Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018
Теоретический компендиум и практические задания
Фонетика как раздел языкознания
Вопросы темы:
1. Содержание понятия «современный русский литературный язык».
2. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики.
3. Разделы фонетики.
4. Методы фонетики.
1.1. Содержание понятия «современный русский литературный язык»
Слово «современный» указывает на то, что это язык, которым мы пользуемся в настоящее время. Однако вопрос о хронологических границах понятия «современный» в лингвистической литературе толкуется по- разному: распространенным является мнение, что имеют в виду период «от Пушкина до наших дней». Академик В. В. Виноградов приблизил нижнюю границу этого понятия к нашему времени, высказав мысль о том, что границы современного русского языка - это время с девяностых годов ХIХ в. до наших дней. Дальнейшее уточнение понятия «современный» находим в книге К. С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Автор книги полагает, что современным русский литературный язык становится с конца тридцатых - начала сороковых годов ХХ в. Именно к этому времени складывается новая по своему социальному составу интеллигенция. Это приводит к заметным изменениям в нормах как словоупотребления, так и произношения, и ударения.
При таком понимании хронологических границ современного русского языка классическая литература ХIХ и начала ХХ веков должна рассматриваться как мощный источник, питающий современный литературный язык в значительной части норм грамматики, словоупотребления, ударения и произношения. Понятие «русский» указывает на то, что этот язык принадлежит русскому народу. Русский язык включает всю совокупность языковых средств русского народа: литературный язык, территориальные диалекты, социальные жаргоны и городское просторечие.
Литературный язык - это высшая форма национального языка, характеризующаяся строгой нормативностью. Языковая норма, по определению С. И. Ожегова, «есть исторически обусловленный факт, проявление исторических закономерностей развития языка и типичных для каждой эпохи тенденций развития, поддержанное и одобряемое обществом в его языковой практике. Следовательно, норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа существующих, наличествующих, образуемых вновь и извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной в широком смысле оценки этих элементов». Норма - основной признак литературного языка. Все, что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, относится к ненормированной речи. Соблюдение единых норм всеми носителями данного языка облегчает процесс коммуникации, поэтому соблюдение языковых норм обязательно для всех, кто пользуется литературным языком.
Литературный язык функционирует в двух формах - устной и письменной. Устная речь предшествовала письменной. В устной форме литературного языка более простой синтаксис, часто употребляются неполные предложения, нарушается порядок слов, используются обиходно-бытовые и просторечные слова. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования как в употреблении лексики, так и грамматических форм. В письменной речи строго выдерживаются нормативные требования графики, орфографии и пунктуации, тщательно отбирается лексика и фразеология.
Наконец литературный язык имеет развитую систему функциональных стилей, т.е. с помощью номинативных ресурсов русского литературного языка кодируются все реалии, могущие стать предметом мысли русского человека; а тексты, написанные на литературном языке, кодируют и сохраняют во времени знания русскоговорящих об универсуме.
1.2. Фонетика как раздел языкознания. Предмет и задачи фонетики
Фонетика (от греч. «звук») - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Данная научная дисциплина исследует явления, относящиеся к двум уровням звукового строя языка - сегментному и суперсегментному. «Сегментные» означает отрезок: речевой поток членится на отрезки разной длины. Самыми кратчайшими, далее неделимыми фонетическими единицами - отрезками, сегментами речевого потока являются звуки речи. Они располагаются в потоке речи друг за другом, образуют последовательность, цепь, линию. Сегментные фонетические единицы - это обобщенные отрезки речевой цепи, получаемые в результате ее последовательного линейного членения. Базисная единица сегментной фонетики - фонема, которая реализуется в речи в виде конкретных звуков. Таким образом, основными сегментными фонетическими единицами в русском языке являются звук и фонема (на фонетическом и фонологическом уровнях).
Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным единицам. Суперсегментные (или надсегментные, просодические или интонационные) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность), образуют при этом новое единство. Они как бы накладываются на сегментные единицы. Суперсегментными единицами являются слог (по М. В. Панову), ударение и интонация. Благодаря суперсегментным единицам образуются такие единицы линейного членения речевого потока, как слог, фонетическое слово, синтагма (или речевой такт), фраза.
Цель фонетики как учебной дисциплины - научить правильно, неискаженно оценивать факты живой речи. Фонетика требует от каждого, кто начинает ее изучать, изменения точки зрения на звучащую речь: звуковая речь «главнее» письменной. Каждый человек говорит больше, чем пишет, а слушает обычно больше, чем читает. Сначала человек учится говорить, а лишь потом - писать. Навыки письменной речи ложатся поверх навыков речи устной и во многом зависят от них. Физиологи отмечают, что даже когда человек читает «про себя» (не вслух), когда просто думает, он не свободен от навыков говорения. Когда человек говорит вслух, в мышцах органов речи, например, в языке, усиливаются биотоки, которые можно зарегистрировать с помощью приборов. Но и когда человек о чем-нибудь усиленно думает (например, решая задачу), биотоки в мышцах языка усиливаются, как при говорении. О таком феномене писал великий русский физиолог И. М. Сеченов: усиление биотоков говорит о заторможенном движении, о том, что мышцы активизированы.
В фонетике очень важно различать звук и букву. Например, в звуковой оболочке слова «мята» буква «я» обозначает не два звука, а звук [а] после мягкого согласного: [м’атъ].
Письмо - «одежда» устной речи, оно передает, изображает устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Прочесть букву - значит произнести звук, который эта буква обозначает. Разницу между буквой и звуком можно увидеть на следующем примере: в строках Ф. И. Тютчева «Слезы людские, о слезы людские, / льетесь вы ранней и поздней порой...» нет ни одного звука [э].
Звук - минимальная нечленимая единица речевого потока, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными (перцепция - от лат. percipere - восприятие) свойствами. Буква - письменный знак в алфавите данного языка, обычно соответствующий определенному звуку. Алфавит - система письменных знаков, представляющих звуковой облик слова посредством символов, изображающих отдельные звуковые элементы. В русском алфавите 33 буквы. Две буквы - Ъ и Ь - звуков не обозначают; 10 букв - А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, - служат для обозначения гласных звуков; остальные буквы (21) служат для обозначения согласных звуков.
С теоретической точки зрения значение фонетики обусловлено тем, что она изучает звуковую оболочку, являющуюся материальной формой выражения содержания языка:
1) фонетика объясняет звуковые явления в языке, напр., позиционные чередования звонких и глухих и т. д.;
2) фонетика объясняет грамматические явления, связанные с фонетическими чередованиями: отбросить - отбрасывать; рука - ручка и др.;
3) фонетика помогает установить происхождение отдельных слов, установить родственные связи между словами (горло - ожерелье; конец - начало и под.), а также найти родственные связи между языками;
4) поскольку фонетическая подсистема языка носит замкнутый характер и содержит небольшое количество единиц, учебное значение фонетики состоит в том, что она учит филолога понимать, что язык - единая, стройная, внутренне согласованная целостность; многие закономерности языка проще понять на фонетике;
5) замкнутость и внутренняя логичность фонетической подсистемы делает фонетику эффективной площадкой для испытания новых лингвистических теорий.
Практическое значение фонетики заключается в следующем:
1) фонетика необходима для овладения правилами нормативного, литературного произношения родного языка;
2) изучение иностранного языка всегда начинается с фонетического курса: чтобы овладеть языком, необходимо научится выговаривать его звуки;
3) данные фонетики используются логопедами, которые исправляют недостатки в произношении звуков, и сурдопедагогами, которые учат звуковому языку глухонемых;
4) данные фонетики используются также в телефонной связи для улучшения пропускной способности телефонных линий.
