Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть I
Память и грамотность

Когда-то давно-давно, несколько веков назад, появилось в степи жестокое племя жуаньжуанов. Они захватывали в плен молодых воинов и обращали их в рабов. А для того чтобы было легче держать пленных в повиновении, их жестокими пытками доводили до полной потери памяти: превращали в манкуртов — рабов, не помнящих своего прошлого. Самые близкие люди не стремились спасти их, ибо это значило вернуть себе только чучело прежнего человека. Манкурт не понимал, что он человек. Он был абсолютно покорен, выполнял самую тяжелую и грязную работу, требующую тупого терпения.

Но мать одного молодого манкурта решила отыскать его и вернуть, каким бы он ни был. Ведь мать — это всегда мать, она все равно любила сына и была ради него готова на все. Манкурт пас в степи стадо верблюдов. Мать пыталась разбудить его память, называя его по имени, напоминая об отце и о себе. Но манкурт оставался равнодушным. В конце концов по приказу своих повелителей сын убил мать выстрелом из лука. Но и мертвая, она взывала к его памяти. Ее белый платок превратился в птицу и полетел к нему с криком: “Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай! Доненбай!..”

Эту легенду рассказал советский писатель Чингиз Айтматов в романе “И дольше века длится день”. Вы можете прочитать ее уже теперь. А когда подрастете, вам будет интересно прочитать и весь роман.

Какая главная мысль в этой легенде? Вы правы, если думаете, что, только имея память, человек становится человеком.

Перескажите легенду своими словами.

Память обладает поистине волшебными качествами. Она дает возможность увидеть снова то, что вы видели когда-то, увидеть много раз то, что наблюдали однажды. Память может в жаркое время показать снег, в засуху - дождь.

Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Вы можете вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. Зимой вы можете вспомнить, как пахли грибы осенью, потому что у вас есть память на запахи.

Представьте себе, что вы увидели красивую птицу. Птица улетает, но в вашей памяти остается ее образ. Это работает память глаза - зрительная память. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха - слуховая память. Руки привычно режут хлеб, привычно выводят буквы, привычно прикасаются к струнам. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они запомнили нужные движения. Это двигательная память. А органы речи помнят, как им нужно работать, чтобы произносить слова. Это речедвигательная память.

Может быть, видов памяти так же много, как видов человеческих занятий. Говорим же мы о памяти на лица или на даты, о памяти музыкальной, о памяти на номера телефонов. О доброй силе памяти написал советский поэт Давид Самойлов. В его стихах есть самые необычные виды памяти: птица-память, ветер-память, деревья-память. Заканчивается это стихотворение словами:

Но в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит.

Шумит, не умолкая, память-дождь.

И память-снег летит и пасть не может.

Прочитайте стихи сначала про себя, а потом громко и выразительно, как бы вы читали их своим товарищам, если бы хотели, чтобы товарищи полюбили их.

Людям во всем помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему помогали, о них надо заботиться: тренировать и развивать. Это так же обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли. Как хорошая спортивная форма - результат того, что вы сами, а не те, кто вас учит, прыгаете, бегаете, плаваете, так и хорошая память - результат ваших собственных усилий. Как же ее развивать?

Начнем со зрительной памяти. “Читайте больше!” - говорят вам ваши папы и мамы, которым говорили это их папы и мамы, которым говорили это их папы и мамы и т. д. А почему они так говорили? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.

А как пишут те, кто читает много? По-разному: одни хорошо, другие плохо. Почему?

Когда вы читаете, ваши мысли заняты не тем, как пишутся слова, а тем, о чем рассказывается в книжке. Но при этом ваши глаза, как маленькие фотоаппараты, запечатлевают слова. Эти “фотографические снимки” сохраняются в зрительной памяти. И если вы задумались, как написать знакомое слово, его “фотография” всплывает в памяти, и вы списываете с нее слово, как с доски. А если ошибетесь, память сразу сообщит вам, что слово “плохо выглядит”. Например, увидев слово “гастровом”, вы сразу почувствуете что-то неладное.

