Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991
Часть I
В путь за “главным” правилом
Ошибкоопасные места
“Зеркальные” и “незеркальные” слова
Представьте себе, что вы снова стали маленькими и только еще учитесь читать. У вас есть магнитная азбука, или касса для букв, или кубики, на которых написаны буквы. Приготовьтесь понарошку работать с этой азбукой. А теперь, тоже понарошку, в уме, выберите из вашей азбуки буквы, которые нужны, чтобы составить надписи к предметам, изображенным на рисунке. Работая с каждым словом, произнесите все его звуки, потом подберите из азбуки нужные буквы. Если вы все делали внимательно, у вас не должно быть ни ошибок, ни описок.
Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему. В этих словах не “растут” ошибки, потому что в них ни один звук-смыслоразличитель нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. А если изменить фонему, получится другое слово или бессмыслица. Из слова дом получится том, ком или сом, или еще много других слов; вместо труба - груба, вместо слова дым - дам, а грабли, наверное, превратятся во что-то непонятное под названием “грубли”. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова “зеркальными”.
Но в русском языке гораздо больше “незеркальных” слов. В них не все звуки соответствуют буквам. В слове пароход, например, на конце ясно слышится звук [т], а пишем букву д, а после [п] произносится звук, средний между [а] - [о] - [ы], а пишем букву а.
Посмотрим, можете ли вы отличать “зеркальные” слова от “незеркальных”.
Запишите слева “зеркальные” слова, справа - “незеркальные”.
Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, перышки, голосок, светик, сестрица.
Попробуйте угадать, из какого произведения взяты эти слова.
Справились ли вы с работой? Скорее всего, вы нашли не все “незеркальные” слова. Не огорчайтесь! Это действительно трудно, продолжайте тренировку.
Те, кто не сделал ошибок, читайте текст под заглавием “Кому нужна зоркость?”.
Прочитайте стихотворение И. Фефера в переводе С. Маршака. Выпишите из выделенных слов только “незеркальные”.
Дружба
Тот, кто с товарищем дружен, Пусть нам примером послужит
Вдвое умней и сильней. Дружба ветвей и корней.
Придумайте сами как можно больше “незеркальных” слов.
В русском языке много “незеркальных” слов, в которых могут “вырасти” ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Все как будто знаешь, а ошибки... “растут” как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то еще. А что же? Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.
Кому нужна зоркость?
Вспомните, кому нужна зоркость.
“Моряку, - скажете вы. - Ему нужно избежать столкновения с другим кораблем или, например, с айсбергом”. Вы правы. “Ястребу, - скажете вы. - Ему необходимо издали видеть добычу”. И вы опять окажетесь правы. “Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику”. Тоже верно.
Чтобы зорко видеть, люди изобрели много “инструментов”: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.
Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. “А что же еще?” — спросите вы. Об этом вы узнаете на перемене.
В сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” рассказывается о дружбе взрослого летчика со сказочным Маленьким принцем. Вот как произошла их встреча.
Однажды летчик пролетал над пустыней. В самолете он был совсем один: там не было ни механика, ни пассажиров.
Вдруг что-то случилось с мотором его самолета. Летчику удалось приземлиться, и он решил попробовать починить мотор. В это время появился мальчик. Это был... Маленький принц. До того, как принц попал к нам на Землю, он жил на маленькой планете, “которая была чуть побольше его самого”.
Однажды Маленький принц покинул свою планету и отправился путешествовать. Во время путешествия он встретился со сказочным Лисом. Лис был очень мудрым, и от него Маленький принц узнал много важного и интересного. Лис сказал ему: “Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!”
Маленький принц был совсем один, и ему очень не хватало друга, поэтому он приручил Лиса. Тогда Лис сказал: “Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Теперь у Маленького принца появился друг, за которого он был в ответе. Когда у нас есть друзья, мы не просто проводим с ними много времени и не просто любим их. Мы за них отвечаем!
На прощание (им пришлось расстаться навсегда) Лис открыл Маленькому принцу свой секрет. Он сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
Слова мудрого Лиса вошли в сердце мальчика, и оно стало зорким. Маленький принц научился видеть то, чего глазами не увидишь.
