Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991
Часть I
Как “оседлать” правило?
Волшебное средство - самоинструкция
Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их даже постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. Из-за этого многие даже теряют веру в то, что правила могут помочь. А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное средство под названием
Что такое самоинструкция?
Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Подарили вам какую-нибудь настольную игру - в коробке обязательно окажется инструкция. Инструкции прикладываются к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.
Мама сказала: Поймай петуха
- Ты мне услужи: И запри на замок.
Вымой тарелки, Сестренка, тарелки,
Сестру уложи, Петух и дрова.
Дрова наколоть У Лемеле только
Не забудь, мой сынок, Одна голова!
Схватил он сестренку Четыре тарелки
И запер в сарай. Разбил молотком.
Сказал он сестренке: Но долго пришлось
- Ты здесь поиграй !С петухом воевать:
Дрова он усердно Ему не хотелось
Помыл кипятком, Ложиться в кровать.
Итак, вы сами видите, что инструкции окружают нас на каждому шагу. А теперь попробуйте догадаться, что такое самоинструкция.
Вы правы, если думаете, что самоинструкция - это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подает себе команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять.
Составляем самоинструкцию!
Как составить самоинструкцию, которая научит вас использовать правило? Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи, только не математические, а орфографические. “Что это такое?” - спросите вы. Представьте себе, что нужно решить такой пример: 5 • 3 — 8 : 2.
Вам нужно произвести три действия: умножить, разделить и вычесть. Причем именно в таком порядке: сначала умножить, потом разделить и только после этого вычесть. Когда вы решаете пример или задачу, вы прежде всего определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических задач. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
Давайте попробуем вместе составить самоинструкцию. Возьмем совсем легкое правило. Например, правописание частицы не с глаголами. Вот это правило:
Не с глаголами пишется отдельно, за исключением тех слов, которые без не не употребляются.
Допустим, вам нужно решить, как пишется частица не в глаголах (не)навидел и (не) нашел. Какую операцию нужно выполнить в этой орфографической задаче?
Ход решения задачи “не с глаголами” можно изобразить в виде такой самоинструкции.
Пока мы взяли легкий пример для составления самоинструкции. Перепишите ее в тетрадь: она послужит вам образцом, когда вы будете составлять другие самоинструкции.
Некоторым из вас может показаться: незачем составлять самоинструкции на такие легкие правила. В этих случаях говорят, что “игра не стоит свеч” или “овчинка выделки не стоит”. (Так судят о работе, которая требует много сил и времени, а пользы от нее совсем мало.) Однако даже самая простая инструкция поможет вам ничего не потерять или ничего не перепутать.
Кто должен “сочинять” инструкции?
“Наше ли дело — составлять инструкции? - можете подумать вы. - Пусть этим занимаются взрослые. А нам и своих дел хватает”. Мы не согласны с вами. Пройдет не так уж много времени, и вы станете взрослыми. Готовьтесь к этому сейчас.
Представьте, что вы уже выросли, стали умными и образованными. И, допустим, изобрели прибор. Если не составить к нему инструкцию, никто, кроме вас, не сможет им пользоваться. В лучшем случае он никому не принесет пользы, в худшем - может стать причиной аварии.
А теперь представьте себе, что вы ученый-медик. Вы открыли новое лечебное средство, которое может спасти много тысяч людей. Может ... но не спасет, если вы хорошо не опишете в инструкции, как его применять. Разработаете ли вы новую хирургическую операцию или новый вид лечебной гимнастики, все это станет служить людям только в паре с инструкцией.
Работаем по самоинструкции!
Мы дадим вам много разных слов с частицей не. Она заключена в скобки, а это означает, что неизвестно, как ее писать со словом: слитно или отдельно. Выберите глаголы и пишите с ними не по самоинструкции.
(Не)жил, (не)когда, (не)здоровится, (не)лепый, (не)бег, (не)уклюжий, (не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)доумевал, (не)ходьба, (не)дело, (не)хочу, (не)ряха, (не)большой.
Если вы справились с работой, читайте текст “Кто не может жить без не?”.
Если у вас были ошибки, вспомните Карлсона, который жил на крыше. Он сказал бы: “Ошибки - дело житейское”. Продолжайте тренировку!
I. Каждое из слов, которые даны ниже, поселите в отведенную ему квартиру (1 - глагол, 2 - существительное, 3 - прилагательное, 4 - наречие) в доме-таблице по улице имени Частей речи.
