Пишем без ошибок - Все правила русского языка - 100% грамотность за 20 минут в день - Наталья Сычева 2012
Как работать с этой книгой
Моя цель — помочь вашему ребенку научиться писать без ошибок.
Для этого были собраны основные правила правописания, которые чаще других вызывают затруднения. Различные приемы, позволяющие легко эти правила запомнить, тоже приведены в нашей книге.
Правила сгруппированы по главам, обозначенным в оглавлении. Каждому правилу посвящен отдельный раздел. В начале раздела приведены правило и опорная схема к нему, затем идут небольшие упражнения, позволяющие сформировать навык выделить ту часть слова, которой посвящен раздел, и научиться применять правило на письме. Каждый раздел завершается большим закрепляющим упражнением. В конце главы приведен диктант, в котором представлены все изученные правила. После диктанта идут игры и занимательные задания.
Схема работы с нашей книгой
1. Родителю нужно познакомиться с основными принципами русской орфографии, приведенными ниже. Это поможет понять, что вызывает у ребенка затруднения и как ему помочь.
2. Дальше вы приступаете к изучению раздела. Дайте ребенку познакомиться с правилом и опорной схемой и предложите выполнить упражнения, кроме последнего. Последнее в разделе упражнение лучше выполнить в другой раз (на следующий день или через день). Это связано с тем, что многие дети, обладая хорошей кратковременной памятью, быстро запоминают материал, но и быстро его забывают. Необходимо включить долговременную память, для чего требуется повторение не ранее чем через сутки.
3. Важной составляющей нашего курса грамотности являются игры и занимательные задания, приведенные в конце каждого раздела. Это не просто развлекательные задания, они направлены на то, чтобы буквенный облик слова появлялся у ребенка в момент внутренней речи. Если ребенок будет представлять буквенный облик слова мысленно, до того, как оно написано, это позволит решить многие проблемы, которые учитель в школе просто не в состоянии разрешить при наличии 20 — 30 детей в классе и плотной программы. В этом может помочь только индивидуальная работа, и она гораздо эффективнее, если ее выполняют родители вместе с ребенком в игровой форме. Если ваш ребенок больше склонен к серьезным занятиям и не любит играть, вы легко можете преобразовать эти игры в обычное задание, исключив элемент соревнования. Тем не менее постарайтесь отметить успех ребенка в выполнении этих заданий особенно. Удивляйтесь тому, как много он придумал слов на заданную тему или тому, что самостоятельно полностью решил кроссворд. Если вы сможете сделать грамматические игры постоянной ненавязчивой частью вашего общения с ребенком, вы скоро увидите реальный результат этих занятий.
4. Не игнорируйте дополнительные задания к упражнениям, такие как «выдели приставку, подчеркни букву, которая объясняет правописание приставки» и т. д. Эти задания призваны включить зрительную память ребенка и научить его относиться к вопросам правописания, как к логической задаче, не «гадать». Не обязательно делать это так, как учат в школе, пусть ребенок выделяет части слова яркими маркерами, обводит буквы цветной ручкой, если это ему нравится.
5. Итоговый диктант должен завершать изучение главы. Посвятите ему отдельное занятие, лучше через несколько дней после того, как ребенок выполнит упражнения последнего раздела. Позвольте сначала ребенку проверить себя по тексту в книге. Найденные ошибки обязательно объясните вместе, возвращаясь к правилу и опорным схемам. Если результат диктанта не блестящий, повторите его через несколько дней. Итоговый диктант вы можете использовать в качестве диагностического: продиктовать его в начале изучения раздела, чтобы определить, в каких орфограммах ребенок делает ошибки.
6. Несмотря на то что многие упражнения предложены в виде рабочей тетради, старайтесь, когда есть такая возможность, чтобы ребенок переписывал упражнение полностью. Если вас не удовлетворил результат диктанта, вы можете предложить заново выполнить упражнения, ранее выполненные в формате рабочей тетради, на отдельном листе или в постоянной тетради для занятий. Если у вашего ребенка очень плохой почерк, старайтесь чаще просить его выполнить упражнения на компьютере, чтобы запомнился правильный облик слова. Это очень важно для формирования навыка правописания.
7. Понаблюдайте, как вашему чаду легче работать: самостоятельно выполнить упражнение и потом объяснить вам свой выбор или вместе с вами выполнять задание. Но не позволяйте ребенку без объяснения исправлять выполненное задание в соответствии с ключом к упражнению. Обязательно добейтесь понимания, почему следует написать так, а не иначе. Дети, которые не нуждаются в объяснениях, полагаясь полностью на хорошую зрительную память, как правило, пишут грамотно с раннего возраста. Всем остальным приходится постигать премудрости языка с помощью логики — для них это единственный путь к грамотности.
8. Используйте для повторения правил схемы, предложенные в каждом разделе. Это хорошая опора для запоминания.