Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть II
Смотри в корень!
Корень и главное правило, или Не лезьте за словом в карман

Мы узнали многое о корнях, которые пишутся по команде самых разных “командиров”. А теперь пришла пора поговорить о тех корнях, у которых “командир” - “главное” правило. Помните его? Оно приказывает выбирать ту букву, которая записывает фонему в сильной позиции. А для этого надо уметь быстро и правильно находить проверочные слова. “Велика ли трудность? - скажете вы. - Ну, пишу садовник, говорю себе сад - и все получается”.

1 Не лезет за словом в карман — говорят о человеке, который проявляет находчивость в разговоре и отвечает на вопросы быстро и хорошо, не раздумывая при этом долго.

А всегда ли получается? Совсем не всегда. В голову могут приходить не те слова, которые нужны, и ничего хорошего из этого не получится. Один мальчик, например, проверил слово слезинка словом слизь, а слово слепил словом липкий. А бывает, что слова приходят в голову трудно и медленно или совсем не приходят. Попросили мы, например, одного семиклассника подобрать проверочное слово к слову движение, а он не смог, “Ты хорошо знаешь это слово”, - сказали ему. А он ответил: “Знаю, но не помню”. Такое “знаю, но не помню” бывает часто.

Зато некоторым слова приходят в голову быстро и точно. Кому так везет? Тем, кто больше тренируется.

  Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.

  Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил - проверил - написал.

Например, надо написать проявился. Ага! Я — сомнительная гласная. Проверочные слова проявится, явный. Пишем — проявился.

Ударим по безударным гласным!

Для этого надо хорошо знать, как “добывают” проверочные слова.

Давайте изучим способы их “добычи”.

Изменяем форму слова.

Например, проверьте слово стволы. Вы, конечно, ответите: ствол. Что вы сделали со словом? Заменили множественное число единственным. Теперь проверьте слово земля. Очень просто - земли. Что вы сделали со словом? Заменили единственное число множественным.

Теперь проверьте слова белить, терпеть. “Белят, терпят” - скажете вы. Как же вы добыли проверочные слова? Изменили форму глагола.

  Образуем другое слово - родственное.

Слово лесничий вы, конечно, проверите словом лес, побежал - бег. Гласные в корне слов звезда и опоздал - словами звёздный и поздний.

Откуда мы взяли проверочные слова? Нашли с тем же корнем другое слово - родственное. Это не всегда легко.

  Иногда “родственники” бывают дальними.

Например, сомнительный гласный звук в слове движение проверяем словом двигатель, в слове волнение - словом волны. И ошибку как рукой сняло. (Как рукой сняло - говорят, когда что-нибудь плохое сразу исчезает. Чаще всего, если сразу проходит тяжелое настроение или боль.)

Перескажите текст “Ударим по безударным гласным!”.

А теперь за тренировку!

  Перепишите стихи Булата Окуджавы. Найдите в них слова, которые можно проверить, изменив форму слова или подобрав родственное.

По Смоленской дороге леса, леса, леса,

По Смоленской дороге столбы гудят, гудят.

Над Смоленской дорогою, как твои глаза, -

Две вечерних звезды голубых глядят, глядят.

Правила игры в “словесный мяч”

Давайте научимся играть в “словесный мяч”. Игра состоит в том, чтобы как можно быстрее подбирать к слову проверочное.

В эту игру можно играть вдвоем. Один “кидает” слово, другой ему в ответ “бросает” проверочное. Например, один говорит - подходить. А другой отвечает - подход. Один “кидает” - напряжение. А другой “отбивает” - напрягся.

Играть можно и группой: один “кидает” слово, а другие отвечают.

Вот вам слова для игры.

Лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться, признаваться, приставать.

У каждой игры — свои правила. У “словесного мяча” - свои.

Первое.

  Проверяй то, что требует проверки.

