Основы русской фонетики - Р. В. Забашта 2018


Контрольные задания

Контрольная работа №1 по теме «Фонетическая транскрипция»

Задание. Затранскрибируйте текст. Опишите все позиции редукции гласных.

Вариант 1

  В тот месяц май, в тот месяц мой

  во мне была такая легкость,

  и, расстилаясь над землей,

  влекла меня погоды лётность. (Б. А. Ахмадулина)

Вариант 2

  Я так щедра была, щедра

  в счастливом предвкушенье пенья,

  и с легкомыслием щегла

  я окунала в воздух перья. (Б. А. Ахмадулина)

Вариант 3

  Но, слава богу, стал мой взор

  и проницательней, и строже,

  и каждый вздох и каждый взлет

  обходится мне все дороже. (Б. А. Ахмадулина)

Вариант 4

  Порой часы обманывают нас,

  Чтоб нам жилось на свете безмятежней.

  Они опять покажут тот же час,

  И верится, что час вернулся прежний. (С. Я. Маршак)

Вариант 5

  Обманчив дней и лет круговорот:

  Опять приходит тот же день недели,

И тот же месяц снова настает -

  Как будто он вернулся в самом деле. (С. Я. Маршак)

Вариант 6

  Известно нам, что час невозвратим,

  Что нет ни дням, ни месяцам возврата.

  Но круг календаря и циферблата

  Мешает нам понять, что мы летим. (С. Я. Маршак)

Вариант 7

  В деревне Бог живет не по углам,

  как думают насмешники, а всюду.

  Он освящает кровлю и посуду

  и честно двери делит пополам. (И. А. Бродский)

Вариант 8

  По несчастью или к счастью,

  Истина проста:

  Никогда не возвращайся

  В прежние места. (Г. Ф. Шпаликов)

Вариант 9

  Даже если пепелище

  Выглядит вполне,

  Не найти того, что ищем,

  Ни тебе, ни мне. (Г. Ф. Шпаликов)

Вариант 10

  Я ребенком любил большие,

  Медом пахнущие луга,

  Перелески, травы сухие

  И меж трав бычачьи рога. (Н. С. Гумилев)

Вариант 11

  Каждый пыльный куст придорожный

  Мне кричал: «Я шучу с тобой,

  Обойди меня осторожно

  И узнаешь, кто я такой!» (Н. С. Гумилев)

Вариант 12

  И это не из удальства

  Или из ярости бесцельной,

  А чтоб в тоске найти слова

  Тебе для песни колыбельной. (Б. Л. Пастернак)

Вариант 13

  Жди меня, и я вернусь,

  Не желай добра

  Всем, кто знает наизусть,

  Что забыть пора. (К. М. Симонов)

Вариант 14

  В листве березовой, осиновой,

  в конце аллеи у мостка,

  вдруг падал свет от платья синего,

  от василькового венка. (В. В. Набоков)

Вариант 15

  Твой образ легкий и блистающий

  как на ладони я держу

  и бабочкой неулетающей

  благоговейно дорожу. (В. В. Набоков)

Вариант 16

  Безгрешный сон,

  Святая ночь молчанья и печали!

  Вы, сестры ясные, взошли на небосклон

  И о далеком возвещали. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 17

  Отрадный свет

  И на земле начертанные знаки!

  Вам, сестры ясные, земля моя в ответ

  Взрастила грезящие маки. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 18

  В блестящем дне

  Отрада есть - надежда вдохновенья.

  О сестры ясные, одна из вас ко мне

  Сошла в тумане сновиденья! (Ф. К. Сологуб)

Вариант 19

  В одежде пыльной пилигрима,

  Обет свершая, он идет,

  Босой, больной, неутомимо,

  То шаг назад, то два вперед. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 20

  И, чередуясь мерно, дали

  Встают всё новые пред ним,

  Неистощимы, как печали, -

  И все далек Ерусалим... (Ф. К. Сологуб)

Контрольная работа №2 по теме «Артикуляционная классификация звуков»

Задание. Затранскрибировать текст. Выполнить полный фонетический анализ выделенных слов.

Вариант 1

  И много лет прошло, и счастливо

  я прожил без тебя, а все ж

  порой я думаю опасливо:

  жива ли ты и где живешь. (В. В. Набоков)

Вариант 2

  Что в имени тебе моем?

