Секреты русского языка - О сложном увлекательно и просто - И.Б. Голуб 2010
ТАЙНЫ ОРФОГРАФИИ
Четыре ошибки в слове из трех букв...
Слово орфография знакомо всем, кто когда-либо учился в школе. Однако напомним, что оно составлено из греческих корней: ортос — «правильный» и графо — «пишу». Точный перевод этого термина — правописание. Трудно полагать, что эти книжные слова вызовут у вас добрую улыбку. Кто не знает за собой слабости ошибаться в диктантах?! И всё-таки, согласитесь, не так-то просто умудриться сделать четыре ошибки в слове... из трех букв. На это способны лишь те, кто не имеет пи малейшего представления о звуковых законах русского языка и нс хочет признавать многозначности наших букв. Такой чудак пишет исчо вместо ещё.
Да, русская орфография не проста, однако попытаемся быть объективными и оценить наше правописание так, как оно этого заслуживает. Для этого нам придётся снова сделать небольшой экскурс в историю русского письма.
Мы уже говорили о первых шагах письменной культуры на Руси. Древние рукописные книги мы назвали произведениями искусства. Вы нс остались равнодушны к красоте старинного славянского алфавита — кириллицы, вам нравится устав; да и другие разновидности русского письма — полуустав, скоропись — очень хороши в искусном исполнении! Однако тема нашей беседы невольно наводит на мысль: а как справлялись переписчики-монахи с русской орфографией? Всегда ли их письмо было безукоризненно правильным или порой и у них можно встретить погрешности?
Ошибки, конечно, вкрадывались, как и описки. Чего не бывает! Однако справедливо и то, что создатели старых рукописных книг были люди очень грамотные. И грамотность их можно было легко оценить, сравнив рукопись и образец, с которого делался список. Иначе и быть нс могло, орфографических словарей и учебников по грамматике тогда не было, единственным критерием правильности служил текст, который следовало точно повторить. Вот тогда-то и сложился традиционный принцип правописания, который для некоторых слов и по сей день остаётся в силе.
По традиции в конце слов писали ъ или ь; после ж, ш. ч, щ ставили букву и; в одних словах в безударном слоге неизменно употреблялось о (собака, корова), в других — а (сарафан, баран).
Однако шли века, язык развивался, он всё дальше отходил от первоначальных норм, и живая речь стала значительно отличаться от книжной. Всё труднее было переписчикам, создавая новые книги, не погрешить против старого образца; они — вольно или невольно — привносили некоторые изменения в написания тех или иных слов, нарушая традицию. Особенно много ошибок появилось с распространением на Руси аканья.
Возникновение книгопечатания положило конец разнобою в написании многих слов, разночтения теперь стали недопустимы. Учёные мужи, книжники старались упорядочить наше правописание. Не случайно первые пособия по грамматике, учебники старославянского языка и даже словари стали появляться на Руси в конце XVI — начале XVII века. Однако разработать стройную систему орфографических правил для русского языка было не так-то просто. Поэтому неудивительно, что даже век спустя учёные спорили, какой принцип орфографии больше подходит для русского языка. М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский высказывали противоположные суждения. По мнению Тредиаковского, следовало бы «писать по звонам», т. е. как слышится. Придерживаясь этого принципа, он писал, например, немношко, скаска, показывая оглушение согласных звуков в русском языке.
М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1775) изложил свою точку зрения. Он считал, что в написании слов должно учитываться их строение, или, как говорят лингвисты, морфемный состав (т. е. корень, суффиксы, приставки, окончания — все морфемы, из которых состоит слово). Если морфемы писать одинаково во всех формах слова, независимо от произношения, то его всегда легко узнать. А если в написании отражать звучание речи, то все родственные связи слов затемняются и значение написанного можно толковать по-разному. Действительно, в этом случае совпали бы, например, такие глаголы, как везти — вести, полоскать (бельё) — поласкать (собаку); мы нс отличали бы луг от лука, а гриб от гриппа (ведь звучат они одинаково — [лук], [гр’ип]).