  Всмотритесь в слова. Определите, какие из них “плохо выглядят”, исправьте их и перепишите в свою тетрадь правильно. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

Афтомобиль, бассейн, барабаньщик, виноград, ветамин, теливизор, газета, тробейбус.

Есть счастливчики, которым достаточно посмотреть на страницу, чтобы видеть в памяти ее всю. Таким очень легко отвечать уроки: они мысленно видят страницу и читают ее вслух. И помнят не только каждое слово, но даже и на какой странице оно напечатано. Но таких счастливчиков слишком мало. Не стоит огорчаться, если вы не входите в их число: у каждого человека одни способности слабее, а другие сильнее. Надо только хорошо знать свои слабые места. И надо самим “вывозить” себя из них. А как это делать?

Для усиления зрительной памяти надо больше вглядываться в слова: и в то, как они написаны, и особенно в то, как написаны в них трудные места. Когда человек что-нибудь пристально разглядывает, говорят, что он это “ест глазами”. Давайте “есть глазами” слова! Как вы думаете, какие более аппетитны? Аппетитнее, конечно, те, которые написаны крупно, разборчиво и ярко. Их легче и читать, и запоминать, и видеть “в уме”.

  Видеть слова “в уме” очень важно: именно так они закрепляются в зрительной памяти. Представлять себе слова можно по-разному: и так, как они выглядят в книжке, и совсем по-другому: написанными крупными, яркими буквами, светящимися, как на вывесках, или яркобелыми на черном фоне, а потом черными на белом фоне, или цветными, как на киноафише.

А теперь представим себе обыкновенную улицу с обыкновенными вывесками. Они всегда написаны крупно и разборчиво.

  Представьте себе вывески, о которых мы сейчас напомним, и если вы их хорошо помните, то запишите.

Над входом в магазин, где продают хлеб, написано:...

Над магазином, где есть торты и конфеты, вывеска: ...

Там, где можно получить и обменять книги, написано:...

На мастерской, где шьют одежду, надпись:...

На доме, где можно сделать фотокарточку:...

Там, где принимают в стирку белье: ...

А на будочке, к которой вы всегда охотно бежите за холодным и сладким лакомством, надпись: ...

Договоримся: каждый раз, когда вы видите новую для вас вывеску, то хорошо рассматриваете ее, а потом записываете по памяти. А при следующей “вылазке” на улицу проверяете: так ли написали? Включите в эту игру названия кинотеатров и театров. Так вы совсем легко, гуляя, сможете создать в копилке вашей памяти хороший фонд правильно записанных слов. Сюда можно добавлять и слова, которые вы видите на экране телевизора.

“Есть глазами” надо и слова, напечатанные обычным шрифтом в обычных текстах. Когда вы читаете дома, останавливайтесь время от времени, даже если книжка очень интересная. Спросите себя: какие из этих слов для меня трудны? Рассмотрите их пристально, а особенно пристально - трудные места в них. А потом закройте глаза и представьте себе эти слова написанными. И наконец, запишите их, не подглядывая в книгу. А потом по этой книге проверьте себя: правильно ли?

Бродил по улицам города голодный, бездомный пес по кличке Шарик и жадно принюхивался к запаху продовольственных магазинов, а заодно внимательно разглядывал вывески и понемногу научился их читать. Так начинается невероятная история, которую придумал писатель Михаил Булгаков. “...Ежели вы проживаете в Москве и хоть какие-нибудь мозги в голове имеются, вы волей-неволей выучитесь грамоте, и притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово “колбаса”, - говорится в этой истории. Шарик научился читать вывеску “Сыр”, потом “Главрыба”. Правда, это слово он читал с конца. Так ему было удобнее подбегать к вывеске, потому что у ее начала стоял милиционер.

