Русский язык: обязательные правила, понятия школьного курса - М. В. Ткачева 2018


ФОНЕТИКА

Звук — минимальная единица речи; звук, образующийся при говорении.

Буква — знак, обозначающий на письме один или несколько звуков; иногда несколько букв обозначают один звук. Гласные — звуки, образующиеся только с помощью голоса, без участия шума ([а], [э], [и], [о], [у], [ы]).

Согласные — звуки, образующиеся с помощью шума и голоса (звонкие) или только шума (глухие). Шум обеспечивают препятствия во рту и в носу.

Звонкие согласные — согласные звуки, образующиеся с помощью шума и голоса: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й], [л], [л’], [м], [М], [н], [н’], [р], [р’].

Глухие согласные — согласные звуки, образующиеся с помощью шума: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [Щ].

Твёрдые согласные — согласные, отличающиеся более низким тембром: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [р], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].

Мягкие согласные — согласные, отличающиеся более высоким тембром: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [й], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’].

Парные согласные — согласные, которые могут образовывать пары по твёрдости/мягкости (например, [т]/[т’]) или глухости/звонкости (например, [ф]/[в]).

Непарные согласные — согласные, не образующие пар. Твёрдые непарные: [ц], [ш], [ж]; мягкие непарные: [ч’], [щ’], [й]; звонкие непарные: [л], [м], [н], [р], [л’], [м’], [н’], [р’], [й]; глухие непарные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Орфоэпия — система произносительных норм.

Ударение — звуковое выделение одного компонента речи (звука внутри слова, слова внутри фразы и т. д.).

Фонетический анализ

1. Подсчитать количество слогов. Установить, на какой слог падает ударение.

2. Записать в квадратных скобках транскрипцию, указать ударение.

3. Каждый звук слова по отдельности выписать в квадратных скобках, дать его характеристику. Для гласных: ударный или безударный. Для согласных: глухой или звонкий, твёрдый или мягкий.

4. Записать, сколько букв и сколько звуков в слове. Если количество не совпадает, объяснить (например, какая-то буква означает два звука или, наоборот, звуком не является).

Знаки

' — ударение

’ — мягкость