Современный русский язык. Лексика - Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. 2010

Графика и орфография
Словообразование
Неморфологические способы словообразования

Новые слова могут создаваться и неморфологическими способами словообразования. К. ним принадлежат следующие.

1. Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (ср.: дежурный ученик), обедать в столовой (ср.: столовая посуда), дома отдыха для трудящихся (ср.: трудящиеся массы); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки), организованный человек (ср.: организованный студентами митинг); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. «это событие», «то, о котором идет речь» (ср.: данное мною обещание), зашел к одному знакомому,т. е. «к какому-то знакомому» (ср.: дать по одному карандашу); адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться на удачу), сделаю по-вашему (ср.: сделаю по вашему совету).

2. Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы: долг1 (задолженность) — долг2 (обязанность), мир1 (вселенная) — мир2 (состояние без войны).

3. Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).

Словообразовательная система, как и лексическая, характеризуются многозначными, омонимическими и синонимическими отношениями.

Так, многозначна приставка при-,придающая словам следующие значения: 1) «пространственная близость, смежность» (прибрежный, приусадебный); 2) «приближение, присоединение» (привязать, приколоть); 3) «совершение действия не в полном объеме или на ограниченный срок» (приотворить, приостановиться); 4) «доведение действия до конца» (приискать, пристроить); 5) «совершение действия в чьих-либо интересах» (приберечь, приманить); 6) «сопроводительное действие» (притаптывать, прищелкивать).

Словообразовательная омонимия создается, например: суффиксом ец: кавказец, самарец (местожительство), итальянец, немец (национальность), писец, продавец (род занятий), просвещенец, ленинец (общественная деятельность, политические убеждения), лжец, мудрец (характерные свойства).

Словообразовательная синонимия выражается, в частности, в параллельных названиях жителей городов, областей: архангелец — архангелогородец, мурманец — мурманчанин, пензенец — пензяк.