Книга о хорошей речи - Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. 1997

Правильность речи
Не забывайте о знаках препинания!

При оформлении письменной речи большую роль играет правильная, синтаксически и стилистически мотивированная расстановка знаков препинания — пунктуация.

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

Точка ставится:

1) в конце повествовательного предложения, например: Поздно. Ветер стая холодный. Темно в домине. Роща спит над отуманенной рекою. Луна сокрылась за горою (А. Пушкин);

2) в конце побудительного предложения (без восклицательной интонации), например: Позвольте мне прочесть в другой раз (А. Блок);

3) в конце рубрик перечисления.

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения, например: Ты откуда же взялся, Андрей?

(Б. Горбатов).

Восклицательный знак ставится:

1) в конце восклицательного предложения, например: Что за чудесный человек мой друг! (И. Тургенев);

2) в конце побудительного предложения (с восклицательной интонацией), например: Встань! Ступай отсюда! (А. Чехов);

3) после обращения, например: Старик! О прежнем позабудь… (М. Лермонтов).

Многоточие ставится:

1) при незаконченных высказываниях, при перерывах в речи, например: — А, так ты… — Я без души лето целое все пела (И. Крылов);

2) при цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью, например: Л.Н. Толстой писал «… В искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которая достигается только при большом даровании и большом труде».

Запятая ставится:

1) между однородными членами предложения, например: Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв (И. Тургенев);

2) при обособлении второстепенных членов предложения, например: Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству (А. Куприн); Макар сидел на дровнях, слегка покачиваясь, и продолжал свою песню (Вл. Короленко);

3) в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения, например: Внизу, в тени, шумел Дунай (Ф. Тютчев); Я проснулся поздно, часу в пятом пополудни (С. Аксаков); На другой день я с пятью якутами переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова (И. Гончаров); Люди часто посмеиваются над ним, и справедливо (В. Панова);

4) при обращении, например: Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой (А. Пушкин);

5) при вводных словах, например: Тут, к неописуемому восхищению Пети, на старом кухонном столе устроена целая слесарная мастерская (Вал. Катаев); По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (И. Гончаров);

6) в сложносочиненных предложениях, например: Песок блестит на солнце теплым, желтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны тонким вышивкам из белого шелка (М. Горький);

7) в сложноподчиненных предложениях, например: Старик приказал сварить мясо по-настоящему, чтобы оно имело хороший вид (Т. Семушкин);

8) при сравнительных оборотах, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (К. Паустовский);

9) в бессоюзных сложных предложениях, например: День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав и качал листья деревьев (И. Тургенев).

Точка с запятой ставится:

1) при однородных членах предложения, например: Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении черная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в черном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонек папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке (Л. Толстой);

2) в сложносочиненных предложениях, например: Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей (Ф. Достоевский);

3) в сложноподчиненных предложениях, например: Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролет просиживать за чертежами; что теперь о нем, видимо, забыли (М. Шолохов);

4) в бессоюзных сложных предложениях, например: Березы, тополя, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).

Двоеточие ставится:

1) при однородных членах предложения после обобщающего слова, например: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба (К. Паустовский);

2) в бессоюзных сложных предложениях, например: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (А. Пушкин); Одно было несомненно: назад он не вернется (И. Тургенев); Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает (И. Тургенев); Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Л. Толстой);

3) при прямой речи, например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский).

Тире ставится:

1) между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, например: Одиночество в творчестве — тяжелая штука (А. Чехов); О решенном говорить — только путать (М. Горький);

2) в неполном предложении, например: За ночным окном — туман (А. Блок);

3) при однородных членах предложения перед обобщающим словом, например: И старичок, и я — мы оба веселились (К. Паустовский);

4) при обособленных приложениях, например: Я не слишком люблю это дерево — осину (И. Тургенев);

5) при вводных и вставных предложениях, например: Сидят здесь под страхом смерти и — что еще хуже — под проливным дождем (Эм. Казакевич); Тут — делать нечего — друзья поцеловались (И. Крылов);

6) в бессоюзных сложных предложениях, например: Сыр выпал — с ним была плутовка такова (И. Крылов); Я умираю — мне не к чему лгать (И. Тургенев); Победим — каменный дом построишь (А.Н. Толстой); Биться в одиночку — жизни не перевернуть (Н. Островский); Молвит слово — соловей поет (М. Лермонтов);

7) при прямой речи, например: — Спи, внучек, спи…вздохнула старуха (А. Чехов); — Я командовать приехал,заявил Чапаев, — а не с бумажками возиться (Дм. Фурманов).

Скобки ставятся при вводных и вставных предложениях, например: В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (С. Аксаков); Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера (Л. Толстой).

Кавычки ставятся:

1) при прямой речи, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Горький);

2) при цитатах, например: Говоря о поэзии Пушкина, Н.Л. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь; впервые открылся нам действительный русский мир»;

3) при названиях литературных произведений, произведений искусства, органов печати, предприятий, марок изделий, знаков отличия и т. д., например: роман «Отцы и дети», картина «Утро в сосновом лесу», балет «Раймонда», журнал «Огонек», завод «Красный путиловец», автомобиль «Чайка», трактор «Беларусь», духи «Красный мак», конфеты «Ромашка», медаль «За отвагу», орден «За заслуги перед Отечеством».