Секреты орфографии - Г. Г. Граник 1991

Часть II
Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем

Вы помните: заголовок - это не просто слова. Эти слова - всему голова. Задумайтесь над заголовком. О чем, по-вашему, пойдет речь в этой главе? Разумеется, о том “строительном материале”, из которого создаются слова нашего языка.

Все на свете состоит из чего-то: лес - из деревьев, облака - из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы - из более мелких частиц, Есть даже шуточная песенка, в которой рассказывается, “из чего сделаны мальчики и девочки”.

Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны девочки?

Из колючек, ракушек      Из конфет, и пирожных,

И зеленых лягушек.      И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны мальчики.  Вот из этого сделаны девочки.

(С. Маршак.)

Мы надеемся, что мальчики понимают шутки и не обижаются.

А слова сделаны из своего “строительного материала”.

“Строительные блоки” для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.

Вот, например, морфема -ш-. Вам понятно, что она обозначает? Сознайтесь, что нет. А теперь прочитайте слова с этой морфемой: шла, прошли. Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень -ш- обозначает движение. Причем не всякое движение, а движение человека пешком. А в одиночку без других морфем этот корень ничего выразить не может.

Правда, многие другие корни и в одиночку могут справиться с выражением смысла. Например, -слоя-, -дом-. Но мы специально взяли такой “беспомощный” корень, чтобы было видно, как хорошо морфемы работают вместе. Каждая из них вносит в слово свою часть смысла - “смыслиночку”. И получаются интересные и выразительные слова. Морфемы строят их дружно, общими усилиями создавая такое количество слов, что из них складывается весь язык.

Строительная работа морфем

Приставкины “смыслиночки”

  Давайте сыграем в игру. В ней будут такие участники: вы, два веселых человечка, дорога, два домика - один в начале дороги, другой в конце, а на дороге - мостик через речку и большая лужа. А еще в игре будут участвовать морфемы. Во-первых, корень -ш-, который обозначает движение. Во-вторых, суффикс -л-, в глаголах он обозначает прошедшее время. В-третьих, окончание -и. Соединив морфемы, вы получите слово шли. А в-четвертых, в игре будут участвовать разные приставки, которые вы вспомните сами.

  Ваша задача в игре - описать действия веселых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками.

Как видите, приставки помогли вам из одного слова шли сделать целый “дорожный рассказ”.

“Смыслиночки” суффиксов

Большую строительную работу выполняют в словах и суффиксы. Даже две работы.

Во-первых, они из одних слов делают другие. Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если отбросить суффикс да еще использовать приставку, тоже что-нибудь может получиться, например неуч.

Во-вторых, суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например, показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Сейчас мы попросим вас угадать, о каких людях пойдет речь, больших или маленьких. В книге Н. Носова “Незнайка в Солнечном городе” встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапож- кин, Гулькин, Мулькин, Промокашкин, Черепушкин, Кондрашкин, Чушкин, Тю- телькин, Мурашкин, а также профессорша Мордочка. Вам все ясно. Это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы такие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин. А профессорша, наверное, была бы Мордища.

А вот имена людей, которых встречал Гулливер, путешествуя по странам лилипутов и великанов (о путешествиях Гулливера рассказал английский писатель Джонатан Свифт). Догадайтесь, какие из них принадлежат лилипутам, а какие великанам: Рейдресель, Глюмдальклич, Дренло, Скайшер, Болголам. Наверное, вы не смогли догадаться: ведь в данных словах нет русских суффиксов, которые открыли бы этот секрет. Имя великана (вернее, даже великанши) здесь только одно - Глюмдальклич. Остальные имена принадлежат лилипутам.

А теперь скажите: каким живым существам дают названия с суффиксами -ат(а) и -ят(а)? Наверное, вы ответите примерно так. Эти существа совсем маленькие и пушистые. Они появляются на свет слепыми, жалобно пищат. Глазки у них открываются не сразу. А потом они подрастают и весело резвятся. Вам понятно: словами с суффиксами -ат(а) и -ят(а) называют маленьких, трогательных и симпатичных: котята, цыплята, медвежата.

