Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018
Теоретический компендиум и практические задания
Артикуляционная классификация гласных звуков
Вопросы темы:
1. Классификация согласных по месту образования.
2. Классификация согласных по способу образования.
3. Классификация согласных по дополнительной артикуляции.
4. Классификация согласных по участию голоса и длительности.
5.1. Классификация согласных по месту образования
Первые классификации согласных были очень сбивчивы и нечетки, пока исследователи не увидели, что каждый согласный звук надо характеризовать двояко: по активному и по пассивному органу. Поскольку согласные звуки являются, в отличие от гласных, локализованными (при их произношении для появления шума в ротовой полости в конкретном ее месте должна возникнуть преграда, преодолеваемая воздушной струей), их можно определить по месту образования - по активному и пассивному органу, создающему преграду в ротовой полости. Активными органами являются язык и нижняя губа, пассивными - верхняя губа, зубы и нёбо.
По активному органу все согласные делят на губные и язычные. По пассивному органу губные делятся на губно-губные (билабиальные) [б], [м] и губно-зубные(лабиодентальные) [в], [ф]. При образовании губно-губных нижняя губа артикулирует по направлению к верхней. При образовании губно-зубных нижняя губа артикулирует по направлению к верхним зубам.
Язычные по участию передней, средней или задней части языка как активного органа делят на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. В пределах переднеязычных по пассивному органу выделяют переднеязычные зубные [с], [т], [л], [ц] и переднеязычные передненёбные [ж], [ш], [ч’], [р]. При образовании зубных передняя часть языка артикулирует по направлению к верхним зубам, образуя преграду для воздуха у верхних резцов и альвеол. При образовании нёбно-зубных кончик языка более загнут кверху и назад, образуя преграду для воздуха в зубной части твердого нёба.
Среднеязычные (средненёбные по пассивному органу) представлены звуком [j], при его произношении спинка языка занимает положение между твердым и мягким нёбом, как при произношении гласного [ы]. Заднеязычные по пассивному органу делятся на задненёбные [г], [к], [х] и средненёбные [г’], [к’], [х’]. При произнесении задненебных задняя часть спинки языка артикулирует по направлению к мягкому нёбу. При образовании средненебных средняя часть языка продвигается к средней части нёба.
5.2. Классификация согласных по способу образования
Существуют различные классификации согласных по способу образования, например, классификация в Грамматике-80; классификация М. В. Панова.
Для артикуляции согласных нужно препятствие в ротовой полости. По Панову, препятствие бывает двух родов: любо полный смык, который разрывается с шумом воздушной струей, либо смык неполный, сквозь который воздух с шумом просачивается. По роду смыка все согласные делят на щелевые и смычные.
Щелевые (фрикативные) - звуки, выдержка которых не включает полного прекращения экспирации (протекания струи воздуха) через ротовую полость. Щелевые делят на срединные - воздух просачивается через щель, которая образуется в середине ротовой полости, напр., между языком и зубами или языком и нёбом [с], [ф], [х]. Щелевыебоковые артикулируются так, что воздух просачивается сбоку ротовой полости - между боковой частью и зубами [л].
Смычные согласные - звуки, выдержка которых включает момент полного прекращения экспирации через ротовую полость. Это взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие.
Взрывные согласные - такие, выдержка которых включает два момента: органы речи образуют полную смычку, которую разрывает напор воздуха [п], [т], [г].
Слитные согласные (аффрикаты) - такие, выдержка которых включает три момента: органы речи образуют полную смычку, струя воздуха ее преодолевает так, что образуется щель, сквозь которую воздух просачивается с шумом [ц], [ч’], [дз], [д’ж’].
Носовые согласные - такие, выдержка которых включает полное замыкание ротовой полости и одновременно - опускание увулы, в результате воздух свободно протекает через носовую полость [н], [м].
Дрожащие (вибранты) - при их произнесении кончик языка барабанит по альвеолам, несколько раз прикасаясь к ним и отходя, т. е. при их произнесении чередуются несколько моментов смыкания и размыкания ротовой полости [р] ([р’]).
Щелчковые (фаукальные от лат. faux - «глотка») - такие, выдержка которых включает два момента: замыкание ротовой полости языком или губами и щелчок увулы, которая открывает проход в носовую полость, в которую свободно протекает воздух [тн], [дн], [пм], [бм]. Щелчковые мы встречаем в таких словах, как дно, отнять, обман, обморок. Щелчок увулы при произнесении щелчковых похож на [д] или [т], если резонирующая полость она закрыта языком, прижимающимся к верхним зубам. Если резонирующая полость закрыта губами, то щелчок похож на [п] или [б]. когда воздух устремляется через нос после щелчка увулы, появляется носовой резонанс, похожий на [м] или [н] в зависимости от того, как закрыт ротовой резонатор - губами или языком.