Ломоносов отлично понимал, что фонетическое написание слов внесло бы в наш язык страшную путаницу, поэтому он и отстаивал морфологический принцип, который и определил характер нашей орфографии уже в XVIII веке (хотя наблюдались и некоторые колебания).
В современной русской орфографии морфологический принцип, бесспорно, основной. Все значимые части слов (морфемы), согласно этому принципу, всегда пишутся одинаково, как бы их ни произносили. Например, в родственных словах корни имеют единое начертание: мы должны писать корень вод- в словах вода, водяной, наводнение, подводный, хотя звук [о] слышится только под ударением в последнем слове, а в других — звучит [л] или [ъ].
В русском языке одни и те же приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но писать их мы должны одинаково. Так, в словах подать и подать в приставке по- мы пишем букву о, хотя [о] слышится лишь под ударением в первом слове, во втором — буква о обозначает уже звук [л]. Согласные в приставках часто оглушаются, сравните глаголы подбро́сить и подписа́ть. В первом в приставке под- произносится звонкий согласный [д], а во втором — глухой [т]. К тому же вместо [о] в первом слове звучит [л], а во втором — [ъ]. Но приставок пад- и пат- в русском языке нет, пишем только под-.
Суффикс -лив- пишется и в слове дождливый, и в слове заботливый, хотя в безударном положении его звучание уже не столь определённо. В суффиксе -ин- всегда одно и, поэтому не ошибайтесь в написании слов звериный, куриный, соловьиный, журавлиный!
Пишите правильно и окончания, хотя звучать они могут обманчиво. Так, в словах на реке — на речке чётко произносится лишь ударное окончание в первом примере, а во втором — буква е обозначает ослабленный, короткий гласный [ь], но мы должны помнить, что в предложном падеже единственного числа у существительных 1-го склонения всегда на конце только буква е. Возьмём для примера и глаголы. Сравните: говорит — дышит. В первом слове окончание под ударением произносится чётко, во втором оно звучит ослабление, и мы начинаем сомневаться: что писать — и или e? Однако следует знать, что глаголы II спряжения в форме 3-го лица единственного числа имеют только окончание -ит, так что никаких сомнений быть не может!
Как видим, морфологический принцип позволяет выработать единое написание для одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко произносятся по-разному. А как это важно именно для русского языка! Ведь он так богат формами словоизменения, как говорят лингвисты, а мы бы сказали, что наши слова так любят склоняться и спрягаться!
Чтобы убедиться в том, что для русской орфографии морфологические написания самые удобные и обоснованные, выполните несколько упражнений. Они напомнят нам правописание безударных гласных и некоторых согласных в нашем языке.
Задание 15
Изменяя слова и подбирая к ним родственные, проверьте правописание безударных гласных в словах. Какие слова не удаётся проверить?
Балагур, бомбить, бороться, бросать, винегрет, ворона, голосистый, горчица, дощаник, дровяной, заговор, заголовок, калач, каталог, коридор, ломоть, молодёжь, ножовка, ночёвка, оловянный, оптовый, помощник, табурет, тростник, холодный, шовинизм, эшелон. Запомните правописание слов, которые не удалось проверить.
Задание 16*
Придумайте словосочетания (или предложения) с приведёнными парами созвучных слов, назовите родственные им с ударением на корневом гласном.
Образец: развеваться - развиваться.
Развевается знамя (ве́яние). - Развивается ребёнок (разви́тие).
Посветить - посвятить, залезать - зализать, разредить - разрядить, свела - свила, умалять - умолять, обвевать - обвивать, примерять - примирять, раскалить - расколоть, скрепить - скрипеть, запевать - запивать, обежать - обижать.
Задание 17*
Докажите необходимость написания непроизносимых согласных в словах.
Радостный, честный, праздновать, счастливый, завистливый, здравствовать, туристский, тростник.
Задание 18*
Подтвердите отсутствие непроизносимых согласных в словах. Искусство, существо, шествие, упорствовать, яство.
Задание 19
Составьте предложения с созвучными словами, показывая их смысловые различия: костный - косный, шествовать - шефствовать.
Выполняя задание 15, вы наверняка вспомнили немало слов, в которых безударный гласный не удается проверить. Взять хотя бы такие: капуста, кочан, стакан, ватрушка. Поддаётся ли их написание тому же морфологическому принципу?