Иногда игроки нарушают это правило. Например, “кидаем” им для проверки слово уголок, а они отвечают: угол. Попробуйте объяснить, в чем их ошибка. Да в том, что сомнительная гласная вовсе не у, а безударная о. И проверить надо именно ее, например, словом треугольник. “Кидаем” отдаленный, а отвечают: далекий. Безударная а так и остается непроверенной.

Начнем проверку гласных. Вот слова для игры.

Напряжение, растянуть, нарядить, объяснить, отдаленный, испаряться, насмехаться, оживление, сердечный.

Второе.

  Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.

Нам приходилось встречаться с такими “проверками”: слово перетащил ученик проверил словом тощий и написал в корне о; слово слипаться - словом ослеп, слово утешение - словом тише. И, конечно, сделал ошибки.

Если вы так же “правильно” подыскиваете родственные слова, выполните еще два упражнения.

Если у вас ошибок не бывает, читайте текст “Проверить удается не все”.

  I. Предлагаем вам несколько четверок слов. Мысленно отбросьте те из них, которые не являются родственными по смыслу.

Разбранить, побранился, бронированный, бранный; уста, усталый, устный, наизусть; борода, борозда, подбородок, бородатый; дождь, дождевой, дожидаться, дождевик; веснушки, весна, весовой, весенний; дрожит, дрожащий, дрожжевой, задрожать; ковать, раскованный, рискованный, подкова; жаль, сожаление, ужалить, жалобный.

II. Поиграем в “словесный мяч” со следующими словами.

Скрипеть, скрепить, слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять, усмирять, подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

Проверить удается не все

Одни гласные удается проверить, подводя под ударение, а с другими это никак не получается. Например, в слове единица вторую гласную можно проверить словом единый, а первую - никак, сколько бы мы ни старались. Ничего мы не можем поделать и со словами корабль, солдат, картошка. Приходится запоминать эти слова.

I. Определите, какие гласные в корнях данных слов можно проверить, а какие нет.

Волосок, говорить, голова, одиночка, фонари, роскошный, поварешка, салат.

  II. Найдите в предложениях слова с гласными, которые нуждаются в проверке, и проверьте их, если это возможно.

1) В семь часов тридцать две минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся. 2) Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру. 3) Сквозь дырки в брезентовых стенках пробивались тоненькие столбики солнечных лучей. Волька прильнул к одной из них. Перед ним, словно на экране кино, стремительно пробегали веселые и шумные улицы, тихие и тенистые переулки, просторные площади, по которым во всех четырех направлениях двигались в два ряда пешеходы. (Л. Лагин.)

Первое из этих предложений перепишите по инструкции.

А что делать со словами, которые проверить невозможно, если вы не знаете, как их писать? Например, не можете вспомнить, как писать: экватор или “икватор“? В таких случаях надо обращаться к орфографическому словарю. Найдя нужное слово, запомнить его, используя все виды памяти.

Теперь на карте наших дорог все это можно изобразить так:

Не все требует проверки

В некоторых словах может оказаться не один безударный гласный, а больше. Надо ли проверять все? В одних случаях надо, а в других нет. Вот, например, слова борода или полоса. Какой-нибудь Петя Ошибкин, пожалуй, может написать “барада”, “паласа”. К таким словам надо подбирать по два проверочных слова: к слову борода - бороды, бородка; к слову полоса - полосы, полоска. А вот слово журавли. Здесь и второй звук, и первый безударные, но первый не нуждается в проверке. Второй проверяем словом журавлик.

  Предлагаем вам слова, в которых по два или три безударных гласных звука. Определите, какие из них нужно проверять, и произведите все нужные проверки.

Жемчуга, лошадиный, зеленеть, угостить, выходить, кукурузный, сторожить, хрусталь.

Предложения для списывания по инструкции.

Во Флориде есть огромный аквариум, в котором пойманные дельфины часто играют в баскетбол. Они ловко хватают мяч в пасть и метко забрасывают его в сетку. А болельщики-тюлени на берегу аплодируют ластами и ревут.

Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

Откуда “вылетают” проверочные слова?

Откуда появляются в уме проверочные слова? Они “вылетают из гнезд”. А что это за “гнезда”?

“Гнезда” - это объединения родственных слов в вашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. “Родственники” в такой семье легко приходят на помощь друг другу.

  Определите, какие слова в каждой четверке “родственники”, а не “родственников” выбросьте из “гнезда”.

Маленький, малявка, маляр, малыш; гроза, грозный, гроздь, грозовой; конница, конник, подоконник, конюшня; лень, лентяй, лента, ленивец.

  Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать “гнезда” слов.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Каковы правила игры в собирание слов?

Первое.

  Слова от одного корня, “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать к самым разным частям речи.

Например, дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомньй, домище.

Допустим, что вы подбираете “гнездо” “родственников” к слову катиться. Выиграет тот, кто напишет не только прикатиться, укатиться, закатиться, но и закат, каток, раскатанный, перекат, скатка.

Сказочник Ганзелиус в сказке А. Шарова “Человек-Горошина и Простак” продиктовал своему ученику такие слова: “Не надо удивляться, когда видишь удивительное, но удивления достойно, если, взглянув окрест, ты ничего удивительного не встретишь”.

Найдите в этом предложении родственные слова. Перепишите его по инструкции.

Второе.

  Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

Например, к слову прогул можно подобрать не только слова прогулять, прогульщик, прогулка, но и гулянье, загулять, гулянка, нагуляться, отгул. В одно “гнездо” можно поместить и слова, в которых два корня.

Например, в “гнезде” с корнем -ход- (приходить, ходок) есть и слова с двумя корнями: теплоход, вездеход. К словам с корнем -вод- можно добавить и такие, как водопровод, громоотвод. Не надо стесняться придумывать слова с двумя-тремя приставками и суффиксами. Например, в “гнездо” с корнем -след- можно “подбросить” слово неисследованный. В “гнездо” со словом -дел- - перераспределение.

Третье.

  В одном “гнезде” могут оказаться корни с чередующимися гласными и согласными, а также с беглыми гласными.

Например, свеча, освещение, свет; двигать, движение; зоркий, зрение, зритель, взор.

Четвертое. Это труднее всего.

  В одном “гнезде” могут оказаться “дальние родственники”. Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи.

Посмотрите, какие различные значения имеют слова, образованные от слова земля. Земляной - значит “сделанный из земли”. Земной - слово, которое употребляется в словосочетаниях земной поклон и земной шар. Оно обозначает в первом случае поклон до земли, во втором — всю нашу планету. Земельный - так говорят о земле как предмете сельского хозяйства. Землянка - жилище, сделанное из земли. Земляника - ароматная ягода. Земляк - так называют друг друга в чужих краях люди, приехавшие из одних и тех же мест. Земледелец, землепашец — человек, обрабатывающий землю. Землепроходец - путешественник, открывающий новые земли. И все эти разные слова - из одного “гнезда” и могут приходить на помощь друг другу.

Обратите внимание: для проверки могут пригодиться самые “далекие родственники”. Так, слово вертящийся можно проверить не только словом вертит, но и словом отвертка. Слово отдохнуть - словом вздох; перекосился - скошенный.

Дайте краткий пересказ текста “Откуда “вылетают” проверочные слова?”.

  Инопланетяне на Земле

Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы о неопознанных летающих объектах (“летающих тарелках”), в которых нас посещают разумные существа с других планет. Пока об этом никто ничего точно не знает. Но давайте в шутку представим себе, что инопланетяне посетили Землю. Это было, допустим, так.

На летающих мисках и блюдцах,  Прилетели однажды на Землю

В сковородках летучих котлет  Существа с отдаленных планет.

Вот как они описали свои впечатления о Земле и ее жителях.

На огромной землистой полянке,  И гуляют их землепроходцы

У большой земноводной реки,  По дорогам туда и сюда,

Есть большие-большие землянки,  Землеройки копают колодцы,

А в землянках живут земляки.  И бегут под Землей поезда.

