Современный русский язык. Морфология - Захарова Е.П. 2014


Глагол

Глагол — одна из основных частей речи, противопоставленная имени, с общекатегориальным значением процессуальности. Это значение морфологически выражается в глагольных категориях вида, залога, наклонения, времени, лица, а также числа и рода. Категории вида и залога — классифицирующие категории, характеризуют все формы глагола, остальные категории — словоизменительные — проявляются только в спрягаемых формах.

Глагол обозначает любое действие (физическое, интеллектуальное и др.), состояние, признак предмета как процесс: красить, мыслить, говорить, звенеть, спать, волноваться, зеленеть.

Основная синтаксическая функция глагола - функция сказуемого.

Глагол отличается сложной системой грамматических форм. Его парадигма включает 1) инфинитив как исходную форму; 2) спрягаемые формы, показывающие изменение глагола по наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам (в настоящем и будущем времени), родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), и числам; 3) атрибутивные (неспрягаемые) формы: причастие и деепричастие. Всего около 130 форм.

Инфинитив (неопределенная форма) — это начальная, исходная, словарная форма. Она называет действие, процесс безотносительно к лицу, числу, времени и наклонению, поэтому имеет только постоянные грамматические признаки: значение вида (решать - решить), залога (доставлять письма - действительный залог, доставляться почтальоном - страдательный залог); спряжение, словоизменительный класс; лексико-грамматический разряд (глаголы возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, личные и безличные, способы глагольного действия).

Инфинитив имеет свои формальные показатели: окончания -ть, -ти, -чь: читать, говорить, нести, беречь.

Синтаксические функции инфинитива различны. Он может выступать в роли любого члена предложения: Достоинством его было умение общаться (несогласованное определение); Прошу передать это письмо (дополнение); Он вышел освежиться (обстоятельство цели); Промолчать было самым разумным (подлежащее); Завтра нам переезжать в город (главный член односоставного предложения); Тебе не следует сегодня опаздывать (в составе главного члена безличного предложения). Однако, прежде всего,

инфинитив входит в состав сказуемого: Ян продолжал репетировать пьесу; Мог говорить об этом часами; Он начал служить новому правительству и др.

Основы глагола, образование глагольных форм.

У подавляющего большинства глаголов выделяется две основы: основа инфинитива и основа настоящего времени (чита-ть - читаj-ут, ри-сова-ть - pucyj-ут, бежа-ть - бег-ут, говори-ть - говор’-ат).

От основы инфинитива образуются:

· формы прошедшего времени изъявительного наклонения (чита+л, писа+л);

формы сослагательного наклонения (чита+л бы, писа+л бы);

· причастия прошедшего времени действительного залога (чита+вш+ий, писа+вш+ий), страдательного залога (написа+нн+ый, чита+нн+ый);

· деепричастия от глаголов совершенного вида (написа+в, прочита+в).

От основы настоящего времени образуются:

· формы настоящего/будущего времени (пиш-ут, читаj-ут);

· формы повелительного наклонения (пиш+и, чатаj+ø);

· причастия настоящего времени действительные (пиш+ущ+ий, читaj+ущ+ий) и страдательные (читаj+эм+ый);

· деепричастия от глаголов несовершенного вида (читaj+а, говор’+а).

У некоторых глаголов на -ти имеется только одна основа, т. е. основы инфинитива и настоящего времени у них не различаются: нес-ти - нес-ут, вез-ти - вез-ут).

Классы глаголов

Глаголы с одинаковым соотношением основ инфинитива и настоящего времени объединяются в один класс. Традиционно выделяются продуктивные классы (пополняющиеся новыми глаголами) и непродуктивные. В русском языке пять продуктивных классов.

1-й класс. Основа инфинитива на -а(ть), основа настоящего времени на -aj (поднима-ть - поднимаj-ут, гуля-ть — гуляj-ут).

2-й класс. Основа инфинитива на -е(ть), настоящего времени на -еj (зелене-ть - зеленеj-ут, владе-ть — владеj- ут).