Шарику повезло. Его подобрал ученый, который задумал провести необычный опыт - превратить животное в человека. Опыт удался - из Шарика получилось человеческое существо. Он научился ходить на двух конечностях и говорить. И вдруг оказалось, что он может читать. Он помнил вывески, и эта “память глаза” сослужила ему добрую службу при овладении грамотой.

Чем кончилась история Шарика, вы узнаете, когда подрастете и прочитаете повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце”.

Если слова все-таки запоминаются трудно, надо “включить” и другие способы запоминания.

Давайте позовем на помощь движения. Как правильное движение транспорта на дорогах предохраняет от аварий, так и правильное движение при письме предохраняет от ошибок. Вы даже не спросите: движений чего? Вы прекрасно знаете, что движется рука. И будете очень удивлены, когда узнаете, что движется не только рука. Оказывается, при письме происходят еще движения органов речи. “Как же так? - удивитесь вы. - Ведь мы пишем молча!” Но это не совсем так. “Откуда это известно? - спросите вы. - Разве кто-нибудь заглядывал в рот людей, когда они пишут?” Представьте себе, заглядывал.

Во время войны и сразу после нее в московских госпиталях находилось много людей с самыми разнообразными ранениями. Были среди них и такие, которые получили ранения в лицо, шею, челюсти. У некоторых раны были открыты, и можно было наблюдать, как работают органы речи. Этими людьми заинтересовался ученый-психолог Николай Иванович Жинкин. Наблюдая за ними, он заметил, что, когда они пишут или читают про себя, у них происходят совсем маленькие - такие маленькие, что их даже трудно увидеть, - движения органов речи. Затем ученый разработал и метод наблюдения за органами речи здоровых людей при помощи рентгеновского аппарата. И рентген тоже показал ему, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные, но постоянные движения органов речи. Так что органы речи тоже запоминают, как пишутся слова. Так нам помогает писать тайный помощник - речедвигательная память.

Итак, органы речи по-своему запоминают слова и помогают их писать. Но если у них это получается даже потихоньку, то громко, вслух должно получаться гораздо лучше. Существует так называемое орфографическое проговаривание, при котором слова произносятся вслух отчетливо, так, как пишутся: ин-тел-ли-гент, ар-тил-ле- рия, с-ума-сшед-шийу с-ног-сши-ба-тель-ный.

Проговаривать слова так, как они слышатся в нашей обычной речи, не имеет смысла, потому что разница между написанием и звучанием речи очень велика. Мы произносим “Здрасьте, Мариванна”, а писать надо Здравствуйте, Мария Ивановна! Произносим [иво], а писать надо его.

  Именно так, как пишем, отчетливо и полновесно произнося каждый звук, и надо проговаривать трудные слова.

В некоторых школах это делают хором, и не один раз, а трижды: сначала нормальным голосом, потом потише, потом шепотом. А затем мысленно проговаривают слово “в уме” так же отчетливо, но не произнося ни звука.

  Давайте потренируемся в таком проговаривании. Слова для проговаривания мы взяли из книги писателя А. Некрасова “Путешествия капитана Врунгеля”

Чрезвычайное происшествие; кораблевождение; кругосветное путешествие; бесчисленные преимущества; прекрасный морской бинокль с двенадцатикратным увеличением; международные морские законы; спасательные приспособления, необходимые для безопасного плавания; живописная группа; местные достопримечательности.

Если ваш интерес к словам, которые рассказывают о путешествиях и приключениях, не удовлетворен этим коротким словариком, то прочитайте “Путешествия капитана Врунгеля”. Там вы найдете много прекрасных слов о море, кораблях, опасностях. И вы сможете проговаривать эти слова, сколько хотите, - хоть с утра до вечера.

Придумайте сами или найдите в словаре несколько слов, которые пишутся не так, как произносятся. Проговорите их сначала нормально, потом потише, потом шепотом, потом молча. А после этого запишите их в тетради или словарики крупно и разборчиво. Неразборчиво написанные слова не запоминаются.

