может мотивироваться одновременно несколькими словами, отличающимися от него одинаковым количеством формантов. Такие мотивации могут быть названы неединственными, например:

    неравный

      → неравенство

    равенство

Все остальные мотивации — единственные.

Слова, имеющие неединственные мотивации, могут относиться либо одновременно к разным способам словообразования, либо к одному и тому же способу словообразования. Так, слово неравенство может рассматриваться и как префиксальное, будучи мотивированным словом равенство, и как суффиксальное, будучи мотивированным словом неравный. Слова типа проверка, починка, мотивированные как глаголами сов. вида (проверить, починить), так и глаголами несов. вида (проверять, починять), являются только суффиксальными (суфф. -к-).

Неединственные мотивации делятся на сопровождающие и основные. Мотивации словами определенной структуры, никогда не бывающие единственными, могут быть названы сопровождающими. Так, мотивация какого-нибудь слова наречием на всегда сопровождает мотивацию прилагательным:

    глупый

     → глупить

    глупо

Мотивации, которые могут быть единственными, называются основными. Такова, например, мотивация прилагательными существительных со значением помещения типа холодная, кондитерская, большая часть которых имеет сопровождающую мотивацию существительными.

Отношения производности всегда двуплановы, но однонаправленны — от производящего слова к производному. Производящее слово включается в производное материально и семантически. Выразителем структурно-семантической зависимости производного слова от производящего является формант, например, в глаголе запеть приставка за-, в существительном каменщик суффикс -щик. Он одновременно выступает и как показатель направления производности, поскольку отсутствует в производящем и представлен только в производном.

Словообразовательные отношения в отличие от лексических носят не индивидуальный, а групповой характер, т.е. повторяются во всех парах, входящих в один словообразовательный тип, имеют свойство воспроизводимости. Ср.: дядя : дядин = мама : мамин = папа : папин; смотреть: посматривать = глядеть : поглядывать = ходить : похаживать.

Семантика производного включает значение производящего. Ср.: брызгать и побрызгивать ‛время от времени слегка брызгать’; думать и подумывать ‛время от времени слегка думать’; болеть и побаливать ‛время от времени слегка болеть’ и т.п. Эти словарные определения раскрывают лексические значения производных глаголов. Они отражают индивидуальную семантику каждого слова с помощью отсылки к значению производящего глагола.

Все приведённые (и им подобные) глаголы объединяются в один словообразовательный тип, выражая общее для них словообразовательное значение ‛время от времени и с небольшой интенсивностью совершать действие, названное мотивирующим глаголом’ при помощи одного и того же форманта — префикса по- и суффикса -ива- /-ыва-).

Словообразовательно мотивированные слова всегда находятся в отношениях непосредственного контакта. В такой контакт вступают только члены словообразовательных пар.

Словообразовательные мотивации делятся на основные и периферийные, прямые и переносные (Е. А. Земская). При основной мотивации основное (номинативное) значение производящего обычно целиком входит в семантику производного: дом — дом-ик ‛маленький дом’; учитель — учи-тель-ствоватъ ‛выполнять работу учителя’. При периферийной мотивации семантический элемент, общий для производящего и производного, в семантической структуре производного является периферийным, необязательным: полковник — ‛тот, кто командует значительным воинским подразделением, в т.ч. полком’; госпитализировать — ‛помещать в любую больницу, в т.ч. в госпиталь’.

При прямой мотивации значение производных слов вытекает из прямого значения производящих: школа — школьник, белый — белить. Переносная мотивация делится на два подвида: на реальные и ассоциативные переносные мотивации.

Реальная переносная мотивация характерна для производных, значение которых восходит к переносному значению базового слова: обезьянничать ‛подражать кому-н., передразнивать кого-н., подобно обезьяне’; петушиться ‛вести себя задорно, подобно петуху’.

Ассоциативная переносная мотивация характерна для пар типа школьник ‛ученик школы’ — школьничать ‛шалить, баловаться, вести себя, подобно шаловливому школьнику’, а не ‛вести себя, как школьник (т.е. ходить в школу, учить уроки и т. п.)’. Сема ‛шаловливость’ не входит в значение слова школьник, но ассоциируется с этим понятием. Ср. также: цыган — цыганить и т.п.

Вопросы:

1. Что такое словообразовательная мотивация?

2. Назовите основные виды мотивации.

3. Что такое ступень мотивации?

Задания: 1. Докажите, что данные примеры иллюстрируют неединственные мотивации: атлетический, педагогический, невежливость, переобучение, вредительство, багажник, безбилетник, бег, синонимический, капризничать, обрадоваться, рассердиться, страшновато, несложно, премило, распрекрасно.

2. Составьте словообразовательные пары, цепочки от этих мотивирующих слов: лес, стоять, любить, красивый, человек, студент, ходить, солнце, учить, час, дружить.

3. Укажите тип мотивации между словами: мода → модный, сложно → несложно, космос → космонавт, кусок → кусочничать.

4. Определите, где П1 и П2, покажите направление мотивации: химия — химик, смелый — смело, сегодняшний — сегодня, мужество —мужественный, петушок — петух — петушиный, законный — законно — закон, весенний — по-весеннему — весна — весной, доброта — добрый — добрейший — добренький — добряк — добрячок — добродушный.