Мы будем за вас рады, если вы прочитаете сказку о Маленьком принце полностью.
Что такое орфографическая зоркость?
Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.
Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи... на настоящих грибников.
Давайте вспомним, как собирают грибы. “Грибная удачливость” у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.
Эта “грибная удачливость” зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. “Грибное счастье” им улыбается.
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать “грибные места” для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар,
называют “огнеопасным”. О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно “взрывоопасное”. Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка. Правильно! Это “ошибкоопасное” место.
Чтобы видеть “ошибкоопасные” места, надо понимать, почему они возникают. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну.
Тайна фонемы
Всегда ли чередования помогают различать смысл?
Вспомним А. Пушкина:
Там лес и дол видений полны; И тридцать витязей прекрасных
Там о заре прихлынут волны Чредой из вод выходят ясных,
На брег песчаный и пустой, И с ними дядька их морской...
Прочитайте отрывок вслух. Нарисуйте себе мысленно эту сказочную картину.
Теперь подумайте, что означает старинное слово чредой. Наверное, когда вы мысленно разглядывали описанную поэтом картину, перед вами один за другим - по очереди - появлялись из морских вод прекрасные витязи.
От этого слова чреда (или череда) произошел глагол чередоваться. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди.
Чередоваться могут и звуки, причем как согласные, так и гласные.
Рассмотрите таблицу с примерами. Определите, в какой колонке чередуются гласные, а в какой - согласные.
Слова |
Чередования |
Слова |
Чередования |
1) Ухо - уши |
х / ш |
1) Кую - ковать |
у / ов |
2) Пеку — печешь |
к / ч |
2) Зори - зарево |
о / а |
3) Светить - свечу |
т / ч |
3) Жать - жну - пожинать |
а / н / ин |
4) Ходить - хожу |
д / ж |
4) Жать - жму - пожимать |
а / м / им |
Придумайте как можно больше слов с такими чередованиями.
Обратите внимание: когда в этих словах изменяются звуки, они “требуют”, чтобы изменялись при письме буквы. В словах друг, друзья, дружба [г], [з] и [ж] чередуются, и уже никак нельзя написать “другья” или “другба”, разве что нечаянно сделать описку.
Разные звуки произносятся и разные буквы пишутся потому, что это звуки- смыслоразличители. Например, если хотят сказать, что действия “налететь” и “проглотить” выполняет первое лицо (я), то говорят: я налечу, проглочу. Помните, в стихотворении К. Чуковского “Мойдодыр” Крокодил, рассердившись, угрожает неумытому герою: “... А не то, как налечу, - говорит, - растопчу и проглочу, - говорит”. А если хотят сказать, что эти действия выполняет второе лицо (ты), то говорят: ты налетишь, проглотишь. Значит, чередование т/ч у этих глаголов зависит от их грамматического значения.
А зависит ли это чередование от положения звука в слове, т. е. от позиции? Сравним: налечу - налетишь, но тетю - тети. В первой паре перед [у] стоит [ч], а во второй перед [у] - [т′].
Чередования, которые не зависят от позиции звука в слове, называются непозиционными.
Помните! Непозиционные чередования передают значения, смыслы!
А теперь отгадайте загадку.
Принялась она за дело, Ела, ела дуб, дуб,
Завизжала и запела. Поломала зуб, зуб.
Произнесите выделенные слова и вслушайтесь, как они звучат. Именно как звучат, а не как пишутся. Что ясно слышится на конце слов? Звук [п]. Изменим слова. Произнесем: дубы, зубья. Вы отчетливо услышите [б]. Это тоже чередование. Чередуются звуки, входящие в пару глухой - звонкий: [п] - [б]. “Оглушение” звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда.
Прочитайте отрывок из романа А. Пушкина “Евгений Онегин”, мысленно рисуя себе эту картину.
Мальчишек радостный народ Ступает бережно на лед,
Коньками звучно режет лед; Скользит и падает; веселый
На красных лапках гусь тяжелый, Мелькает, вьется первый снег,
Задумав плыть по лону вод, Звездами падая на брег.
Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые “оглушены” на концах слов. Запомните отрывок наизусть и запишите по памяти, а потом проверьте себя.
А сейчас вы увидите, как неожиданно могут чередоваться звуки.
Мысленно подставьте к существительным нужный предлог.
1) Вместе ... Борей прибежал его маленький щенок. 2) В плавании ... Жорой не мог соревноваться никто. 3) В этот день дежурными в классе были Володя ... Шурой. 4) На столе стоял стакан ... чаем. 5) Мы ... Тамарой ходим парой. (А. Барто.)
Теперь выпишите в столбик существительные, к которым вы мысленно подставили предлоги, вместе со звуком, которым выражен этот предлог. Сколько у вас получилось звуков? У нас - 5.
Предлог здесь один - с. А звучит он по-разному, потому что происходит чередование. Однако какой бы звук ни прозвучал, смысл предлога не изменяется. Что же заставляет предлог звучать по-разному, чередоваться? Это чередование звука также происходит под влиянием позиции. Оказывается, соседние звуки, которые идут за ним, изменяют звучание предлога с. Иногда его сразу и не узнаешь. Одни соседи командуют звуку, стоящему перед ним: “Я звонкий - становись и ты звонким!” А другие требуют: “Становись совсем таким, как я!” А у звука, который стоит перед этими “командирами”, характер слабый, он и подчиняется. Вот и получается [з] Димой да [ж] Жорой.
Теперь запомните! На произношение согласного звука влияет его позиция в слове.
Таких “влиятельных” позиций может быть две: 1) в начале или в середине слова - перед идущим за ним согласным-“командиром”; 2) на конце слова. В русском языке так бывает всегда.
Чередования, которые зависят от позиции звука в слове, называются позиционными.
Обратите внимание! Позиционные чередования не передают значений!
I. Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним “командира”.
У каждого дела Пахнет маляр
Запах особый: Скипидаром и краской.
В булочной пахнет Пахнет стекольщик
Тестом и сдобой. Оконной замазкой.
Мимо столярной Рыбой и морем
Идешь мастерской, - Пахнет рыбак.
Стружкою пахнет Только безделье
И свежей доской. Не пахнет никак.
(Дж. Родари, пер. С. Маршака.)
II. Найдите в примерах слова, в которых на согласный звук влияет положение на конце слова.
1) Кушай яблочко, мой свет, 3) Под горою темный вход.
Благодарствуй за обед. Он туда скорей идет.
2) Гроб разбился. Дева вдруг 4) Злая мачеха, вскочив,
Ожила. Глядит вокруг Об пол зеркальце разбив,
Изумленными глазами. В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Вспомните, из какой сказки Пушкина взяты эти примеры.
Ключ к тайне фонемы
Вы знаете, что если изменить в слове хотя бы один звук-смыслоразличитель, то мишка превратится в шишку, или в кишку, или в мушку, или в миску. Если сумеете, попробуйте превратить его во что-нибудь еще!
Звуки-смыслоразличители являются самостоятельными звуками. А когда звук не служит различению смысла, это несамостоятельный звук.
Рассмотрите примеры с предлогом с: с Алешей, с Борей. Найдите в них самостоятельные и несамостоятельные звуки.
Все позиционно чередующиеся звуки, один из которых самостоятельный, - это варианты фонемы. Самостоятельный звук стоите сильной позиции.
Он не таит опасности. Мы точно знаем, какую букву писать нам легко.
Фонема в слабой позиции оказывается несамостоятельным звуком.
Вот тут нас и начинают одолевать сомнения: какая буква передает этот звук? Внимание! Мы подошли к разгадке тайны фонемы.
Ключ к тайне фонемы - определение позиции. Если фонема в сильной позиции, орфографических трудностей нет. Если фонема в слабой позиции, это трудное, “ошибкоопасное” место.
Чтобы вы лучше запомнили этот раздел, мы пересказали его рифмованными строчками.
В жизни трудящихся звуков Бывают такие опасные!
Разное может случиться: Звук очень ясно слышится,
Могут они оказаться А буква другая пишется.