  Оно умрет, как шум печальный

  Волны, плеснувшей в берег дальный,

  Как звук ночной в лесу глухом. (А. С. Пушкин)

Вариант 3

  Оно на памятном листке

  Оставит мертвый след, подобный

  Узору надписи надгробной

  На непонятном языке. (А. С. Пушкин)

Вариант 4

  Что в нем? Забытое давно

  В волненьях новых и мятежных,

  Твоей душе не даст оно

  Воспоминаний чистых, нежных. (А. С. Пушкин)

Вариант 5

  За все, за все тебя благодарю я:

  За тайные мучения страстей,

  За горечь слез, отраву поцелуя,

  За месть врагов и клевету друзей... (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 6

  Лежал один я на песке долины;

  Уступы скал теснилися кругом,

  И солнце жгло их желтые вершины

  И жгло меня - но спал я мертвым сном. (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 7

  И снился мне сияющий огнями

  Вечерний пир в родимой стороне.

  Меж юных жен, увенчанных цветами,

  Шел разговор веселый обо мне. (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 8

  Но, в разговор веселый не вступая,

  Сидела там задумчиво одна,

  И в грустный сон душа ее младая

  Бог знает чем была погружена... (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 9

  Грянул гром. Чашка неба расколота.

  Разорвалися тучи тесные.

  На подвесках из легкого золота

  Закачались лампадки небесные. (С. А. Есенин)

Вариант 10

  Отворили ангелы окно высокое,

  Видят — умирает тучка безглавая,

  А с запада, как лента широкая,

  Подымается заря кровавая. (С. А. Есенин)

Вариант 11

  Догадалися слуги божии,

  Что недаром земля просыпается,

  Видно, мол, немцы негожие

  Войной на мужика подымаются. (С. А. Есенин)

Вариант 12

  Побросали немцы шапки медные,

  Испугались посвисту богатырского...

  Правит Русь праздники победные,

  Гудит земля от звона монастырского. (С. А. Есенин)

Вариант 13

  В древности

  Мыслители бывали

  Как художники и как поэты

  И бывало краткие давали,

  Но отнюдь не кроткие, ответы

  На бесчисленность пустых вопросов. (Л. Н. Мартынов)

Вариант 14

  А у варваров иное дело:

  Если уж мыслителя задело

  Выраженье инородца злого,

  То такое возглашает слово,

  Что оно одно не уместится

  На журнальную страницу. (Л. Н. Мартынов)

Вариант 15

  Видимо, прошел автомобиль,

  Вездеход, бульдозер, самосвал

  И окутал все в такую пыль,

  Тяжелее всяких покрывал. (Л. Н. Мартынов)

Вариант 16

  В путях томительной печали

  Стремится вечно род людской

  В недосягаемые дали

  К какой-то цели роковой. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 17

  И создает неутомимо

  Судьба преграды пред ним,

  И все далек от пилигрима

  Его святой Ерусалим. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 18

Родился сын у бедняка.

  В избу вошла старуха злая.

  Тряслась костлявая рука,

  Седые космы разбирая. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 19

  За повитухиной спиной

  Старуха к мальчику тянулась

  И вдруг уродливой рукой

  Слегка щеки его коснулась. (Ф. К. Сологуб)

Вариант 20

  Издержки духа - выкрики ума

  и логика, - вы равно хороши,

  когда опять белесая зима

  бредет в полях безмолвнее души. (И. А. Бродский)

Контрольная работа №3 по теме «Фонетические законы»

Задание. Затранскрибируйте текст. Выпишите и охарактеризуйте все фонетические законы.

Вариант 1

  Пока свободою горим,

  Пока сердца для чести живы,

  Мой друг, отчизне посвятим

  Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Вариант 2

  Любви, надежды, тихой славы

  Недолго нежил нас обман,

  Исчезли юные забавы,

  Как сон, как утренний туман... (А. С. Пушкин)

Вариант 3

  Редеет облаков летучая гряда.

  Звезда печальная, вечерняя звезда!