А бывают суффиксы-“дразнилки”. Например, если вас обзовут словом, которое оканчивается на -юга, вы рассердитесь и скажете, что вы не жадюга, не хитрюга и тем более не зверюга.

Дениска Кораблев - герой рассказов писателя В. Драгунского - однажды придумал суффикс, при помощи которого дразнил и обижал самого себя. Он забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова: “Рохля!.. Вахля!! Махля!! Прыгай сейчас же! Ну!

А то я разговаривать с тобой не буду! Руки тебе не подам! Ну! Прыгай же! Ну! Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!”

И когда он обозвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперед и... прыгнул.

Надеемся, что вы читали упомянутые нами книги Дж. Свифта, Н. Носова, В. Драгунского. Если нет, поспешите прочесть: это очень интересно!

“Смыслиночки” окончаний

Окончания тоже вносят свой вклад в смысл слова. Они сообщают нам, сколько предметов - один или много: кошк-а - кошк-и. Окончание может рассказать, в каком роде стоит прилагательное - мужском, женском или среднем: син-ий, син-яя, син-ее; в каком лице - глагол: стан-у, стан-ешь и т. д.

С помощью окончаний образуются различные формы слова, а с помощью приставок и суффиксов - чаще всего новые слова. Количество форм для каждого слова можно легко назвать. Например, у существительного есть начальная форма и формы остальных пяти падежей в ед. и шести во мн. ч. А вот количество слов в русском языке так велико, что ни одна человеческая голова не в состоянии их держать в памяти.

Где же хранятся слова?

Копилки слов

И школьникам, которые учатся, и взрослым, которые занимаются умственным трудом, время от времени бывает нужно выяснить, как пишутся или что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари. Словари бывают разные. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари. Если хотим уточнить значение слова, обращаемся к толковым словарям и словарям иностранных слов, вошедших в русский язык. О происхождении слов рассказывают этимологические словари. Есть словари, в которых можно узнать, как произносится слово, из каких морфем оно состоит. Чем больше мы читаем и учимся, тем больше нам нужны словари.

  В первые годы Советской власти, когда остро встал вопрос о всеобщей грамотности, возникла идея создания толкового словаря русского литературного языка для широкого читателя. Но только много лет спустя, в 1935 г., начал выходить четырехтомный “Толковый словарь русского языка”, работу над которым возглавлял Д. Н. Ушаков. В словаре Ушакова объяснены значения более чем 85 тыс. слов. Словарь Ушакова получил большую известность. Однажды, когда ученый шел домой, он случайно услышал разговор двух школьников. Один сказал: “Гляди, Ушаков идет!” Другой ответил: “Ты что? Ушаков - это словарь”.

Вслед за словарем Ушакова был создан толковый словарь С. И. Ожегова, в котором собрано и объяснено 52 тыс. слов.

Словари бывают большие и маленькие. Самый большой словарь русского языка, изданный Академией наук, состоит из 17 томов. Есть словари в 4-х томах. Большая часть словарей издается в одном томе, например, словарь С. И. Ожегова.

Создаются словари для специалистов. Они, как правило, большие, их иногда и поднять трудно. А есть специальные словари для школьников. Они легкие, удобные, их можно носить с собой, чтобы заглянуть в них в любой момент.

Вот названия некоторых словарей для школьников: Грушников П. А. Орфографический словарик; Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. (Оба эти словаря регулярно переиздаются.); Одинцов В. В., Смолицкая Г. П., Голанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1989; Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М., 1987; Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1988; Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1987. Советуем постоянно работать с ними.

Словари составляют ученые, обладающие большим трудолюбием, терпением и любовью к слову. Эти люди делают для нас с вами большое и важное дело.

Как найти слово в словаре?

