Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Синтаксис
Предложение
Восклицательные предложения

Восклицательными называются предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное): Вечер такой славный! (Ч.); Пустите меня поглядеть! (М.Г.); И каких только не бывает чудес на свете! (Каз.).

Восклицательные предложения могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, иронию, презрение, пренебрежение и т. д.), различные чувства (гнев, ненависть, страх, ужас, нежность, ласку, любовь, восхищение, похвалу, жалобу, упрек, порицание, угрозу, возмущение и т. д.), побуждение (приказ, призыв, просьбу и т. д.).

Конструктивными элементами восклицательных предложений являются: особая интонация, эмоциональные частицы, междометия: Друзья мои, как утро здесь прекрасно! (П.); О, как хорош этот воздух, дождем освеженный! (Ник.); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Н.); Что за чудесный человек мой друг! (Т.); Ах, как жаль! (Л.Т.); Эх, шоферы, шоферы — лихое и веселое племя! (Баб.).

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое предложение и каковы его основные признаки?

2. Каковы типы предложений в зависимости от положенного в основу классификации признака?

3. Чем отличается частноотрицательное предложение от общеотрицательного?

4. Каково содержание повествовательных предложений?

5. Каковы типы вопросительных предложений?

6. Каковы средства выражения побуждения?

Упражнения.

211. Выясните, каким способом выражено в предложениях отрицание. Укажите, какие из них являются общеотрицательными, а какие — частноотрицательными.

1. А куму не сенца, хотелось бы мяснова… (Кр.). 2. …Уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых, ни кропотливого ее дозора (П.). 3. Прости, мы не встретимся боле, друг другу руки не пожмем! (Л.). 4. Больше я ничего от него добиться не мог… (П.). 5. Нынче не в меру вода разлилась… (Н.). 6. Днем никто не приходил навестить Аверкия (М.-С.). 7. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки черные и серые дрозды, синицы, снегири (Ч.). 8. — Много ты понимаешь! — оборвал ее охотник (Пришв.). 9. Писательство не ремесло и не занятие. Писательство — призвание. Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (Пауст.). 10. Нельзя терять чувства призвания. Его не заменить ни трезвым расчетом, ни литературным опытом (Пауст.). 11. Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. Нет в мире страны более неожиданной и противоречивой (Пауст.).

212. Укажите типы предложений по цели высказывания.

1. Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? (Кр.). 2. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… (Гр.). 3. Она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами (Л.). 4. Варвара Павловна смеялась их замечаниям и восклицаниям (Т.). 5. К истории сына Порфирий Владимирович отнесся довольно загадочно (С.-Щ.). 6. Что у тебя за охота всех женить и замуж выдавать! Какое тебе дело? Пусть сами женятся, как хотят (Ч.). 7. Так и шло дело (М.Г.). 8. Давай, Марина, об этом не спорить (Шол.). 9. Спать бы шел и гостю бы покой дал… (Б. Пол.).

213. Перепишите предложения в таком порядке: 1) повествовательные; 2) вопросительные; 3) побудительные.

1. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Гр.). 2. Что же это за люди, что за типы? (Бел.). 3. Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе (Т.). 4. Ты бы ложилась, нянечка (Ч.). 5. Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно (Бл.). 6. — Яков, она читала тебе свои стихи? (М.Г.). 7. А разве воздействовать на людей — не великое искусство? (Фед.). 8. У Мишки глаза разбежались. Растерянно закружился на одном месте, потом рванулся и побежал к музыкантам (Шол.). 9. Пусть он смелый, пусть известный, пусть еще побьет рекорд… (Тв.). 10. Лопатин взял газету и увидел на четвертой полосе напечатанную подвалом корреспонденцию (Сим.).

214. Выделите вопросительные предложения. Определите, какими средствами, наряду с интонацией, выражен вопрос.

Из ночной дали раздался знакомый всей дивизии глубокий голос полковника Сербиченко:

— Ну как, Травкин?

— Кажется, все в порядке, товарищ шестьсот.

— Значит, у тебя тихо?

— Тихо, товарищ шестьсот.

— Люди Бугоркова еще не вернулись?

— Нет еще, товарищ шестьсот <…>

Потом снова после некоторого молчания:

— Значит, немец спокоен?

— Тишина.

— Ракеты?

— Да, но не очень часто.

— Постреливает?

— Временами.

— Но не так, чтобы?..

— Нет, нет, товарищ шестьсот. Нормально, как всегда.

Положив трубку, Муштаков сказал:

— Тревожится старик.

Э. Казакевич.

215. Определите функции вопросительных предложений. Укажите, какие из них являются риторическими вопросами, переспросами, звеньями развития мысли, утверждениями, требующими согласия собеседника. Найдите уточнения, предположения, возражения, побуждения к действию.

