Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011
Словообразование
Морфонологические явления в словообразовании
Терминологический словарь: состав производящей базы, словообразовательные средства, чередования гласных и согласных звуков, перемещение ударения, усечение производящей основы, наложение морфем, интерфиксация.
Морфонологические явления — изменения в составе производящей базы или словообразовательного средства, которые возникают при образовании деривата для устранения нежелательных сочетаний звуков. К морфонологическим явлениям относят чередования гласных и согласных звуков, перемещение ударения, усечение производящей основы, наложение морфем, интерфиксацию. В итоге происходит взаимоприспособление производящей основы и словообразовательного аффикса. Морфонологические явления не затрагивают смысловых отношений между П1 и П2 .
Чередования звуков могут наблюдаться на стыке морфем (на морфемном шве) или внутри морфемы. Например: друг — друж-ить, лён — льн-ян-ой, раздева-лк-а — раздева-лоч-ка.
Примеры чередований:
1) «заднеязычный (г, к, х) // шипящий (ж, ч, ш)»:
г//ж — нога → ножка,
к//ч — рука → ручка,
х//ш — сухой → сушить;
2) «парный твёрдый // парный мягкий»:
б//б’ — лоб → лобик,
в//в’ — новый → обновить,
д//д’ — гордый → гордиться,
з//з’ — заноза → занозить и т.д.;
3) «губной согласный (б, п, в, ф, м) // губной согласный + л’ (бл’, пл’, вл’, фл’, мл’)»:
в’//вл’ — осчастливить → осчастливленный,
м//мл’ — Рим → римлянин и т.д.;
4) другие виды чередований согласных:
с//ш — высокий → вышина,
ц//ч — заяц → заячий,
ск//щ — тоска → тощища,
з’//г’ — князь → княгиня,
д’//жд’ — водить → вождение
т’//ч — светить → свечение,
з//т’ — склероз → склеротик и т.д.;
5) «гласный // нуль звука» и «нуль звука // гласный»:
—//е — игрушка → игрушечка,
е//— — лев → львёнок,
о//— — лоб → лбище,
и//— — читать → чтение,
—//о — вилка → вилочка и т.д.;
6) «гласный // гласный»:
у//о — сухой → сохнуть,
и//о — надзирать → надзор и т.д..
Кроме того, в словах может наблюдаться историческое чередование звукосочетание «-им-, -ин- // гласный -а-, -я-»:
взимать → взять,
отжимать → отжать,
разнимать → разнять.
Ударение. Подвижности и разноместность русского ударения позволяет использовать его как словообразовательное средство. Ср.: синий и синеватый, синева, синить, синяк, синенький, синеглазый; бедный и бедноватый, беднота, бедняк, беднеть, обеднить и др. производные слова отличаются от своих производящих не только наличием тех или иных словообразовательных аффиксов, но и ударением.
Ударение не является самостоятельным словообразовательным средством. Оно обычно выступает как один из компонентов форманта.
Усечение производящей основы — морфонологическое явление, в котором при образовании производного слова убирается конечная часть (фонемы или группы фонем) производящей основы. Например:
самб(о) → самбист,
кенгур(у) → кенгурёнок,
Сухум(и) → сухумский,
чит(ать) → чтец,
кат(аться) → каток,
конкрет(ный) → конкретизировать.
Наложение (интерференция, аппликация) морфов — морфонологическое явление, состоящее в соединении тождественных отрезков расположенных рядом морфов. Например:
сосн(а) + -няк → сосняк (сос(н)няк),
лилов(ый) + -оват(ый) → лиловатый (лил(ов)оватый),
пальто + -ов(ый) → пальтовый (пальт(о)овый).
В зависимости от степени «общности» отрезка различают наложение полное (физик(а) + -ик → физик; физ(ик)ик) и частичное (такси + -ист → таксист; такс(и)ист).
Интерфиксация — морфонологическое явление, заключающееся в том, что между двумя морфами вставляется незначимый отрезок, устраняющий нежелательные сочетания звуков. Например:
пе(ть) + (в) + -ец → певец,
кофе + (й) + -н(ый) → кофейный,
Америк(а) + (ан) + -ск(ий) → американский,
Ялт(а) + (ин) + -ск(ий) → ялтинский.
Нередко образование производного слова сопровождается несколькими морфонологическими явлениями. Например:
шишк(а) + -к(а) → шишечка (чередование —//е в корне, чередование согласных (к//ч) на стыке корня и суффикса),
медведь + (ат) + -ин(а) → медвежатина (чередование согласных на стыке корня и суффикса (д’//ж), интерфиксация).
В некоторых случаях возможна неединственная интерпретация явлений морфемного шва. Например, образование прилагательного смоленский от основы имени Смоленск посредством суффикса -ск- может быть объяснено двояко:
— суффикс присоединяется к усечённой основе (Смолен(ск) + -ск(ий) → смоленский);
— происходит полное наложение суффикса на конечную часть производящей основы (Смоленск + -ск(ий) → смолен(ск)ский).
Вопросы:
1. Что изучает морфонология?
2. Какие морфонологические явления вам известны?
3. Приведите примеры чередования фонем.
4. Что такое морфемный шов?
5. Когда возникают морфонологические преобразования?
6. Что такое усечение производящей основы? Приведите примеры.
7. Что такое наложение морфем? Приведите примеры.
8. Где наблюдаются чередования в словах?
9. Перечислите наиболее частотные чередования гласных и согласных звуков корнях.
10. Почему в русских словах перемещается ударение?
Задания:
1. Какие морфонологические явления в данных словах вы видите:
глухой — оглушить, пианино — пианист, сиреневый — сиреневатый, друг — дружить, белить — выбелить, длинноволосый, забота — заботливый, сосна — сосняк, палец — беспалый.
2. Образуйте дериваты от этих слов с изменением ударения в их словообразовательной паре: весна, хороший, читать, действие, веселый, шум, почта, молодой, учить, мороз, среда.
3. Найдите непосредственные мотивирующие слова этих дериватов и выпишите чередующиеся гласные звуки: орлиный, бой, посылка, по-медвежьи, прибрежный, выбор, отзыв.
4. Найдите непосредственные мотивирующие слова этих дериватов и выпишите чередующиеся согласные звуки: географический, белеть, морячок, отважный, очищение, ладошка, подношение.