В словарях громадное количество слов. Как отыскать нужное? Вы, наверное, уже догадались: надежный путеводитель в этом море слов - алфавит. Слова в словарях расположены по алфавиту. Автомобиль надо искать в начале словаря, а яблоко - в конце.

  Допустим, вы ищете слово горизонт. Открываете словарь - видите слово землетрясение. В какую сторону вы будете листать словарь - к началу или к концу? А если в поисках слова перепелка вы наткнулись на слово рассольник? Или на слово кукушка?

  Знание алфавита поможет вам определить направление в движении по словарю.

Но это еще не все. Ведь слов, которые начинаются на каждую букву, очень много. На некоторые буквы - по нескольку страниц. Как среди них найти нужное? Очень просто. Надо смотреть на вторую букву: вторые буквы каждого списка слов также расположены по алфавиту. Например, в начале списка слов на букву Б идут слова, у которых вторая буква а: багаж, базар, байдарка, баклажан, балет.

  А в какой части списка вы будете искать слова булавка и бюллетень?

Слов, которые начинаются на две одинаковые буквы, тоже немало. В орфографическом словаре целую страницу занимают слова, которые начинаются на ва- и больше страницы слов на ве-. Как искать нужное? По третьим буквам: они тоже подобраны в алфавитном порядке. Поэтому варенье находится в середине слов на ва-.

I. А где в словаре расположены вахтер и ваяние?

  II. Определите, какое слово будет расположено в словаре раньше: наверняка или нараспашку; отпечатать или отшатнуться; погреб или подвязка?

III. А теперь прочитайте отрывок из романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Возок несется чрез ухабы,      Купцы, лачужки, мужики,

Мелькают мимо будки, бабы,      Бульвары, башни, казаки,

Мальчишки, лавки, фонари,      Аптеки, магазины моды,

Дворцы, сады, монастыри,      Балконы, львы на воротах

Бухарцы, сани, огороды,      И стаи галок на крестах.

  Перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые “мелькают мимо” несущегося возка.

Рассказ о чудаке

Чудаки - хороший народ. Над ними посмеиваются, однако их уважают. С чудаками жизнь становится интересней.

Может быть, самые интересные чудаки на свете - собиратели. Чего только не собирают люди! Марки, открытки, картины, книги, цветы, колокольчики, пряники, значки, этикетки (бумажные наклейки на банках и коробках).

А в прошлом веке жил чудак, который собирал ... слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т. е. объяснение. Результатом его жизни стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор рассказывает, что они обозначают, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родне. Рассказы эти интересны и подробны. В. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.

О своем словаре Даль в шутку говорил: “Толковым” не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает”.

Если хотите познакомиться с жизнью В. И. Даля, прочитайте книгу: Булатов М,, Порудоминский В. Собирал человек слова.

Вы узнали о том, как люди собирали слова, как составлялись словари и как нужно ими пользоваться. А теперь мы расскажем о науке, которая занимается историей слов.

Если вас интересуют эти сведения, прочитайте текст “Какая наука изучает происхождение слов?”.

А можно сразу перейти к главе VIII.

Какая наука изучает происхождение слов?

Людям всегда хочется знать, откуда взялось все на свете. Как произошла наша Земля, Луна, звезды? Как появились животные и растения? Откуда взялись люди? И очень интересно знать, как произошли слова нашего языка.

Название науки, которая изучает язык, вам знакомо. Это лингвистика - от латинского слова лингва, что значит “язык”. А вам ясно, что значит латинское слово? Это слово на языке, называемом латынь. На нем говорили в Древнем Риме. Хотя теперь на этом языке уже никто не говорит, многие латинские слова перешли в современный язык.

Одним из разделов лингвистики является наука о происхождении слов, об их истории. Эта наука называется этимологией. Она изучает изменения, происходящие в языке.