Написание этих слов нужно запомнить, однако оно не противоречит морфологическому принципу, поскольку во всех родственных словах употребляются те же самые буквы (сравните: капустник, капустница (бабочка), капустный (лист); кочанная (капуста), кочерыжка, окоченеть и др.). Вот только объяснить правописание сомнительной буквы непросто, а иногда и невозможно. Для этого приходится углубляться в историю языка, выявлять забытые родственные связи слов, определять их происхождение. Например, слово капуста восходит к латинскому корню кап-, означавшему «голова». Его дальними «родственниками» в нашем языке являются многие слова: капитан, капор, капюшон. Капитолий, капелла и др. Все они заимствованы из латинского языка, их следы можно заметить и в других европейских языках. Вспомните хотя бы немецкое капут!, означающее «конец!», «крышка!», «голова с плеч долой!».
Слово кочан исконно русское, мы просто забыли, что у него есть «родственница» — всем известная кочка. Восстановив их родственные отношения (а специалист сказал бы этимологические связи), мы объяснили и написание сомнительной буквы о.
Правда, этимология подчас может и опровергнуть правильность выбора той или иной сомнительной гласной. Так, в слове ватрушка а в первом слоге пишется «но ошибке». Это существительное было образовано от слова творог, поэтому и говорили творожка (булочка с начинкой из творога). Однако со временем смысловые связи этих слов были утеряны. В результате вместо «законного» о в производном существительном (названии булочки) закрепилось а. Вот вам результат аканья и отражения его на письме!
В слове стакан когда-то тоже писали о, но потом его замен ила буква, отразившая произношение.
Этимология — увлекательная наука! Загляните в этимологический словарь, и вы узнаете множество интересных сведений об истории различных слов. Есть и популярные книги о происхождении значений многих названий, родственные связи которых для нас затемнены. Л самым любознательным читателям можно «поиграть в этимологию», выполнив наши задания.
Задание 20*
Попробуйте дать этимологическое объяснение написанию сомнительных гласных в словах.
Снегирь, пескарь, лопата, лопух, окно, коричневый, корица, голубой, околесица.
Задание 21*
Укажите исторический корень, доказывающий родство слов:
1) колея, около, кольцо, колодец, колбаса, колокол;
2) жизнь, живот, жить, жир, жито.
Знание истории трудных в орфографическом отношении слов помогает нам избежать ошибок в написании сомнительных гласных и согласных. И всё же некоторые орфограммы приходится просто заучивать: класс, группа, грамматика, программа! Но с этими удвоенными согласными ещё полбеды, а попробуйте запомнить удвоение в слове аллея и одно л в созвучном с ним галерея (кстати, когда-то оно писалось иначе). Возникает законный вопрос: а нельзя ли было с самого начала договориться, чтобы в подобных заимствованных словах писать только по одной согласной? Оказывается, это не просто, ведь выше мы даже перечисляли те случаи, когда удвоение согласных нужно отражать в произношении.
А это значит, что язык уже прочно усвоил именно такой образ того или иного иностранного слова и пытаться изменить его бесполезно. Для таких слов наша орфография выработала и особое правило: пишите гак, как писали наши предки, т. е. поддерживайте традицию!
Традиционных написаний в русском языке немало. Это и употребление буквы и вместо произносимого звука [ы] в сочетаниях жи, ши, ци (в последнем случае только в середине слова); сохранение мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (например, тишь, рожь), а также в формах 2-го лица глаголов повелительного и изъявительного наклонения (ешь, режь; спишь, видишь), на конце наречий (наотмашь, сплошь). Во всех этих случаях наша орфография подчиняется традиционному принципу (его ещё называют историческим). И только ему мы обязаны тем, что, выучив правило, нужно ещё запомнить исключения из него! Ведь их мы тоже пишем по традиции. Например, кто не знает, что в словах уж, замуж, невтерпёж не нужен мягкий знак, в то время как в других наречиях он обязательно стоит после шипящих! Ещё пример: изучая правописание суффиксов прилагательных, мы узнали, что одно н надо писать в словах с суффиксами -ан-, -ян-, -ин- (кожаный, серебряный, гусиный), и в то же время нам предложили запомнить исключения: деревянный, оловянный и стеклянный. Все прилагательные подчинились морфологическому принципу правописания, кроме последних трёх, очень преданных традиции. А чего стоят окончания прилагательных мужского и среднего рода единственного числа в родительном падеже! Ведь никто не говорит добро[г]о, сипе[г]о, молодо[г]о и т. д. В окончаниях таких слов мы слышим вместо [г] звук [в], однако старые окончания пишутся по традиции. Очевидно, в сохранении её выразилось уважение наших грамматистов к многовековой истории русского языка, культуре письменной речи. Так что и с историческим принципом орфографии шутить нельзя: у него есть верные друзья и последователи.
