Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011

Словообразование
Словообразовательное значение

Терминологический словарь: производящая (мотивирующая) основа, производная (мотивированная) основа, формальная и семантическая сторона словообразования, словообразовательный формант.

Отношения между производными и производящими словами можно рассматривать с двух сторон: с формальной и с семантической. На основании сопоставления семантики П1 (производящего, мотивирующего слова) и П2 (деривата) устанавливается словообразовательное значение. Это тот семантический компонент, которым отличается П2 от П1. Например, волейболист — «игрок в волейбол» и волейболистка — «женщина-волейболист»; моргать — «часто поднимать и опускать веки» и моргнуть — «совершить то же действие, но только один раз».

Семантика дериватов волейболистка и моргнуть по сравнению с семантикой производящих слов волейболист и моргать включает в себя дополнительные семантические компоненты — значение женскости (волейболистка) и значение однократности (моргнуть). Такие же дополнительные семантические компоненты можно выделить и в семантике других производных слов с теми же словообразовательными формантами. Ср.: баскетболистка, футболистка, хоккеистка, теннисистка и крикнуть, толкнуть, стукнуть и др. следовательно, словообразовательное значение имеет обобщенный характер, и при его выявлении не учитываются конкретные лексические значения слов.

Словообразовательное значение (СЗ) — это типизированное соотношение производящего и производного. Оно выражается при помощи словообразовательного форманта. Так, слова баянист, гитарист отличаются от своих П2 баян, гитара семантическим компонентом «лицо». Это СЗ выражается при помощи форманта -ист.

Словообразовательное значение — это комплексное явление, которое определяется:

·  значением части речи мотивирующего слова;

·  значением словообразовательного форманта;

·  значением части речи мотивированного слова.

 Рассмотрим глагол краснеть. Он мотивирован прилагательным красный (элемент признака), образован с помощью суффикса -е- (имеющего значение «приобретать признак») и имеет стандартный компонент значения глагола — процессуальность, поэтому словообразовательным значением глагола краснеть будет «становиться красным». Производные горошина, снежинка, виноградина имеют словообразовательное значение «единичность»; производные запеть, закукарекать имеют словообразовательное значение «начало действия».

Словообразовательное значение «лицо - производитель действия, названного мотивирующим глаголом»

существительные муж. и общ. р. с суффиксами:

·  -тель/-итель [Здесь и далее косой чертой разделяются морфы одного и того же суффикса] : преподавать - преподава-тель «тот, кто преподает что-н.», победи-тель «тот, кто победил кого-н.», учитель, читатель, слушатель, мечтатель, житель, хранитель, водитель, нарушитель; спасти - спас-итель; некоторые из таких слов могут обозначать также (наряду с лицом) учреждение, организацию, осуществляющие данное действие: наниматель, отправитель, получатель, заготовитель;

·  -ник/-еник: работать — работ-ник, наследовать — наслед-ник, заступник, шутник, клеветник; учиться — уч-еник, труженик, путешественник;

·  -щик/-чик: обмануть — обман-щик, регулировщик, прицепщик; лёт-чик, обходчик, резчик, разносчик, перебежчик;

·  -льщик: носить — носи-льщик, рисовальщик, обжигальщик, курильщик, болельщик (разг.);

·  -ец: льстить — льст-ец, читать — чт-ец, лжец, продавец, пловец, гребец, певец, борец;

·  -лец: страдать — страда-лец, скиталец, владелец, кормилец, жилец;

·  -ун: бегать — бег-ун, прыгун, лгун, шалун, опекун; разг.: хвастун, ворчун, хлопотун, говорун; то же в названиях животных — производителей действия: грызун, скакун;

·  -ок: играть — игр-ок, ездок, ходок, седок, стрелок, знаток;

·  -арь: печь — пек-арь, лечить - лек-арь, писарь, пахарь;

·  -атор (орфогр. также -ятор)/-итор: экзаменовать — экза-мен-атор, реставрировать — реставр-атор, организатор, агитатор, рационализатор, комментатор, репетировать — репет-итор;

·  -ор (орфогр. также -ёр): танцевать — танц-ор, дирижировать —дириж-ёр, режиссёр, гравёр, дублёр, контролёр, паникёр, ревизор, инструктор, корректор, редактор;

·  -ант (орфогр. также -янт/-ент: эмигрировать — эмигр-ант, оккупант, консультант, симулянт; ассистировать — ассист-ент, конкурент, оппонент, рецензент, претендент;

·  (а): запевать — запева-л-а, приставала, заправила, ловчила (все - разг.);

·  (а)/-шк(а): выскочить — выскоч-к-а, лакомка, зазнайка, недоучка, тараторка; разг.: притворяться — притворя-шк-а, замара-шк-а;

·  -яг(а): бродить — брод-яг-а; разг.: работяга, трудяга, деляга;

·  -ак(а), орфогр. также -як(а): служить — служ-ак-а, кривляка, писака, вояка, гуляка (все - разг.).

Продуктивны в этом значении суффиксы -тель, -ник, -щик, -льщик, -атор, а в разговорной речи - -ун, -л(а), -к(а), -яг(а) и -ак(а).