3-й класс. Основа инфинитива на -ова(ть) -ева(ть), основа настоящего времени на -уj (рисова-ть - рисуj-ут, кочева-ть - кочуj -ут).

4-й класс. Основа инфинитива на -ну(ть), настоящего времени на -н (шагну-ть - шагн-ут, блесну-ть - блесн-ут).

5-й класс. Основа инфинитива на -и(ть), основа настоящего времени на согласный (лови-ть - лов’-ат, пусти-ть - пуст’-ат).

Все остальные глаголы относятся к непродуктивным классам.

В современных грамматиках дается единая классификация продуктивных и непродуктивных классов (16 классов), ориентированная на «Грамматический словарь русского языка» А.А.Зализняка (Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. — 3-е изд., испр. и доп.. — М.: Азбуковник,1999. — С.578-579).

Грамматические категории и лексико-грамматические разряды глаголов

Категория вида

Категория вида охватывает все русские глаголы. Категория вида несловоизменительная, она представлена глаголами совер­шенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают ограниченное внутренним пределом целостное действие. Достигая предела, действие исчерпывает себя и прекращается (начертил, написал, придумал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении, без указания на ограничение, предел, результат (чертил, писал, размышлял).

Предельность может быть связана не только с исчерпанностью действия. Это может быть временная граница начала (запеть), конца, завершенности действия (отшуметь, замолчать), результативности (нарисовать), ограниченности действия во времени (почитать), значение однократного действия (крикнуть), перехода в иное состояние (увянуть) и др.

По виду все глаголы делятся на одновидовые, двувидовые и образующие видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы, которые отличаются значением вида (писать — написать, решать — решить, подписать — подписывать), но при этом сохраняют основное лексическое значение, оно лишь несколько модифицируется. Ср. писать — написать, называется одно и то же действие, приставка вносит только сему результативности действия и значение совершенного вида (СВ). Суффикс -ыва- в глаголе подписывать имеет значение продолжительности действия, неоднократности и значение несовершенного вида (НСВ).

Наиболее продуктивно образование глаголов СВ от непроизводных глаголов НСВ приставочным способом (прочитать, сшить, выпилить, научить). Весьма активны в образовании видовых пар приставки с-, за-, о-, про-, по-.

Глаголы НСВ образуются от глаголов СВ суффиксальным способом (с помощью суффиксов -а-, -ва-, -ыва-(-ива-): совершитьсовершать, забыть — забывать, сманить — сманивать. При этом появляются и вариантные формы: обусловить — обусловливать — обуславливать; условиться — условливаться — уславливаться, сосредоточить(ся)сосредото­чивать (ся) — сосредотачивать(ся).

Возможно образование видовых пар глаголов также другими способами: вешать — повесить (префиксально-суффиксальный); ловить — поймать, говорить — сказать, класть — положить, брать — взять (супплетивные образования); послать — посылать, собрать — собирать (чередование гласных в корне); наре'затьнареза'ть, рассы'патьрассыпа'ть (мена ударения).

Следует заметить, что глаголы одной видовой пары, хотя и сходны по значению, являются разными словами, каждый из них имеет свою парадигму.

Одновидовые глаголы не образуют видовых пар. Это глаголы НСВ с суф. —ова-/-ствова- безумствовать, бодрствовать, господствовать; с суф. -нича- бездельничать, модничать, столярничать; с префиксом по- и суф. -ива-/-ыва- побаливать, посматривать, покачивать и др. Несоотносительны по виду глаголы СВ со значением начала и завершения действия, ограниченного временным пределом действия и др. Это, например, одновидовые глаголы загрустить, отжить, полежать, образованные от одновидовых глаголов НСВ грустить, жить, лежать.

Двувидовые глаголы совмещают значение двух видов. Значение выявляется только в контексте: Его еще вчера госпитализировали (прош. вр., СВ) и Его госпитализируют (наст. вр., НСВ). В данную группу входят глаголы велеть, женить(ся), казнить, крестить, обещать, ранить и глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ирова-, -изирова- (арестовать, конфисковать, обследовать, реализовать, стенографировать, телеграфировать, стабилизировать и т. д.). Двувидовые глаголы стремятся освободиться от неопределенности, некоторые из них образуют приставочные глаголы СВ: конспектировать — законспектировать, асфальтировать — заасфальтировать.