Гораздо меньшее влияние на русскую орфографию оказали фонетические написания, хотя и о них следует поговорить, вспомнив примеры. Возьмём приставки на з. Их написание, как правило, соответствует произношению, например: разбить — распить (перед звонким [б] слышится и пишется звонкий [з], перед глухим [п] — глухой [с]). Даже написание гласных в некоторых приставках меняется в соответствии с произношением: распи́ска — ро́спись (под ударением слышится и пишется о). А вспомните правило изменения корневого [и] в [ы] после приставок на согласный! Ведь написания типа разыскать, подыграть, безыдейный, безынициативный тоже подчиняются фонетическому принципу. Он требует запомнить даже такие «странные» орфограммы, как предынфарктный, подынтегральное (число). И только традиция спасла слова межинститутский, сверхинтересный и некоторые другие, в которых, вопреки произношению, после приставки всё-таки осталось и.
Задание 22*
Из приведённых ниже слов выпишите отдельно те, которые подчиняются морфологическому, историческому, фонетическому принципу орфографии. К словам первой группы подберите родственные, которые проясняют написание сомнительных букв.
Абонент, абонемент, авангард, акварель, аккомпанемент, аккредитив, аккуратный, аннотация, апелляция, аттестат, бакалея, бассейн, баррикада, говорливый, подводный, изморозь (иней), изморось (мелкий дождь), вперемешку, вперемежку, жёлудь, жокей, чёрный, жонглёр, жёрнов, шоколад, холодный, голодный, карикатура, касса, коллектив, гуманизм, дерматин, диверсант, безыскусный, безыскусственный, безысходный, безытоговый, бессчётный, расчёт, рассчитывать, бетон, дивиденд, диссертация.
Задание 23
Вспомните не менее 10 слов с приставками на з(с) и объясните их правописание; подберите также несколько слов с приставками на согласный, употребленными перед корнями с начальным и. Объясните эти написания.
Задание 24
Подберите не менее 10 примеров традиционных написаний слов.
Читатели, выполнившие предложенные задания, вправе считать себя серьезными знатоками русской орфографии. Однако не думайте, что мы сказали здесь всё о принципах нашего правописания. Надо ещё вспомнить о том, что известны и дифференцирующие написания. Они служат для разграничения слов, совпадающих в звучащей речи, но имеющих разное значение. Следует различать на письме, например, такие слова: поджог (имя существительное: совершить поджог) — поджёг (глагол в форме прошедшего времени: Кто поджёг бумагу?): компания (весёлая компания) — кампания (посевная кампания): туш (существительное мужского рода: Оркестр сыграл туш, и раздались аплодисменты) — тушь (существительное женского рода: Мы чертим план участка, а для этого нужна чёрная тушь). Утешайтесь тем, что таких нар в русском языке немного, их можно запомнить.
Задание 25*
С приведёнными словами придумайте предложения, показывая различия в их значении.
1) бал - балл; 2) плач - плачь; 3) ожог - ожёг; 4) преумножить - приумножить.
Задание 26
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Обратите внимание на то, какие буквы (гласные е, ё, ю, я — а, и, о, у, ы, э) следуют за приставками.
Пред...обеденный час, пред...юбилейные хлопоты, пред...явить пропуск, пред...утренний туман, сэкономленный материал, съёмочная камера, нес...гранный матч, с...ехать с квартиры, разъярённый зверь, раз...облачить врага, разъединение войск, раз...укрупнённый район, производственное об...единение.
