Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть II
Смотри в корень!
Пересаженные корни

Подумайте над заголовком. О чем, по-вашему, пойдет речь в тексте?

На земле всегда жило много разных народов, которые говорили на разных языках. Но они торговали между собой, учились друг у друга, перенимали многое, а для этого нужно было взаимное понимание. И люди изучали языки друг друга. При этом некоторые слова или их части, главным образом корни и приставки, “пересаживались” в другие языки и “прорастали” в них. Чем сильнее и культурнее был народ, тем больше слов его языка “пускало корни” в языках других народов.

В старину могучими и культурными были Древняя Греция и Древний Рим. Из древнегреческого языка и из языка древних римлян (он называется латынью) слова и элементы слов вошли в языки многих народов и живут в них по сей день. Мы называем словами, которые придумали древние греки и римляне, планеты, месяцы года, науки и технические устройства.

Старые знакомцы

Многие корни из этих языков вы прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.

Вам хорошо знакомы телефон, микрофон, магнитофон. А раньше были граммофон, патефон. Есть музыкальные инструменты саксофон и ксилофон. А первый прибор, изобретенный Эдисоном для записи и воспроизведения звука, получил название фонограф. Какой общий корень вы можете выделить в этих словах?

Вы догадались: это корень -фон-. Он обозначает “звук”. В нашей книге мы уже сталкивались со словами, образованными от этого корня. Вспомните с какими. Конечно, вспомнили: фонема, фонетика.

Теперь, встречая слово с корнем -фон-, вы будете знать: оно обозначает что-то имеющее отношение к звуку.

А вот греческий корень -микро-. Слова с этим корнем вы хорошо знаете: микроскопу микроорганизмы. Догадайтесь сами, к чему имеют отношение эти слова: к чему-то очень большому или очень маленькому? “Конечно, к маленькому,” - скажете вы. Микро - значит “маленький”.

А что такое авто? Авто - это значит “сам”. Автопортрет - это портрет, на котором художник изобразил самого себя. Биография — это описание чьей-нибудь жизни. А если человек описывает собственную жизнь, такое описание называется автобиография.

Один мальчик похвалился: “А я прочитал автобиографию Владимира Маяковского, которую написал Лев Кассиль!” Мы и порадовались, и огорчились. Порадовались, что он прочитал такую хорошую книжку. А почему огорчились - догадайтесь сами.

Когда мы говорим автостоп или автопогрузчик, мы понимаем, что это устройства, которые делают свою работу сами, без вмешательства человека. В кинотеатрах появились автоответчики, которые в ответ на телефонные звонки сообщают о сеансах “магнитофонным голосом”.

“Ну а что такое автомобиль? - спросила нас одна школьница. - Он сам себя мобилизует?”

Это почти так. Он сам себя двигает. Мобилис — по-латыни движение. В отличие от повозок, которые тянули лошади, автомобиль - это “самодвижение”.

Какую пользу принесет вам знание таких словообразовательных элементов? (Словообразовательные элементы - это морфемы, из которых образуются слова.) Во- первых, вы станете гораздо лучше понимать многие слова. А во-вторых, и лучше писать их.

Найдите “ошибкоопасные” места в словах:

автопортрет

автобиография

автомобиль

  Запомните правописание слов с корнем -авто-, используя все виды памяти.

Одни и те же корни иногда входят в слова, настолько далекие друг от друга по смыслу, что на первый взгляд даже трудно принять их за “родственников”. Например, аквариум, акварель и акваланг. Эти слова сообщают о различных предметах: аквариум - стеклянный “домик” для комнатных рыбок, акварель - краска, акваланг - прибор для плавания под водой. Однако все эти слова объединены корнем -аква-. Что он обозначает? Аква - по-латыни значит “вода”. Аквариум - то, во что наливают воду. Акварель - краски, которые разводят водой, в отличие от масляных красок, которые разводят маслом. Все слова с этим корнем - так или иначе “водяные слова”.

аквариум

акварель

акваланг

  Включите все виды памяти и запомните правописание слов с корнем -аква-.