Категория вида тесно связана с лексико-грамматическими разрядами, которые принято называть способами глагольного действия.

Способы глагольного действия объединяют глаголы с одинаковыми характеристиками протекания действия. Назовем основные способы глагольного действия:

результативный (построить, расписать, испечь); начинательный (побежать, засмеяться, возненавидеть); окончательный (отцвести, доучить, довязать), ограничительный (посидеть, погостить, поплакать); длительно-ограничительный (проговорить весь вечер, прожить всю зиму, простоять); однократный (глотнуть, сострить, крикнуть); уменьшительно-смягчительный (приуныть, поиздержаться, приглушить); распределительный (перечитать все книги, гриппом переболели все дети); интенсивно-результативный (набегаться, разболеться, нагладить, раскормить), сопроводительный (притопывать, приплясывать, подпевать); многократный (знавать, сиживать, певать, хаживать). Кроме способов глагольного действия, следует рассмотреть лексико-грамматические разряды переходных и непереходных, возвратных и невозвратных глаголов.

Переходные / непереходные глаголы

Переходные глаголы называют действие, направленное на объект, обозначенный существительным в форме В. п. (реже Р. п.) без предлога: читать статью, красить стены, рисовать пейзаж. Переходные глаголы управляют Р. п. при отрицании (не читать статьи, не видеть этого фильма), при обозначении частичного объекта (выпить воды, купить хлеба).

В отличие от непереходных глаголов, они включают в свою парадигму причастия страдательного залога (прочитать книгупрочитанная книга; создавать объектсоздаваемый объект).

Переходность / непереходность тесно связана с семантикой глаголов Непереходные глаголы обозначают действие, которое замкнуто в сфере субъекта (вода кипит, небо синеет). Это глаголы состояния (спать, болеть) перемещения в пространстве (бежать, лететь), звучания (звенеть, пищать), проявления признака (белеть, смелеть)

Многозначные глаголы могут быть переходными в одном значении и непереходными — в другом: Он читает новый роман (глагол переходный) и Он сидит читает (т.е.занимается чтением, непереходный глагол). Пела арию Тоски (переходный) и Пела в Венской опере (непереходный).

Возвратные / невозвратные глаголы

Возвратные глаголы — это непереходные глаголы с постфиксом -ся. Постфикс -ся, присоединяясь к переходным глаголам НСВ, образует страдательный залог: Рецепт выписывается врачом. Все остальные глаголы с постфиксом -ся, не имеющие страдательного значения, относятся к действительному залогу. Возвратные глаголы имеют словообразовательные значения:

1) собственно-возвратное — действие направлено на самого себя (мыться, бриться, купаться, одеваться, причесываться);

2) взаимно-возвратное — совместное действие, нескольких субъектов, направленное друг на друга (переписываться, обниматься, встречаться, обмениваться, ссориться);

3) общевозвратное — действие замыкается в самом субъекте, выражается физическое или психическое состояние субъекта (сердиться, волноваться, подниматься, огорчаться, удивляться);

4) косвенно-возвратное — действие совершается субъектом в своих интересах, для себя (запасаться, собираться, укладываться, строиться);

5) активно-безобъектное — активное действие как характеристика субъекта (бодаться, кусаться, царапаться);

6) пассивно-качественное — пассивное действие как характеристика субъекта, способность подвергаться действию (фарфор бьется, стебли ломаются, прут сгибается, нитки рвутся).

Зная значения возвратности, можно легко ответить на вопрос, почему по-русски нельзя сказать Сапоги долго носятся девочкой или Отец бреется парикмахером. Глагол носиться имеет пассивно-качественное значение, а глагол бриться — собственно-возвратное значение.