В слабой и сильной позиции. Проникнув в тайны фонемы,
Гласные и согласные Осилим мы эти проблемы.
I. Прочитайте стихотворный текст.
Чтобы спящих не встревожить, Тихо по небу ступают
Не вспугнуть примолкших гнезд, Золотые ножки звезд.
(С. Маршак.)
Выпишите выделенные слова и подчеркните в них согласные фонемы в слабой позиции.
II. Поищите согласные в слабой позиции “в мире животных” и подчеркните их.
Лев, гиппопотам, носорог, леопард, ягуар, пантера, шакал, кенгуру, жираф, обезьяна, зебра, бегемот, утконос, ехидна.
Кто разгадал тайну фонемы?
Вот мы с вами и проникли в тайну фонемы. Трудно ли было отыскать к ней ключ? Вы, наверно, скажете, что не очень. Да, нам это было сделать нетрудно, потому что мы шли по проторенной дороге. Ее открыли для нас ученые-лингвисты. А их путь был долог и труден. Помните, кто открыл фонему? И. А. Бодуэн де Куртенэ. В 80-е годы прошлого века он был профессором Казанского университета.
Прошло не меньше 50 лет после открытия фонемы, пока ученые разгадали ее тайну.
Звуки, если они изменяются под влиянием позиции, составляют одну фонему. А фонемы передаются на письме буквами.
Это открытие было сделано советскими лингвистами Р. И. Аванесовым и В. Н. Сидоровым.
Опасные согласные
С самыми опасными звуками вы уже познакомились. Это звуки-“двойняшки”: звонкие и глухие согласные. Мы предупреждали, что с ними будет много хлопот. Но на эти звуки можно найти управу. Для этого нужно только кликнуть клич - и к вам на помощь придут... звуки-“волшебники”. Познакомьтесь с ними.
Звуки-“волшебники”
Это звонкие согласные [р], [л], [м] и [н]. Они называются сонорными. На языке древних римлян это слово означает “звучные”. Сонорные звуки – самые безопасные в русском языке: их нельзя ни с чем перепутать, потому что у них нет глухих пар. Они всегда находятся в сильной позиции и в буквах отражаются, как в зеркале.
Сонорные звуки - добрые “волшебники”. Они не только сами всегда стоят в сильной позиции, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой позиции. Стоит какой-нибудь сомнительной “двойняшке” стать перед “волшебником”, и вы сразу перестанете в ней сомневаться. Вам легко будет записать такой сомнительный согласный.
Чтобы лучше запомнить звуки-“волшебники”, нарисуйте их буквы яркими карандашами, фломастерами или красками на отдельном плакатике.
Вас не удивило, что под сонорными оказался звук [в]. Этот звонкий, хотя и не сонорный и сам по себе очень “опасный” (он из “породы” “двойняшек”), тоже принадлежит к “волшебникам”. Если какой-нибудь сомнительный согласный встанет перед [в], он немедленно окажется в сильной позиции.
Кто еще может стать для согласных добрым “волшебником”? Какие звуки разместились вслед за [в]? Ну, конечно, гласные звуки. Сами они очень опасны. Но по отношению к согласным это настоящие добрые “волшебники”: стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию. Произнесите, например, слово капитаны. Здесь все согласные отчетливо слышатся и произносятся, а помогают им в этом гласные.
А теперь... вперед! На поиски “волшебников”!
Выпишите из стихотворного отрывка слова, в которых есть сонорные, и подчеркните их.
Соловей мой, соловейко, Рано молодца женили;
Птица малая лесная! А вторая-то забота -
У тебя ль, у малой птицы, Ворон конь мой притомился;
Незаменные три песни, Как уж третья-то забота -
У меня ли, у молодца, Красну девицу со мною
Три великие заботы! Разлучили злые люди.
Как уж первая забота -
(А. Пушкин.)
Присмотримся к соседу!
А как обстоят дела, когда рядом оказываются два согласных и ни один из них не “волшебник”? Иногда возникает “ошибкоопасное” место. А почему? Да потому, что эти звуки при встрече друг с другом сразу вступают в игру “Делай, как я!”. “Командует” в этой игре всегда второй звук, а первый ему “подчиняется”. Если второй звук глухой - первый тоже становится глухим. Если второй звук звонкий - первый тоже становится звонким.