Вот еще хорошо знакомый вам корень - -теле-. Мы не будем называть вам слова с этим корнем - вы и сами знаете их великое множество. Как вы думаете, что обозначает этот корень?

Теле - по-гречески значит “далеко”, “вдаль”. Этот смысл ясно чувствуется во всех словах с данным корнем. Действительно, видеть то, что далеко, вам помогает теле.. . Слышать звук голоса человека, который далеко, - теле.. . Смотреть на далекие звезды и планеты - теле.. .

Когда-то давно был телевизионный фильм о мальчике, с которым стали происходить удивительные вещи: захочет, чтобы учитель вызвал его к доске, смотрит на учителя и пытается мысленно внушить, чтобы вызвал. Учитель тут же вызывает его. Или захочет, чтобы пришел папа и попросил отпустить сына с уроков. Папа тут же приходит и просит отпустить сына. И так у этого мальчишки все удачно получалось, что он вообразил, будто умеет внушать другим людям свои мысли на расстоянии. Он очень зазнался и даже сочинил сам про себя песенку:

Не теле-теле-теле-телеграф я,  Не теле-теле-теле-телевизор,

Не теле-теле-теле-телефон я,  А теле-теле-теле-телепат!

Вы знаете, что значит телепат? Оно родственно слову телепатия, которое обозначает передачу мыслей на расстоянии. Пока никто еще точно не знает, можно ли передавать мысли на расстояние, но это слово существует. А телепатами называют людей, о которых думают, что они могут внушать или воспринимать мысли на расстоянии.

  Запомните правописание корня -теле-.

Когда без словаря не обойтись?

Мы с вами вспомнили несколько корней, “пересаженных” из других языков. На самом деле их так много, что на все понадобилась бы целая книжка.

Уговоримся так. Когда вы встречаете слово с “пересаженным” корнем (например, -аэр- в словах аэропорт, аэродром), вы делаете три дела. Первое - выясняете значение корня у старших или в словаре.

Надо заглянуть в толковый словарь или в словарь иностранных слов, вошедших в русский язык. Но удобнее всего для вас “Школьный словарь строения слов русского языка” 3. А. Потихи.

Второе - вспоминаете как можно больше слов с этим корнем и выясняете их значение. Третье - запоминаете их правописание.

Например, встретился вам корень -бол-. Он часто встречается в словах, относящихся к спорту. Выясняем его значение: бол - по-английски значит “мяч”. Вспоминаем как можно больше слов с этим корнем. Замечаем: все они обозначают разные игры в мяч. И уж, конечно, после такой встречи вы никогда не сделаете ошибки в слове футболист.

Проверьте вашу память. Повторите, какие корни вы узнали из этого рассказа, что они обозначают и как пишутся.

Вы знаете, что многие трудные написания не объясняются правилами и их нужно запомнить. Но вот беда: сразу все не запомнишь. Из этого положения есть два выхода. Первый - стараться постепенно, шаг за шагом, запоминать их как можно больше. Второй - в случае затруднений смотреть в словарь. Один из трудных случаев, не объясняемых правилами, - это удвоенные согласные. Нельзя объяснить, почему галерея пишется с одним л, а аллея - с двумя. Или почему в словах коридор и карикатура одно р, а в слове коррида два. (Словом коррида называется бой быков - любимое зрелище в Испании и странах Латинской Америки.) Но писать их правильно все равно надо. Поэтому настроимся на запоминание. А чтобы легче запоминать, будем рассматривать слова не поодиночке, а “гнездами”.

Вот вам “гнездо” слов с удвоенным л.

коллектив

коллективный

коллекционировать

коллекция

Вам знакомо слово коллектив. Оно пришло к нам из языка древних римлян - латыни. По-латыни оно обозначает “собирательный”, а у нас - собранных вместе людей, объединенных общим делом. От этого слова происходят следующие: коллективизм, что обозначает “дух сотрудничества и взаимопомощи”. Коллективный - общий, совместный. Коллекционировать - собирать какие-либо интересные однородные вещи. Коллекция - содержащееся в порядке собрание интересных вещей.

Итак, вы получили четыре слова с лл. Проверьте вашу память: назовите эти слова, не глядя в книгу, а потом проверьте себя.

