Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть I
“Фонемные” и “нефонемные” правила
Фонемы повелевают буквами

Вы убедились: с помощью букв мы отражаем на письме фонемы, “фонемы повелевают буквами”, - пишет советский ученый-лингвист М. В. Панов.

Действительно, возьмем слова вал и вол. Они отличаются фонемами (а) и (о). Поставим слова во множественном числе. Пишется валы и волы. Произносим же мы одинаково: [валы]. Почему же слова по-разному пишутся? Дело в том, что гласные фонемы (а) и (о) только под ударением (в сильной позиции!) представлены звуками [а] и [о], а без ударения (слабая позиция!) выражаются одним и тем же звуком [а].

То же самое можно сказать о фонемах (э) и (и) в словах леса и лиса. Буква е передает фонему (э) (потому что [л’эс]), а буква и - фонему (и) (потому что [л’йсы]). А произносим мы в обоих словах один и тот же звук [и].

Слова коса и коза различаются согласными фонемами (с) и (з). Изменим эти слова: кос, коз. Произношение одинаковое: на конце звук [с]. На конце слов фонемы (з) и (с) совпадают в одном звуке. Это для них слабая позиция. А перед гласными (сильная позиция!) они различаются.

Вспомните, когда еще бывает для звонких и глухих согласных сильная и слабая позиция.

Мы убедились на примерах, что гласные и согласные “фонемы повелевают буквами”. Сейчас познакомимся с некоторыми орфографическими правилами, в которых “командуют” фонемы.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Добро пожаловать, ь!

Вспомните согласные, которые образуют пары по твердости-мягкости (см. с. 55). С этими согласными бывает так: на конце одного слова стоит твердая согласная фонема, а на конце другого - ее мягкая пара. Например, фонема (л) в слове мел твердая, а в слове мель - мягкая (л’).

  Конец слова для твердых и мягких согласных - сильная позиция.

Запомните “фонемное” правило.

  Мягкость согласных на конце слова обозначается ь.

Например, корь, соль, рысь, лось, конь, власть, лошадь.

  Отгадайте загадку. Найдите в ней слово с ь на конце.

  Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

  Посмотрите на последние слова стихотворных строчек. Какие из этих слов кончаются на мягкие согласные, а какие — на твердые?

А если б, как медведь,      Не стал бы я смотреть

Я мехом весь оброс.      На холод и мороз!

(Л. Милн.)

На конце слова трудностей нет. Никому из вас не придет в голову написать “медвед” или “смотрет”. Трудности начинаются в середине слова, если рядом стоят два согласных звука, потому что между ними мягкий знак нужен не всегда.

Согласные могут стоять такими парами: 1) два твердых согласных, или 2) два мягких согласных, или 3) один мягкий, а другой твердый.

О какой из этих пар вы сразу можете сказать, что ей не нужен мягкий знак? Вы правы, если ответите так: когда оба согласных твердые. Действительно, в таких словах, как тумба или барбос, даже самый большой любитель ошибок не поставит мягкого знака, потому что все легко понимают команды твердых фонем.

  Правописание двух других пар идет по разным дорогам. Вот так.

Вот две загадки. Найдите в них примеры таких пар. Заодно найдите разгадки.

1) Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька. 2) Без рук, без топоренка построена избенка.

Читая дальнейший рассказ, думайте о том, какая пара окажется на какой дорожке.

Сравним два слова: зорька и зорка (“хорошо видит”). Они различаются одной фонемой. В первом слове мягкая (р’), во втором - твердая (р). Значит,

позиция перед твердой согласной - это сильная позиция для парных фонем по твердости-мягкости. А на письме мягкие фонемы от твердых отличаем, поставив ъ.

Правило звучит так.

Между мягкой и твердой согласной в середине слова пишется ь.

Например, борьба, горько, кутерьма.

Это опять “фонемное” правило.

Ь въезд запрещен, но... не всегда!

Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в середине слов хвостик и бантик. Если вы хорошо слушали себя, вы почувствовали, что оба согласных звука в этих словах звучат мягко. И поставить ь в середине этих слов так хочется! Но... не надо. Почему же мы не обозначаем мягкость согласных, хотя хорошо ее слышим?