Задание 27
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Мелькает, в...ётся первый снег, звездами падая на брег. 2. В...ю- га мне слипает очи, все дороги занесло. 3. Но здесь опять минувшее меня об...емлет живо. 4. Всё, всё, что гибел...ю грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажден...я - бессмерт...я, может быть, залог, и счастлив тот, кто средь волнен...я их угадать и ведать мог. 5. На старости я с...знова живу, минувшее проходит предо мною. 6. Когда-нибудь монах трудолюбивый найдёт мой труд, усердный,
без...мянный. 7. Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые - без...мные потехи юных лет. (А. С. Пушкин)
Задание 28
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Высокий зелёный бур...ян рос на том месте, где когда-то был двор (Л. Т.). 2. Вот нам и ещё один компаньон для пикника (Купр.) 3. Среди ночи разыгралась метель (Полев.). 4. Немного от...ехав, машина остановилась (Аж.). S. Беридзе с самого начала войны руководил стройкой какого-то оборонного об...екта (Аж.). 6. Письма Андрея стали неотъемлемой частью моей жизни (Кав.).7. Обивка на креслах первых рядов и на бартерах лож давно выцвела (М.-С). 8. Она села за фортеп...яно и с...грала несколько любимых его п...ес (Гонч.).
В заключение добавим, что орфография как система правил о написании слов определяет также слитные, раздельные, полуслитные (дефисные) написания: употребление прописных букв; правила переноса слов. Как видим, полномочия этой мудрой науки очень велики. Не считаясь с ней, мы не сможем правильно соединить буквы в слова, а без слов никакой язык существовать не может.
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ГРАМОТНОСТЬ
Диктант 1
Сотвори себя!
Никто и ничто не может помешать каждому из нас работать над собой: заботиться не только о своём внешнем облике, но и воспитывать волю, формировать характер. Если что-то в тебе кажется несовершенным, мешает стать таким, каким тебе хотелось бы быть, не ищи причину вне себя, а сотвори себя сам!
Представьте себе корабль со спущенными реями, рваными парусами, перекошенными винтами. Такой корабль не пересечёт океан, не войдёт в свою гавань. Человек же куда более сложный и тонкий организм, чем любой корабль, и поэтому нуждается в регулировке, настройке, правильной самоорганизации.
В понятие «сотвори себя» я вкладываю не только физическое развитие, но и психический самоконтроль, воспитание воли, чувства достоинства, а также сострадания и благородства. Очень важно, я считаю, во-первых, умение держать себя в узде, чтобы не поддаться какой-нибудь безумной идее; а во-вторых, делать прежде всего то, что необходимо. Выбери самое главное занятие, а уж потом займись тем, чем хочется.
В наш век научно-технического прогресса почти каждый человек управляет какой-нибудь машиной. Но и на этом поприще нельзя хороню трудиться, не научившись управлять самим собой. Вначале научись справляться со своими капризами, а уж потом ставь себя в пример другим.
Поверь мне: строгость и требовательное отношение к себе всегда бывают оправданы впоследствии. Это утверждение зиждется на многолетнем опыте психологов и педагогов. Это залог будущих твоих успехов! Будешь строг к себе — будешь самому себе другом.
Диктант 2
На хуторе
Хорошо теперь жить в деревне, имея свое хозяйство. Встаёшь с первым лучом, бежишь на речонку, поплаваешь на сажёнках — и обратно, на ферму. Л там уже работа кипит ключом: на мельнице слышен шорох жернова, грибники несут из чащобы кошёлки с грибами, а прожорливые свиньи роют землю под дубом, выискивая жёлуди... Недолго вам, хрюши, гулять на свободе! Скоро из вас сделают тушёнку.
Сын фермера собирается жениться, и старичок папаша устроит пир горой. Будут к столу и копчёные окорока, и жареная печёнка; молодожёны полакомятся шоколадными конфетами, запивая сладости боржомом, а гости постарше отведают жжёнки. Словом, не чёрствой корочкой здесь довольствуются новые хозяева земли и не шалашом прельщают ухажёры невест! Будет у них рай во дворце, точнее в коттедже, облицованном кирпичом, под ондулиновой крышей.
