Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018

Теоретический компендиум и практические задания
Фонетические законы

Вопросы темы:

1. Фонетический закон.

2. Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами.

3. Изменения звуков, вызванные их позицией.

6.1. Фонетический закон

Фонетический закон - это правило, определяющее функционирование и развития звуков речи, допускающие изменения его звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Принято говорить о законах функционирования и развития звуковой материи языка, управляющих как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением звуковых единиц, их чередований и сочетаний. Фонетические законы могут быть связаны с позицией в слове (оглушение в позиции абсолютного конца слова: [гр’ип]), а также с комбинаторными изменениями, т. е. под воздействием артикуляции рядом стоящих соседних звуков.

6.2. Изменения звуков, обусловленные действующими в языке фонетическими законами

Изолированное употребление звуков в языке - явление очень редкое: оно возможно лишь тогда, когда отдельный звук является отдельным словом. В подавляющем же большинстве случаев звуки употребляются в сочетании с другими звуками в составе слов и их форм, т. е. в потоке речи. Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику фонетических единиц. Синтагматика имеет свои законы, связанные с возможностями и ограничениями в сочетаемости звуковых единиц друг с другом. Особенности синтагматики звуковых единиц имеют исторический характер: они меняются в разные эпохи развития языка и определяют специфику его фонетической системы в каждый данный период развития.

Современный русский литературный язык имеет свои особенности в синтагматике звуковых единиц. Рассмотрим эти основные особенности.

Ассимиляция - уподобление одного согласного звука другому, приспособление артикуляции одного звука к артикуляции другого звука. Происходит в месте контактного соположения звуков.

Ассимиляция согласных по звонкости-глухости: 1) ассимиляция по глухости - дубки, сказка, ножка; 2) ассимиляция по звонкости - косьба, сделать. Русскому языку не свойственны сочетания шумных согласных, различающихся по наличию голоса (глухой + звонкий или звонкий + глухой), возможны только сочетания одинаковых по степени участия голоса шумных согласных: звонкий + звонкий (звезда, где) или глухой + глухой (росток, кто).

При различного рода ассимиляциях механизм уподобления согласных в русском языке один и тот же: из двух рядом стоящих согласных первый уподобляется второму, перенимает один из его признаков.

В современном русском языке ассимиляция является регрессивной, т. е. последующий звук оказывает влияние на предшествующий и передаёт ему свои признаки: сдать - [здат’]. Это связано с тем, что в русском языке не допускается сочетание двух разных по глухости-звонкости, мягкости- твёрдости звуков, т. к. это противоречит особенностям русской артикуляции. При контактной ассимиляции звуки, влияющие друг на друга, расположены рядом.

В современном русском литературном языке различаются:

- частичная регрессивная ассимиляция по звонкости, например,

  [прас’ит’] - [про'з’бъ], [мълат’ит’] - [мълад’ба], а также [авгън’истан], [вагзал], [р’угзак], [адб’йт’] и под.;

- частичная регрессивная ассимиляция по глухости, например,

  [ложъч’къ] - [лошкъ], [(складывът’] - [склаткъ], а также [апт’иеса.т’], [б’иесфкусныi], [фторн ’ик] и под.;

- полная ассимиляция, например: [б ’иеш: овныi], [иж:ы'т’], [ад:ал’bт ’] и под.

При ассимиляции по звонкости-глухости первый согласный перенимает у второго степень участия голоса: звонкий перед глухим становится глухим (дужка, повозка), глухой перед звонким - звонким (отдать, просьба).

Ассимиляция по звонкости не происходит перед согласными В и В □, а также перед сонорными: отмыть, пруд, ушла, твой, свой.

Ассимиляция по звонкости происходит в случаях: 1) на стыке морфем: молотьба, отжать, сбросить; 2) на стыке предлога (проклитики) со следующим словом: с горы, от боли, к дому; 3) на стыке слова с частицей (энклитикой): отнес бы, тот же; 4) на стыке двух слов без паузы между ними: нос дятла, звук бубна, у вас был.