Взрывно-боковые (по Панову, щелчково-боковые) - такие, выдержка которых включает два момента: язык примыкает к зубам и одновременно отщелкивается боковая сторона языка от боковой части резонатора (зубов и щеки) [тл], [дл]. Во время первой части артикуляции мы слышим т-образную часть звука, во второй части артикуляции мы слышим л-вую часть звука. Эти звуки мы произносим в словах для, отлёт, седло, дотла.
По классификации, представленной в Грамматике-80, все согласные делятся по способу образования на смычные, щелевые (фрикативные), аффрикаты, смычно-проходные и дрожащие. При образовании смычных активный орган, артикулируя по направлению к пассивному, образует полное смыкание [п], [т].
При образовании щелевых активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель, и в результате трения воздуха о стенки щели образуется шум: [с], [х], [j].
Аффрикаты занимают промежуточное положение между смычными и щелевыми. Активный орган, приближаясь к пассивному, образует полное смыкание, но его преодоление происходит не путем разрыва, а путем перехода смыкания в щель: [ц], [ч’].
При образовании смычно-проходных в полости рта происходит полное смыкание, как и при образовании смычных, но имеется проход для воздуха в ротовой или носовой полости. В зависимости от этого выделяют ртовые, или боковые [л] и [л’] и носовые [м], [н]. При образовании носовых [м], [н] нёбная занавеска опускается и открывает проход в носовую полость.
При образовании дрожащих [р] и [р’] кончик языка, слегка загнутый и поднятый к альвеолам, под воздействием воздушной струи вибрирует, в результате чего происходит то смыкание с альвеолами, то размыкание.
5.3. Классификация согласных по дополнительной артикуляции
Традиционно мы различаем твердые и мягкие согласные, способные разграничивать разные слова: кон - конь, знакома - знакомя. Твердость / мягкость согласного зависит от дополнительной артикуляции, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Когда мы произносим мягкие, к основной артикуляции согласного присоединяется добавочная: передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу. Когда мы произносим твердые, к основной артикуляции тоже присоединяется добавочная (называемая веляризацией от латинского velaris «задненёбный»): задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу (мнемоническое правило: согласный мягкий - язык приподнят к твердому нёбу, согласный твердый - язык приподнят к мягкому нёбу). Добавочная артикуляция русских согласных становится очевидной при сравнении с артикуляцией согласных в английском, немецком, французском, где согласные произносятся без добавочного понятия языка: они не совсем похожи на русские твердые и совсем не похожи на русские мягкие.
Только один согласный не имеет добавочной артикуляции, ни «твердой», ни «мягкой» - [j]. Это среднеязычный средненебный согласный, при его образовании язык приподнимается к средней части нёба, не касаясь верхнего нёба, и это его основная артикуляция, но не дополнительная. Такой звук называют палатальным (от латинского palatum - «нёбо»).
Дополнительную артикуляцию согласных называют также палатализацией и по наличию / отсутствию палатализации все согласные делят на палатализованные и непалатализованные.
5.4. Классификация согласных по участию голоса и длительности
Для образования согласных обязательно наличие шума, но соотношение голоса и шума при произнесении разных согласных может быть различно. Соотношение голоса и шума зависит от силы воздушной струи, от характера преграды и от силы мускульного напряжения органов речи. Чем слабее воздушная струя, тем сильнее голос и слабее шум, и наоборот, чем сильнее воздушная струя, тем слабее голос и сильнее шум.
Русские согласные по соотношению голоса и шума делят на сонорные (лат. sonorus «звучный»), в которых преобладает голос (периодические колебания) и шумные, в которых преобладает шум (непериодические колебания). При произнесении шумных в полости рта образуются определенного рода преграды, через которые проходит сильная воздушная струя, образуя шум, преобладающий над голосом: [п], [д], [ш], [г]. При произнесении сонорных в полости рта возникают такие преграды, которые преодолеваются слабой воздушной струей, образующей незначительный шум: [л], [н], [р], [м], [j]. Сонорные по преобладанию в них голоса максимально близки к гласным.
Шумные делят на звонкие [б], [в], [г], [д] и глухие [п], [ф], [к], [т]. В звонких наряду с шумом обязательно присутствует голос (меньше, чем шума), а глухие представляют собой чистый шум. Различие глухих и звонких заключается также в степени напряжение органов речи. Глухие - более напряженные, чем звонкие, работа активного органа при образовании глухих более энергичная, чем при образовании звонких, поэтому площадь соприкосновения активного и пассивного органа у глухих больше, чем у звонких. Глухие образуются с помощью более сильной воздушной струи.
Русские звонкие являются полно-звонкими, т. е. тон участвует в их образовании на всем протяжении звучания согласного. В некоторых положениях глухие согласные могут частично озвончаться в начальной фазе (после гласного) или конечной фазе (перед гласным).