А вот почему. Слышите два мягких согласных в слове хвостик? А теперь прислушайтесь к слову хвост. Оба согласных твердые! Мягкий хвостик превратился в твердый хвост! Значит, звук [с’] в слове хвостик появился только под влиянием мягкого соседа [т’]. Стал сосед твердым (сильная позиция!) - и проявился настоящий характер фонемы (с). Она твердая! Поэтому и ь в слове хвостик писать не надо.

Проверим, мягкие или твердые фонемы стоят перед мягким звуком в словах бантику грусть, гвоздь, сорви, винтик, кость, червь, зонтик. Ставим сомнительную фо-

нему перед твердым согласным: бант, грустный, гвоздочек, сорву, винт, косточка, червоточина, зонт. Во всех словах сомнительные фонемы твердые (это мы проверили по сильной позиции!), поэтому ь перед мягким согласным не пишется. Вот как звучит “фонемное” правило.

  Между двумя мягкими согласными ь не пишется.

  Исключение составляет звук [л’]. Он всегда обозначается двумя буквами - ль.

  Например, мельница, сельдь.

  Прочитайте стихотворные отрывки. Выпишите слова, в которые между двумя мягкими согласными “ь въезд запрещен'’.

1) Вот едет могучий Олег со двора,  2) Мне и доныне

С ним Игорь и старые гости,   Хочется грызть

И видят: на холме, у брега Днепра,      Жаркой рябины

Лежат благородные кости.      Горькую кисть.

(А. Пушкин.)      (М. Цветаева.)

А теперь рассмотрим слова о борьбе, о просьбе, о свадьбе, во тьме. Почему же тут ь? Потому что здесь фонемы мягкие. Проверим по сильной позиции - перед твердым согласным: борьба, просьба, свадьба, тьма.

Между мягкими согласными ь пишется, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким.

  Теперь определите, какая пара согласных окажется на какой дороге.

  Поместите каждое слово в соответствующий столбик таблицы.

1. ь пишется




2. ь не нужен

1) на конце слова

2) после л

3) между мягким и твердым согласными

4) между мягкими согласными


Пальба, о ходьбе, борьба, свадьба, просьба, черви, светильник, пальто, кольцо, в письме, кости, части, конь, мостик, хвостик, разве, руль, бантик, листик, гвоздик, крестик, ветви, мельница, крыльцо, зеркальный, печальный, хрустальный, молотьба, деятельный, медлительный.

Сколько хлопот с орфографией, сколько ее учить! И ведь что обидно: придумали ее взрослые, а учить приходится детям!

А что будет, если обойтись без нее? Просто так: написал, как слышишь, - и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают.

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку.

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтобы разобраться вместе с ней в этой записке. Но Сова тоже была озадачена и встревожена. Ей почему-то показалось, что что-то случилось с носом Кристофера Робина. Оба они стали беспокоиться. Где он сейчас? В каком он положении?

В конце концов Сова подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какой это Щасвирнус: пятнистый или травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин тем временем учился. “Он “обалдевает” знаниями”, - сообщил ослик Иа-Иа.

Следующая записка мальчика выглядела по-другому.

И никаких недоразумений больше не было.

Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказках все кончается хорошо. А что бы получилось, если бы люди так писали в обычном городе?

Один ученый попытался представить себе, что из этого может выйти. А выходит вот что. В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочесть газеты, книги, вывески. Скорая медицинская помощь опаздывает к больным, потому что очень долго разбирает адрес, и больной получает лекарство с опозданием. Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться. Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.

“Масло масляное”

Вспомним “вкусное” стихотворение С. Маршака.

По дороге “стук” да “стук” —

Едет крашеный сундук.

Старичок его везет,

На всю улицу орет:

“Отличное! Земляничное!

Прекрасное! Ананасное!

Мороженое!”

Этот старичок-мороженщик с его “отличным земляничным” мороженым подчиняется правилу.

  В сочетаниях чн, чк, нч, нщ не пишется ь.