Ассимиляция по глухости происходит: 1) на стыке морфем: обложка, увядший, подписка; 2) на стыке предлога (проклитики) со следующим словом: под шкаф, из пушки, над крышей.

В результате действия законов оглушения в конце слова и ассимиляции по звонкости-глухости в русском языке в одних условиях употребляются только звонкие согласные (например, перед звонкими), в других - только глухие (например, перед глухими), а в-третьих - и звонкие, и глухие (например, перед сонорными).

Ассимиляция по твердости-мягкости: 1) ассимиляция по мягкости: рост - растет, лист - листья, песня, отнять, сегодня, стяжка; 2) ассимиляция по твердости: зверь - зверский, кровь - кровный.

Ассимиляция по мягкости происходит не у всех согласных и не перед любыми согласными. Наиболее подвергаются ассимиляции по мягкости переднеязычные зубные согласные З, С, Д, Т, Н перед переднеязычными: снился, двести, франтить, погонщик, летний, передний, а также перед j: съемка, воронье. Ассимиляции по мягкости подвергаются также губные Б, П, В, М и Ф перед j: бью, пью, вью, семья, а также перед губными: лампе, обмен, вместо (смягчение происходит факультативно!). Почти не ассимилируют по мягкости заднеязычные Г, К, Х (но ср. легкий, мягкий! - заднеязычные перед заднеязычными), никогда не ассимилирует по мягкости сонорный согласный Л (ср. полки - польки, пользе - ползёт, льёт – пол ёлки).

Говоря об ассимиляции по мягкости, следует учитывать орфоэпическую норму: смягчение согласных было широко распространено в старомосковской традиции, которая сейчас постепенно утрачивается: например, смягчение зубных перед Л□: слива, разлив, смягчение зубных перед мягкими губными: смех, змей, смягчение губных передзаднеязычными: лапки, сумки. Сейчас во всех этих случаях смягчение почти утрачено или наблюдаются колебания в произносительной норме.

Ассимиляция по твердости происходит, как правило, в производных словах перед суффиксами -Н-, -СК-, -СТВ-: степь - степной, богатырь - богатырский. Ассимиляции по твердости не происходит перед губными: косьба, борьба; не ассимилирует по твердости звук Л: воля - вольный, учитель - учительский.

Ассимиляция по месту и способу образования: 1) ассимиляция по месту: сшить, сжечь (+ ассимиляция по звонкости), из чехла [ш□ч□]; 2) ассимиляция по способу: отчизна, отцовский. Ассимиляция по месту и способу образования происходит у переднеязычных зубных согласных З, С перед Ж, Ш, Ч, Щ и у Д, Т перед Ц и Ч. В результате такой ассимиляции переднеязычный зубной С и З или полностью уподобляется последующему передненебному: с шаром, сжали, с щеткой (звук С фактически поглощается звуком Щ, т. к. в русском языке нет 3-й степени долготы согласного - а звук Щ сам по себе имеет 2-ную долготу) - или приближается к нему по месту образования: с честью, счистит, с чем - звук С произносится, как краткий мягкий Ш□. При ассимиляции звуков Д и Т перед аффрикатами Ц и Ч получается долгая аффриката (с продленной смычкой при произношении): отчистил, отчитать, подчеркнуть, вкрадчив (у звука Д происходит также ассимиляция по глухости), братцы, болотце, блюдце.

Ассимиляция у звуков С и З происходит в тех же условиях, что и ассимиляция по звонкости: 1) на стыке морфем: расшуметься, разжать, расчистить, несший; 2) на стыке проклитики и следующего слова: с шумом, с жаром, из щетки, из чашки; 3) перед энклитикой: нес же, груз же; 4) на стыке двух слов без паузы: отрез шелка, ус жука, нас шесть (хотя при четком произношении с паузой ассимиляции не будет).