Кроме того, есть возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов (грозиться, стучаться, белеться, чернеться). Глаголы грозиться, стучаться обозначают действие более интенсивное, чем соотносительные с ним глаголы без -ся, а глаголы белеться, чернеться — менее интенсивное, чем соотносительные невозвратные глаголы.

У некоторых возвратных глаголов постфикс -ся выражает безличное значение: спится, дышится, живется, работается, думается.

Выделяется непроизводные в современном русском языке глаголы: бороться, улыбаться, смеяться, надеяться, стараться, сомневаться, смеркаться, карабкаться, нездоровится.

С переходностью/ непереходностью и возвратностью/ невозвратностью глаголов тесно связана категория залога.

Категория залога

Категория залога — это преимущественно несловоизменительная грамматическая категория, выражающая отношение действия к субъекту и объекту. Противопоставляются действительный и страдательный залог. Различна направленность действия к его носителю, выраженному подлежащим. Действительный залог представляет действие, исходящее от субъекта, оно может быть направлено на объект, но не на субъект: Самолет доставляет груз; Художник пишет портрет. Я учусь в лицее. Страдательный залог представляет действие, направленное на субъект: Груз доставляется самолетом; Портрет пишется художником.

Конструкции с глаголами действительного залога называются активными, с глаголами страдательного залога пассивными. В активной конструкции семантический субъект (производитель действия) обозначен формой И. п. существительного, семантический объект — формой В. п. (Врач выписывает рецепт). В пассивной конструкции семантический субъект выражен формой Т. п., объект — формой И. п. (Рецепт выписывается врачом). Значение страдательного залога могут выражать только возвратные глаголы и страдательные причастия, образованные от переходных глаголов, причем у глаголов СВ оно выражается чаще всего страдательным причастием (Книга прочитана им еще на прошлой неделе), у глаголов НСВ возвратными глаголами (Письма доставляются почтальоном).

Таким образом, категория залога — категория непоследовательно классифицирующая, смешанного характера, поскольку выражается не только разными словами — глаголами страдательного залога, но и формами причастий.

Залог охватывает все глаголы. Даже в обобщенно-личных, неопределенно-личных и безличных конструкциях глаголы относят к действительному залогу, т.к. нет носителя признака, активного субъекта: Его не проведешь; К вам пришли; Доклад пишут; Светает.

Категория наклонения

Категория наклонения — это словоизменительная грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к действительности с точки зрения говорящего. По признаку реальности / ирреальности действия противопоставлены три наклонения: изъявительное, повелительное, сослагательное.

В изъявительном наклонении действие представлено как реальный факт, который существует в настоящем, имел место в прошлом или осуществится в будущем. Именно в изъявительном наклонении, выражающем реальность действия, глагол изменяется по временам, выступая в форме настоящего, прошедшего или будущего времени: редактирую текст, редактировал текст, буду редактировать текст. Других специальных средств выражения наклонения нет.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию собеседника или собеседников (Говори громче; Принесите книгу; Пойдемте в зал). Поэтому морфологическая форма повелительного наклонения образуется только для второго лица. Парадигма повелительного наклонения включает формы 2 л. ед. и мн. ч. и 1 л. мн. ч. (формы совместного действия). Формы ед. ч. регулярно образуются от основы настоящего времени присоединением ударного окончания -и (иди, смотри, прыгни) или нулевого окончания к основам на -j, мягкий согласный и шипящий (думай, читaй, мечтaй, придвинь, сядь, отрежь).

Некоторые особенности образования форм повелительного наклонения: глаголы бить, вить, лить, пришить образуют формы с гласным е (бей, вей, лей, пришей); глаголы с суффиксом -ва- в основе инфинитива сохраняют его в форме повелительного наклонения (создавать — создавай, вставать — вставай); глаголы ехать, есть, лечь образуют нестандартные формы повелительного наклонения: поезжай, ешь, ляг.

Формы мн. числа образуются от форм ед. числа с помощью постфикса -те (иди-те, мечтай-те, отрежь-те, сядь-те, шейте, создавайте, ешь-те, поезжайте) и обозначают побуждение, обращенное к нескольким собеседникам, как формы вежливости используются по отношению к одному собеседнику.