Звезда, нашла, пел, смело, дело, кидаю, новый, несу, мыть, дорога, ходить, красиво, милый, снег, победил.
II. Продолжите незаконченное предложение.
1) Глагол — это часть речи, которая .... 2) Существительное — это часть речи, которая ... . 3) Прилагательное - это часть речи, которая ... . 4) Наречие - это часть речи, которая ....
III. Запомните пословицы. Запишите их по памяти, а потом проверьте себя.
1) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. 2) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
IV. Прочитайте стихотворение. Расселите выделенные слова по квартирам на улице имени Частей речи.
Лишь пестрая осень Луга замела
Ушла со двора, И укрыла поля.
Как новая гостья И сразу просторнее
Явилась с утра. Стала земля.
Покрасила белым И ярко
Лома и окошки. На многие тысячи верст
Засыпала пухом Зажглись на ней тысячи
Кусты и дорожки. Праздничных звезд.
(Г. Ходырев.)
Кто не может жить без не?
У всех частей речи есть слова, которые не могут жить без частицы не.
Прочитайте шуточное стихотворение, в котором некоторые слова потеряли частицу не, а жить без нее не могут. Найдите эти слова и верните им пропажу, а после этого расселите их по квартирам по улице имени Частей речи.
Постройте такую улицу в своей тетради.
Побывал я однажды в стране, Мне навстречу без всякого страха
Где исчезла частица не. Шел умытый, причесанный ряха,
Посмотрел я вокруг с доуменьем: А за ряхой по травке свежей
Что за лепое положенье !Шли суразный дотепа и вежа.
Но кругом было тихо-тихо, А из школы, взявшись за ручки,
И во всем была разбериха, Чинным шагом вышли доучки.
И на взрачной клумбе у будки И навстречу всем утром рано
Голубые росли забудки. Улыбалась Царевна Смеяна.
И погода стояла настная. Очень жаль, что только во сне
И гуляла собака счастная, Есть страна без частицы не.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Итак, одно общее правило объединяет неряху - существительное и несуразное - прилагательное с наречием неуклюже, а также наших знакомцев - глаголы нездоровится и недоумевать.
I. Попробуйте самостоятельно сформулировать это правило.
II. Теперь составьте самоинструкцию.
Мы немного боимся, что вы под второй стрелкой напишете такой же вывод, как и в самоинструкции для правописания частицы не с глаголами: пиши отдельно. Не торопитесь!!!
Под второй стрелкой мы не можем написать вывод, потому что без частицы не каждая часть речи живет по своим правилам. Давайте потренируемся.
Внимательно рассмотрите рисунки. Каждое из слов, которые будут даны ниже, “погрузите” в подходящий для него “транспорт”.
Там, где вы не знаете, как пишется частица не, оставьте ее в скобках.
(Не)дотрога, (не)ожиданность, (не)взял, (не)поседливый, (не)конец, (не)брежно, (не)пременно, (не)хочет, (не)сносный, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)быстро, (не)равный.
Вы, наверное, заметили, что в конце главы мы обычно делали для вас ее краткий пересказ. Теперь давайте вместе сделаем краткий пересказ главы V. Только вначале поговорим немного ...
О кратком пересказе
Вы знаете, что в тексте всегда есть главная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книге была только главная мысль, то, наверное, книжки состояли бы из одних заголовков. Помните, мы сравнивали главную мысль с главной деталью в машине, сделанной из детского конструктора.
В настоящей машине главная деталь - мотор. Но если не будет колес, руля, тормозов, машины все-таки не будет. Так же и в тексте, кроме главной, есть еще и другие важные мысли. Если все эти важные мысли найти и пересказать, получится краткий пересказ.
Краткий пересказ - это пересказ, который состоит из главной и других важных мыслей. Рассказать надо так, чтобы человек, который не читал текста, понял его содержание.
Попробуем теперь составить краткий пересказ того, что вы прочли в главе V.
Вначале выделите в ней главную мысль.
Вы были правы, если определили ее так: чтобы правила помогали, надо составлять к ним самоинструкции.
Какие мысли в этой главе позволяют нам так думать? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, прочитайте еще раз все заголовки в главе.
Вот какие важные мысли надо выделить:
1. Чтобы писать грамотно, нужно правильно применять правила.
2. Применять правила помогает самоинструкция.
