Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018

Теоретический компендиум и практические задания
Артикуляционная классификация гласных звуков

Вопросы темы:

1. Принципы классификации звуков речи.

2. Признаки гласных звуков.

3. Классификация гласных в русском языке.

4.1. Принципы классификации звуков речи

Существует два типа характеристики звуков в зависимости от позиции участников диалога. Классификация с позиции говорящего - это артикуляционная характеристика звуков. Классификация с позиции слушающего - это акустическая характеристика. Каждый звук является сложным образованием, и приборы инструментальной фонетики превосходят человеческие возможности восприятия звуков. Носитель языка фиксирует и выделяет те признаки звучания, которые важны в данном языке, т.е. выполняют различительную функцию. Поэтому одни и те же звуки можно охарактеризовать с разной степенью подробности в зависимости от целей характеристики, а также разными признаками в зависимости от того, системе какого языка звуки принадлежат.

Например, твердые согласные перед огубленными гласными тоже приобретают огубленность [лук]; сонорные согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся более глухо: [бал], [полк]. Русское [а] и, например, французское [а] при большом их фонетическом сходстве будут характеризоваться целым рядом разных признаков: для французского [а] важна неназальность и краткость, так как в данном языке эти признаки являются различительными, а в русском для характеристики [а] признаки неназальности и краткости не учитываются, так как зависят от позиции и обычно поэтому не замечаются говорящими. Для характеристика [а] в русском языке будут важны прежде всего признаки ряда и подъема.

Звуки речи делят на две большие группы - гласные и согласные. С учетом 3-х аспектов различия между ними формулируется так:

1) в акустическом аспекте гласный состоит из музыкального тона (гармонические колебания), а согласный - преимущественно из шума (немузыкального тона, негармоническое колебание);

2) в биологическом аспекте гласный произносится без преграды в ротовой полости: воздушная струя проходит свободно; согласные произносятся, когда воздушная струя в ротовой полости встречает препятствие, т. о. согласные - локализованные звуки (их произношение локализуется в определенном месте речевого аппарата), а гласные - нелокализованные; с точки зрения работы мышц речевого аппарата Богородицкий называл согласные ртосмыкателями, а гласные - рторазмыкателями.

3) в функциональном аспекте гласные и согласные отличаются ролью в создании слога: гласные - слогообразующие, согласные - неслогообразующие. С другой стороны, в любом языке согласные являются более информативными: ср. [а] - пал, бар, так, да, страх, прав, стань и т. д., и [кркдл] - крокодил, [прпст] - пропасть, пропусти. В диахронном аспекте согласные звуки оказываются более важными для развития языка, т. к. более устойчивы к изменениям, чем гласные.

4.2. Признаки гласных звуков

Для производства гласных звуков необходима воздушная струя и голос, т. е. напряжение голосовых связок. Поскольку гласные произносятся голосом без шума, их называют вокальными, тональными, музыкальными. Звук, выходящий из гортани, является нечленораздельным и приобретает определенность качества в резонаторе носоглотки (для производства русских гласных - прежде всего в ротовой полости).

Если выговорить подряд гласные [и] - [э] - [а], следя за движением органов речи в ротовой полости и изменением формы ротового резонатора, мы заметим, что язык движется сверху вниз, а рот открывается шире. При последовательном произнесении гласных [и] - [ы] - [у] мы убедимся, что язык перемещается спереди назад, а рот остается прикрытым. Т. о., при произнесении гласных звуков язык может двигаться по вертикали и по горизонтали. При произнесении русских звуков [о] и [у] рот округляется, а губы вытягиваются вперед «трубочкой», т. о. в произнесении гласных могут принимать участие и губы.

В русском языке гласные характеризуются по 3-м основным признакам: ряд (движение языка по горизонтали), подъем (движение языка по вертикали) и лабиализация (участие губ, огубленность).

4.3. Классификация гласных в русском языке

По ряду гласные могут быть переднего, среднего и заднего ряда. По подъему - верхнего, среднего и нижнего подъема. По лабиализации - лабиализованные и нелабиализованные (огубленные и неогубленные).

Простейшая таблица русских гласных содержит качественно наиболее выразительные, «эталонные» звуки русского языка:

И

Ы

У

Э


О


А


Таким образом, при произнесении гласных переднего ряда [и] - [э] кончик языка находится у зубов, а спинка, продвигаясь вперед, находится под твердым нёбом. При произнесении гласных среднего ряда [ы] - [а] спинка языка находится на границе твердого и мягкого нёба. На гласных заднего ряда [у] - [о] спинка языка отодвигается назад и находится под мягким нёбом.

При произнесении гласных верхнего подъема [и] - [у] спинка языка находится вверху, приближаясь к средней части нёба. Между языком и нёбом образуется узкий проход, через который проходит воздушный поток, и рот имеет узкий раствор, поэтому звуки верхнего подъема еще называют узкими. При образовании гласных среднего подъема [э] - [о] язык занимает во рту срединное положение, раствор рта средний. При образовании звуков нижнего подъема, напр. [а], язык почти не поднимается к нёбу и лежит плоско.

Все остальные гласные звуки русского языка занимают промежуточные положения по отношению к основным, являются либо редуцированными, либо аккомодирующими звукотипами (см. таблицу М. Панова).

Лабиализованными (огубленными) гласными в русском языке являются только [о] и [у].

Таким образом, артикуляционная классификация гласных проводится по следующему плану:

1) гласный;

2) ударный (основной вариант фонемы) / безударный (нередуцируемый: И, Ы, У - или редуцированный: [и3], [/\], [ы3], [ъ], [ь]);

3) для ударных гласных указывается тип аккомодации: неаккомодирующий: [и], [ы], аккомодирующий (для [у], [а], [о], [э]); необходимо указать тип аккомодации;

4) ряд;

5) подъём;

6) лабиализация.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем гласные отличаются от согласных?

2. По каким признакам в русском языке классифицируют гласные?

3. Что такое лабиализация?

4. Какие степени редукции вы знаете?

5. Что означают термины ряд и подъём применительно к артикуляторной классификации звуков?

Практические задания

Задание 22. Затранскрибируйте текст. Определите, при произношении каких звуков следующих слов голосовые связки открыты и не дрожат, подчеркните их.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга (А. С. Пушкин).

Задание 23. Определите звуки по указанным признакам и дополните их характеристику: 1) гласный верхнего подъема, среднего ряда, ... 2) гласный нижнего подъема, ... 3) согласный, заднеязычный, щелевой, мягкий, ... 4) согласный, сонорный, среднеязычный, ... 5) согласный, аффриката, твердый, ... 6) согласный, переднеязычный, щелевой, всегда мягкий, ... 7) согласный, губно-губной, носовой, мягкий, ...

Задание 24. Затранскрибируйте текст, охарактеризуйте все гласные звуки в выделенных словах.

Мой дед родился в Кронштадте, моя жена - ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека, в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.

В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер - ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают (Л. Юзефович).

Задание 25. Затранскрибируйте текст и распределите гласные по ряду, подъему, участию губ, дайте процентное соотношение этих гласных в тексте.

Настала осень золотая.

Природа трепетна, бледна,

Как жертва пышно убрана.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов (А. С. Пушкин).

Задание 26. Затранскрибируйте текст и распределите гласные по ряду, подъему, участию губ, дайте процентное соотношение этих гласных в тексте.

Не встречайтесь с первою любовью,

Пусть она останется такой -

Острым счастьем, или острой болью,

Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -

Все иным покажется сейчас...

Пусть хотя бы самое святое

Неизменным остается в нас (Ю. В. Друнина).