  Твой луч осеребрил увядшие равнины,

  И дремлющий залив, и черных скал вершины. (А. С. Пушкин)

Вариант 4

  ... Но в нас горит ещё желанье,

  Под гнётом власти роковой

  Нетерпеливою душой

  Отчизны внемлем призыванье. (А. С. Пушкин)

Вариант 5

  В глуши, во мраке заточенья

  Тянулись тихо дни мои

  Без божества, без вдохновенья,

  Без слез, без жизни, без любви. (А. С. Пушкин)

Вариант 6

  Я помню чудное мгновенье:

  Передо мной явилась ты,

  Как мимолётное виденье,

  Как гений чистой красоты. (А. С. Пушкин)

Вариант 7

  Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

  Грядущего волнуемое море.

  Но не хочу, о други, умирать;

  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин)

Вариант 8

  Безумных лет угасшее веселье

  Мне тяжело, как смутное похмелье.

  Но, как вино - печаль минувших дней

  В моей душе чем старе, тем сильней. (А. С. Пушкин)

Вариант 9

  В степи мирской, печальной и безбрежной,

  Таинственно пробились три ключа:

  Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

  Кипит, бежит, сверкая и журча. (А. С. Пушкин)

Вариант 10

  Для берегов отчизны дальной

  Ты покидала край чужой;

  В час незабвенный, в час печальный

  Я долго плакал пред тобой. (А.С. Пушкин)

Вариант 11

  И скучно и грустно, и некому руку подать

  В минуту душевной невзгоды...

  Желанья!. что пользы напрасно и вечно желать?

  А годы проходят - всё лучшие годы! (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 12

  Кастальский ключ волною вдохновенья

  В степи мирской изгнанников поит.

  Последний ключ - холодный ключ забвенья,

  Он слаще всех жар сердца утолит. (А. С. Пушкин)

Вариант 13

  В небесах торжественно и чудно!

  Спит земля в сиянье голубом...

  Что же мне так больно и так трудно?

  Жду ль чего! Жалею ли о чём? (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 14

Выхожу один я на дорогу;

  Сквозь туман кремнистый путь блестит;

  Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

  И звезда с звездою говорит. (М. Ю. Лермонтов)

Вариант 15

  Кротко звезд золотое сиянье.

  В чистом поле покой и молчанье;

  Точно в храме стою я в тиши

  И в восторге молюсь от души. (И. С. Никитин)

Вариант 16

  О чем тогда я думаю один,

  зачем гляжу ей пристально вослед.

  На этот раз декабрь предвосхитил

  ее февральских оттепелей свет. (И. А. Бродский)

Вариант 17

  Какие предстоят нам холода.

  Но, обогреты давностями, мы

  не помним, как нисходят города

  на тягостные выдохи зимы. (И. А. Бродский)

Вариант 18

  Безумные и злобные поля!

  Безумна и безмерна тишина их.

  То не покой, то темная земля

  об облике ином напоминает. (И. А. Бродский)

Вариант 19

  Какой-то ужас в этой белизне.

  И вижу я, что жизнь идет как вызов

  бесславию, упавшему извне

  на эту неосознанную близость. (И. А. Бродский)

Вариант 20

  Как будто я себя и всех забуду,

  и ты уже ушла, простилась даже,

  как будто ты ушла совсем отсюда,

  как будто умерла вдали от пляжа. (И. А. Бродский)

Тестовые задания2

2Только один вариант ответа является верным.

Вариант 1

  1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

  A) морфемика,

  Б) орфография,

  B) графика,

  Г) фонетика.

  2. Что такое транскрипция?

  A) перевод слова на русский язык,

  Б) орфографическое письмо,

  B) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

  Г) разбор слова по составу.

  3. Какие графемы не используются в русской транскрипции?

  A) а, о, у,

  Б) ч, ж, х,

  B) ц, ф, э,

  Г) я, ю, е, ё.

  4. На какие группы делятся все звуки?

  A) ударные и безударные,

  Б) звонкие и глухие,

  B) мягкие и твердые,

  Г) гласные и согласные.

  5. На какие группы делятся согласные звуки русского языка?

  A) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

  Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

  B) ударные и безударные,

  Г) звонкие/твердые, глухие/мягкие.

  7. К активным органам речи относят:

  A) зубы, увулу,

  Б) твёрдое нёбо, язык,

  B) нижнюю челюсть, голосовые связки,

  Г) мягкое нёбо, альвеолы.

  8. На какие группы делятся гласные звуки?

  A) прописные и строчные,

  Б) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

  B) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

  Г) ударные и безударные.