Попробуйте сами ответить на вопрос, почему для сочетаний чн и чк это правило “фонемное”. Вы правы, если думаете так: существует только мягкая фонема (ч’), поэтому не стоит передавать ее мягкость с помощью ь.

А в сочетаниях нч и нщ чаще всего фонема (н) твердая, например, блин - блинчик, барабан - барабанщик. Но на (н) действуют мягкие соседи (ч’) и (ш’), А чужую мягкость мы не обозначаем (как в слове хвостик)\ Правда, в некоторых словах, например нянчить, фонема (н’) мягкая (нянька). Но таких слов немного, и условились в нч и нщ ь не писать. У “фонемного” правила есть и исключения.

Итак, ставить ь в сочетаниях чн, чк, нч, нщ - это, как говорят ученые-лингвисты, “масло масляное”.

Как вы думаете, что это значит?

Правилу, о котором мы вам рассказываем, подчиняются многие слова в русском языке. Помните “отличное земляничное” мороженое? Даем “вкусное” задание!

Запишите все знакомые вам сорта мороженого и варенья, которые пишутся по этому правилу.

А теперь вспомните, кем был папа Карло. Шарманщиком. Можно назвать немало профессий, в которых есть сочетание нщ. Бетонщик, каменщик, бакенщик.

Продолжите сами этот список.

Образуйте прилагательные с подходящими сочетаниями из слов, которые даны ниже.

Вот так: проверка - проверочный.

  Энергия, мелочь, сердце, подарок, срок, скука, лоток, молоко, канарейка.

  Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

Ваши старые знакомые

Еще о “масле масляном”

Как вы знаете, в русском языке есть твердые согласные, у которых нет мягких пар. Назовите их! Они верны своей твердости в любом слове, перед любыми другими звуками. А есть мягкие согласные, которые не имеют твердых пар. Вы их тоже знаете. Они верны своей мягкости перед любыми другими звуками.

  Прочитайте отрывок из веселого стихотворения А. Милна.

Жили два медвежонка в чащобе глухой,

И один был Хороший, другой был Плохой,

И Хороший твердил сзое: “Дважды один”,

А Плохой постоянно немытым ходил.

Найдите в тексте всегда твердые и всегда мягкие шипящие согласные.

  Жи, ши пиши через и.

Это правило, как песенка, которую знают все. И мы пишем жизнь, живот, а того, кто напишет в этих словах ы, считаем безграмотным. А почему? Потому что (ж) и (ш) — всегда твердые.

Буква ы после согласных обозначает их твердость. А для чего обозначать твердость (ж) и (ш), если они всегда твердые? Поэтому мы пишем шило, жир, шишка.

Писать в этих словах ы - это “масло масляное”.

Вставьте в слова пропущенные слоги жи и ши.

  Вер..на, сне..нка, пу..нка, пру..нка, ..раф, пасса..р.

Так же хорошо вы знаете еще два правила.

  Чу, щу пишу через у. Ча, ща пишу через а.

Мы пишем щука, площадка. Вот посмотрите.

А еще я играю во что захочу,

А еще - размышляю о чем захочу,

А еще - хохочу над чем захочу.

(А. Милн.)

  жи, ши  ча, ща  чу, щу

  А почему надо так писать? Потому что (ч’) и (ш’) - всегда мягкие и обозначать их мягкость буквами ю и я - это “масло масляное”.

  И люди заключили договор: после шипящих никогда не писать ы, я, ю, а только и, а, у.

  А теперь потренируемся

  Допишите шуточные двустишия в приведенных ниже предложениях.

В поле травы хоро..,      Я руки в воду опу..

А на речке камы...      И их в воде прополо...

Возле поля, мимо р..      Или я зажгу све..,

Шли колючие е...      Или лампочку вклю...

Если вы не сделали ошибок, читайте стихотворение “В чудной стране”.

  Если ошибки были, продолжайте тренировку.

  Найдите и подчеркните в словах сочетания ча, ща и чу, щу.

Трепещущая рыбка, хорошо чувствующую, вращающаяся юла, учащающаяся стрельба, удручающая картина, в решающую минуту, участвующая в походе группа, сгущающаяся туча.