Трудно ли проговаривать слова? “Совсем нетрудно, - наверное, скажете вы. — Мы всю жизнь только и занимаемся тем, что говорим”. Ну что же, давайте попробуем.

Произнесите, пожалуйста, отчетливо предложение: На дворе трава, на траве дрова. Если получилось плохо, проговорите совсем медленно, отчетливо, по слогам.

Вот еще пример для отчетливого проговаривания: Шел Саша по шоссе и сосал сушку. Хорошо ли у вас это получилось или с запинками? Многие школьники о таких фразах говорят, что об них можно язык сломать, или шутят: “Заплетык языкается”.

Вы, конечно, знаете, что такие предложения называются скороговорками. Скороговорки придуманы не зря: на них человек учится говорить четко. А людей, которые произносят слова неразборчиво, никто не любит слушать. О них говорят, что у них “каша во рту”. Но человеку, у которого “каша во рту”, и самому плохо. И писать труднее, потому что ему не приходится ждать помощи от своих речедвигательных органов.

  Вот вам еще несколько скороговорок. Если вы их не можете отчетливо произнести в нормальном темпе, произносите по слогам, а когда отработаете это произношение, переходите к нормальной скорости и отрабатывайте ее.

1) Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 2) Корабли лавировали, лавировали и не вылавировали. 3) От топота копыт пыль по полю летит. 4) Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

А вот стихотворение, которое придумала Ирина Токмакова. Оно так и называется “Скороговорка”. Попробуйте прочитать его быстро и без запинок.

Был кашеваром кашалот,      Стал сильно кашлять он, и вот -

А кашеедом кит.      Стал кашеедом кашалот,

Но простудился кашалот,      А кашеваром - кит.

Если вы знаете еще какие-нибудь скороговорки, включайте их в игру. От этих игр выиграет и ваше произношение, и в конечном счете ваша грамотность.

Что делать людям, у которых плохая речь? Которые, например, заикаются, или просто говорят неотчетливо, или не выговаривают некоторых звуков? Идти к специалисту врачу-логопеду и выполнять его советы.

Но самое лучшее лечение — это собственный упорный труд.

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным. Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда еще не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил на речку, чтобы никому не мешать, клал себе в рот речные камешки и упражнялся в правильном и отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, — камешки во рту - заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (т. е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.

Если вас заинтересовала эта история, прочитайте книгу: Ботвинник М. Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян.

Как только вы начинаете проговаривать слова, в работу сразу же включаются уши. Они приводят в действие слуховую память, и вы запоминаете, как звучит правильно написанное слово. Помните, как доктор Айболит проговаривал по слогам слово, чтобы его хорошенько запомнить: “И одно только слово твердит: “Лим- по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!”

  Проговаривая слова, вы, можно сказать, убиваете сразу двух зайцев (т. е. решаете сразу две задачи): включаете “на полную катушку” (т. е. на полную силу) и речедвигательную память, и слуховую.

Многие люди запоминают “со слуха” гораздо лучше, чем при чтении. Память уха - большое дело.

  Когда вы не обращаете внимание на то, как звучит слово при орфографическом проговаривании, у вас могут быть самые нелепые ошибки, связанные с невнимательностью.

Мы уже говорили, что в слове дырка негде сделать ошибку. Но школьники нам возразили, что можно неправильно написать или пропустить любую букву. Например, написать вместо дырка - “бырка”, или “дёрка”, или “дырва”, или даже “дка”. Но если вы при запоминании хорошо проговаривали слово, таких ошибок вы уже не сделаете. Ваши уши будут стоять на страже и не допустят этого.

  Прочитайте стихотворение.

  Невпопад

На помощь! В большой водопад Что делать - опять невпопад.

Упал молодой леопад      !Держись, дорогой леопад,

Ах, нет! Молодой леопард  Верней, дорогой леопард!

Свалился в большой водопард. Опять не выходит впопард!

(И. Токмакова.)