  9. Что такое словесное ударение?

  A) выделение одного слога в слове,

  Б) минимальная звуковая единица,

  B) акустическое свойство звука,

  Г) паралингвистическая характеристика слова.

  10. Что изучает орфоэпия?

  A) словарный состав языка,

  Б) звуковую сторону языка,

  B) нормы произношения,

  Г) способы образования слов.

11. В фонетическом слове [ф-сад’ик’ь] какое из данных характеристик является верным?

  A) диссимиляция,

  Б) регрессивная аккомодация,

  B) прогрессивная аккомодация,

  Г) стяжка.

  12. Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька:

  A) [йаблан’къ],

Б) [яблън’къ],

  B) (фаблън’къ],

  Г) [j-абл□н’къ],

  13. Укажите верный вариант переноса слова:

  A) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

  Б) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

  B) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

  Г) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба.

  14. Что такое фонация?

  A) процесс произнесения звуков речи,

  Б) искажение нормативного произношения,

  B) позиционное фонологическое явление,

  Г) суперсегментная единица.

15. Какой из указанных аспектов изучения фонетических явлений имеет название «физический»?

  A) фонологический,

  Б) акустический,

  B) артикуляционный,

  Г) социофонетический.

16. В каком ряду все выделенные гласные являются гласными верхнего подъема?

  A) шило, мысль, мир, куб,

Б) парта, стол, пир, мягкий,

  B) мыло, уксус, искра, лошадь,

  Г) сад, грыжа, мастер, лень.

  17. МФШ отказывает в фонемном статусе звукам:

  A) [ы],

  Б) [и],

  B) [г], [к], [х],

  Г) [ц], [ч].

  18. Согласные фонемы <з>, <ф> обладают следующими конститутивными признаками:

  A) звонкость - глухость, место образования,

Б) звонкость - глухость, место образования, способ образования, палатализованность,

  B) звонкость - глухость, способ образования,

  Г) способ образования, место образования.

  19. Выделенная буква обозначает твердый согласный в слове:

  A) префектура,

  Б) шинель,

  B) морфема,

  Г) тембр.

  20. Найдите вариант слова с ударением на последнем слоге:

  A) центнер,

  Б) копировать,

  B) начал,

  Г) газопровод.

Вариант 2

  1. Назовите непарный по глухости - звонкости согласный

  A) [т],

  Б) [к],

  B) [х],

  Г) [ф].

  2. Фонетика как наука изучает:

  A) правописание слов,

  Б) постановка знаков препинания,

  B) фонемы языка,

  Г) звуковой строй языка.

  3. В каком слове звуков больше, чем букв?

  A) яблоки,

  Б) день,

  B) соловьи,

  Г) скворцы.

4. Какой из указанных аспектов изучения фонетических явлений имеет название «физиологический»?

  A) фонологический,

  Б) акустический,

  B) артикуляционный,

  Г) социофонетический.

  5. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

  A) пьёт,

  Б) ёжик,

  B) объём,

  Г) полёт.

  6. Назовите основные средства графики.

  A) буквы,

  Б) слоги,

  B) ударение,

  Г) произношение.

  7. Звуком речи является:

A) минимальная звуковая единица, которая выделяется при членении слова на сегменты,

  Б) специальный вид письма,

  B) совокупность норм речи,

  Г) фиксация речи в перцептивной базе языка.

  8. Увула участвует в:

  A) затворе входа в носовую полость,

  Б) артикуляции аффрикат,

  B) фонационных процессах,

  Г) реализации назальных характеристик гласных фонем.

  9. Социофонетика - это...

  А) раздел фонетики, изучающий влияние общества на систему языка,

  Б) наука, предметом которой является языковая личность,

В) междисциплинарная отрасль науки о языке, изучающая зависимости между обществом и развитием звуковой строя,

  Г) то же, что и психофонетика.

  10. Найдите вариант только со звонкими согласными:

  A) р, й, з, г, ж,

  Б) к, г, ж, д, в,

  B) м, ч, ш, щ, л,

  Г) н, б, ц, в, м.

  11. Какая буква обозначает два звука?

  A) э

  Б) у

  B) ю

  Г) ы

12. В каком сочетании проклитики подвергаются ассимиляции по звонкости?

  A) с ошибкой,

  Б) с реки,

  B) с крылом,

  Г) с горы.