3. Самоинструкция - это инструкция, которую человек составляет для себя, чтобы знать, что ему делать и в каком порядке.
4. Самоинструкцию можно составить к любому правилу.
5. Нужно уметь самим составлять инструкции.
6. Нужно уметь пользоваться ими при письме.
Теперь соединяем эти мысли в коротенький рассказ. Вот что примерно должно у вас получиться.
Чтобы писать грамотно, нужно уметь применять правила. Применять правила помогает самоинструкция. Это инструкция, которую человек составляет для себя. Он отдает сам себе команды, решает, что делать и в каком порядке.
Самоинструкцию можно составить к любому правилу. Надо научиться использовать ее при письме.
Инструкции к “фонемным” и “нефонемным” правилам
Как применять “главное” правило о согласных?
Помните “главное” правило. Попробуем составить к нему инструкцию.
Чтобы лучше запомнить инструкцию, найдите с ее помощью потерянные буквы в стихотворных строчках.
1) Жил на свете челове.., 3) Однажды старушка отправилась
Скрюченные но... в ле...
И гулял он целый ве.. Приходит обратно, а пудель
По скрюченной доро... исче...
(К. Чуковский.)
2) Может, это старый де.. 4) Правда, дети, я хоро..,
Ста четырнадцати ле..? На большой мешок похо..?
Не..! (С. Маршак.)
(С. Михалков.)
Составляем инструкцию к “нефонемному” правилу о ь
В главе IV мы рассматривали “фонемное” правило о ь на конце слов. Эта буква обозначает мягкость конечной фонемы, отличает ее от твердой: уголь и угол, кон и конь. А как поступать, если слово оканчивается на шипящий? Эти звуки не имеют пар по твердости-мягкости.
(Ж), (ш) - твердые; (ч’), (ш’) - мягкие. Если бы они подчинялись “фонемному” правилу, то после ж и ш не был бы нужен ь, так как эти буквы обозначают твердые фонемы. Да и ставить ъ после букв ч и щ - это “масло масляное”. Однако мы пишем рожь и нож, вещь и плащ, жгуч и плачь, настежь и невтерпеж. Ясно, что эти слова подчиняются “нефонемному” правилу.
Итак, когда писать после шипящих ь, а когда нет? Это зависит от того, какой частью речи является слово с шипящим на конце. Например, если это глагол, то ь нужен. Запишем первую операцию самоинструкции.
Из данных слов выпишите только глаголы и вместо (?) поставьте ь. Плащ(?), еш(?), хорош(?), войдеш(?), лещ(?), сплош(?), леч(?).
Если это краткое прилагательное, то тоже легко можно сделать вывод: не пишем ь. Например, жгуч, трескуч, могуч. Продолжим самоинструкцию.
Запишите, пожалуйста, этот вывод в свою тетрадь.
Из данных ниже пословиц выпишите только глаголы и краткие прилагательные и поставьте; где нужно, ь.
1) Не тот хорош(?), кто лицом пригож(?), а тот хорош(?), кто для дела гож(?). 2) Хлеб-соль еш(?), а правду реж(?). 3) Игра не стоит свеч(?). 4) Без труда не вынеш(?) рыбки из пруда.
Если на шипящий оканчивается наречие, то вывод сделать сразу нельзя, потому что в этом “нефонемном” правиле есть исключения, которые “живут” по “фонемному” правилу: после твердых шипящих ь в трех словах не пишется. Это уж, замуж, невтерпеж. А к остальным он все-таки “прилепился”. Например, сплошь, настежь, вскачь, наотмашь. Продолжим нашу инструкцию
Из предложений, которые даны ниже, выпишите глаголы, прилагательные и наречия, оканчивающиеся на шипящие, и поставьте, где нужно, ь.
1) Хлеб хорош(?) и свеж(?). Реж(?) его и еш(?). 2) Сегодня с утра Мишка был Дон Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскач(?) понесся по саду. Ему было невтерпеж(?) сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него проч(?) и прятались в зарослях крапивы. Он наотмаш(?) рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзнич(?).
Теперь займемся существительными (четвертой стрелкой). Вы знаете, что у существительных есть три склонения.
Существительные I и II склонения “живут” по “фонемному” правилу, а существительные III склонения его нарушили.