Поговорим о “руководящей памяти”. Как вы думаете, такое название вида памяти серьезное или шутливое? И о какой памяти идет речь? Конечно, вы поняли нашу шутку. Речь идет о памяти руки. Эта память работает тогда, когда вы, вооружившись ручкой, водите рукой по бумаге. Такая память называется рукодвигательной. А в шутку можно не только назвать ее “руководящей”, но и сказать, что все мы - “руководители”. Рука запоминает движения и выводит на бумаге знакомые слова привычно, а совсем хорошо знакомые слова пишутся даже как будто сами собой, не требуя усилий на обдумывание. У некоторых людей “память руки” настолько сильная, что, если их спросить, как пишется слово, они сначала его пишут, потом смотрят, как получилось, и только тогда отвечают, как его следует писать. Чем больше мы пишем, тем больше к этому привыкаем.

  Писать можно и мысленно: представьте себе, что вы пишете нужное вам слово, что ваша собственная рука вашим собственным почерком выводит крупные и отчетливо написанные слова. Повторение действий в уме - очень хороший способ тренировки.

О знаменитом итальянском скрипаче Никколо Паганини рассказывают, что он иногда готовился к выступлениям беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движения в воображении. Многократная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Роднина не только тренировалась на льду перед своими выступлениями, но и “прокатывала” программу мысленно.

Некоторые из вас, стараясь запомнить слово, пишут его много раз: три, пять, десять. И при этом может оказаться, что слово не запомнилось. Это бывает тогда, когда рукодвигательная память работает в одиночку, без разглядывания, представления в уме и проговаривания.

  Если вы вооружаете против трудных слов одновременно всех ваших помощников: глаза, уши, голос и руку — вы победите. И научитесь правильно писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама собой.

Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день делать “зарядку” с одним или двумя предложениями.

  1) Прочитайте предложение вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.

  2) Затем прочитайте предложение по слогам про себя.

  3) Просмотрите его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные.

  4) Закройте глаза и мысленно крупно и разборчиво, яркими буквами напишите каждое слово; при этом проговаривайте трудные слова по слогам. (Если вы не уверены в каком-то слове, откройте глаза, рассмотрите его еще раз и снова сделайте с ним эту же работу.)

  5) Теперь можно записать предложение в тетрадь!

  (Работайте так: проговорите слово, запишите и проверьте. И так до конца.)

Мы уже давали вам материал для переписывания. Если вы допускали ошибки, вернитесь к этим текстам и запишите их еще раз, руководствуясь инструкцией.

В дальнейшем всегда переписывайте так, как вам советует инструкция.

Перепишите стихотворение (по одному четверостишию в день).

Пожелания друзьям

Желаю вам цвести, расти,      Пусть добрым будет ум у вас,

Копить, крепить здоровье.      А сердце умным будет.

Оно для дальнего пути -      Вам от души желаю я,

Главнейшее условье.      Друзья, всего хорошего.

Пусть каждый день и каждый час  А все хорошее, друзья,

Вам новое добудет.      Дается нам недешево!

(С. Маршак.)

Обратили ли вы внимание, чем отличается эта глава от предыдущих? Правильно, в ней только один заголовок, а подзаголовков, как в других главах, нет. Мы хотим, чтобы вы сами их придумали, т. е. составили план к главе, но вначале...

Поговорим о плане

Представьте себе, что вы возвращаетесь домой из школы и думаете: “Сейчас приду домой, поем, погуляю немного. Потом сделаю уроки, а вечером буду смотреть телевизор и читать”. Вам и в голову не приходит, что вы составляете план. Но это именно так: вы планируете свою жизнь на оставшуюся половину дня.

В разумной жизни все делается по плану: строятся дома, создаются машины и самолеты, ставятся спектакли и фильмы, пишутся книги. Вам тоже нужно взять себе в союзники план, когда вы готовите домашние задания.

  Особенно хорошо план помогает, когда вам нужно что-то рассказать не сразу же после чтения. Посмотрите на план - и все вспомните.