К формам повелительного наклонения обычно относят и формы, совпадающие с формой 1-го лица мн. числа настоящего, будущего времени и имеющие значение призыва к совместному действию (говорящего и собеседников): Подымем стаканы, содвинем их разом! (П.). К данным формам может прибавляться постфикс -те: Споемте, друзья, ведь завтра в поход (А. Чуркин). Для этих конструкций характерна особая побудительная интонация и отсутствие подлежащего-местоимения.

Побуждение к действию со значением пожелания выражается и аналитически сочетанием частиц пускай, пусть или да с формой 3-го лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения. Например: Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум... (П.); Да сохранит тебя твой добрый гений Под бурями и в тишине (П.).

Для выражения призыва к совместному действию используется другая аналитическая форма: сочетание частицы давай (давайте) с формой инфинитива или формой 1-го лица мн. числа: давайте играть, давайте споем. Но совершенно недопустимо в хорошей речи просторечное употребление частицы давай с формой повелительного наклонения: давай неси, давай работай и т. п.

Формы повелительного наклонения в зависимости от условий употребления в речи могут выражать просьбу, совет, пожелание, требование, приказ, команду, рекомендацию, призыв, запрет, угрозу. Эти императивные жанры имеют разную степень категоричности и эмоциональной окрашенности. Самой категоричной формой выражения приказа, распоряжения является инфинитив: Встать! Немедленно выйти из кабинета! Всем построиться! Для смягчения императивности требования и придания ему дружеского характера в разговорной речи нередко употребляется форма с частицей -ка: Подними-ка свою тетрадь. При использовании императивных форм в устной речи важно учитывать роль интонации. Так, одна и та же форма Сходи-ка за хлебом, сказанная разным тоном, воспринимается либо как дружеская просьба, либо как грубо-фамильярное требование.

Семантика некоторых глаголов несовместима со значением побуждения. Так, например, глаголы бредить, видеть, устать обозначают состояние, к которому нельзя побудить собеседника, они не употребляются в формах повелительного наклонения в прямом значении. Заметим, что в рекламных текстах семантическая сочетаемость слов расширяется в результате метафоризации (Не дай себе засохнуть) и включении новообразований (Сникерсни).

Отметим переносное употребление форм повелительного наклонения: со значением условия: Привези ты инструменты, концерт бы состоялся; со значением уступки: Как ни старайся уберечь от дурного влияния, а все наоборот выходит; в значении вынужденности действия для самого говорящего: Вы не готовитесь, а я за вас отвечай. Обычно эти значения появляются в сложных предложениях.

Сослагательное наклонение обозначает действие предполагаемое, желательное, потенциально возмож­ное при определенных условиях: Завтра я пошел бы в спортклуб; Поиграл бы я в теннис!; Мой брат быстро решил бы эту задачу. Формы сослагательного наклонения представляют собой сочетание глагольной формы на , омонимичной форме прошедшего времени, и частицы бы. Они выражают значение рода и числа (существовал бы, существовала бы, существовало бы, существовали бы). Частица бы не имеет постоянного места, она может располагаться непосредственно за глагольной формой (чаще), но может и предшествовать ей, и отделяться от нее другими словами: Я бы сдал сегодня работу, да не смог распечатать; Я бы сегодня сдал работу, да

Кроме основных значений желательности, возможности действия, сослагательное наклонение может выражать совет или просьбу (при обращении ко 2-му лицу), что, по сути, является побуждением к действию (основное значение повелительного наклонения). В форме сослагательного наклонения побуждение выражается мягко, некатегорично: Отдохнул бы ты после такой дороги; сварили бы вы нам кофе. Вместе с тем, может быть выражено и категоричное требование при употреблении частицы чтобы (чтоб) вместо бы: Чтобы завтра был на работе!

В сложном предложении формы сослагательного наклонения употребляются в придаточных условных и уступительных: Если бы увидел её, непременно бы обрадовал известием о переводе; Когда бы ни пришел, он всё с книжкой сидит.