  13. Укажите слово, в котором есть звукотип [о]:

  A) отлив,

  Б) огурец,

  B) слепок,

  Г) Москва,

  Д) кровля.

  14. Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

  A) лечить,

  Б) ядерный,

  B) стажёр,

  Г) святое.

  15. Укажите слова, в которых происходит оглушение:

  A) фуражка, грибков,

  Б) сдача, сбить,

  B) сбегать, сделать,

  Г) сгоряча, сдвинуть,

  Д) сгореть, сгиб.

  16. Что такое «артикуляция»?

  A) произнесение носовых согласных,

  Б) физическая характеристика звука,

  B) работа органов речи, необходимая для произнесения звуков,

  Г) перевод звуковых характеристик фонем в функциональные.

  17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

  A) след,

  Б) ртуть,

  B) ножик,

  Г) один.

18. Во второй половине XIX века у московского произношения появился конкурент:

  A) Рязанское произношение,

  Б) Ростовское произношение,

  B) Нижегородское произношение,

  Г) Петербургское произношение.

19. Гласные фонемы в словах «бук» - «бык» отличаются следующими дифференциальными признаками:

  A) ряд, подъем,

  Б) подъем, лабиализованность,

  B) ряд, лабиализованность,

  Г) лабиализованность.

20. Кто в истории языкознания предложил термин «фонема» и обозначил фонологической проблематику:

  A) Л. В. Щерба,

  Б) Р. И. Аванесов,

  B) И. А. Бодуэн де Куртенэ,

  Г) Р. О. Якобсон.

Вариант 3

  1. Укажите правильное определение понятия фонетика.

A) Раздел языкознания, который занимается изучением нормативного литературного произношения.

  Б) Раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка.

  B) Это словарный состав языка

  Г) Раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов.

2. Какой терминологический синоним можно подобрать к наименованию «лингвистический аспект изучения фонетических единиц»?

  А) фонологический аспект,

  Б) физиологический аспект,

  В) акустический аспект,

  Г) артикуляторный аспект.

  3. В каком ряду перечислены только согласные звуки?

  A) [т], [ф], [л], [о], [г],

  Б) [м], [н], [ы], [ш], [с],

  B) [б], [ж], [к], [п], [т],

  Г) [в], [ц], [ч’], [j], [у].

  4. В каком слове есть только твердые согласные звуки?

  A) выход,

  Б) торговец,

  B) одежка,

  Г) шедевр.

  5. В каком слове произносится звук [т]?

  A) дрозд,

  Б) отбой,

  B) платье,

  Г) простите.

  6. В каком слове звуков больше, чем букв?

  A) вьюжит,

  Б) ширь,

  B) ясный,

  Г) ничья.

  7. К процессу аккомодации не относится...

  А) переход [и] в [ы] после твердых согласных,

  Б) огубление согласных,

В) продвижение ударного гласного под влиянием соседних мягких согласных,

  Г) уподоблением одного согласного другому по звонкости.

  8. Написание какого слова не расходится с произношением?

  A) улицы,

  Б) широкий,

  B) шорох,

Г) разжечь.

  9. Какой терминологический синоним имеет слово «лабиализация»?

  A) диссимиляция,

  Б) ассимиляция,

  B) огубление,

  Г) аккомодация.

  10. ЛФШ под фонемой понимает...

  A) ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы,

Б) звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу,

B) конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации,

  Г) звук, составляющий открытый слог.

11. В каком примере нарушен слогораздел, произведенный согласно сонорной теории?

  A) ша - пка,

  Б) во - лна,

  B) ли - сто - пад,

  Г) раз - бить.

  12. Укажите слово, которое состоит из одних глухих согласных.

  A) поход,

  Б) партер,

  B) формировать,

  Г) столяр.

  13. Для гласных сильной позицией является...

  A) положение без ударения,

  Б) положение под ударением,

  B) положение перед мягким согласным,

  Г) положение между твердыми согласными.

14. В первом предударном слоге на месте а нормативным считается произношение [ыэ] в слове...

  A) шалун,

  Б) ржаной,

  B) жара,

  Г) лошадей.

  15. Укажите ошибочное суждение.

  A) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.

Б) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.

  B) В слове СДАЧА первый звук - [з].

Г) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.