Рассказывая по плану, вы можете проверить, хорошо ли запомнили материал. Как же составлять план? Тому, кто умеет выделять в тексте самую главную мысль и другие важные мысли, делать это будет нетрудно.

Давайте вместе попробуем составить план к этой главе. Начните с выделения главной мысли. Выделить главную мысль вам помогут два вопроса. Первый вопрос:

о чем говорится в этой главе? “О разных видах памяти”, - ответите вы. Второй вопрос: что о них говорится?

“Они помогают нам стать грамотными, - скажете вы. - Их можно развивать с помощью тренировки”.

Вот мы и выделили главную мысль главы: стать грамотными нам помогают разные виды памяти; их нужно тренировать.

Какие мысли в тексте привели нас к этому выводу? Давайте их найдем. Для этого будем, просматривая главу, постоянно задавать себе два вопроса (выше они выделены разрядкой) и отвечать на них. (Если вы внимательно читали главу, то обратили внимание, что она легко делится на отдельные части, но эти части не озаглавлены.)

- О чем говорится в начале главы? Что об этом говорится? На оба вопроса можно ответить одним предложением. Вот так: память делает человека разумным существом.

- О чем говорится дальше? Что об этом говорится? - У человека есть разные виды памяти, и все они помогают ему стать грамотным.

- О чем говорится потом? Что об этом говорится? - О том, как помогает грамотности зрительная память.

- А дальше о чем идет речь? Что об этом говорится? - О речедвигательной памяти, о том, как она помогает грамотности.

- О чем и что говорится дальше? - О помощи слуховой памяти.

- А потом? — О помощи памяти руки.

- Чем заканчивается глава? - Выводом: все виды памяти нужно тренировать. Для этого дается инструкция.

Итак, мы выделили в главе важные мысли. Соберем их вместе:

1. Память делает человека разумным существом.

2. У человека есть разные виды памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, память руки. Все они помогают ему стать грамотным.

3. Все виды памяти можно тренировать. Для этого дана инструкция.

А теперь, руководствуясь этими важными мыслями, составьте сложный план. Второй пункт плана будет иметь подпункты. Постарайтесь придумать к ним образные заголовки.

А вот и песенка - “напоминалка” о плане.

Ни строительство дома, ни путь капитана

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу - обдумывай план!

  В знакомой вам сказке А. Милна о Винни-Пухе рассказывается о том, как Кролик составил план похищения Крошки Ру. Вот этот план. Хорошо ли он составлен?

  1. Во-первых, Кенга бегает быстрее всех нас, даже быстрее меня.

2. Еще во-первых, Кенга никогда-никогда не сводит глаз с Крошки Ру, если он не застегнут у нее в кармане на все пуговицы.

3. Значит, если мы хотим похитить Крошку Ру, нам надо выиграть время, потому что Кенга бегает быстрее всех нас, даже быстрее меня (см. пункт 1).

4. Идея. Если Ру выскочит из кармашка Кенги, а Пятачок туда вскочит, Кенга не заметит разницы, потому что Пятачок - Очень Маленькое Существо.

  5. Как и Крошка Ру.

6. Но Кенга должна обязательно смотреть в другую сторону, чтобы не заметить, как Пятачок вскочит в карман.

  7. Смотри пункт 2.

8. Еще одна идея. Вот если Пух будет говорить с ней очень вдохновенно, она может на минутку отвернуться.

  9. И тогда я могу убежать с Крошкой Ру.

  10. Очень быстро.

  11. И Кенга сначала ничего не заметит, а заметит все только потом.

Вы, конечно, понимаете, что “план” Кролика мы привели, чтобы вы посмеялись и отдохнули, а не для того, чтобы он служил вам образцом.

Ответы:

— Вот примерно какой план можно составить к главе.

  1. Легенда о манкуртах.

  2. Память бывает разная.

  1) Виды памяти. 2) Память глаза. 3) Движения-малютки. 4) Внимание! Включаем уши! 5) “Руководящая” память.

  3. Тренируем все виды памяти.