Категория времени

Категория времени глагола представляет собой морфологическое выражение времени, существуют ведь и лексические средства (только что, сейчас). Эта словоизменительная морфологическая категория проявляется только в глагольных формах изъявительного наклонения. Она обозначает отношение действия к моменту речи, отношение к грамматическому моменту речи.

Категория времени трехчленна. Действие может совпадать с моментом речи (настоящее время), может предшествовать ему (прошедшее) или следовать за ним (будущее).

Не всегда грамматическое время совпадает с реальным. Различают абсолютное и относительное употребление временных форм. Время действия, ориентированное на момент речи говорящего, связанное с реальным временем, принято называть абсолютным временем (Вчера мы обсуждали новый спектакль; Идет дождь). Относительное время — это время одного действия по отноше­нию ко времени другого действия. Формы относительного времени наблюдаются обычно в сложных предложениях, например: Синоптики передали, что завтра ожидается гроза.

Категория времени тесно связана с категорией вида. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящего (читаю), прошедшего (читал), будущего сложного (буду читать). Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшего (прочитал) и простого будущего (прочитаю).

Формы настоящего времени, их значение, образование и употребление. Настоящее время обозначает, что действие совпадает с моментом речи. Это категориальное значение формы настоящего времени реализуется в таких контекстах: Слышите, где-то поют; Что это шумит? Это настоящее актуальное. Однако гораздо чаще формы настоящего времени употребляются в расширенном временном значении, не ограниченном совпадением с моментом речи. Таково настоящее описательное (изобразительное): Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит (П.).

Формы настоящего времени могут иметь вневременное значение — это так называемое настоящее типическое или постоянное: ...Человек, говорящий на хорошем языке ... богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке (А. Н. Т.); Леса тянутся на север.

Настоящее время морфологически выражается системой личных окончаний, являющихся также носителями значения изъявительного наклонения, лица и числа (ид-у, ид-ешь, ид-ет, ид-ем, ид-ете, ид-ут). Эти окончания прибавляются к основе настоящего времени глагола.

Формы настоящего времени используются в речи и в переносном употреблении:

а) в значении прошедшего времени (настоящее историческое): Бывало он еще в постели, к нему записочки несут (П.). В художественной речи настоящее историческое служит для создания «эффекта присутствия»: события прошлого как бы приближаются, становясь тем самым более зримыми, ощутимыми;

б) в значении будущего времени: Мы переезжаем в Петербург. Такое употребление формы настоящего времени подчеркивает обязательность будущего действия, уверенность в том, что оно произойдет.

Формы прошедшего времени, их значение, образование и употребление. Прошедшее время обозначает, что действие предшествует моменту речи. Это его категориальное значение. Однако формы прошедшего времени имеют и более частные значения. Эти значения зависят от вида глагола.

Формы прошедшего времени совершенного вида имеют два основных значения:

1) аористическое, значение последовательности действий, сменяющих друг друга, например: Пришел, увидел, победил; Вскоре заполыхал костер, зашумел чайник, забурлила картошка. Такое употребление характерно употребляются для повествования;

2) перфектное, значение произведенного в прошлом действия, результат которого существует в настоящем: Года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образо­валась эта яма (Ч.). В этом значении они широко употребляются в различных описаниях-характеристиках: А пруд уже застыл; Холодом встречает дом.

Формы прошедшего времени несовершенного вида не выражают связи с настоящим. Они обозначают длительные или повторяющиеся действия: Бесшумно открывал окно и ждал; Под ногами хрустел ледок.

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-. Некоторые русские глаголы образуют форму прошедшего времени муж. рода без суффикса -л-. Это глаголы с инфинитивом на -чь: беречь — берег, жечь — жег; глаголы с полногласным сочетанием в инфинитиве: запереть — запер; глаголы с суффиксом -ну: вымокнуть — вымок; глаголы с основой на -з, -с: нести — нес, везти — вез.

Формы прошедшего времени могут употребляться и переносно, чаще всего в значении будущего времени: Если не закончим в срок проект, мы проиграли.