Теперь запишем последнюю операцию. И сразу сделаем выводы. Вот так:
I. Поставьте, где нужно, ь.
1) Среди чащ(?) и рощ(?) растут плющ(?) и хвощ(?). 2) Кощей для охраны сокровищ(?) собрал самых страшных чудовищ(?). 3) Хорош калач(?), пока горяч(?). 4) Мой веселый, звонкий мяч(?), ты куда пустился вскач(?)? (С. Маршак.)
II. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь.
1) Мелестная девеж(?) притясла комейный боромож(?). 2) Лусый морош(?) увертал чуленую велоч(?).
Если вы выполнили упражнения без ошибок, выполняйте последнее задание в главе.
Если правописание ь после шипящих усвоено нетвердо, продолжайте тренировку.
I. Прочитайте стихи. Найдите слова, оканчивающиеся на шипящие, и запишите их. Не забудьте поставить ь, где надо.
Любили тебя без особых причин: за то, что растеш(?),
за то, что ты внук, за то, что на маму и папу похож(?).
за то, что ты сын, (В. Берестов.)
за то, что малыш(?),
II. Данные ниже слова разместите по колонкам таблицы. Вместо (?), где нужно, поставьте ь.
Глагол |
Краткое прилагательное |
Нар |
ечие |
Существ |
ительное |
исключение |
не исключение |
I и II скл. |
III скл. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Врач(?), доч(?), видиш(?), не плач(?), скрипуч(?), настеж(?), рож(?), еш(?), леч(?), луж(?), воткнеш(?), пляж(?), карандаш(?), навзнич(?), замуж(?).
Запомните и запишите по памяти.
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты волнуешь сине море,
Ты гоняешь стаи туч, Всюду веешь на просторе.
(А. Пушкин.)
Составьте краткий пересказ на тему “Правописание ь после шипящих”.
Если вы научились работать с правилом по самоинструкции, значит, “оседлали” правило. Теперь оно вас “повезет”!
Ответы:
— Определяем, употребляется ли глагол без не: нашел — употребляется без не, пишу раздельно. “Навидел” - не употребляется, поэтому пишу слитно.
— Не жил, нездоровится, не лежал, не видит, не был, недоумевал, не хочу.
— 1.1) Нашла, пел, кидаю, несу, мыть, ходить, победил; 2) звезда, дело, дорога, снег; 3) новый, милый; 4) смело, красиво.
II. 1)... обозначает действие и состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? и что сделать? Например, бежать, увидеть. 2)... обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Например, лампа, инструмент. 3) ... обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Например, блестящий, птичий. 4) ... обозначает признак действия и отвечает на вопросы как? когда? куда? и т. д.
IV. 1) Ушла, явилась, покрасила, засыпала, замела, укрыла, стала, зажглись; 2) осень, гостья, дома, окошки, кусты, дорожки, луга, поля, земля; 3) пестрая, новая, праздничных; 4) сразу, ярко.
— 2) Недоуменьем, неразбериха, незабудки, неряха, недотепа, невежа, недоучки, Несмеяна; 3) нелепое, невзрачной, ненастная, несчастная, непролазные, несуразный; 4) неуклюже.
Если слово не употребляется без частицы не, она пишется с ним слитно.
— 1) Не взял, не хочет, не пустить, не было; 2) (не) конец, (не) сносный, (не) быстро, (не) равный; 3) в остальных не пишется слитно.
— 1) Человек, ножки, век, дорожке; 2) дед, лет, нет; 3) лес, исчез; 4) хорош, похож.
Ешь, войдешь, лечь.
— Хорош, пригож, гож, ешь, режь, не вынешь.
1) Хорош, свеж, режь, ешь; 2) вскачь, невтерпеж, прочь, наотмашь, навзничь.
— 1) Чащ, рощ, плющ, хвощ; 2) сокровищ, чудовищ; 3) калач, горяч; 4) мяч, вскачь.
II. 1) Девежь, боромож; 2) морош, велочь.
— 1. Малыш, растешь, похож.
II. 1) Видишь, не плачь, ешь, лечь, воткнешь; 2) скрипуч; 3) замуж; 4) настежь, навзничь; 5) врач, луж, пляж, карандаш; 6) дочь, рожь.
Чтобы решить, пишется ли ь на конце слова после шипящих, нужно определить часть речи. В глаголах ь всегда пишется. В кратких прилагательных не пишется. В наречиях ь пишется, если слово не является исключением (уж, замуж, невтерпеж). В существительных I и II склонения ь не пишется, а III склонения — пишется.