Диссимиляция («расподобление»): легкий, мягкий - на стыке двух взрывных первый из них меняется на фрикативный Х, становясь, таким образом, отличным от последующего согласного К по способу образования. Разновидностью диссимиляции можно считать произношение звука Ш в местоимении что, союзе чтобы.

Диэреза - выпадение одного звука из ряда сочетающихся звуков: со[нц]е, ле[с’н’]ица.

Стяжка - соединение двух разных звуков в один - происходит в русском языке у звуков Т - С, которые «стягиваются» в звук Ц: улыбаться, улыбаются (и во всех подобных глагольных формах), отставить, детский, а также у звуков С/З - Ч, которые «стягиваются» в звук Щ: счастье, переписчик, счет. Стяжка происходит только на стыке корневой и служебной (или двух служебных) морфем (ср. партсобрание, детсад).

Упрощение групп согласных: праздник, сердце, честный, солнце. Упрощение группы согласных выражается в «выпадении», непроизнесении одного из согласных звуков. Последовательно упрощение происходит в группах -СТН- / -ЗДН-: местный, поздний. В других сочетаниях нет последовательности в выпадении согласного; обычно сокращаются группы - НТСК-: гигантский, протестантский, -СТСК-: журналистский, туристкий, -СТЛ-: завистливый, счастливый. Упрощение обычно происходит на стыке морфем (например, корня и суффикса, двух суффиксов): лестный, чувство, и не происходит на стыке слов: без дна (ср. бездна), с Днепра, в стволе.

Сокращение групп согласных: ссора - рассориться, ванна - ванная, Одесса - одесский. Русский язык располагает лишь 2-мя степенями долготы согласного, поэтому в нем допускается сочетание только 2-х одинаковых согласных (т. е. согласный может быть обычный, «краткий», и долгий): ср. сыпать - ссыпать, звать - сзывать, толкнуть - оттолкнуть. При стечении 3-х одинаковых согласных эта группа сокращается до 2-х: ссора - рассорить (раз + ссорить), Одесса - одесский (одесс + ский), ср. щукой - с щукой (в обоих случаях долгота Щ одинаковая!), и щей - из щей. Сокращение происходит на стыке морфем (корня и суффикса) или на стыке предлога (проклитики) и самостоятельного слова.

Аккомодация (и-образный оттенок у ударного гласного рядом с мягким согласным, по ЛФШ) - изменение артикуляции гласных под влиянием соседних согласных звуков (ярче всего проявляется в ударном слоге). Уподобление качества гласных и согласных звуков. Аккомодация может быть лишь частичной. По направлению действия различают регрессивную и прогрессивную аккомодацию. При регрессивной аккомодации рекурсия предшествующего звука уподабливается экскурсии последующего звука. Под влиянием такого процесса обычно артикуляция согласного звука приспосабливается к артикуляции гласного звука. Так, отступ звука [т] в слове [тут] совпадает с приступом с [у], в произнесении которого участвуют губы. Регрессивной аккомодации подвергаются и гласные звуки, находясь в положении перед мягкими согласными. Гласные становятся более напряжёнными и закрытыми: конь, поле, пыль.

При прогрессивной аккомодации изменению подвергает последующий звук под влиянием предшествующего, экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предшествующего звука. Пример такой аккомодации - это гласные после мягких согласных: мял, тюк, мел.

При полной (двойной аккомодации) гласный оказывается в позиции между двумя мягкими согласными: [м’ач’]. Такая артикуляция гласного отличается особой закрытостью и напряженностью.

6.3. Изменения звуков, вызванные их позицией

К позиционным изменениям звуков относятся изменения звуков, вызванные их позицией в слове. К ним относятся оглушение и редукцию.

