Пишем без ошибок - Все правила русского языка - 100% грамотность за 20 минут в день - Наталья Сычева 2012


Дорогие родители!

Когда я двенадцать лет назад пришла работать в школу, мне казалось, что самое главное — это как можно больше наполнить урок материалом, найти замечательные тексты, которые помогут детям научиться излагать свои мысли не только грамотно, но и изящно. Со временем я поняла, что невозможно ничему научить человека, если предмет кажется ему бесполезным и скучным.

Почему хорошие, грамотно составленные упражнения, которые предлагает любой учебник по русскому языку, часто не дают результата? Почему сообразительные и самостоятельные в обычной жизни дети не могут освоить совсем не сложные школьные премудрости?

В первую очередь потому, что для большинства детей материал учебника — правила и объяснения — никак не связан с обычной жизнью. Им кажется, что привычная логика тут не работает. Поэтому я стала составлять алгоритмы рассуждения над орфографической задачей и предлагать своим ученикам самостоятельно конструировать слова: если человек что-то сам собрал или придумал, то он понимает, как это устроено и как это разобрать.

Если вы держите в руках эту книгу, значит, у вашего ребенка проблемы и вы решили помочь ему, поэтому я смело обращаюсь к вам как к коллегам: будьте осторожны и не старайтесь навязать ребенку свою логику! Очень часто это приводит к тому, что дети отторгают непонятный для них материал. Часто так случается, что ребенок присутствует на уроке, кажется, внимательно слушает, но не в состоянии повторить правило и тем более применить его на практике. Потому что он бестолковый? Нет! Просто он в это время думал о чем-то своем, «закрывшись» от непонятной информации. Психологи отмечают, что такая способность сознания «закрываться» особенно развита в детском возрасте. А причина — чужеродный способ подачи материала. Особенно страдают от этого мальчики, так как большинство школьных учителей — женщины.

Почему индивидуальные занятия, как правило, значительно эффективнее занятий в большой группе? Потому что у каждого человека свой собственный, подходящий ему способ понимать и запоминать. При индивидуальных занятиях у преподавателя есть возможность наблюдать, какая память лучше развита у ребенка: зрительная, слуховая, логическая или ассоциативная, — и делать акцент на соответствующих заданиях.

Я попыталась превратить эту книгу в индивидуального репетитора. Наполнила ее специальными упражнениями, включающими разные виды памяти. Поэтому не игнорируйте задания: выделить часть слова, подчеркнуть букву, объяснить правописание, — они как раз и включают различные виды памяти. Если упражнение названо «диктант», пожалуйста, найдите время продиктовать его ребенку, выполняя все рекомендации по работе с диктантами из раздела «Как работать с этой книгой». Помните, что перевод информации из звучащей в графическую — это одна из самых сложных с точки зрения грамотности операций и одновременно одна из самых часто встречающихся и в школе, и в дальнейшей жизни.

Научить ребенка правильно графически воплощать внутреннюю речь очень важно. Эту способность прекрасно развивают все игры в слова. Помимо тех, которые требуют письменного выполнения, есть много вариантов таких устных игр. В этой книге я предлагаю вам и те, и другие. Играйте с ребенком, когда есть возможность, и он скоро научится мысленно представлять графический облик слова прежде, чем напишет его.

Еще одно твердое убеждение, приобретенное мной за годы работы преподавателем: ни оценки, ни наказания, не являются для многих детей стимулом для внимательного и ответственного подхода к школьным заданиям. Если ребенок считает ненужной ерундой то, чем его заставляют заниматься, он всегда будет это делать кое-как.

В качестве примера приведу одного из моих учеников, которому в школе из года в год «натягивали» тройку по русскому языку, разбавляя двойки за письменные работы четверками за устные ответы. Учителя полагали, что причина его совершенной безграмотности — в запущенных логопедических проблемах, которые действительно имели место. После занятий с репетитором в течение одного года он сумел написать вступительную работу по русскому языку в один из престижных университетов Петербурга на оценку «хорошо». А причина в том, что человек был заинтересован в результате и вместе с преподавателем нашел понятный для себя подход к проблеме.

Однако не нужно думать, что единственным стимулом для ответственного и заинтересованного подхода к учебе может быть будущее поступление. Нельзя потратить десять лет жизни ребенка ради одного месяца сдачи вступительных испытаний! И конечно, никто лучше родителей не сумеет убедить ребенка в жизненной значимости тех или иных знаний. Только вы, дорогие родители, можете доказать своим детям, что язык — это инструмент, позволяющий людям стать ближе, лучше понимать друг друга и многого добиться. Помните, что язык для тех, кто не обладает музыкальными и художественными способностями, едва ли не единственное средство выразить себя. Очень многие дети, если чувствуют заинтересованное внимание, начинают охотно писать. Это не всегда стихи или художественные произведения, часто это просто школьные сочинения, но не формальные отписки ради оценки, а действительные попытки высказаться. К сожалению, родители нередко от учителей узнают, что их дети пишут интересные работы или стихи, дома дети не всегда находят собеседников или того, кто может с ними поиграть.

Если вы находите время для общения со своими детьми, они никогда не придут к мысли, что умение говорить и грамотно писать им не нужно.