Вслушайтесь в слово сказка! Что звучит перед глухим [к]? Звук [с]! А какой перед звонким [б] в слове просьба? Если вы сказали [з’], то ответили правильно. В какой позиции стоят эти звуки? Конечно, в слабой.
С помощью “волшебников” поставим эти звуки в сильную позицию и узнаем, какие буквы нужно записать. Так сказку мы превратим в сказочку, а просьбу в просить.
Запомните „ошибкоопасное” место! За глухим или звонким согласным идет любой другой согласный, кроме л, м, н, р, в.
Назовем его так: “опасные соседи”.
Найдите в словах “ошибкоопасные” места для согласных в середине слова.
Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести, наводчик, пулеметчик.
Прочитайте предложения, а потом запишите их по памяти.
1) У Маришки и Сережки есть коврижки и лепешки. 2) У хорошей сказки счастливая развязка.
I. Вспомните начало детской песни, в которой есть слова картошка и дорожка.
II. Найдите в стихотворном тексте слова с соседями-“командирами” и проверьте их.
Стану сказывать я сказки, Ты ж дремли, закрывши глазки.
Песенку спою. Баюшки-баю.
(М. Лермонтов.)
III. Вставьте в предложения имена сказочных девочек.
1)... очень подружилась с семью гномами. 2) Убегая из дворца, ... потеряла хрустальный башмачок.
IV. Угадайте, по какому правилу построены эти столбики слов. Продолжите эти столбики своими силами, насколько сможете:
пряжка ромашка указка окраска
сыроежка гармошка замазка колбаска
кормежка кормушка повозка стамеска
V. Запомните и запишите по памяти пословицу По одежке протягивай ножки. Попробуйте объяснить ее смысл.
Перепишите стихотворение.
В тех краях, где кошельком Ложь всегда опередит
Мерят все на свете, Истину немножко,
Правда ходит босиком, Но не бойтесь: победит
Катит ложь в карете. Правда-босоножка.
(И. фефер, пер. С. Маршака.)
Кто последний?
Есть еще одно „ошибкоопасное“ место. Это когда на конце слова оказывается один из пары „двойняшек" - глухой или звонкий.
Там они всегда находятся в слабой позиции, а звучат одинаково. На то они и “двойняшки”.
Последние звуки в словах водопровод и бегемот слышатся одинаково, а буквы пишутся разные. Последний звук в слове водопровод потерял свою звонкость и звучит как глухой [т]. Услышав глухой звук на конце слова, обязательно спросите себя: а может быть, это замаскированный звонкий? Не попал ли звук в слабую позицию?
И только призвав на помощь “волшебников” и поставив этот звук в сильную позицию, напишите нужную букву.
I. Теперь вы знаете об “ошибкоопасных” местах для глухих и звонких согласных, назовите эти места сами.
II. Найдите в стихах глухие и звонкие “двойняшки” на концах слов.
1) Людоеда людоед Не пойду к тебе, сосед!
Приглашает на обед. На обед попасть не худо,
Людоед ответил: - Нет! Но отнюдь не в виде блюда!
2) Мне очень нравится жираф:
Высокий рост и добрый нрав. (Б. Заходер.)
III. Найдите слова, в которых на конце глухие или звонкие “двойняшки”.
Самолет, скафандр, луноход, шлемофон, пилот, летчик.
IV. Найдите слова, в которых нет ни одной трудности в согласных звуках. Воздухоплавание, невесомость, небосвод, траектория, астронавтика.
Те, кто не сделал в упражнениях ни одной ошибки, отправляются на перемену.
Остальные продолжают тренировку.
I. Перепишите стихотворный отрывок. В выделенных словах найдите глухие и звонкие согласные в сильной позиции.
Зима недаром злится, Весна в окно стучится
Прошла ее пора - И гонит со двора.
(Ф. Тютчев.)