Оглушение звонких согласных в конце слова. Конец слова оказывает особое воздействие на парные звонкие согласные. Это воздействие позиции конца слова называется законом конца слова. По этому закону в конце слова не могут звучать парные звонкие согласные. Они оглушаются, теряют признак звонкости и произносятся как глухой согласный из соотносительной пары: [гот], [столп]. Закону конца слова не подчиняются непарные звонкие согласные: сонорные, й: лом, мол, свой.

Оглушение происходит в следующих случаях: 1) перед паузой: растет вяз, прошел год; 2) перед следующим словом без паузы с начальной гласной или сонорной: воз ржи, зуб лошади, город у□гля, увез ли (ср. увезли), мог ли (ср. могли). Но оглушение не происходит в конце предлога перед следующим словом: из угла, под рукой.

Редукция - это фонетический процесс, под воздействием которого безударный гласный звук утрачивает присущую ему силу звучания и характеризуется краткостью образования.

Различают два вида редукции: качественная и количественная.

Количественная редукция приводит к незначительному сокращению времени образования звука, но звук не меняет своих качественных характеристик: ряда, подъёма и лабиализации. Количественной редукции подвергаются только звуки верхнего подъёма [у, и, ы].

Качественная редукция приводит к более серьёзным изменениям. Качественная редукция изменяет силу, время звучания звука, но, главное, его качественные характеристики: ряд, подъём и лабиализованность. Качественная редукция распространяется на гласные неверхнего подъёма: [а], [э], [о].

В связи с редукцией у гласных звуков выделяют позиции - сильную и 2 слабых, 1-ю слабую и 2-ю слабую, которые различаются степенью редукции гласного звука. Позиция гласного определяется по отношению ударению. У гласных с количественной редукцией И, Ы, У позиций нет, т. к. их произношение (само их качество) не зависит от положения по отношению к ударению. Таким образом, гласные первой степени редукции - ИЭ, ЫЭ, /\, гласные второй степени редукции - Ъ, Ь.

Кроме тех фонетических законов, которые действуют в современном русском языке, выделяют исторические фонетические законы, действие которых прекратилось и может быть обнаружено в современных словах только при сопоставлении с их историческим обликом: метатеза (мена слогов): медведь - ведьмед (см. укр.), ладонь - долонь (укр.); эпентеза (вставка): паук - павук (укр.), встреча - сретенье; протеза (вставка в начале слова): восемь - осьмь (ср. осьминог); гаплология (наложение слогов): знаменосец (из знаменоносец) и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются позиционные и комбинаторные изменения звуков в русском языке?

2. Что такое оглушение в позиции абсолютного конца слова?

3. Какой артикуляционной особенностью обладает аккомодирующий гласный в позиции между двумя мягкими согласными?

4. Какие фонетические процессы, имеющие место в истории славянских языков, вам известны?

5. Что такое регрессивная ассимиляция?

6. В каких словах современного русского языка наблюдается такое фонетическое явление, как диссимиляция?

7. Что такое метатеза?

8. В чем заключается количественная редукция гласных в русском языке?

9. Что такое и-образный оттенок ударного гласного? В теории какой из отечественных фонологических школ используется такое наименование?

10. Могут ли редуцироваться согласные? Аргументируйте ответ.

Практические задания

Задание 34. Затранскрибируйте данные словоформы, учитывая все фонетические изменения.

1) Хлеб, род, рот, рад, дуб, ход, ад, клуб, гриф, грив, рас, груб, раб, глуп, шуб, труб, прав, плод, улов, нрав, слов, кров, лев, узнав, лук, серб, лиг, луг, серп, пирог, сток, прыг, сок, сугроб, вдруг, круг, стог, год, кот, плуг, шаг, рог.

2) Рок, слог, ног, дуг, сад, склад, сыт, лет, град, ход, суд, бред, вод, вот, бед, нож, муж, чиж, тишь, лишь, свеж, шарж, стриж, луж, стуж, рожь, ложь, стаж, дрожь, груз, глаз, глас, уз, ус, раз, вес, влез, вниз, баз, кос, коз, срез, роз, бас, рос, воз.