  I. От глаголов можно образовать слова, которые, как и прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Вот так: отвечать - отвечающий, стесняться - стесняющаяся, кричать - кричащее.

  Образуйте такие слова от глаголов и подчеркните в них сочетания ча, ща и чу, щу.

1) стучать - ...; 2) ночевать — ...; 3) кочевать - ...; 4) плакать - ...; 5) обучать — ...; 6) ощупывать — ....

  II. Замените выделенные словосочетания одним словом. Вот так: молодежь, которая учится - учащаяся молодежь.

1) Речка, которая журчит. 2) Корова, которая мычит. 3) Ветка, которая торчит. 4) Бабушка, которая ворчит.

  Запишите под диктовку, а потом проверьте себя.

Каждая травка, чувствующая свет, ощущающая тепло, радуется солнечным лучам.

  Придумайте сами побольше слов с сочетаниями ча, ща и чу, щу.

Прочитайте стихотворение.

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне?

(И. Токмакова.)

  Выпишите из стихотворения слова, которые подчиняются “фонемным" правилам.

Наверное, читая это стихотворение, вы улыбались. Как вы думаете, что вызывает улыбку? Конечно, то, что слова язычок, глазок и горлышко действуют как живые. Так, как ведут себя животные или люди.

Такое шуточное стихотворение поэтесса могла создать потому, что слово в языке имеет не одно значение. Слово многозначно. С многозначностью слов вы постоянно встречаетесь в жизни.

  Все слова, которые даны ниже, превратите в “ласковые”, но только так, чтобы они подчинялись “фонемному" правилу, с которым вы сейчас познакомились. Вот так: полка - полочка, батон - батончик.

Конец, бутон, телефон, птенец, болван, кепка, пенка, справка, булавка, булка, белка, копилка, палка, галка, стрела, грелка, горелка, тарелка.

Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

Правило о непроизносимых согласных - “фонемное”!

Почему это правило “фонемное”?

Произнесите слова: звездный, тростник, яростный, капустный, солнце, — и вы увидите, что в этих словах есть буквы, которые не обозначают звуков. Найдите их.

Нашли? В слове звездный - это д, в словах тростник, яростный, капустный - т, в слове солнце - л.

А теперь произнесите слова ужасный, опасный. В этих словах между [с] и [н] нет звука [т], но может показаться, что он есть.

Значит, бывают такие слова, где буква пишется, а звук не произносится (например, лестница), и такие слова, где ни звука, ни буквы нет, но может показаться, что есть звук, и может захотеться написать ненужную букву.

А как узнать, нужно писать в словах непроизносимые согласные или нет?

Это делается так: допустим, вам неясно, пишется ли т между с и н в слове тростник. Замените его словом с тем же корнем, чтобы после согласного шел гласный, т. е. поставьте фонему (т) в сильную позицию: тростинка. Вы хорошо услышали [т]. А как проверить, есть ли фонема (д) в слове звездный? Очень просто: звезда. Вы не пропустите т в слове капустный (потому что слышите звук [т] в слове капуста) и в слове яростный (потому что вам вспомнится: нет ярости). Проверив по сильной позиции, что в этих словах есть фонемы (т) и (д), смело обозначаем их буквами т и д.

Таким же способом вы узнаете, что никакой непроизносимой согласной нет. Задумаетесь над словом чудесный и скажете: чудеса. Все ясно - здесь нет фонемы (т).

  Точно так же можно поступить со словами прекрасный, ужасный, опасный. К каждому из них можно подобрать слово, которое ясно покажет: никакой фонемы (т) в них нет, а значит, не нужна и буква т. Попробуйте!

Есть стишок, который помогает запомнить эти слова.

Не чудесно, не прекрасно,      Букву т писать напрасно.

А ужасно и опасно      Интересно!

  Правило о непроизносимых согласных - “фонемное”. Буквы т в слове тростник и д в слове звездный передают фонемы (т) и (д), которые ясно различаются в сильной позиции - перед гласной (тростинка, звезда).