В русском языке существует 2 степени долготы согласных (сравните: [дом] и [пр’и3д:в’эр’ии]). Появление 3-ей степени долготы отсутствует даже на стыке морфем: Одесса - одесский.
Таким образом, при фонетическом анализе слова согласные классифицируются по следующему плану:
1) согласный;
2) по степени звучности: сонорный / шумный (для шумных указывается парность / непарность);
3) по месту образования;
4) по способу образования;
5) по степени смягчения (палатализованный / непалатализованный / палатальный);
6) по длительности (краткий / долгий).
Вопросы для самоконтроля
1. В чём заключается основное отличие в артикуляции согласных звуков по сравнению с артикуляцией гласных?
2. Какие звуки русского языка выделяют по степени звучности?
3. Что такое фрикативный звук?
4. В чём состоит существенное отличие в произнесении палатального звука по сравнению с палатализованными?
5. Что такое веляризация? Приведите примеры.
6. Почему некоторые звуки русского языка имеют название билабиальные?
7. Какую характеристику русского согласного описывает признак долготы?
8. Чем сонорные согласные отличаются от шумных?
9. Перечислите типы артикуляционных признаков согласных звуков. С работой каких органов речи они связаны?
10. Какие бывают согласные по месту образования преграды?
11. На какие группы делятся согласные по характеру преграды?
Практические задания
Задание 27. Определите звук по следующей характеристике: 1) согласный звонкий зубной щелевой мягкий, 2) согласный губно-зубной, щелевой, глухой, твердый, 3) согласный, заднеязычный, взрывной, звонкий, твердый, 4) согласный, губной, носовой, сонорный, мягкий.
Задание 28. Затранскрибируйте текст. В выделенных словах охарактеризуйте согласные по степени звучности.
Я видел, как по Невскому ехали тушить пожар — ранней осенью, на исходе дня. Впереди на вороном коне - «скачок» (так называли передового всадника пожарного обоза), с трубой у рта, как ангел Апокалипсиса. Скачок трубит, расчищая путь, и все бросаются врассыпную. Извозчики хлещут лошадей, прижимают их к обочинам и замирают, стоя к пожарным вполоборота. И вот по бурлящему Невскому в образовавшейся пустоте мчится колесница, несущая огнеборцев: они сидят на длинной лавке, спиной друг к другу, в медных касках, и над ними развевается знамя пожарной части; у знамени - брандмейстер, он звонит в колокол. В своём бесстрастии пожарные трагичны, на их лицах играют отблески пламени, которое уже где-то разгорелось, уже где-то их ждёт, до поры невидимое (Е. Водолазкин).
Задание 29. Определите дифференциальные признаки согласных звуков в парах: [м] - [н], [г] - [г’], [ж] - [ш], [к] - [п], [д] - [з], [ч’] - [ц].
Задание 30. Затранскрибируйте текст. Распределите согласные на группы по способу образования.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную (М. Ю. Лермонтов).
Задание 31. Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки: [в], [ж], [ч’], [т], [м], [р], [с], [б], [к], [х], [ц].
Задание 32. Затранскрибируйте текст. Проведите полный фонетический анализ выделенных слов.
На едущих печально слетают огненно-жёлтые листья из Екатерининского сада, где свой пожар. Мы с мамой стоим у кованой решётки и наблюдаем, как невесомость листьев передаётся обозу: он медленно отрывается от брусчатки и на небольшой высоте летит над Невским. За линейкой с пожарными проплывает повозка с паровым насосом (из котла — пар, из трубы — дым), за ней — медицинский фургон, чтобы спасать обожжённых. Я плачу, и мама говорит, чтобы я не боялся, только ведь плачу я не от страха — от избытка чувств, от восхищения мужеством и великой славой этих людей, оттого, что так величественно они плывут мимо замершей толпы под колокольный звон (Е. Водолазкин).
Задание 33. Затранскрибируйте текст. Проведите полный фонетический анализ выделенных фонетических слов.
Мальчик слушал как завороженный. Истории деда нравились потому, что в них была какая-то тайна. Тайна манила, пугая и развлекая одновременно. Сегодня рассказ старика заставил Тома даже ухватить бородатого Уилкинса за ногу и сидеть минута за минутой в полном покое, словно боясь чем-то помешать. Он походил на какого-то бурундука, тихо проводившего свою жизнь в пределах мягкой полости, отлично налаженного дупла, дающего всё, что требовалось для благополучной жизни. Дед имел привычку то одаривать шоколадом, то гладить по голове, то объяснять, как правильно надо себя вести. Но, конечно, главным, были рассказы. И, как важная белка, Том поднимал уши кверху, прислушивался, боясь пропустить что-либо из сказанного. Так происходили эти встречи. Так им суждено было повлиять на маленького бурундука, попавшего впоследствии в невообразимую историю, которой сам старик Уилкинс мог бы позавидовать.