Формы будущего времени, их значение, образование и употребление. Будущее время обозначает, что действие произойдет после момента речи. В русском языке имеются две формы будущего времени: будущего простого и будущего сложного. Это связано с наличием в русском языке категории вида.

Формы будущего простого обозначают действие, которое должно привести к результату после момента речи, и выражаются личными формами глагола совершенного вида: приед-у, приед-ешь, приед-ет, приед-ем, приед-ете, приед-ут.

Формы будущего сложного обозначают действие длительное или повторяющееся после момента речи. Будущее сложное — время аналитическое: оно выражается сочетанием личной формы вспомогательного глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида (буду читать, будешь читать, будет читать и т. д.): (П.)

Формы будущего времени могут употребляться переносно:

а) в значении настоящего времени: в этом случае будущее простое чаще выступает в окружении форм настоящего времени и имеет добавочное значение совместных или чередующихся действий: И вдруг прыжок, и вдруг То стан совьет, то разовьет И быстрой ножкой ножку бьет (П.). В значении настоящего времени формы будущего употребляются также в тех случаях, когда нужно выразить невозможность осуществления какого-либо действия: не наемся никак, не поступит никак в институт, никак не возьмет барьер (ср.: не может наесться, не может взять барьер);

б) в значении прошедшего времени, выражая при этом неожиданность действия или повторяемость в прошлом: Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая и захлебываясь, Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... (И. Тургенев).

В современном русском языке, в живой разговорной и художественной речи находят распространение экспрессивные формы времени, особые формы, характеризующиеся большой выразительностью. Как правило, эти формы соотносительны с прошедшим временем:

1. Форма мгновенно-произвольного действия, которая представлена усеченными основами: грох, стук, бултых, шварк, хлоп, чмок, шмыг, юрк. Эта форма соотносительна с формами прошедшего времени однократных глаголов с суффиксом -ну-: грохнуть, стукнуть, хлопнуть, шмыгнуть и т. п. Их называют глагольно-междометными формами внезапно-мгновенного действия (В. В. Виноградов): «Ах», — и легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.). Эти экспрессивные формы имеют значение неожиданности: Только вдруг он возьми и упади.

2. Экспрессивная форма, представленная сочетанием «инфинитив + частица ну», подчеркивает значение начала действия: Увидевши слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться (Кр).

Указанные формы глагола не имеют морфологических форм лица, числа, рода.

Категория лица

Категория лица — это словоизменительная категория, выражающая отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта.

Среди значений форм лица выделяются прямые и переносные. Прямые значения личных форм следующие.

Формы 1-го лица ед. числа указывают, что действие относится к говорящему. Например: Я к вам пишу — чего же боле? (П.) Формы 2-го лица ед. числа обозначают, что действие относится к собеседнику. Например: А помнишь, мы говорили с тобой про игру... (Л. Т.) Формы 3-го лица обозначают, что действие совершает тот, о ком (о чем) говорится в предложении: Вот он потихоньку подходит. Формы 1-го лица мн. числа обозначают, что действие совершают несколько лиц, в число которых входит и говорящий. Формы 2-го лица мн. числа выражают действие двух или более адресатов. Формы 3-го лица мн. числа обозначают лиц или предметы, о которых говорится. Значения форм лица выражаются оконча­ниями.

Глаголы в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении специальных форм для выражения значений лица не имеют.

В контексте глаголы в форме одного лица могут выступать в значении другого лица, а также употребляться в обобщенном, неопределенно-личном и других значениях.

Глаголы в форме 1-го лица ед. числа могут иметь обобщенное значение, прежде всего в пословицах, афоризмах. Например: Чужую беду руками разведу, а к своей ум не приложу. Значение отнесенности действия к говорящему при этом сохраняется. Формы 1-го лица ед. числа в экспрессивной речи могут обозначать действие, относящееся к адресату: Я вот тебе поговорю! Говорящий запрещает производить указанное глаголом действие.