Если тренировка необходима...

На правило о непроизносимых согласных бывает много ошибок. Чтобы их не делать, выполним несколько упражнений.

  I. Замените каждое словосочетание одним словом, запишите его и подчеркните непроизносимые согласные, если они окажутся в слове. Вот так: оказывать честь - чествовать.

Принимать участие; оказывать шефскую помощь; испытывать чувства; осуществлять власть; издать свист; издать хруст.

  II. Подберите к существительным однокоренные прилагательные с непроизносимыми согласными. Вот так: ярость - яростный.

Ненастье, крепость, страсть, прелесть, бескорыстие, гигант, опасение, доблесть, радость, счастье, известие, ужас, поверхность, горесть, скорость, ясность, интерес.

Если вы правильно выполнили упражнения, читайте текст “Нефонемное” правило”.

  Если ошибки были, продолжайте тренировку.

  III. Подберите проверочные слова к тем, которые даны ниже. Вот так: местный — место.

Известный, честный, устный, вкусный, агентство, безмолвствовать, должностной, безопасный, совместный, завистливый, доблестный.

  IV. Перепишите примеры. Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.

1) Мороз и со..нце.   День чудес..ный!

Еще ты дремлешь, друг прелес..ный.

2) ... Легко и радос..но играет в сер..це кровь,

Желания кипят - я снова счастлив, молод ...

(А. Пушкин.)

3) Поз..няя осень. Грачи улетели.  Только не сжата полоска одна.

Лес обнажился. Поля опустели.  Грустную думу наводит она.

4) И шес..вуя важно, в спокойствии чинном, 5) ... И сам про себя удалую,

Лошадку ведет под уз..цы мужичок.      Хвас..ливую песню поет.

(Н. Некрасов.)

Вообразите себе картины, нарисованные в стихах (1-й, 3-й и 4-й примеры).

Сделайте краткий пересказ текста “Правило о непроизносимых согласных - “фонемное”!”

Прочитайте выразительно стихотворение.

Про солнце

С неба смотрит солнце      А живое сердце

Миллионы лет.      Греет день и ночь.

Льет на землю солнце      Значит, сердце лучше

И тепло и свет.      Солнца самого.

Но посветит солнце      Никакие тучи

И уходит прочь.      Не затмят его!

(Д. Гулиа, пер. С. Маршака.)

  Найдите в этом стихотворении слова с непроизносимыми согласными. Запомните второе и третье четверостишия, запишите их по памяти, а потом проверьте себя.

Придумайте как можно больше слов с непроизносимыми согласными.

“Нефонемное” правило

Перед вами слова: синицы, цыпленок, настурция, бледнолицый, Лисицын, медицина. Вы, конечно, видите, что в одних из них после ц написано и, а в других - ы.

Эти слова подчиняются правилу:

После ц пишется ы

После ц пишется и

1. В окончании существительных множественного числа (синицы)


2. В прилагательных на -цын и -цый (Лисицын, бледнолицый)

Во всех остальных случаях

3. В словах цыган, цыпочка, цыпленок, цыц


Если строго следовать “фонемным” правилам, то после ц нужно было бы всегда писать и. Вы, наверное, теперь сами можете ответить почему и правы, если думаете так: (ц) — фонема твердая, и поэтому незачем на письме обозначать ее твердость с помощью ы, иначе получится “масло масляное”.

В таблице дано “нефонемное” правило. Одолеть его вам поможет тренировка.

  I. Вставьте пропущенные буквы.

1) Малыш видел однажды в ц..рке, как фокусник вынул из ц..линдра живого кролика. 2) Карлсон не мог оторвать глаз от цыпленка. 3) Они осторожно, на ц.. почках, прокрались в комнату. (По А. Линдгрен.)

  II. Вставьте пропущенные слова.

  1) Черепаху защищает крепкий .... 2) Наука о лечении называется .... 3)... по осени считают. 4) Значок для обозначения числа называется ....5) Место на часах, где расположены цифры, называется ....