А вокруг раскинутся новые сады: на алычовых и грушевых деревьях ветви будут ломиться от сочных плодов, и никакой листожор им не страшен с такими рачительными хозяевами. Впрочем, сад уже даёт урожай: плодоносят яблони грушовки, малина и ежевика используются для наливки, а из вишен и черешен делают компоты и варенье.
Завёл старичок пасеку, пчёлки там жужжат весь день: несколько бочонков мёда можно гарантировать к осени. Не везёт только местным земледельцам с бахчой: в этом климате ни дыни, ни арбузы не успевают вызреть, все труды ни к чему. «Сколько ни старались уберечь бахчевые от заморозков, не выходит ничего, — рассказывает здешний старожил Фадей Иларионович. — Не довелось ни моей старушонке, ни внучонку отведать хорошего арбуза. Однако артишоки развели на бахче, тоже хорошо. А дыни заменит крыжовник, не такие ведь и обжоры!»
Смешон этот «философ» со своей кручён кой, всё ему нипочём!
Диктант 3
Приятные воспоминания
Старый князь Голицын любил рассказывать о лете, проведённом на вилле под Пиццей, на юге Франции. Он подробно описывал великолепный сад с цитрусовыми деревьями и пышными кустами роз, старинный палаццо, в котором музицировали вечерами его друзья. Здесь собирались певцы и оркестранты, в их кругу можно было столкнуться с выдающимся дирижёром, виолончелистом, скрипачом.
А какие были ночи!.. Шорохи тенистых аллей, шёпот глянцевитых листьев магнолий, аромат кипариса...
Князь с герцогом был приглашён на симфонический концерт. В первом отделении слушали «Итальянское каприччио» Чайковского, а во втором — «Балладу» Шопена.
После Ниццы — путешествие по Франции, потом — Швейцария, Цюрих. На водах старался поправить здоровье, лечился. В Польше гостил у Цявловских. Там тоже музицировали. Но молодёжь предпочитала оперной музыке цирк. Это не импонировало старому князю-эстету, даже шокировало его.
Возвращение в Россию было ознаменовано турне по Крымскому побережью Черного моря к целебным источникам. Целое лето — смена впечатлений.
Но тут надвигалось нечто экстраординарное, о чём нс хочется даже вспоминать. Уж было не до музицирования, пришлось подумать об эмиграции.
Всё это не раз вспоминал князь Голицын, объясняя, как затем оказался за рубежом, вдали от России, и почему больше отдыхает на вилле под Пиццей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
Сеанс чёрной магии
Прочитав объявление о необычном сеансе чёрной магии, зрители спешили к павильону и предъявляли билеты, купленные на заранее сэкономленные деньги. Всем хотелось увидеть въявь то, о чём объективная критика отзывалась иронически и предвзято...
И вот представление началось. Маленький человек в желтом котелке и клетчатых брюках выехал па сцену Варьете на двухколёсном велосипеде. Он сделал круг, а потом испустил победный вопль, отчего велосипед поднялся на дыбы и понёсся вскачь. Проехавшись на одном заднем колесе, человечек перевернулся вверх ногами и продолжал путь на одном колесе, как обезьяна вертя педали руками.
Затем на сцену въехала полная блондинка на высокой металлической мачте со сверхъестественным седлом наверху и с одним колесом. Она стала ездить по кругу, и, встречаясь с ней, её компаньон издавал приветственные крики, свистел по-соловьиному и ногой снимал с головы котелок.
Сделав несколько петель, они под тревожную дробь барабана подъехали к самому краю сцены, так что зрители первых рядов съежились и откинулись, потому что показалось, что эти странные субъекты со своими машинами грохнутся в оркестр. (...)
— Однако мы заговорились, а публика начинает скучать, дорогой Фагот. Покажи им хоть что-нибудь простенькое.
И тут Фагот указал на Бенгальского:
— Он мне надоел, что бы нам такое с ним сделать?
— Голову ему оторвать! — сказал кто-то сурово на галёрке.
— Ась? Как вы говорите? — тотчас отозвался Фагот. — Это идея! Бегемот! — закричал он коту. — Делай! Эйн, цвей, дрей!!
