Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010
Синтаксис
Предложение
Вставные конструкции
Вставными называются конструкции (слова, словосочетания, предложения), содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие основное предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т. д., не могут стоять в начале основного предложения.
Вставные конструкции могут оформляться как члены предложения или предикативные части сложного предложения, но могут в синтаксическом отношении выступать как «чужеродное» тело в составе основного предложения; могут быть включены с помощью союзов и союзных слов или же без их посредства. Вставные конструкции выделяются паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа речи.
По значению различаются:
1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения: Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и, сам правя, выехал со двора (П.); Молодой воробей выпал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно (Т.); Пети не было дома (он пошел к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию) (Л.Т.); Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки (приехала она ночью) выставил усиленное охранение (Фад.);
2) вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (П.); Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не могу назвать ее) ловить и собирать бабочек (Акс.); Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами (Гарш.);
3) вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении: А где старая (так он обыкновенно называл жену свою)? (Г.); Это был Петр Герасимович (Нехлюдов никогда не знал и даже немного хвастал тем, что не знает его фамилии), бывший учитель детей его сестры (Л.Т.); Сани резко стукнуло о торчавшую из воды сваю (след унесенного моста) и перевернуло с диковинной легкостью (Шол.);
4) вставные вопросительные и восклицательные конструкции, выражающие эмоции автора или его отношение к высказанным словам, к цитатам: Мы узнали от него самого, что он, г. Савельев, решился посвятить все способности (чьи?) разработанию (разрабатыванию?) отечественной истории (Бел.); Отверстие в двери он плотно заткнул старым своим армяком и чуть свет был уже на дворе, как ни в чем не бывало, сохраняя даже (невинная хитрость!) прежнюю унылость на лице (Т.).
По структуре различаются:
1) вставные конструкции, выраженные одним словом: На Ракитина (семинариста), тоже Алеше знакомого и почти близкого, Алеша и взглянуть не мог: он знал его мысли… (Дост.); Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту (Ч.);
2) вставные конструкции, выраженные словосочетанием: Отец лишился обыкновенной своей твердости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (П.); В тот же день я был уже на квартире Никитина (фамилия зятя) (Кор.);
3) вставные конструкции, выраженные предложением: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны (П.); Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера… (Л.Т.).
По способу включения вставной конструкции в основное предложение различаются:
1) вставные конструкции бессоюзные: Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо)… (Т.); Он поднял руку (настала тишина) и полусогнутой ладонью указал на стоявшего внизу Бройницкого (А.Н.Т.);
2) вставные конструкции с сочинительным союзом: Издеваться над ним (и еще в официальной газете) нехорошо — и даже неблагоразумно (П.); За месяц до нашего несчастья он купил мне серьги, тихонько от меня (а я все узнала), и радовался, как ребенок… (Дост.);
3) вставные конструкции с подчинительным союзом или союзным словом: Он [Рудин] так решителен, что сам говорит Наталье о любви (хоть говорит не по доброй воле, а потому, что вынужден к этому разговору)… (Черн.); Спасибо за Ваше письмо, за то, что еще раз показали мне Ваш трагический почерк (который, кстати сказать, стал более разборчив) (Ч.).
Вопросы для самопроверки.
1. Каковы основные разряды вводных слов по значению?
2. Каковы способы выражения вводных слов?
3. Какими могут быть вводные предложения по структуре?
4. Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
5. Каковы вставные конструкции по значению и структуре?
Упражнения.
260. Найдите вводные слова и словосочетания. Укажите их значение и форму выражения.
1. Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать (Г.). 2. Вы, верно, переведены сюда из России? (Л.). 3. Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.). 4. Кстати, он был замечательно хорош собой (Дост.). 5. Нынешняя молодежь, не в обиду будь сказано, какая-то… кислая, переваренная (Ч.). 6. Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? (Ч.). 7. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо… (Ч.). 8. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела (Кат.). 9. Мы познакомились с соседями или, вернее, с соседками (Кав.). 10. Фабричные здания, на мой взгляд, ничем не отличались от тех, что я видел по другим заводам округа (Баж.). 11. А я, видите ли, никогда не служил… (Пан.). 12. Между прочим, хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться — кажется, один и ваш мост взорвал (Сим.).
261. Выделите вводные и вставные конструкции. Определите их смысловые и стилистические функции, особенности синтаксической структуры и отношение к основному предложению. Обратите внимание на интонацию.
1. Но, верьте мне, блажен и тот, кто от Дельфины убегает и даже с нею незнаком (П.). 2. Не отвечайте, я знаю, что вы в этом не признаетесь, потому что Грушницкий убит (она перекрестилась) (Л.). 3. Грибоедова комедия или драма (я не совсем хорошо понимаю различие между этими двумя словами; значения же слова «трагедия» совсем не понимаю) давно ходила в рукописи (Бел.). 4. В моей руке — какое чудо! — твоя рука, и на траве два изумруда — два светляка (Фет). 5. Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался (Т.). 6. Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л.Т.). 7. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу (Л.Т.). 8. Беллетристика должна укладываться (в сознании читателя) сразу, в секунду (Ч.). 9. Кстати сказать, юристы и тюремщики разумеют под телесными наказаниями (в узком, физическом смысле) не одни только розги… но также оковы, «холодную», «на хлеб и воду»… (Ч.). 10. Мне кажется, нашей литературе свойственно понимание формы художественного произведения как метода разрешения идейной задачи (Фед.).