Формы 2-го лица ед. числа широко употребляются в обобщенно-личном значении, особенно в пословицах и поговорках. Например: Что посеешь, то и пожнешь. Такое употребление часто сопровождается модальными оттенками возможности или невозможности, необходимости действия, прежде всего при отрицании: Решетом воды не наносишь. 2-е лицо ед. числа может употребляться в значении 1-го лица: Жил я радостно, по-детски, проснешься утром и запоешь (Ч.).

Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать действие бессубъектное, т. е. употребляться в безличном значении: С крыш капает. Формы 3-го лица ед. числа могут обозначать отнесенность действия к говорящему. Например: Ну, будет, будет... мама не сердится больше, мама любит своего мальчика (Гар.-Мих.). В других случаях такое же употребление может выражать и неудовольствие говорящего чьим-либо поступком. Например: Не бегай! Тебе что говорят! Употребление характерно для экспрессивной речи. Формы 3-го лица ед. числа могут относить действие и к собеседнику: Ну, хоть подними, что уронил, а он стоит и улыбается! Говорящий выражает свое возмущение.

Формы 1-го лица мн. числа в книжной речи указывают на говорящего (так называемое авторское мы): Мы коснулись содержания «Онегина», обратимся к разбору характеров действующих лиц (Бел.). В близком к этому значению употребляются формы 1-го лица мн. числа при обращении к слу­шателям; в таких случаях говорящий как бы привлекает слушающих, читающих к участию в рассуждениях, в анализе: Сейчас мы (с вами) рассмотрим следующий пример. Формы 1-го лица мн. числа могут относить действие к собеседнику, т. е. ко 2-му лицу: Ну, как мы себя чувствуем? Особенно часто такое обращение к ребенку; при обращении ко взрослым иногда выражается ирония. Формы 1-го лица мн. числа могут употребляться и в обобщенном значении: Охотно мы дарим, что нам не надобно самим .

Формы 2-го лица мн. числа, относя действие к собеседнику, адресату, являются формами вежливости: Проходите, пожалуйста.

Формы 3-го лица мн. числа употребляются в неопределенно-личном значении. В контексте такое значение может совмещаться с обобщенным значением. Например: В газетах сейчас об этом много пишут; Его зовут уже просто Ионычем (Ч.); Цыплят по осени считают (Поел.). Такое употребление характерно для пословиц и поговорок. Формы 3-го лица мн. числа могут обозначать говорящего: Иди сюда, тебе говорят! Здесь выражается экспрессия неудовольствия, возмущения; говорящий неоднократно пытался заставить собеседника что-то сделать.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие вне отношения к субъекту действия. Например: Светает; Морозит. Лексическое значение таких безличных глаголов не позволяет относить действие к какому-либо лицу, про­изводителю действия.

Можно выделить несколько тематических групп безличных глаголов, основными из них являются следующие. Глаголы, обозначающие явления природы: Темнеет; Вечереет; обозначающие состояние окружающей среды: Льдом сковывает речку; могут обозначать физическое и психическое состояние человека: Знобит; В горле першит; Так и тянет рассказать об этом; Мне нездоровится; Здесь хорошо думается, обозначают также наличие или отсутствие чего-либо: Хватит; Ему недостает силы воли. Есть безличные глаголы со значением долженствования: Следует это сделать; Вам надлежит возвратиться в город. Безличные глаголы обозначают также действия, связанные с представлениями о судьбе, роке: Ему везет.

Кроме собственно безличных глаголов, выделяются глаголы, употребляющиеся как в личном, так и в безличном значении, причем в одних случаях их значения не изменяются (ср.: Лед сковал речку. — Льдом сковало речку); в других случаях лексические значения изменяются (ср.: Машина везет зерно. — Ему везет).

Безличные глаголы — это глаголы неполной парадигмы. Они употребляются только в формах инфинитива (Скоро будет рано темнеть), в формах 3-го лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения (Вечереет; Скоро смеркается), в форме ср. рода ед. числа прошедшего времени (Смеркалось рано), а также в форме ср. рода ед. числа сослагательного наклонения (Мы успели бы сделать это, если бы смеркалось немного позднее).