Морфемика и словообразование современного русского языка - Литовкина А.М. 2011
Словообразование
Система синхронного словообразования
Комплексные единицы
Терминологический словарь: иерархическая система языка, комплексные единицы системы синхронного словообразования, словообразовательная пара, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма (СП), словообразовательное гнездо (СГ), словообразовательная категория, словообразовательный тип (СТ), словообразовательная модель, способ словообразования.
Русское словообразование представляет собой особую открытую и иерархическую подсистему языка. Оно постоянно пополняется новыми производными словами. Основной и простейшей единицей синхронного словообразования является производное слово. Производное слово входит в состав более сложных комплексных единиц. Комплексными единицами системы синхронного словообразования являются: словообразовательная пара, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательная категория, словообразовательный тип, словообразовательная модель, способ словообразования.
Словообразовательная пара — комплексная единица словообразовательной системы, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например:
играть → игрок,
чёрный и белый → чёрно-белый,
рисовать → нарисовать,
лес → лесок,
иностранная фирма → инофирма,
шуметь → расшуметься,
выше указанный → вышеуказанный,
белый → белить,
регулировать → регулировщик,
чернила → чернильница,
писать → переписать,
красавица → раскрасавица и т.п.
Словообразовательная цепь — это более сложная, чем словообразовательная пара, комплексная единица синхронного словообразования. Она представляет собой ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной производности, когда каждое предыдущее слово является мотивирующим для последующего:
грамота → грамот-н-ый → грамотн-ость → не-грамотность;
конфета → конфет-к-а → конфет-оч-к-а.
производящее −−−−− производное
слушать → слуша-тель → слушатель-ниц-а
производящее −−−−−−− производное
Словообразовательная цепь отражает ступенчатый характер русского словообразования. Она может включать разное количество однокоренных слов и объединять слова разных частей речи. Начальным звеном цепи является непроизводное слово, которое называется вершиной цепи (производящая база), остальные ее компоненты располагаются на разных ступенях словообразования. На каждой ступени к производящей базе прибавляется новый словообразовательный формант (аффикс): камень → камен-е-ть → о-каменеть → окамене-л-ый → окаменел-о.
Словообразовательная парадигма (СП) — совокупность производных слов, имеющих одну и туже производящую базу и находящихся на одной ступени словопроизводства.
снеж-инк-а тигр-иц-а
снеж-н-ый тигр-ёнок
снег → снег-ов-ой тигр → тигр-ин-ый
снеж-ок тигр-ов-ый
СП объединяет слова разных частей речи, но в нее не входит слово, которое является производящим для всех членов парадигмы, как, например, слова снег и тигр.
! Все члены парадигмы равноправны, семантически независимы друг от друга. Они связаны только через семантику П1.
СП имеет постоянный член (производящая база) и переменные члены (деривационные аффиксы). Члены одной СП противопоставляются друг другу своими словообразовательными значениями (СЗ):
виноград-ин-а — «единичность»
виноград-ник — «место»
виноград → виноград-арь — «лицо»
виноград-н-ый — «признак»
Словообразовательное гнездо (СГ) — совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом — через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда непроизводное, остальные слова — производные.
Образец словообразовательного гнёзда
Исходное слово «губерния».
губе´рн(и-я) [ губерниj-а ] |
||
губерн-а´тор губерна´тор-ш-а (I) |
||
губерна´тор-ств-о |
||
губерна´тор-ск-ий |
||
губерна´тор-ствова-ть |
||
(II) |
||
вице-губерна´тор вице-губерна´тор-ск-ий |
||
(III) |
||
генера´л-губерна´тор |
||
генера´л-губерна´тор-ств-о |
||
(IV) генера´л-губерна´тор-ск-ий |
||
губе´рн-ск-ий |
СГ — это упорядоченная отношениями производности совокупность всех однокоренных слов.
Приведем еще один пример фрагмента СГ с начальным словом (вершиной) враг:
враж-ий
вражеск-и
враг → враж-еск-ий →(2)
по-вражеск-и враждебн-о (3)
(1) вражд-ова-ть → вражд-— -а → вражд-ебн-ый → враждебн-ость
В этом гнезде представлены как словообразовательные цепи, например: 1, 2, 3 и др., так и словообразовательные парадигмы: враг → вражий, вражеский, враждовать; вражеский → вражески, по-вражески; враждебный → враждебно, враждебность.
В гнезде отражается ступенчатый характер русского словообразования: происходит последовательное подчинение одних слов другим, например:
горох видеть
горош-ин-а у-видеть
горошин-к-а увидеть-ся
Вершина СГ — непроизводное слово, а все остальные слова производные. Все слова гнезда связаны корневой морфемой — носителем лексического значения.
По объему СГ делятся на три типа: нулевые, слаборазвернутые и сильноразвернутые.
Нулевое гнездо состоит из одного слова — вершины, при которой нет производных, например: апостроф, гуашь, артикль, бифштекс. Такие слова не включаются в словообразовательные словари.
Слаборазвернутое гнездо состоит из двух слов — вершины и только одного производного, например: нашатырь — нашатыр-н-ый, мачта — мачт-ов-ый, марля — марл-ев-ый.
Сильноразвернутое гнездо включает в себя три и более слова. Такие гнезда могут иметь десятки и сотни дериватов, например, гнездо с вершиной дать объединяет 320 слов, гнездо с вершиной делать — 342 слова.