      В безземельном пространстве летают  Жизнь на этой планете

Мухи, голуби и комары,      отличная,

А земные мальчишки гоняют  Потому что она

По площадкам земные шары.      земляничная!

Может быть, вам захотелось нарисовать инопланетян, посетивших Землю, или проиллюстрировать их “стихи”?

Слова, “убежавшие” от первоначальных значений

Труднее всего находить проверочные слова к таким словам, которые обозначают человеческие переживания и душевные состояния. Взволнованный, потрясение, впечатление. Как найти их “родственников”? Давайте разберемся.

Взволнованный имеет корень -волн-. Какое же отношение имеет взволнованный человек к волнам?

Волны возникают на поверхности воды, когда она неспокойна. Тогда говорят, что вода (река, озеро, море) волнуется. Но волнуется говорят и о человеке, когда он неспокоен. Если он сильно что-то переживает, говорят, что он взволнован. Слова с корнем -волн- (волноваться, волнение, взволнованный) могут употребляться не только в буквальном смысле - для описания водяной поверхности, но и в переносном - для описания состояния человеческой души. Но и в том, и в другом смысле эти слова - “родственники”, и любое из них можно проверить словом волны.

А с какими словами в “родне” слово потрясение? Вы хорошо себе представляете, как что-нибудь трясется, например, машина на плохой дороге или руки больного человека. Вы можете себе представить ощущение человека, которого потрясли за плечи. Но когда что-то сильно и резко подействовало на человеческую душу, то говорят, что человек потрясен, что он испытал потрясение. Смысл этих слов далеко ушел от тряски в транспорте или от трясения рук. Произошел переход от прямого смысла к переносному. Но все равно все слова от этого корня - “единомышленники”. И любое из них можно проверить словом тряска или потряс. А слово наслаждение - словом сладость. Наслаждение и сладость — это приятные ощущения: сладость - для языка, наслаждение - для души.

Слова светить, освещать обозначают преодоление темноты и относятся к солнышку, лампочке, свечке. Но люди додумались до того, что “учение - свет”. И появились слова просветить, просвещение. Они относятся к передаче знаний. Но любое из них можно проверить словом свет.

  Если в ваших “гнездах” слова в прямом и переносном значении будут “жить” вместе, вам будет легко проверять их при помощи друг друга.

Дайте краткий пересказ текста “Слова, “убежавшие” от первоначальных значений”.

  I. Определите, в каком из словосочетаний есть слова, “убежавшие” от первоначального значения.

Поднятая рука, приподнятое настроение; текущие ручьи, текущий год; наступить на камешек, наступивший праздник; продавить стул, подавить волнение; натянутый канат, натянутые отношения.

II. Подберите проверочные слова к следующим словам.

Распорядиться, волноваться, сплотиться, замесить, стеснительный, просветительный, насладиться.

Предложения для списывания по инструкции.

Экватор, как вам известно, линия воображаемая, однако вполне определенная. Переход ее с давних пор сопровождается небольшим самодельным спектаклем на корабле: якобы морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном тут же, на палубе, купает моряков, впервые посетивших его владения. (А. Некрасов.)

Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

Прочтите рассказ Георгия Гулиа. Найдите в тексте родственные слова. Напишите изложение по рассказу.

В старину абхазцы не знали наркоза. У них была песня, она называлась “Песней ранения”. Если воина ранили в бою и в его ноге застряла пуля, ее, разумеется, надо было вынуть. Ну а боль? Боль утоляли песней. Друзья раненого пели, а опытный старик доставал из раны пулю.

Я как-то спросил горца, которому минуло сто десять лет:

“Неужели правда, что боль не боль, если поют “Песню ранения”?” Он сказал: “Да, правда. А знаешь почему? Потому что это очень хорошая песня. Для сердца — сладкая как мед. Это песня, которая не только боль заглушает, но и раны лечит. И сердце укрепляет”.