Перепишите эти слова, используя все приемы запоминания.

Теперь “гнездо” слов с удвоенным м.

программа      программирование

программный      программированный

программист      программировать

У древних греков слово программа обозначало “объявление”, “предписание”.

В русском языке образовалась целая семья слов с корнем программ-: программа, программный, программист, программирование, программированный, программировать. Объясните значение этих слов, а если вам это трудно, обратитесь за помощью к старшим или посмотрите в словарь.

Проверьте свою память: назовите, не подглядывая в книгу, все шесть слов с удвоенным м. Перепишите их в тетрадь, используя все приемы запоминания.

  Давайте договоримся. Если при чтении вам попадаются слова с удвоенными согласными, вы обращаете на них внимание и стараетесь запомнить.

Если вам при письме неясно, надо ли писать одиночные или удвоенные согласные, вы обращаетесь за помощью к словарю.

А теперь немного развлечемся.

Перед вами несколько двустиший. Это не настоящие стихи, а рифмованные шутки. Мы их придумали специально для того, чтобы вам легче запоминались слова с удвоенными согласными.

  Выпишите из этих двустиший рифмующиеся слова: в один столбик слова с одиночной согласной, в другой - слова с удвоенной согласной. Слова с удвоенной согласной записывайте, употребляя все приемы запоминания. (Вы понимаете, что значит рифмующиеся слова? Один мальчик сказал так: это слова, у которых концы с концами сходятся.)

1) Спросите, не повысив тона:      5) Радиоволна идет сквозь стену.

Что больше, центнер или тонна?      Мы ее поймаем на антенну.

2) Необходимы соль и крупы,      6) Сегодня будет “Кинопанорама”.

Чтоб кашу наварить для группы.      Какая интересная программа!

3) Кто получит низкий балл,      7) Если пьете в школе квас,

Не придет на школьный бал.      Не забрызгайте весь класс.

4) Если в доме много сора,      8) Приятнее найти под елкой гриб,

В доме может вспыхнуть ссора.      Чем получить ангину или грипп.

  Если хотите, проиллюстрируйте какое-нибудь из этих двустиший.

  Ответы:

Леса - лес, столбы - столб, глаза - глаз, звезды - звёзды, глядят - глядя.

Лагерь, берег, прибрежный, держат, числа, лица, обида, нёбо, небесный, горы, отречься, липкий, признаться, пристать.

Напрягся, растяжка, наряд, ясно, даль, пар, смех, живо, сердце.

I. Бронированный; усталый; борозда; дожидаться; весовой; дрожжевой; рискованный; ужалить.

II. Скрип, крепко, лепка, липкий, чистый, часто, чисто, честь, мера, мир, движется, подвергнуть, слёзы, слизывать, замена, мина.

  I. Волосок - волосы, волосик; говорить - говор, разговор; голова - головы, головка; одиночка - один; фонари - фонарь; роскошный - роскошь; поварешка - варит; салат.

II. 1) Веселый - весело, проскользнул - скользко, носу - нос, шестого - шесть, чихнул — чих. 2) Непонятно - понял, родители - род, переезжают - ездит. 3) Пробивались - бить, пробегали - бег, тенистые - тень, направлениях - направленный, пешеходы - пеший.

Жемчуга — жемчуг; лошадиный - лошадь, лошадка; зеленеть - зелень, зелёный; угостить — гость; выходить - ход; сторожить - сторож, сторожка.

  Маляр; гроздь; подоконник; лента.

Удивляться, удивительное, удивления, удивительного.

I. Приподнятое настроение, текущий год, наступивший праздник, подавить волнение, натянутые отношения.

II. Распорядиться - порядок, волноваться - волны, сплотиться - плоть, замесить - месит, стеснительный - тесно, просветительный - свет, насладиться - сладко.

Ранения, ранили, раненого, раны; старину, старик; песня, пели, поют.

1) Тона - тон, крупы - крупа, бал, сора - сор, стену - стена, “Кинопанорама”, квас, гриб.

2) Тонна, группы - группа, балл, ссора, антенна, программа, класс, грипп.