  16. К методам акустической фонетики относят...

  А) рентгенографию,

  Б) спектральный анализ,

  В) осциллографию,

  Г) палатографию.

17. В развитии орфоэпических норм не соответствует действительности тенденция...

A) подчинения иноязычных слов общим фонетическим законам русского языка,

Б) отступления от ассимиляции по мягкости зубных согласных перед мягкими губными и зубными,

  B) вытеснения звука [ж] мягкого,

  Г) твердого произношения постфиксов -ся(-сь).

  18. К МФШ относится учёный...

  A) Л. В. Щерба,

  Б) Л. Р. Зиндер,

  B) Р. О. Якобсон,

  Г) Р. И. Аванесов.

  19. Под фонематическим принципом русской графики понимается...

  A) буквы алфавита обозначают не звуки, а фонемы в сильной позиции,

  Б) фонемное соответствие букве устанавливается с учетом соседних гласных букв и других графических знаков,

B) совокупность начертательных средств того или иного письма,

  Г) принцип слабых позиций оттенков фонем.

  20. Правила орфоэпии базируются на...

  A) законах грамматической системы,

  Б) законах фонетической системы,

  B) законах лексической системы,

  Г) законах ударения.

Вариант 4

  1. Фонетической единицей языка (а не речи) является...

  A) звук,

  Б) фонема,

  B) морф,

  Г) фраза.

2. Из направлений фонетических исследований собственно лингвистическим является...

  A) артикуляционная фонетика,

  Б) акустическая фонетика,

  B) перцептивная фонетика,

  Г) функциональная фонетика.

  3. Что изучает фонология?

  A) ударение,

  Б) слог и слогоделение,

  B) правила литературного произношения,

  Г) функциональную сторону звуков речи.

  4. Гласные звуки отличаются от согласных:

  A) типом мускульного напряжения,

  Б) ролью при образовании слога,

  B) наличием голоса,

  Г) отсутствием шума.

5. В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный звук?

A) щавель,

Б) тушка,

B) четный,

Г) желать.

6. Дополнительная артикуляция согласных звуков, при которой происходит приближение задней части спинки языка к мягкому нёбу и, как следствие, твёрдое произношение звука, имеет название...

A) аккомодация,

Б) веляризация,

B) палатализация,

Г) назализация.

7. К суперсегментным фонетическим единицам и их средствам не относится...

A) звук,

Б) слог,

B) ударение,

Г) интонация.

8. И. А. Бодуэну де Куртенэ принадлежат слова:

A) Фонема — это совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию.

Б) Фонема — это общее фонетическое представление данного языка, способное ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова.

B) Фонема — психически живая фонетическая единица.

Г) Фонема — это исторически сложившаяся мельчайшая линейно неделимая единица языка, противопоставленная всем другим фонемам, могущая иметь самостоятельное значение...

9. В каком слове представлен звукотип [о]?

A) жёсткий,

Б) бояться,

B) корзина,

Г) шоколад.

10. Укажите ошибочное суждение.

A) В слове ЯРОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.

Б) В слове ВЬЮГА количество звуков равно количеству букв.

B) В слове СДЕЛКА первый звук - [с].

Г) В слове БОРЬБА мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

11. В каком слове звуков больше, чем букв?

A) якорь,

Б) земля,

B) уголь,

Г) пояс.

12. По каким признакам отличаются гласные звуки [а], [ы]?

A) ряд, наличие или отсутствие лабиализации,

Б) ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации,

B) подъем,

Г) ряд.

13. Ударные гласные под воздействием соседних согласных подвергаются...

  A) позиционной мене,

  Б) позиционным изменениям,

  B) редукции,

  Г) ассимиляции.

  14. Буква не может обозначать ...

  A) часть фонемы,

  Б) фонему,

  B) две фонемы,

  Г) слог.

15. Дискуссионным является в фонологии вопрос о выделении фонемы...

  A) <г>

  Б) <j>

  B) <ы>

  Г) <ж’>

16. В каком ряду выделенные согласные подвергаются полной ассимиляции?

  A) Сшить, разжать, летчик, отцом.

  Б) Счастье, легкого, просьба, луг.

  B) Синего, косьба, ложка, сгорбившись.

  Г) Здесь, расширить, рубцы, безлюдье.

  17. МФШ под фонемой понимает...