СЗ «лицо женского пола — производитель действия» имеют существительные жен. р. с суффиксами:

·  -ух(а): стряпать — стряп-ух-а «женщина, которая стряпает пищу» (разг.), щебетуха (разг.);

·  -ушк(а): болтать — болт-ушк-а, вертушка, хохотушка (все - разг.);

·  -лк(а): гадать — гада-лк-а, сидеть (при больном) — сиделка;

·  -e|j|- (в словах на -ея): шить — шв-ея, ворожить —- ворожея.

Из этих суффиксов проявляют некоторую продуктивность -ух(а) и -ушк(а).

СЗ «неодушевленный предмет (орудие, машина, устройство, приспособление), производящий действие или предназначенный для совершения действия»

существительные с суффиксами:

·  -тель: рыхлить — рыхли-тель «орудие для рыхления», предохранитель, истребитель (самолет), двигатель, распылитель, глушитель, нагреватель, проигрыватель;

·  -ник: разменять разменник «автомат для размена денег», отстойник, подъёмник;

·  -щик/-чик: буксировать — буксиров-щик (судно), бомбардировщик (самолет), перехватчик (самолет), передатчик, подборщик (устройство); счет-чик (прибор);

·  -льник: будить — буди-льник, паяльник, умывальник, кипятильник, холодильник;

·  -ак: резать — рез-ак, черпак, лежак;

·  -ок: скрести — скреб-ок, каток (машина), бить (ударять) — боёк, движок, манок;

·  -атор (орфогр. также -ятор): вибрировать — вибр-атор, конденсатор, резонатор, вентилятор, ретранслятор;

·  -ор (орфогр. также -ёр, -ер): планировать «плавно снижаться в воздухе» — план-ёр, транспортёр, стартёр «устройство для запуска двигателя», компостер;

·  -лк(а): молотить — молоти-лк-а, сеялка, точилка, зажигалка, открывалка (разг.), мигалка, коптилка;

·  (о): точить — точи-л-о, покрывало, поддувало;

·  (а)/-шк(а)/-ушк(а): загородить — загород-к-а, заколка, подпорка, тёрка, отвёртка; крыть — кры-шк-а, покрышка; колотить — колот-ушк-а, хлопушка, ловушка, кормушка, побрякушка;

·  -к(и)/-лк(и)/-унк(и): плавать — плав-к-и, подтяжки; носить — но-си-лк-и, прыгалки; ползать — полз-унк-и.

СЗ «место действия, названного мотивирующим глаголом»

существительные с суффиксами:

·  -льн(я): купаться — купа-льн-я «место, где купаются», спальня;

·  -лищ(е): учить — учи-лищ-е, хранилище, вместилище, жилище;

·  -лк(а): париться — пари-лк-а, раздевалка, курилка (все - разг.);

·  -j- (слова сред. р. на -ье): зимовать — зимов-ье, гнездовье, кочевье.

Продуктивны в этом значении суффиксы -льн(я), -лищ(е) и -лк(а).

Словообразовательное значение «действие или состояние, названное мотивирующим глаголом»

существительные с суффиксами:

·  -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|-/-и|j|-, варианты: -|н'j|-/-|eн'j|-/-|т'j|-/-|j|- (слова сред. р. на -ние, -ение, -тие, -ие и на -нье, -енье, -тье, -ье): рисовать — рисова-ние, молчание, наказание, формирование, доигрывание, пение, горение; ходить — хожд-ение, носить — ношение, ослабить — ослабление, напасть —нападение, спасти — спасение, вращение; принять — приня-тие, развитие, отплытие, прибытие; доверять — довер-ие, содействовать — содействие, соответствие, отсутствие;

·  (а)/-овк(а)/-ёжк(а): резать — рез-к-а, стричь — стрижка, задержка, браковка, рубка, варка, стыковка, расклейка;

·  -аци|j|- (орфогр. также -яци|j|-; слова жен. р. на -ация, -яция): реализовать — реализ-ация, деградировать — деградация, стилизация, эвакуация, симуляция, идеализация, фальсификация;

·  -ств(о)/-еств(о)/-телъств(о): баловать — балов-ств-о, воровство, притворство, производство, превосходство; бродяжничать — бро-дяжнич-еств-о, кустарничество; вмешаться — вмеша-тельств-о, ручательство, разбирательство;

·  -аж (орфогр. также -яж): массировать — масс-аж, инструктаж, монтаж, тренаж, хронометраж, дубляж;

·  -ёж: платить — плат-ёж, грабёж, кутёж;

·  (я)/-отн(я): хлопотать — хлопот-н-я, суетня, грызня (все - разг.), резня; бегать — бег-отн-я, толк-отн-я, трескотня (все - разг.);

·  -от(а): дремать — дрем-от-а, зевота, рвота, ломота, хрипота, пахота;

·  (а): бороться — борь-б-а, стрельба, ходьба, косьба, пальба, дружба, служба, женитьба, пастьба;

·  (а): добыть — добы-ч-а, разда-ч-а, выда-ч-а, отда-ч-а;

·  -ыш: проиграть — проигр-ыш, наигрыш, розыгрыш;

·  (и)/-лк(и): нападать — напад-к-и, помин-к-и; догонять — дого-ня-лк-и, прятаться — прят-к-и.

Вопросы:

1. Что такое П1 и П2 основы?

2. Благодаря чему появляются новые СЗ?

3. Что такое СЗ?

Задание. Попытайтесь определить СЗ у данных слов: строитель, выключатель, учительница, пепельница, поигрывать, наедаться, синеватый, слонёнок, столик, домище,студенчество.