II. В выделенных словах найдите согласные в слабой позиции. Поставьте их в сильную.
Наша ветхая лачужка Или бури завываньем
И печальна, и темна. - Ты, мой друг, утомлена,
Что же ты, моя старушка, Или дремлешь под жужжаньем
Приумолкла у окна? Своего веретена?
(А. Пушкин.)
III. Угадайте, из каких сказок А. Пушкина взяты эти примеры.
1) Жил-был поп Понатужился немножко:
Толоконный лоб. “Как бы здесь на двор окошко
2) Сын на ножки поднялся, Нам проделать?” - молвил он,
В дно головкой уперся — Вышиб дно и вышел вон.
3) Жил старик со своею старухой 4) Крепко связаны ей локти;
У самого синего моря; Попадется зверю в когти,
Они жили в ветхой землянке Меньше будет ей терпеть,
Ровно тридцать лет и три года... Легче будет умереть.
Найдите в примерах согласные звуки в слабой позиции и проверьте их.
Если вы плохо помните сказки А. Пушкина, перечитайте их!
Однажды на встрече с маленькими московскими школьниками детский поэт В. Левин прочитал стихотворение поэтессы Ренаты Мухи.
Бывают в жизни чудеса: А доктор Еж сказал Ужу:
Ужа ужалила оса. “Я ничего не нахожу.
Она ужалила в живот. Но все же, думается мне,
Ужу ужасно больно. Вам лучше ползать на спине.
Вот. Пока живот не заживет.
Вот”.
Прочитав это стихотворение, поэт попросил детей сказать, в каких словах слышится жужжание осы. И все до одного (а в зале было больше ста человек) услышали жужжание в слове еж. А если бы хоть кто-нибудь из этой сотни ребят прислушался внимательнее, то услышал бы в слове еж отчетливый звук [ш].
Но прислушиваться никто не стал. Почему? Эти ребята не умели искать “ошибкоопасные” места. Поэтому они не подумали о том, что на конце слова звук оказывается в слабой позиции. И [ж] превратился в [ш]. Следовательно, в слове еж нет ни осы, ни ее жужжания.
Если вам хочется, сделайте рисунки к стихотворению об Уже и об Еже.
Звуки “живут” по закону
Вы, наверное, уже заметили, что звуки в слабой и сильной позиции “живут” по определенным законам.
Нам с вами надо записать эти законы. Постарайтесь вспомнить все, что вы узнали об опасных и безопасных звонких и глухих согласных звуках.
А теперь попробуйте составить “свод законов”. В них должно быть сказано, когда глухие и звонкие согласные попадают в сильную позицию, а когда в слабую. Запишите эти “законы”, или раскрытые секреты, в тетрадь.
На сцене гласные
Добрый “волшебник” - ударение
О том, как живут в словах согласные, вы уже много знаете. Теперь займемся гласными.
Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные.
Л..б..п..тн..й сл..н..Н..к спр..с..л, чт.. ..ст кр..к..д..л з.. ..б..д..м. Кр..к..д..л схв..т..л сл..н..н..к.. з.. н..с.
Вы уже вспомнили, из какой это сказки? Нелегкое, наверное, было чтение! Трудно без гласных звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. А в орфографии они работают “волшебниками”. Вспомните, в чем их волшебство. (Если не можете вспомнить, вернитесь на с. 65, там найдете ответ.)
Гласные - это добрые “волшебники” для согласных. Но сами они очень опасные! Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по “ошибкоопасным” местам. Почему? Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция -
Гласных в слове может-быть много, а ударение одно. Напишите, например, слово овощерезка и вы увидите, что опасных гласных в слабой позиции здесь много, а в сильной — только один.
I. Посчитайте, сколько “ошибкоопасных” мест для гласных в следующих словах.
Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость.
II. Выполняя задание, не берите слова, в которых гласные идут после шипящих.
А теперь подсчитайте в уме.
1) Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? 2) А если два? 3) А в слове из трех слогов? 4) А из четырех? 5) Из пяти? 6) Из шести?
Придумайте сами слова с одной, двумя и тремя трудностями в гласных звуках. Можете играть вместе. Кто больше придумает?
Нет хлопот!