Таким образом, русская фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуковую сторону русского литературного языка, ее изменения и закономерности сочетания звуковых единиц и надлинейных средств в речевом потоке для осуществления коммуникации.
1.3. Разделы фонетики
В зависимости от объема материала, который является объектом фонетики, различают общую фонетику, сопоставительную и частную. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка, т. е. универсальные признаки языка Человека. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких языков. Частная фонетика изучает особенности звуковой стороны отдельного языка. Русская фонетика - это частная фонетика. В частной фонетике выделяются также такие дисциплины, как артикуляторная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, фонология, акцентология (учение о словесном ударении), интонология (учение об интонации).
Поскольку изучение языка ведется как в синхронном, так и диахронном аспекте, в частной фонетике отдельного языка различают описательную и историческую фонетику. Описательная фонетика изучает звуковую сторону языка в определенный период его развития, как правило, на современном этапе. Историческая фонетика исследует формирование и развитие звуковой системы на протяжении долгого времени. История звуковых средств языка прослеживается в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности, диалектной речи и т. д.
В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. Акустические и артикуляторные характеристики звуков основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.
Экспериментальная фонетика при помощи инструментальных методов изучает акустическую и физиологическую стороны звуковой системы языка.
С развитием науки о языке области фонетических исследований расширяются. Так, появилась новая отрасль - социофонетика. Данный термин появился относительно недавно. Считается, что впервые он был употреблен в 1974 г. в неопубликованной диссертации Дэзэ-Лафонтена1. С этого времени термин начинают изредка использовать в исследованиях, нацеленных на выявление взаимозависимости фонетико-фонологической формы и некоторых социальных факторов, таких, как стиль речи и происхождение говорящего. В справочной лингвистической литературе термин социофонетика был впервые упомянут лишь в 2003 г.
1Foulkes, P., Docherty, G. The Social life of phonetics and phonology // Journal of Phonetics. - 2006. - V.34. - No 4. - P. 409-438.
1.4. Методы фонетики
Описательная фонетика изучает живую разговорную речь и использует для этого два метода: 1) метод непосредственного чувственного наблюдения или самонаблюдения (направлено прежде всего на мышечное чувство говорящего), 2) экспериментальный метод.
Первый метод заключается в том, что говорящий или слушающий, воспринимая звуковую речь, вычленяет в ней такие речевые элементы, как фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги и звуки. При помощи чувственного наблюдения можно определить способ образования того или иного звука, его отличия от других звуков. Такой метод страдает субъективностью.
Экспериментальные методы проводятся при помощи специальных приборов и приспособлений, аппаратуры, позволяющей объективно определить самые глубинные свойства звуковых элементов. При этом экспериментальные методы членятся на отдельные приёмы: соматические (наблюдают за положением речевого аппарата, отдельных его органов), пневматические (измеряют речевое дыхание при произнесении звука, следят за образованием шумы, возникающих в результате движения воздушной струи), электроакустические (определяют число основных голосовых колебаний, их амплитуду, число обертонов и т. д.), экспрессивные (позволяют синхронно описать речь, мимику и жесты говорящего).
Изучением звуковой стороны языка с помощью специальных приборов и методов занимается экспериментальная фонетика. Среди экспериментальных фонетических методов выделяют акустические (для изучения акустических свойств звуков) и соматические (в основе их - регистрация движений органов речи). К акустическим методам относят спектрографический и осциллографический. Осциллограф превращает звуковые колебания в электрические, которые записываются на бумажной ленте или кинопленке. Спектрограф дает возможность получить мгновенную спектрограмму, которая фиксирует спектр звука, т.е. совокупность значений амплитуд его частотных составляющих. Сонограф также выдает спектрограмму, но динамическую. Интонограф записывает смену частоты основного тона и интенсивности звука в виде интонограмм (вертикальных линий). К соматическим методам относят рентгенографический. Рентгенограф дает профильный снимок всех органов речи. На
рентгенограмме более четко видны кости. Томограф обеспечивает четкое фиксирование мягких органов речи. Палатограф регистрирует место касания языка к нёбу, а одонтограф - языка к нижним зубам. Используют также фотографию для фиксации работы губ в процессе речи.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение имеет слово «современный» в названии изучаемой дисциплины?