  III. Прочитайте названия цветов и “посадите” в тетрадь только те, в которых есть ци.

Гладиолусы, флоксы, нарциссы, лилии, георгины, настурции, астры, хризантемы, гиацинты, анютины глазки, глицинии, орхидеи, цикламены, сирень, тюльпаны.

  IV. Ниже даны слова. Одни из них подчиняются “фонемному” правилу, а другие - нет. Слова разнесите по разным столбикам.

Женщина, мужчина, огурцы, цирк, бесконечный, помощнику цыган, бубенчик, сказочник, медицина, революция, барабанщик, цыпленок, птицы, обманщик, на цыпочках, встречный, точка, почка, дочка, ночка, бледнолицый.

  Найдите “ошибкоопасные” места в выделенных словах.

  V. Запишите под диктовку эту веселую чепуху, а потом проверьте себя по книге.

На цыпочках приходит в цирк  А на циновке молодцы

Цыган и начинает танцы,      Надели на цыпленка панцирь.

Чтобы вы лучше запомнили содержание главы, даем ее краткий пересказ. Большинство правил в русском языке - “фонемные”. В них “фонемы повелевают буквами”. Бывают и “нефонемные” правила. У них другие командиры.

  В IV главе подробно рассмотрены некоторые “фонемные” правила:

  1. Ь для обозначения на письме мягких фонем:

  1) ь на конце слов;

  2) ь перед твердыми согласными;

  3) ь и его отсутствие перед мягкими согласными;

  4) отсутствие ь в сочетаниях чн, чк, нч, нщ.

  2. Гласные и, а, у после шипящих.

  3. Правописание непроизносимых согласных.

  Разбиралось в IV главе и “нефонемное” правило - правописание и и ы после ц.

  Выделите, пожалуйста, главную мысль IV главы.

Ответы:

— Еж.

— 1) Кошка. 2) Гнездо.

— Гости, кости, грызть, кисть.

— 1.1) Конь, руль; 2) пальба, светильник, пальто, кольцо, мельница, крыльцо, зеркальный, печальный, хрустальный, деятельный, медлительный; 3) борьба, свадьба, просьба, молотьба; 4) о ходьбе, в письме. 2. Черви, кости, части, мостик, хвостик, разве, бантик, листик, гвоздик, крестик, ветви.

— Энергичный, мелочный, сердечный, подарочный, срочный, скучный, лоточный, молочный, канареечный.

— 1) ж, ш. 2) ч, щ.

— Хороши, камыши, ржи, ежи, опущу, прополощу, свечу, включу.

I. 1) Стучащий; 2) ночующий; 3) кочующий; 4) плачущий; 5) обучающий; 6) ощупывающий.

II. 1) Журчащая. 2) Мычащая. 3) Торчащая. 4) Ворчащая.

— Чудной, язычком, молочко, стране, окошко, глазком, глядит, поет, вечером, дает, ножках, танцует.

  Кончик, бутончик, телефончик, птенчик, болванчик, кепочка, пеночка, справочка, булавочка, булочка, белочка, копилочка, палочка, галочка, стрелочка, грелочка, горелочка, тарелочка.

— Прекрасен, ужасен, опасен.

— I. Участвовать; шефствовать; чувствовать; властвовать; свистнуть; хрустнуть.

II. Ненастный, крепостной, страстный, прелестный, бескорыстный, гигантский, опасный, доблестный, радостный, счастливый, известный, ужасный, поверхностный, горестный, скоростной, ясный, интересный.

III. Известие, бесчестие, уста, вкусы, агенты, молва, должности, опасаться, вместе, зависти, доблести.

IV. 1) Солнце, чудесный, прелестный. 2)  Радостно, сердце, счастлив. 3) Поздняя, грустную. 4) Шествуя, уздцы. 5) Хвастливую.

— Солнце, сердце.

— 1. 1) Цирке, цилиндра. 2) Цыпленка. 3) На цыпочках.

II. 1) Панцирь. 2) Медицина. 3) Цыплят. 4) Цифра. 5) Циферблат.

IV. Не подчиняются “фонемному” правилу: огурцы, цыган, цыпленок, птицы, на цыпочках, бледнолицый.