3) Визг, писк, ласк, мест, хвост, мозг, вождь.

4) Дрозд, рост, изб, нужд, служб, трезв, резв, уезд.

5) Вторить, отжать, вскипит, в час, в шельф, в чижа, в шар, в шелк, в шест, в шею.

Задание 35. Затранскрибируйте текст. Найдите в фонетических словах все фонетические законы и опишите их.

А между тем всё, что есть у нас: от земли, по которой ходим, до идеалов, в которые верим, — результат не «малых дел» и осторожных шагов, а глобальных проектов, огромных свершений, самоотверженного подвижничества. Люди преображаются только тогда, когда со всего размаху врываются в мир. Человек становится человеком в поиске, в подвиге, в труде, а не в мелочном самокопании, выворачивающем душу наизнанку.

Куда лучше для начала изменить мир вокруг себя, потому что хочется наконец большой страны, больших забот о ней, больших результатов, большой земли и неба. Дайте карту с реальным масштабом, чтобы как минимум полглобуса было видно! (З. Прилепин).

Задание 36. Затранскрибируйте словоформы, учитывая все фонетические изменения, определите их тип.

Из жижи, из жижицы, с жильца, с жильцом, сжигал, сжил, сжимал, из жил, с жирами, с жирком, из жирка, из жницы, из жука, с жуком.

С шины, из шины, из ширмы, с ширмы, с широким, из шишки, из школы, из шкуры, из шпалы, из шутки, из шхуны.

С чижом, из чижа, из числа, с числа, из чистки, исчертит, с числом, считал.

Считчик, считывать, с чубуком, с чугуном, с чужбины, с чужих, из чужих, из чистых, из Чили, с чудных, из Читы, с чулком, из чулка, из чуждых.

Летчик, датчик, бутсы, курдский, братский, пиратский, шиитский, тщетный.

Сжал, сшил, исшарил, с жару, с шарик (величиной), низший, из жажды, из жал, с жарким, из жатвы, из жатки, высший, из жен.

Из шайбы, из шапки, с шапки, с шатким (положением), низшую, из шахты, из шашки, с шашку (величиной), с шест.

С честью, из щита, из щедрых, с щипчиками.

Задание 37. В следующих фрагментах укажите, у каких согласных твердость или мягкость не зависит от соседних звуков, а у каких вызывается ассимиляцией последующему звуку.

Весна. Каждый день одет в новое, каждый новый день ярче и милей; хмельно пахнет молодыми травами, свежей зеленью берез, нестерпимо тянет в поле слушать жаворонка, лёжа на теплой земле вверх лицом.

В свободные часы мне совершенно нечем жить; на убогой нашей улице - пусто, дальше - не позволено ходить (М. Горький).

Задание 38. Сравните словоформы в парах. Действием какого звукового закона создается совпадение в произношении этих форм: валы - волы, нагой - ногой, маховик - моховик, бачок - бочок, заколи - закали, роз - рос, коз - кос, маг - мак, лез - лес, прудки - прутки, коврижки - ковришки, вас же - ваш же.

Задание 39. Рассмотрите, какие явления начала и конца слова в области гласных и согласных встречаются в следующих примерах. Затранскрибируйте текст.

Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно (Л. Юзефович).

Задание 40. Найдите все случаи диерезы и укажите ее условия.

Есть в русском языке какая-то глубокая и святая тайна, что помогает слову, идущему из-под сердца, подбираться к сердцу другого человека. Слово, будто солнце, может обласкать тебя, может враз высушить душу. Эту силу, что таится в слове, я не умею назвать, и, сознаться, о русском языке даже писать боязно: все будет неполно, как неполно все сказанное до сих пор о хозяине этого чудо-языка - доблестном русском народе (В. Чивилихин).