1. — К кому же идти? — бормотал он, выходя на дорогу. — Один говорит — не мое дело, другой говорит — не мое дело. Чье же дело? (Ч.). 2. — Вы вот спрашиваете, как я поживаю. Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Что хорошего? (Ч.). 3. — Разве так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат… Разве так можно? (Ч.). 4. Мать почувствовала себя задетой. — Когда же я боялась? И в первый раз делала это без страха… (М.Г.). 5. — Может, в шалаш тебе уйти, Савелий? — спросил Яков, наклоняясь над ним (М.Г.). 6. Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой. Когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? (Пауст.). 7. — Знаете что? Вы — возвращайтесь (Пауст.). 8. Разведчики, увидев комдива, остановились. — Ну, что, — спросил он, — потеряли противника, орлы? Где противник, что он делает?.. И ты, Травкин?.. (Каз.).

216. Выделите побудительные предложения. Укажите, какими средствами выражено побуждение.

1. Бричка поравнялась с отарой овец. — Стой! — закричал Кузьмичов. — Держи! (Ч.). 2. Выкурив сигару, новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик. — Эй ты, пес, поди сюда! — сказал он, кладя матрасик в углу около дивана. — Ложись здесь. Спи! (Ч.). 3. — Прощайте, братцы! С богом! — крикнул Кузьмичов. — Я на вас надеюсь! — Будьте покойны, Иван Иваныч (Ч.). 4. Гусь подошел к нему и остановился в ожидательной позе. — Ну-с, — сказал незнакомец, — начнем с самого начала. Прежде всего поклонись и сделай реверанс! Живо! (Ч.). 5. — Цыц, проклятая, — крикнул старик, поднимаясь на локте. — А что б ты лопнула, бесова тварь! (Ч.). 6. Комиссар сидел за дощатым столом и курил. Он долго и задумчиво смотрел на меня. — Выкладывайте, — сказал он наконец. — Куда держите путь и по какому случаю. И документы, кстати, покажите (Пауст.). 7. Комиссар постучал согнутыми пальцами по чайнику. — Так вот, граждане, пожалуйте. Поговорим. Вещички пока оставим здесь. Сидоров, Ершиков, — сказал он двум вооруженным красноармейцам, стоявшим около теплушки, — взять их ко мне. А этого, — он показал на меня, — пока оставить. И смотрите, чтобы по дороге они ничего не выкинули из карманов. Понятно? (Пауст.). 8. — Что же ты молчишь, как немая, бабуся? Села бы с нами, что ли, да рассказала чего-нибудь (Каз.). 9. Дневальный громко крикнул в полутемный овин: — Встать! Смирно! (Каз.). 10. — За мной! — скомандовал Аниканов… (Каз.).

217. Определите значения побудительных предложений (приказ, распоряжение, просьба, пожелание и т. д.).

1. — Соломон, выйди отсюда! — строго сказал он. — Выйди (Ч.). 2. — Ну, с богом! Кланяйся, Михайло, матери! Всем кланяйся. А ты, Игнатьев, не забудь передать пакет Быстрецову… Трогай! (Ч.). 3. А Дымов, как ни в чем не бывало, уже не замечал Егорушки, а плыл к Кирюхе и кричал: Ге-ге-гей! Давайте рыбу ловить! Ребята, рыбу ловить! (Ч.). 4. — Вот что, ребята, — живо сказал Кузьмичов, — вы бы взяли с собой моего парнишку! Что ему с нами зря болтаться? Посади его, Пантелей, к себе на тюк, и пусть себе едет помаленьку, а мы догоним. Ступай, Егор! Иди, нечего (Ч.). 5. Комиссар посмотрел на чайник, подумал, потом сказал красноармейцу: — Ну-ка, сбегай приведи двух человек из охраны. Он повернулся к журналистам. — Ваши документы (Пауст.). 6. — Пойдем, — сказал он, помолчав, — холодно на берегу. Простудишься (Пауст.). 7. — Уедем отсюда, — сказал я бабушке (Пауст.). 8. — Поезжай к своим людям! Следи за немцем и присылай нарочных! — крикнул Галиев Травкину (Каз.).

218. Укажите, какие, наряду с интонацией, элементы предложения (вопросительные слова, междометия, частицы, обращения, повторы слов, устойчивые обороты) определяют его восклицательный характер.

1. Кузьма Петрович! Мир ему! — Что за тузы в Москве живут и умирают! (Гр.). 2. Экая ширь, господи помилуй! Поди-ка, найди счастье! (Ч.). 3. — Братцы, — удивился Степка, — Васька пескаря живьем ест! Тьфу! (Ч.). 4. — Ну вот, скоро и рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, старость придет (Ч.). 5. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! (Ч.). 6. — Экая благодать, господи! — вздохнул Ананьев. — Столько простора и красоты, что хоть отбавляй! А какова насыпь-то! Это, батенька, не насыпь, а целый Монблан! Миллионы стоит (Ч.). 7. Чего-чего только не увидишь, когда тихо-тихо едешь на лодочке по реке! (Пришв.). 8. Ах, ворон, ворон, вещая птица! Сколько же ты, ворон, видел и знаешь, и отчего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о погибающем брате?! (Пришв.). 9. Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял: — Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат! (Пауст.). 10. А какие только разговоры бывали за чайным столом! Николай Никитич умел говорить (Пауст.). 11. Я снова здесь, в семье родной, мой край, задумчивый и нежный! (Ес.). 12. О верю, верю, счастье есть! (Ес.). 13. Хороша ты, о белая гладь! (Ес.). 14. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад! (Ес.).