Словообразовательный тип (СТ) — это крупная комплексная единица словообразовательной системы, занимающая в ней центральное место. Синхронная система словообразования представляет собой совокупность всех словообразовательных типов, существующих в современном русском языке.
В один СТ объединяются производные слова (П2):
— образованные на базе производящих слов одной и той же части речи,
— имеющие один и тот же словообразовательный аффикс,
— обладающие одним и тем же словообразовательным значением.
Например, в один СТ входят глаголы попеть, поиграть, потанцевать и т.п. Они образованы на базе глаголов с помощью одной и той же приставки по- и выражают одно и то же СЗ — «совершение действия в течение некоторого (недлительного) времени». Другой СТ образуют слова на-играть-ся, на-плакать-ся, на-мыть-ся. В третий СТ входят глаголы раз-ыграть-ся, рас-плакать-ся, рас-петь-ся и т.п.
В словообразовательные типы объединяются производные слова (дериваты) каждой части речи.
Примеры СТ имен существительных:
пляс(ать) — пляс-ун, прыг(ать) — прыг-ун, бег(ать) — бег-ун и др.,
дом — дом-ик, сад — сад-ик, двор — двор-ик и др.,
тип — под-тип, раздел — под-раздел, класс — под-класс и др.
Примеры СТ имен прилагательных:
калин(а) — калин-ов-ый, рябин(а) — рябин-ов-ый, сосн(а) — сосн-ов-ый и др.,
волк — волч-ий, лис(а) — лис-ий, рыб(а) — рыб-ий и др.,
Примеры СТ наречий:
честн(ый) — по-честн-ому, душевн(ый) — по-душевн-ому и др.,
тро(е) — в-тро-ём, четвер(о) — в-четвер-ом, пятер(о) — в-пятер-ом и др.
Каждая часть речи обладает определенным набором словообразовательных типов.
Таким образом, словообразовательная система — это совокупность словообразовательных типов языка. Так, все СТ имен существительных составляют систему словообразования этой части речи.
Производные слова (П2) объединяются также по общности корня. Эти объединения составляют словообразовательные гнёзда (СГ). Пример фрагмента СГ: белый — беленький, беловатый, белёсый, беляк, белизна, белеть, побелеть, белить, выбелить, забелить, отбелить, перебелить и др.
Каждое производное слово СГ относится к определенному СТ. В одном гнезде взаимодействуют СТ разных частей речи. Для каждой части речи характерная своя система СГ.
Итак, в системной организации словообразования важную роль играет словообразовательный тип, который выступает как основная системообразующая единица.
Система словообразования основных частей речи
Совокупность СТ
Совокупность СТ
гнёзд
Совокупность СТ
частей речи
СГ нареч.
СГ глаг.
СГ прил.
СГ сущ.
Нареч.
Глаг.
Прил.
Сущ.
Словообразовательная модель. В одном и том же СТ могут находиться слова, производство которых сопровождается различными морфонологическими явлениями. Такие разновидности словообразовательного типа называются словообразовательными моделями (модель — от лат. modulus, франц. modele — в значении «образец»).
Словообразовательная модель — это схема построения производных слов одного и того же словообразовательного типа, учитывающая морфонологические особенности образования П2. Словообразовательная модель обязательно характеризуется следующими признаками:
— частью речи производящей базы,
— формантом,
— деривационным значением.
Слова одного и того же СТ могут производиться по разным моделям. Например, прилагательные (Adj), образованные от собственных существительных (S), СТ Adj ← S + s (-ск-) относятся к нескольким словообразовательным моделям:
1) с чередованием конечных согласных и без чередования: Оренбург — оренбурж-ск-ий, Калуга — калуж-ск-ий // Владивосток — владивосток-ск-ий;
2) c наложением морфов и без наложения: Курск — курск-ий, Иркутск — Иркутск-ий // Воронеж — воронеж-ск-ий, Тамбов — тамбов-ск-ий;
3) с помощью интерфикса и без него: Новгород — новогород-ск-ий, Псков — псков-ск-ий // Орёл — орл- /ов/-ск-ий, Чита — чит-/ин/-ск-ий.
Словообразовательная категория (СК) — это совокупность производных слов, объединенных общностью словообразовательного значения. При этом форманты могут быть различными. В СК объединяется ряд словообразовательных типов.
В качестве примера словообразовательной категории можно привести категорию имен существительных, обладающих значением «производитель действия, названного производящей основой», образуемых разными суффиксами от основ глагола. В эту категорию входят существительные с суффиксами -тель: отправи-тель, получа-тель; -ец: бор-ец, твор-ец; -ун: бег-ун, крик-ун; -щик: нормиров-щик, сортиров-щик и т. п.
Вопросы:
1. Как вы понимаете выражения «иерархическая система языка», «комплексные единицы»?
2. Перечислите основные комплексные единицы синхронного словообразования. Объясните их значение, приведите собственные примеры.
Задания: 1. Из предложения выпишите дериваты, укажите производящее слово. В зимнем прохладном воздухе повсюду кружились крошечные серебряные снежинки.
2. Постройте словообразовательные цепочки для данных производных: переосмысливать, наслушаться, похолодать, наиумнейший, снеговик, выписка, отчёт, учительская (тетрадь).