2. Чем отличается литературный язык от диалектного?
3. Что изучает русская фонетика?
4. В чем заключается отличие суперсегментных фонетических единиц от сегментных единиц?
5. На что направлено внимание говорящего при использовании метода самонаблюдения?
6. Какие вы знаете приборы для изучения различных аспектов работы органов речи?
7. Какие признаки литературной разновидности русского национального языка вам известны?
Практические задания
Задание 1. Определите, какие звуки произносятся на месте букв Е, Ё, Ю, Я в следующих словах: мята, енот, перепись, нянчить, соединить, синее, ещё, её, ягуар, Ямайка, ершистый, подьячий, безъядерная, ювелирное, подъехать, вьюга, счастье, копьё, пятак, лесное, семьянин, мята, союз, мясная, месяц, часы, японское, длинношеее.
Задание 2. Определите, какие функции выполняет Ь в следующих словах: ноль, пьедестал, рожь, дверь, уберёшь, улыбаться, мышь, семья, достанешься, будьте, полью, моль, вьюга, Кузьмич, сентябрьский, подьячий.
Задание 3. Затранскрибируйте ряды слов. Отметьте случаи влияния проклитики на звуковую оболочку слова: апорт - аборт - об борт, вроде - в роде - в пуде, осанка - о санках - об останках, настойка - «О, стой-ка!» - перестройка, без дна - бездна - безнравственный, от души - ад души - отдушина.
Задание 4. Затранскрибируйте слова, найдите в них согласные и гласные, определите степень редукции гласных: вода, молоко, встреча, фонарь, весь, минутка, прицел, рожь, объем, улыбаться, спецзадание, экзамен, сошью, парашют, живой, женственный, убаюкивать.
Задание 5. Восстановите смысловое членение текста. Затранскрибируйте особым образом записанный текст, учитывая его деление на фонетические слова, речевые такты и фразы.
Стариквсеромкамзолелюбилрассказыватьвнукуразныеисториионрадовалсятомучтодажевконцесвоегопутинашёлхотькакоетопредназначениеблагодарякоторомулегчежитьиошущатьсебянужнымлюдямвзнакомомемуссамогодетстваоткрытомполеоколостаройфермысоднясвоегопоявленияпринадлежавшейихпредкампроходилитевстречизанимающиедругдругаиприносящиенесказанноеудовольствиефермаэтаполуторавековаясокровищницадостопочтенныхуилкинсовславиласьвомногихземляхдобротнымимускуснымибыками.
Задание 6. Затранскрибируйте текст. Какие слова автор стихотворения, по-видимому, произносит в соответствии с сейчас уже устаревшей, но ещё не так давно существовавшей нормой русской орфоэпии? Как это можно понять?
Но сегодня ты с утра пел, готовил бигос,
Ты был весел, мир был мил, крепок был союз,
Но морщинка на щеке - та, что я влюбилась,
Превратилась в тонкий шрам, в тот, что я боюсь.
Задание 7. Найдите в тексте фонетические слова, в которых наблюдаются явления проклизы и энклизы. Затранскрибируйте эти слова. Как называется диакритический знак, обозначающий слитность произношений?
Когда я закрыл за собой дверь, длинный человек замолчал и повернулся ко мне. Только тогда мне удалось толком его разглядеть. На нём оказался строгий костюм, галстук бледно-синего цвета, из кармана пиджака выглядывал аккуратно сложенный платок с голубым отливом. Нос же его прямо смотрел на меня, указывая, как казалось, свысока каждому, кто находился перед ним, на своё место.