И произошла невиданная вещь. Шерсть на чёрном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча, кот вцепился пухлыми лапами в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, разъярённый, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи... И голова отчаянно крикнула на весь театр:
— Доктора!
— Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь? — грозно спросил Фагот у плачущей головы.
— Не буду больше! — прохрипела голова.
— Ради Бога, не мучьте его! — вдруг, покрывая гам, прозвучал из контръяруса женский голос, и маг повернул туда лицо.
— Так что же, граждане, простить его, что ли? — спросил Фагот.
— Простить! Простить! — послышались голоса. И маг громко приказал:
— Наденьте голову!
Кот, прицелившись поаккуратнее, нахлобучил голову на шею, и она точно села на своё место, как будто никуда и не отлучалась.
(По М. Булгакову)
Невероятное свершилось!
За некоторое время до выхода Маргариты и Мастера вышла из коридора на лестницу сухонькая женщина с бидоном и с сумкой в руках. Это была та самая Аннушка, что в среду разлила подсолнечное масло у вертушки. Никто не знал, чем в Москве занималась эта женщина и на какие средства она существовала. Известно было о ней лишь то, что видеть её можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и бидоном вместе... Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она — тотчас же в этом месте начинался скандал.
К чести Аннушки надо сказать, что она была любознательна, поэтому, когда дверь наверху открыли и сверху стала спускаться целая компания, но не бегом, а обыкновенно, как все люди ходят, Аннушка спустилась вниз к своей двери, быстрёхонько открыла её, спряталась за нею, и в оставленной щёлке замерцал её исступлённый от любопытства глаз.
Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в чёрной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвёрдыми шагами. Его бережно вела под руку какая-то дамочка в чёрной рясе, как показалось Аннушке в полутьме. Дамочка не то босая, не то в каких-то прозрачных, по-видимому, заграничных, в клочья изодранных туфлях. Тьфу ты! Что в туфлях! Да ведь дамочка-то голая! Ну да, ряса накинута прямо на голое тело! «Ай да квартирка!» В душе Аннушки всё пело от предвкушения того, что она будет рассказывать завтра соседям. <...>
Чувствуя в голове звон и суматоху от всех этих происшествий на лестнице, Аннушка ещё долго стояла в недоумении. <...>
Огни большой чёрной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой. А в подвале маленького домика, где было все так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнём, лежала перед нею, а рядом возвышалась стопка нетронутых тетрадей. Домик молчал. В соседней комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне Мастер. Его ровное дыхание было беззвучно.
(По М. Булгакову)
Крещение Руси
В далёкие доисторические времена славяне поклонялись языческим богам, но в конце первого тысячелетия на Руси распространяется христианство. Старинные рукописи, в которых говорится о важнейших фатах истории, или древние летописи свидетельствуют о том, что 988 год — это год крещения Руси.
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси. Владимира народ называл Святителем, от слова «святой», потому что с его согласия славяне приобщились к новой религии, приняли христианство.
Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян, оно имело большое прогрессивное значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Русская Православная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролюбия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом.
Через десять столетий, в 1988 году, русские люди и христиане всех стран торжественно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. В Москву съехались представители всех христианских церквей мира, делегации различных религий и религиозных объединении, общественных организаций, посланцы более чем ста стран. Русская Православная церковь принимала высоких гостей в Троице-Сергиевой лавре под Москвой. Здесь состоялся торжественный Собор — юбилейные выступления священнослужителей, посвящённые тысячелетию крещения Руси.
Об этих необыкновенных торжествах возвестил колокольный звон, его волнующая мелодия не затихала над Москвой и её окрестностями в течение двух дней — одиннадцатого и двенадцатого июня тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года.
Старославянский язык
Старославянский язык понятен русскому культурному человеку как язык религии и древней славянской культуры. Русский литературный язык, начиная с X века, испытывал огромное влияние этого древнего славянского языка. Какова же его история?
Термин «старославянский» язык нельзя понимать буквально: это не старый славянский язык (как и не древнерусский и не общеславянский), а книжный язык, созданный на основе древнеболгарского диалекта первыми проповедниками христианства в славянских странах.