Среди гласных есть такой, с которым при письме нет никаких хлопот, если только он не окажется после шипящих. Сравните два слова: водокачка и кукуруза. В каждом из этих слов по четыре гласных, но в слове кукуруза орфографических трудностей нет, а в слове водокачка могут “вырасти” две ошибки.
Подсчитайте, сколько ошибок сделать в гласных следующих слов.
Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус.
Трудности впереди!
Гласные звуки полны коварства. Есть среди них такие, которые и ударением не проверишь. Например, зорька - о, а заря - а.
А есть и такие, которые надо запоминать. Например, чепуха, ерунда. С ними выручает словарь. Но об этих трудностях мы расскажем во второй части книги.
Выходим на “главное” правило
К “главному” правилу вы можете прийти сами. Путь к нему лежит через ответы на вопросы.
1. Какие позиции есть у звуков?
2. Что мы записываем с помощью букв?
3. Когда звонкие и глухие согласные звуки занимают сильную позицию?
4. А когда гласные?
Вот мы и вышли на “главное” правило русского языка.
Буквой мы записываем фонему в сильной позиции.
Чтобы согласная (глухая или звонкая) фонема оказалась в сильной позиции, надо поставить ее перед звуками-“волшебниками”: сонорными согласными, или в, или гласными.
Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции, нужно поставить ее под ударением.
“Главное” правило можно назвать “фонемным”. Им проверяется 80% трудностей в нашем языке.
Ответы:
— “Зеркальные” слова: сыр, дух. И. Крылов. “Ворона и Лисица”.
— Товарищем, дружен, вдвое, ветвей, корней.
— Наро[т], ле[т], во[т], сне [к], сне[к].
— I. Сдобой, стружкою, замазкой.
II. Обед, гроб, вдруг, вокруг, вход, вскочив, разбив.
“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
— I. Встревожить, вспугнуть, гнезд, ножки, звезд.
II. Лее, гиппопотам, носорог, леопард, жираф, бегемот, утконос.
— Соловей, мой, соловейко, малая, лесная, ль, малой, незаменные, три, песни, меня, ли, молодца, великие, первая, рано, молодца, женили, вторая, ворон, конь, притомился, третья, красну, мною, разлучили, злые, люди.
— I. Здравствуй, милая кар-тошка-тошка-тошка-тошка!
Низко бьем тебе челом-лом-лом!
Даже дальняя дорожка-рожка-рожка- рожка
Нам с тобою нипочем-чем-чем!
II. Сказки - сказочка, глазки - глазоньки.
III. 1) Белоснежка. 2) Золушка.
IV. 1) “Оглушение” звонкого согласного [ж]; 2) глухой [ш] перед глухим [к]; 3) “оглушение” звонкого согласного [з]; 4) глухой [с] перед глухим [к].
— I. На конце слова; в начале и в середине слова, когда за глухим или звонким согласным идет любой согласный, кроме л, м, н, р, в.
II. 1) Людоед, обед, нет, сосед; 2) жираф, нрав.
III. Самолет, луноход, пилот, летчик.
IV. Таких слов нет.
— I. Злится, прошла, весна, окно, двора.
II. Ветхая - ветошь, лачужка - лачужечка, старушка - старушечка, друг - друга, под - под ним.
III. 1) “Сказка о попе и о работнике его Балде”; 2) “Сказка о царе Салтане”; 3) “Сказка о рыбаке и рыбке”; 4) “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Поп - попа, лоб - лба, ножки - ноженьки, головкой - голова, немножко - немножечко, окошко - окошечко, вышиб - вышибла, ветхой - ветошь, крепко - крепенько, локти - локоть, когти - коготь, легче - легонький.
— Глухие и звонкие согласные находятся в сильной позиции: 1) перед гласными; 2) перед сонорными л, м, н, р; 3) перед в.
Глухие и звонкие согласные находятся в слабой позиции: 1) на конце слова; 2) перед всеми согласными, кроме в и сонорных.
Любопытный слоненок спросил, что ест крокодил за обедом. Крокодил схватил слоненка за нос.
I. 2, 3. 4. 5, 7.
II. 1)0; 2) 1; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)5.
— 1, 2, 2, 2.