В жизни изменяется все. То же самое происходит с языком. В нем исчезают одни слова и возникают другие. Например, в начале века москвичи знали забытые сегодня слова конка и граммофон, но понятия не имели о таких словах, как телевизор или луноход. (Конка - это вагоны, которые двигались по металлическим рельсам, но, в отличие от трамвая, приводились в движение не электричеством, а лошадьми. Граммофон - “дедушка” современного проигрывателя. Это аппарат для прослушивания пластинок, у которого была большая красивая труба.)

Есть слова, которые так изменяют свое звучание, что их невозможно узнать. Например, слова пчела, бык и букашка произошли от одного и того же слова бучать, что значит “жужжать”, “гудеть”. Но они совсем не кажутся родственниками - до того различно они звучат.

Некоторые слова изменились не по звучанию, а по смыслу. Сегодня словом гость мы называем человека, который пришел нас навестить, а в старину так называли приезжего купца. (Именно таких гостей звал в гости царь Салтан в пушкинской сказке.) В языке Древней Руси лихой обозначало “плохой”, “дурной”, а теперь - “удалой”, “смелый”. Слово зараза, которое сегодня имеет два значения: источник инфекционного заболевания и распространенное среди детей ругательство, - в XVIII в. употреблялось для обозначения “прелести”, “привлекательности”.

Этимология знает о том, как из корней вырастают кусты и даже целые заросли слов. Всем вам, например, знаком корень -ста- (поставить, застава). Ученые подсчитали, что от него в нашем языке образовано 370 слов. Попробуйте поиграть в свободное время - кто больше этих слов вспомнит.

Этимология рассказывает и о том, как срастаются друг с другом разные морфемы, например, корень с суффиксом, образуя новые корни, из которых вырастают новые слова.

Вы хорошо знакомы с корнем -да-: дал, продает, раздать. От этого корня можно образовать множество слов - по подсчетам ученых, около 280. Оказывается, от него образовывались не только новые слова, но даже и новые корни. Вам знакомо слово дача. Это дом за городом. А в старину слово служило для обозначения того, что дают. Русские цари раздавали людям, которые им служили, земли, деревни с крестьянами, и это называлось дача - то, что дали. Постепенно суффикс -ч- так прирос в этом слове к корню -да-, что его стало трудно отделить. А так как этот суффикс перестал образовывать новые слова (“ушел на пенсию”), он перестал выглядеть отдельным суффиксом. Так образовался корень дач-, а из него выросли слова: дачный, дачник, дачевладелец. В них совсем уже не чувствуется старый смысл корня -да-. То же самое произошло и при срастании корня -да- с суффиксом -р-: получилось дар, и из этого корня выросла целая вереница слов - дарить, подарок, одаренный.

Нам с вами будут попадаться и корни, существующие с древних времен, и более молодые, “сросшиеся”. Мы не будем каждый раз говорить, что это за корень. Нам важно, чтобы вы их узнавали и правильно писали, а выяснять, как они произошли, - это занятие для любителей.

  Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь - медведем, а невежда - невеждой? Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть “знать”. Ведьма - “знающая, знахарка”. Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, то слово изменило смысл. Медведь - “зверь, который ведает мед”. А невежда - “мало знающий человек”. Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию и знающим людям и поэтому могут причинить много зла. Детский поэт Роман Сеф заметил:

Кто ничего      Тот вечно хнычет

Не изучает,      И скучает.

Если вы будете в свободное время изучать происхождение слов, вам уже не придется скучать, а тем более хныкать.

Для школьников есть специальный словарь, в котором дается этимология многих слов. Он написан писателем Л. Успенским и называется “А почему не иначе?”. Постарайтесь его достать.

Ответы:

— Вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, зашли.

— К началу; к началу; к концу.

— В конце списка на Б.

  I. В конце списка слов на ва-.

  II. Наверняка; отпечатать; погреб.

III. Аптеки, бабы, балконы, башни, будки, бульвары, бухарцы, дворцы, казаки, купцы, лавки, лачужки, львы, магазины, мальчишки, монастыри, мужики, огороды, сады, сани, стаи, фонари.