В IX веке на территории нынешней Чехословакии было славянское Княжество Моравия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору Византии Михаилу с просьбой прислать людей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. Византийский император направил в Моравию учёных братьев Константина и Мефодия, хорошо знавших греческий и славянские языки, чтобы выполнить эту миссию.
Миссионеры перевели византийские богослужебные книги с греческого языка на хорошо известный им диалект древнеболгарского языка. Константин (который, став монахом, взял имя Кирилл) создал для этого книжного языка славянскую азбуку, получившую впоследствии название «кириллицы». Старославянский язык, как и славянская азбука кириллица, распространялся церковно-книжным путём вначале среди западных и южных славян. После крещения Руси этот язык проник и в восточнославянскую землю. В эпоху Киевской Руси старославянский язык стал языком религии, письменной культуры, государственности. Вполне понятно, что он оказал положительное влияние на древнерусскую речевую культуру. Элементы старославянского влияния до сих пор прослеживаются в русском литературном языке, увеличивая его богатство и выразительность.
Берестяные грамоты
Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до татаро-монгольского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение ее к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре их цивилизации.
Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к фа- моте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например, на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, непригодных для экспонирования.
Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности.
В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет под руководством профессора Арциховского, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте, относящиеся к XI — XVI векам. Разыскать такое подтверждение давней традиции русской письменной культуры было далеко не просто. Но неистребимый оптимизм археологов, ведших этот трудный розыск, верный расчёт, который всегда был их неотъемлемой чертой, и бессчётные усилия всего коллектива дали ни с чем не сравнимый научный эффект.
Берестяные грамоты Новгорода — беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная предыстория русской книги. Содержание новгородских грамот разнообразно: это преимущественно частные письма с забавными прибаутками, коммерческие записи, завещания и всякого рода распоряжения. Авторами грамот оказались представители всех классов общества, люди различных отраслей старинного производства. Здесь есть письма ремесленников, купцов, землевладельцев, крестьян, чиновников и духовенства. Тематика частных писем поистине необъятна. Некоторые из них написаны женщинами. Небезынтересны записи школьных упражнений, сделанные по-видимому, прилежными учащимися-подростками. Всё это свидетельствует о многовековой традиции письменной культуры Древней Руси.
Риск — благородное дело
Сотрудники милиции часто рискуют жизнью для спасения людей и, честно служа своему делу, готовы к неординарным поступкам. Иной раз простой милиционер может отвести страшную угрозу на железнодорожной линии. Так было и в этот раз.
В ненастный день пришлось дежурить сержанту милиции Василию Синицыну. Стоит он на мосту и видит, как ползут по небу тучи, словно ужасные гигантские чудовища.
Вдруг на мост, подобно лавине, ворвался тяжеловесный состав. Дежурного не могла не удивить небывалая скорость, которую развил поезд.
Мимо мелькали вагоны, гружёные платформы. В одном из тамбуров Синицын успел разглядеть человека. Тот быстро крутил рукоятку тормоза. Решение родилось мгновенно: вскочить на другую площадку и тоже тормозить. Ведь до станции близко, а на стрелках может выбить вагоны, и тогда — катастрофа.
Сержант ухватился за поручни лестницы, но не удержался — его отбросило па землю. Он присвистнул, но тут же повторил опасную попытку, и на этот раз удачно. Однако в тамбуре тормоза не оказалось. Тогда сержант взобрался на крышу вагона. Надо было отыскать оборудованную рукояткой площадку. Но где она: в начале или в конце состава? Василий увидел, что по крышам кто-то бежит. Это был помощник машиниста. «Там, там!» — кричал он, указывая, где был тормоз.
Рискуя сорваться каждую минуту, сержант перепрыгивал с вагона на вагон. Сердце бешено стучало, вагоны раскачивались. Блеснула молния, и прогремел гром. И как раз в эту минуту Синицын добрался до тормоза.
Вскоре он с облегчением почувствовал, что состав снижает скорость. Поезд удалось остановить почти у самых стрелок. Опасность миновала.
За доблестный подвиг сержант Василий Синицын удостоен правительственной награды.