Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018
Предисловие
Курс «Современный русский язык» - основная профильная дисциплина, изучаемая филологами-русистами, и фонетика как первый ее раздел изучается студентами крымских вузов, согласно учебному плану на 2017-2018 г., на протяжении одного полугодия. Такой непродолжительный период изучения предполагает интенсивное обучение как в аудитории с преподавателем, так и самостоятельно. Как известно, на фонетическом материале происходит знакомство с научным исследованием русского языка, формируются навыки лингвистического мышления, умения анализировать системные явления, записывать звучащую речь на бумаге и на цифровых носителях.
Первая часть предлагаемого учебно-методического пособия предназначена для аудиторной и самостоятельной работы и контроля знаний студентов филологических факультетов, обучающихся по направлению подготовки «филология» (профили «русский язык и литература», «перевод и переводоведение (славянские языки)»), а также для изучения основной проблематики курса, поскольку книга предлагает сжатые конспекты лекций. В пособии излагаются основные сведения по разделам университетского курса «Современный русский язык. Фонетика». Материалы данного пособия могут быть использованы при выполнении как аудиторных, так и домашних заданий, а также в качестве итоговой контрольной работы для студентов дневной формы обучения.
Основные задачи курса «Современный русский язык (фонетика)» состоят в том, чтобы дать необходимый объем сведений о звуковой системе русского языка и сформировать у студента умение и желание мыслить лингвистически, т. е. верно понимать и интерпретировать языковые факты. Обучающийся должен научиться самостоятельно анализировать реальные проявления фонетической системы, видеть связь между звуковой стороной языка и письмом, усвоить основные закономерности функционирования языка на фонетическом уровне, овладеть современными нормами литературного произношения, ударения и интонации, в том числе искусством продуцирования нормативной звуковой речи. Важно также, чтобы обучающийся познакомился с различными воззрениями русских ученых на устройство фонетической системы, усвоил основные отличия в концепциях представителей Московской и Ленинградской (Петербургской) фонологических школ.
Поставленные задачи определяют структуру курса: вначале студент знакомится с фонетикой как раздел русского языкознания, три аспекта фонетики, затем знакомится с основами артикуляционной фонетики, с принципами фонетического членения речи и правилами выполнения фонетического анализа слова. Во второй части предлагаемого нами комплекса учебных пособий представлены такие темы, как формы фонетического членения речи, суперсегментные средства, фонология, орфоэпия и графика.
Выполнение упражнений и написание аудиторной итоговой контрольной работы позволят применить теоретические знания на практике и проверить уровень их усвоения.
В пособии использованы как авторские материалы, так и упражнения, предложенные в следующих учебниках и пособиях: Гадомский А. К., Моря Л. А. Фонетика современного русского языка (Симферополь, 2005), Бабаева И. А., Гасанов А. А. Курс лекций по фонетике современного русского языка (материалы к лекциям) (Баку, 2009), Погорелова М. В. Современный русский язык. Введение в изучение курса. Фонетика (Воронеж, 2008), Немцева В. В., Педченко Л. В. Современный русский язык. Фонетика. Фонология. Орфоэпия (Харьков, 2008) и некоторые др.
Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам данного пособия, кандидату филологических наук, доценту Васфие Николаевне Алиевой и кандидату филологических наук, доценту Лилии Анатольевне Моря, чье внимательное ознакомление с рукописью пособия и высказанные пожелания позволили успешно завершить работу над книгой.