  А) ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы,

Б) звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу,

В) конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации,

  Г) акустический оттенок ударного звука.

  18. Выражение несогласия, недоверия типично для...

  A) ИК-2,

  Б) ИК-4,

  B) ИК-5,

  Г) ИК-7.

19. В строках «Звенела музыка в саду // Таким невыразимым горем. // Свежо и остро пахли морем //На блюде устрицы во льду» ...

  1) есть проклитики,

  2) есть энклитики,

  3) нет энклитиков,

  4) нет проклитиков.

  20. Звук [о] по отношению к фонеме <о>, с точки зрения МФШ, это...

  A) вариант (в узком смысле),

  Б) вариация,

  B) аллофон,

  Г) основной вариант.

Вариант 5

  1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

  А) морфемика,

  Б) орфография,

  В) графика,

  Г) фонетика.

2. Какой терминологический синоним можно подобрать к наименованию «лингвистический аспект изучения фонетических единиц»?

  A) фонологический аспект,

  Б) физиологический аспект,

  B) акустический аспект,

  Г) артикуляторный аспект.

  3. Что такое фонация?

  A) процесс произнесения звуков речи,

  Б) искажение нормативного произношения,

  B) позиционное фонологическое явление,

  Г) суперсегментная единица.

  4. ЛФШ под фонемой понимает...

  A) ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы,

Б) звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу,

B) конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации,

  Г) звук, составляющий открытый слог.

5. Какой из указанных аспектов изучения фонетических явлений имеет название «физический»?

  A) фонологический,

  Б) акустический,

  B) артикуляционный,

  Г) социофонетический.

  6. Увула участвует в:

  A) затворе входа в носовую полость,

  Б) артикуляции аффрикат,

  B) фонационных процессах,

  Г) реализации назальных характеристик гласных фонем.

7. В каком примере нарушен слогораздел, произведенный согласно сонорной теории?

  A) ша - пка,

  Б) во - лна,

  B) ли - сто - пад,

  Г) раз - бить.

  8. В каком слове буква Ё обозначает один звук?

  A) пьёт,

  Б) ёжик,

  B) объём,

  Г) полёт.

  9. Для гласных сильной позицией является...

  A) положение без ударения,

  Б) положение под ударением,

  B) положение перед мягким согласным,

  Г) положение между твердыми согласными.

  10. К методам акустической фонетики относят...

  A) рентгенографию,

  Б) спектральный анализ,

  B) осциллографию,

  Г) палатографию.

  11. Какая буква обозначает два звука?

  A) э

  Б) у

  B) ю

  Г) ы

  12. По каким признакам отличаются гласные звуки [а], [ы]?

  A) ряд, наличие или отсутствие лабиализации,

  Б) ряд, подъем, наличие или отсутствие лабиализации,

  B) подъем,

  Г) ряд.

  13. Укажите слово, в котором есть звукотип [о]:

  A) отлив,

  Б) огурец,

  B) слепок,

  Г) Москва,

  Д) кровля.

14. В развитии орфоэпических норм не соответствует действительности тенденция...

A) подчинения иноязычных слов общим фонетическим законам русского языка,

Б) отступления от ассимиляции по мягкости зубных согласных перед мягкими губными и зубными,

  B) вытеснения звука [ж] мягкого,

  Г) твердого произношения постфиксов -ся (-сь).

15. Согласные фонемы <з>, <ф> обладают следующими конститутивными признаками:

A) звонкость - глухость, место образования,

Б) звонкость - глухость, место образования, способ образования, палатализованность,

B) звонкость - глухость, способ образования,

Г) способ образования, место образования.

16. К ЛФШ относится учёный...

A) Л. В. Щерба,

Б) М. В. Панов,

B) Р. О. Якобсон,

Г) Р. И. Аванесов.

17. Дополнительная артикуляция согласных звуков, при которой происходит приближение задней части спинки языка к мягкому нёбу и, как следствие, твёрдое произношение звука, имеет название...

A) аккомодация,

Б) веляризация,

B) палатализация,

Г) назализация.

18. Укажите ошибочное суждение.

A) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.

Б) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.

B) В слове СДАЧА первый звук - [з].

Г) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.

  19. Выделенная буква обозначает твердый согласный в слове:

  A) префектура,

  Б) шинель,

  B) морфема,

  Г) тембр.

  20. Буква не может обозначать...

  A) часть фонемы,

  Б) фонему,

  B) две фонемы,

  Г) слог.

Вариант 6

  1. Фонетика как наука изучает:

  A) правописание слов,

  Б) постановка знаков препинания,

  B) фонемы языка,

  Г) звуковой строй языка.

  2. Что такое транскрипция?

  A) перевод слова на русский язык,

  Б) орфографическое письмо,

  B) форма передачи звучащей речи графическими средствами,

  Г) разбор слова по составу.

  3. Укажите слово с равным количеством букв и звуков:

  A) лечить,

  Б) ядерный,

  B) стажёр,

  Г) святое.

  4. Какой терминологический синоним имеет слово «лабиализация»?

  A) диссимиляция,

  Б) ассимиляция,

  B) огубление,

  Г) аккомодация.

  5. Гласные звуки отличаются от согласных...

  A) типом мускульного напряжения,

  Б) ролью при образовании слога,

  B) наличием голоса,

  Г) отсутствием шума.

  6. К активным органам речи относят:

  A) зубы, увулу,

  Б) твёрдое нёбо, язык,

  B) нижнюю челюсть, голосовые связки,

  Г) мягкое нёбо, альвеолы.

  7. Какой звук называется палатальным?

  A) [j]

  Б) [р’]

  B) [а]

  Г) [ы]

  8. Написание какого слова не расходится с произношением?

  A) улицы,

  Б) широкий,

  B) шорох,

  Г) разжечь.

9. В фонетическом слове [ф-сад’ик’ь] какое из данных характеристик является верным?

  A) диссимиляция,

  Б) регрессивная аккомодация,

  B) прогрессивная аккомодация,

  Г) стяжка.

  10. МФШ под фонемой понимает...

  A) ряд позиционно чередующихся звуков в пределах морфемы,

Б) звуковой тип, в состав которого входят звуки, артикуляционно близкие друг другу,

B) конкретную минимальную звуковую единицу, произносимую конкретным лицом в конкретной речевой ситуации,

  Г) акустический оттенок ударного звука.

11. Какой из указанных аспектов изучения фонетических явлений имеет название «физиологический»?

  A) фонологический,

  Б) акустический,

  B) артикуляционный,

  Г) социофонетический.

  12. В каком слове произносится твердый звонкий шипящий согласный звук?

  A) щавель,

  Б) тушка,

  B) четный,

  Г) желать.

  13. К суперсегментным фонетическим единицам и их средствам не относится...

  A) звук,

  Б) слог,

  B) ударение,

  Г) интонация.

  14. В каком ряду перечислены только согласные звуки?

  A) [т], [ф], [л], [о], [г],

  Б) [м], [н], [ы], [ш], [с],

  B) [б], [ж], [к], [п], [т],

  Г) [в], [ц], [ч’], [j], [у].

15. Гласные фонемы в словах «бук» - «бык» отличаются следующими дифференциальными признаками:

  A) ряд, подъем,

  Б) подъем, лабиализованность,

B) ряд, лабиализованность,

  Г) лабиализованность.

16. В развитии орфоэпических норм не соответствует действительности тенденция...

A) подчинения иноязычных слов общим фонетическим законам русского языка,

Б) отступления от ассимиляции по мягкости зубных согласных перед мягкими губными и зубными,

  B) вытеснения звука [ж] мягкого,

  Г) твердого произношения постфиксов -ся(-сь).

  17. В каком слове все согласные звуки твёрдые:

  A) след,

  Б) ртуть,

  B) ножик,

  Г) один.

18. В строках «Звенела музыка в саду // Таким невыразимым горем. // Свежо и остро пахли морем //На блюде устрицы во льду» ...

  1) есть проклитики,

  2) есть энклитики,

  3) нет энклитиков,

  4) нет проклитиков.

19. Ударные гласные под воздействием соседних согласных подвергаются...

  A) позиционной мене,

  Б) позиционным изменениям,

B) редукции,

  Г) ассимиляции.

20. Кто в истории языкознания предложил термин «фонема» и обозначил фонологической проблематику?

  A) Л. В. Щерба,

  Б) Р. И. Аванесов,

  B) И. А. Бодуэн де Куртенэ,

  Г) Р. О. Якобсон.